Народная кукла кукушка. Крещение кукушки

Крещение и похороны кукушки - девичий и женский обряд весенне-летнего цикла, представляющий собой вариант троицкого кумления, в центре которого ритуальный предмет под названием "кукушка".

Сроки проведения обряда

Наиболее распространенные сроки проведения обряда - Вознесение - Троица; действия начального этапа приходились также на второе, третье, четвертое, пятое, шестое воскресенья по Пасхе, второй понедельник после Пасхи, Николин день, Троицу, Духов день, заключительного - на Духов день, вторник после Духова дня, день всех Святых (см. Всесвятская неделя), Петров день.

Изготовление куклы кукушки

Кукушкой называли чаще всего куклу, имевшую антропоморфный, реже - орнитоморфный облик. В ее основе обычно был растительный материал: трава "кукушкин цвет", известная в народе как "кукушкины слезы", "заря", "кукушка", "зорька", "дрема"; цветок ириса, ветви берез, солома. Собранные травы, нередко вырванные с корнем, специально обрабатывали, придавая им вид человеческой или птичьей фигуры. Количество используемых для изготовления "кукушки" травинок должно было быть четным. В ряде мест фигуру делали из пестрого платка, кусочков материи; такая кукла именовалась также Маринка, Марынка, Аринка. В районе Брянска она отличалась большими размерами и представляла "здоровую девку из тряпок". В качестве кукушки могли использовать чучело птицы, обычно кукушки, реже - живую птицу - воробья (брянск.). Кукушку изображала также девушка с поднятыми над головой руками: ее запястья касались головы, сжатые кулаки были сложены вместе и повязаны платком (Журавлева Е.А. 1994. С. 32).

Куклу обязательно обряжали в яркие лоскуты и кружево, в одежду, снятую с одной из девочек-участниц, в специально сшитое платье. Последнее соответствовало девичьему наряду, бытовавшему в данной местности, в него входили рубаха, сарафан (иногда отсутствовал), пояс, платок, непременными элементами были крест и украшения - ленты, бусы, мониста, косники; цветовая гамма костюма - розово-красная. Местами кукушку пеленали и перевязывали лентами как ребенка; наряжали в венчальное платье: "…фату на яе наденем, уберем яе как невесту" (белгородск.); одевали в подпоясанную рубаху и черный платок, реже, в сарафан темных тонов, как вдову или сироту, - "кукушка - вдова, потому что ей мужа не достало", - говорили калужские крестьянки; укутывали в саван, соблюдая все правила обряжения покойника.

Часто кукушка представляла собой украшенное лентами, бусами, платками растение - ель, ветвь березы, черемухи, рябины, бузины, ивы, сосны; в локальных традициях она называлась также "репей" или "каравай". К пушистой сосновой ветке помимо украшений привязывали иногда колокольчики (белгородск.). В качестве кукушки использовали букет трав и цветов, а также перевязанный красной лентой венок, в состав которых непременно входила трава "кукушкины слезы". В Новосильском у. Тульской губ. кукушкой называли сооружение типа шалаша, в основе которого были две срезанные черемуховые ветки, вторнутые обоими концами в землю крест-накрест. Ветви украшались цветными тряпочками, травкой "кукушкины слезы" и цветами. В Орловской губ. термин "кукушка" употреблялся также для обозначения листьев подорожника и столетника.

Участницы обрядового действия

Основными участницами обрядового действия были молодые девушки 10-16 лет, иногда к ним присоединялись женщины, бывшие замужем не более одного года и не имевшие детей, присутствие которых в некоторых традициях считалось обязательным. Руководила ходом обряда пожилая женщина, нередко вдова. В ряде мест зафиксировано участие в обряде женщин всех возрастов, даже старух (белгородск.). В этом случае женщины делились на группы в соответствии с возрастом и семейным положением, каждая из которых проводила обряд отдельно от других, иногда соединяясь с ними на одном из этапов ритуального действия. Так, в городе Болхове Орловской губ. одновременно, но в разных местах совершали "крещение" кукушки девушки и девочки.

Последовательность обрядовых действий

Обряд начинался с изготовления кукушки, в котором принимали участие все девушки. Каждой отводилось определенное место в обрядовом действии. Некоторые из них выполняли более важные функции, чем остальные. Так, делали кукушку только "знающие" девушки, хотя каждая участница приносила для изготовления куклы по лоскуту и ленте. Специально выбирали девушек, которые отыскивали место, где впоследствии собирали - "опалывали" - необходимые растения - "в рощах около полей", или "на ржавчике" - на болоте - или крестили кукушку; замечали в лесах и садах нужные травы, срывали или вырывали их с корнем, придавали им форму, шили одежду для куклы, собирали в складчину деньги на покупку материала для куклы и продуктов для трапезы. В некоторых местах для заготовки древесных веток, используемых при изготовлении кукушки девушки приглашали парней.

Кукушку снаряжали, или "замечали", обычно в лесу, поле, реже, в поселении - в доме или в саду у какой-нибудь женщины или девушки. В ходе обряда готовую куклу-кукушку нередко укрепляли на дереве, переплетенных ветвях берез или орешника, а также под деревом, покрывая сверху платками, полотенцами, тканями. В Орловской губ. на верхушку березы или на ее завитые ветви вешали вместе с украшениями кукушку в виде листьев столетника (Брянский у.) или подорожника (Орловский у.). Тряпичную куклу иногда сажали в середину букета цветов, состоящего из березок и травы "кукушкины слезы".

В ряде мест кукушку в саване, а также в костюме ребенка, девушки-невесты или вдовы, укладывали в гроб, который девушки изготавливали сами или заказывали. Он был небольших размеров, окрашен снаружи, а внутри обит коленкором. Иногда его заменяли ящиком, коробкой из-под конфет или мыла. На дно гроба клали сено, покрывали его коленкором или белым лоскутом, в изголовье - сенную подушечку. Кукле, положенной в ящик, как настоящему покойнику, "освобождали руки, чтобы скрестить их на груди", но не клали камень, который непременно кладут в гроб каждому умершему. Укладывая кукушку, одни девушки голосили, а другие рядом пели и плясали.

Характерной чертой обряда было шествие девушек и молодок с наряженной кукушкой по деревне. Иногда к ним присоединялись парни, мужчины, дети и старики. Кукушка обычно находилась на голове или в руках одной из участниц обряда; в последнем случае ее могли положить на тарелку. В некоторых местах во время шествия по деревне несли несколько "кукушек", изготовленных разными группами женщин, разделенных по возрастному принципу (белгородск.).

Процессия девушек с кукушкой обычно совершала обход деревни, во время которого собирали деньги на трапезу или с каждого жителя по яичку. Хождение сопровождалось песнями:
"У ле-ле-ле, мы в лужок идем,
У ле-ле-ле, мы кокушку несем,
У ле-ле-ле, а кокушка ряба
У ле-ле-ле, а кому ж ты кума". (брянск.)

"Соловей с кукушечкой сговаривался:
Не летай, кукушечка, в мой зелены сад
Во моем садочку молодец гулял,
Ходил, гулял молодец не вочень весел,
Чего же мне, молодцу, веселому быть:
Журил, бранил батюшка, не знаю за что
Хотелось матушке в солдаты отдать". (калужск.)

"Хочим, хочим мы кукушечку перекрестить
Хочим, хочим на игрушечку посадить
Перекрестили мы кукушечку,
Посадили на игрушечку,
Ты черема, черемушка, кусток,
На черемушке лазоревый цветок.
Далеко поле белеется,
Белется, голубеется,
На все поле, на четыре стороны".
(белгородск.).

В Белгородской обл. во главе процессии с кукушкой шли взявшись за руки мальчик и девочка, изображавшие жениха и невесту. Брачную пару составляли также две куклы, одна из которых - кукушка - была одета в свадебный женский костюм, а другая - кукун - в мужской.

В ряде мест шествие представляло собой похоронную процессию. В этом случае гроб с кукушкой несли, как правило, задворками, избегая встреч. Если по дороге встречался парень, участницы обряда возвращались обратно. Процессию возглавляла девушка с крышкой гроба на голове, за ней шла другая, изображавшая священника и заунывно певшая псалмы; далее следовали две девушки, на плечах они держали палку, к которой с помощью полотенец был привязан гроб; так же в данной традиции обматывали полотенцами и носили гроб умершего ребенка.

В ходе шествия кукушку обычно переносили в лес, в поле, к реке, на кладбище.

Дальнейшее обрядовое действие известно под названиями: "кстят", "крестят", "святят", "провожают", "водят", "хоронят" кукушку. При "крещении" на кукушку вешали крест (несколько крестов), совершали над ней троекратное крестное знамение, выбирали для нее кума и куму - мальчика и девочку, сами кумились с ней, окунали ее в воду, наподобие омовения при христианском крещении. Жители Борисовского р-на Белгородской обл. связывали обрядовое крещение кукушки с церковным ритуалом: они объясняли, что "в лес ходили как бы до церкви" (Журавлева Е.А. 1994. С. 33).

В г. Болхов Орловской губ. термин "крестить кукушку" употреблялся для обозначения действий по снаряжению и погребению ритуального объекта, последнее совершалось в подражание христианской традиции, ряженный священник отпевал кукушку, пел над ней "Святый Боже". Погребение кукушки местные жительницы объясняли желанием спрятать ее подальше от посторонних глаз. "Вот мы эту прячем, прячем кукушечку, заносим в рожь и прячем ее там, закапываем. Ямочку выкапываем, ну и делаем, чтоб не замечено было" (брянск.; Журавлева Е.А. 1994. С. 33). В лесу также отыскивали укромное местечко, копали ямку, устилали ее "самыми лучшими, непременно новыми лоскутками"; кукушку закапывали с песнями:
"Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,
До новых до берез,
До красной до зари
До новой до травы.

Девушки - голубушки
Кумушки - подруженьки,
Свейте вы веночки
Из плакучей травки,
Из белой березки….
Мы веночки сложим
Вот так, вот так".
(калужск.).

В Орловской губ. гроб с кукушкой зарывали на кладбище, с краю, около ограды, там, где по обыкновению хоронили самоубийц, или в огороде у дома, где изготавливали / крестили / оплакивали кукушку. Ее могли спрятать в лесу или в поле, не закапывая, или просто оставляли на том же самом месте, где проходил обряд, зная, что оно, по традиции, должно быть скрыто от посторонних. Иногда "хоронить" кукушку доверяли двум-трем выбранным девушкам. Место "захоронения" они скрывали даже от своих подруг. В ряде районов кукушку бросали в реку.

Кумление

Кумление девушек и молодиц (см. Кумление), сопровождавшее почти во всех случаях обряд "крещения кукушки", могло проходить во время изготовления, "крещения", "погребения" ритуального объекта, а также до или после названных действий.

Время, место действия и ритуальный объект тщательно скрывали от мужской части населения. Для поведения парней характерно стремление найти и разорить кукушку, девушки старались не допустить этого и сохранить свои действия в тайне. В Орловской губ. кукушку не прятали, здесь практиковалось ритуальное разорение кукушки парнями после девичьего кумления.

Раскумление

Через определенный промежуток времени, иногда на следующий же день, совершалась вторая часть обряда, которой соответствовало раскумление (см. Кумление). Девушки отправлялись "смотреть" кукушку. Ее снимали с дерева, выкапывали из земли, разряжали, что и означало прекращение установленных в ходе кумления отношений; процесс дополнялся обычными для раскумления действиями и словами (см. Кумление). В это время звучали и песни:
"Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая,
К нам весна пришла,
Весна красна,
Нам зерна принесла,
Нам аржи на гумно
В коробью холста
Будет девкам красный лен
Старым бабам конопель".
(калужск.).

Использованную травку оставляли на дереве, закапывали обратно в землю или уносили домой к самой старшей из женщин и хранили. "Кукушкины слезы" употребляли в магических целях; чтобы наладить отношения между супругами, жене необходимо было напоить мужа настоем этого корня. Это поверье основано на представлении о том, что двойной корень растения обозначал мужа (черный) и жену (белый). Гроб и одежду сохраняли в доме одной из участниц обряда. Разряженную ветку закидывали за "стреху" или на чердак, чтобы использовать ее, так же как и гроб и одежду кукушки, на следующий год. В ряде мест кукушку-куклу и кукушку-венок разделяли между всеми участницами обряда.

Гадания

Отличительной чертой праздника "кукушки" было гадание молодок, молодых женщин первого года замужества. По корню вырытого растения кукушкины слезы они гадали о поле будущего ребенка: если корень длинный, то будет мальчик, если круглый - девочка. Они также пили отвар этого корня, приговаривая: "Кокушка, уроди мне сынушку-дочушку".

Ритуальная трапеза

Также как и другие женские обряды троицко-семицкого цикла "крещение и похороны кукушки" сопровождались обязательной ритуальной трапезой с непременной яичницей, молодежными гуляньями. Трапезу зачастую готовила женщина, руководившая обрядом; она же обычно предоставляла свой дом для гуляний. Повсеместно в них участвовали парни и мужчины. В Перемышленском у. Калужской губ. присоединение парней к трапезе носило ритуальный характер: парни и мальчики следили за девушками из-за кустов, при приготовлении яичницы они выскакивали на поляну, со смехом и шутками опрокидывали посуду.

Принадлежность обряда к ритуалам "проводы-похороны", исполнение песен аграрной тематики позволяет говорить о его аграрно-магической направленности и возвести его к культу умирающей воскресающей растительности. Устойчивый мотив заклинания урожая ассоциируется также с призывом дождя и влаги, необходимых для роста растений. Ряд исследователей полагает, что в его основе лежат более древние представления славян. В образе кукушки, также как и в образе троицкой березки, видят одно из воплощений женского божества, которое наделяет женщин, обратившихся к нему, душами-зародышами будущих детей. Поэтому крещение кукушки можно считать локальной разновидностью троицких обрядов с березой (см. Троицкая березка), что подтверждается набором ритуальных действий: выбирают для кукушки материал, преимущественно растительный, украшают ее, выносят в деревню, в поля, оставляют в полях, лесах, бросают в водоемы. С кукушкой отождествляли также русалку, представительницу мира мертвых, в образе которой видят души умерших некрещеных детей. В троицко-семицких обрядах она являла собой плодоносную силу, способную дать женщине ребенка, душу которого крестили во время обряда. Русалке же, как и другим заложным покойникам, приписывалась возможность насылать дожди (см. Семик).

Обряд "крещение и похороны кукушки" был распространен на территории Калужской, Курской, Орловской, Тульской губерний, встречался в Костромской губ., был отмечен у курских переселенцев Томской губ.

Татьяна Зимина


"Крестить кукушку", "хоронить кукушку" - ю.рус. весенний обряд, включающий элементы календарных ритуальных "проводов", символических похорон, кумления (см. Проводы; Похороны символические; Кумление). Распространен на территории Калужской, Орловской, Тульской, Курской, Брянской, Белгородской областей. Приурочен чаще всего к Вознесению, Троице, Духову дню, реже - к Николину (9/22.V) или Петрову (29.VI/ 12.?ІІ) дням.

Народные названия ритуала: крестить кукушку, хоронить кукушку, крещение и похороны кукушки, кукушку носить, водить или провожать, кукушки и т. п.

Структура обряда

Основная структура обряда сводилась к следующим действиям: изготовление ритуального символа, называемого кукушкой; вынесение его в лес, поле, к реке, где совершалось символическое "крещение кукушки" и кумление участниц ритуала; имитация "похорон" ("кукушку" закапывали в землю, иногда топили в реке, сажали на дерево, относили на кладбище). Отдельные этапы обряда могли быть разнесены во времени: например, делали "кукушку" на Вознесение, а крестили и хоронили в Троицын или Духов день; либо закапывали на Вознесение, а через какоето время (на другой день, через 2-З дня, через неделю) выкапывали из земли, оставляли ее на дереве, в ржаном поле и возвращались в село, где устраивали совместную трапезу, одним из обязательных блюд которой была яичница.

Состав исполнителей

Повсеместно отмечался женский характер обряда, в котором обычно участвовали девушки и молодухи. Не принято было принимать в нем участия женщинам, имевшим детей или прожившим в браке более года. Если случалось, что ко времени исполнения обряда в селе не было молодых девушек, "похороны кукушки" вообще не совершались. В редких свидетельствах сообщалось об участии всех женщин села или об обязательном присутствии четного числа девушек. Парни допускались лишь на заключительном этапе при организации трапезы, в общих молодежных играх и изредка - при кумлении. Во многих вариантах ритуала отмечался его скрытный, тайный характер, особенно тщательно скрывали его исполнение от парней.

Изготовление "кукушки"

При изготовлении "кукушки" в большинстве случаев использовались растения с народными названиями: кукушка, кукушкин цвет, кукушкины слезки, заря, дрема и ряд других (имеются в виду травянистые растения из семейства гвоздичных, орхидных, кокушник). Ранним утром на Вознесение девушки шли вырывать присмотренную заранее траву, вытягивали ее с корнем, верхушку отбрасывали, а корень со стеблем начинали наряжать, стараясь придать вид женской фигурки: надевали подобие рубашки, сарафана, повязывали платок. В наряде антропоморфной "кукушки" отчетливо выделялись признаки девушкипокойницы, убранной как невеста (на голову кукле накладывали венок или фату; не надевали фартук, объясняя это тем, что "покойниц в фартуках не хоронят"; либо закутывали фигурку в "саван"; обряжение могло сопровождаться похоронными причитаниями). Иногда готовили две куклы, изображавшие брачную пару - "кукушку" и "кукуна".

В некоторых вариантах обряда "кукушкой" служила березовая, рябиновая, вербовая или черемуховая ветка, украшенная лентами и бусами (орлов., тул.) или молодое деревце. На Брянщине таким ритуальным символом мог быть букет полевых цветов или корень травы, увешанный монистами. Есть свидетельства, что "кукушка" выглядела как венок из травы "кукушкины слезки", перевязанный красной лентой.

Менее распространены варианты "кукушки" в виде матерчатой куколки или птицеподобной фигурки (сделанной из растения или из чучела реальной лтицы), которых также рядили в девичий наряд.

"Крещение кукушки"

Наряженную фигурку относили на окраину села, где росли березы, сажали ее на дерево (ставили под березой, клали на землю на разостланный платок); над "кукушкой" часто устраивали подобие шалашика из веток, арку из растений или сплетали над ней ветки двух соседних берез. Вслед за тем начинался ритуал кумления: девушки надевали маленький крестик на "кукушку", снимали свои нательные кресты и вешали их на сплетенные ветки; желающие покумиться целовались друг с другом в дуге веток над "кукушкой", менялись крестами или платками, при этом приговаривали: "Ты кума, я кума!" или пели обрядовые песни: "Кукушкакума! Да идешь ты была? Ды кумилася, ды хрятилася"; "Ты, кукушка ряба, ты кому же кума?" Иногда кумление происходило на кладбище: над "кукушкой" разбивали крашеные яйца и оставляли их на могилах. Ритуальное кумовство между девушками сохраняло свою актуальность чаще всего несколько дней, после чего они "раскумливались".

"Похороны кукушки"

Ритуальный предмет, называемый кукушкой (кукла, ветка, деревце, букет), бросали в ржаное поле, сажали под кустом или на куст, привяэывали к растущему дереву, сбрасывали с моста в реку. Антропоморфную фигурку хоронили прямо в земле или укладывали в маленький гробик, коробку и зарывали. Этот момент ритуала совершался тайно. Из группы девушек выделялись две-три, которые старались незаметно от всех (особенно от парней) удалиться в лес и в укромном месте закапывали "кукушку". В селах вост. Брянщнны "похороны" сводились к тому, что матерчатую куклу, называемую кукушкой, относили в ржаное поле н оставляли там или зарывали в землю: "Сделають куклу. Ну, посодють ее на веточку, и в хлеб, у жито отнясуть, у рожь. Посодють. Ну и все. И кокушку схоронили". Во многих случаях выражение хоронить кукушку понималось в значении прятать: "Вот мы эту прячем, прячем кукушечку, заносим в рожь и прячем ее там, закапываем". Там где роль обрядового символа выполняли растения (ветка, букет), их забрасывали на дерево или в воду.

В некоторых селах Брянской обл. были зафиксированы поверья о том, что "кукушка" превращается в русалку, поэтому, посадив куклу-"кукушку" под куст, девушки обчерчивались, т. е. проводили по земле палкой черту, "чтобы перегородить дорогу русалке", "чтобы никто не подходил к кукушке".

В ряде мест было принято на другой день или через несколько дней посещать место погребения "кукушки" (часто это совершалось в Духов день). Целью посещения, в одних случаях, была необходимость убедиться, что никто не обнаружил и не похитил куклу, в других - сами участницы выкапывали ее из земли, перекладывали на дерево (бросали в ржаное поле, вновь закапывали на прежнем месте и т. п.).

Судя по мотивам песен, сопровождавших обряд, девушки осознавали, что кумятся не только друг с другом, но и с "кукушкой", которую в песнях называют "девицей": "У меня новая кума!/ У меня кукушка кума,/ У меня рябая кума!"; "Кумушка, голубушка,/ Сергія кукушечка!/ Давай с тобой, девица,/ Давай покумимся". Песенные мотивы отражают представления о том, что установление посредством кумлення своеобразного родства сохраняется на весь год: "Кума с кумой покумимся,/ Чтобы нам весь год не браниться,/ Побранимся - грешны будем,/ Какушечке тошно станет".

При "похоронах" пели песни, в которых прощались с кукушкой до следующего лета: "Прощай, прощай, кукушечка,/ Прощай, прощай, рябушечка,/ До новых до береа,/ До красной до зари,/ До новой до травы!"

Характерная для обряда семантика прощания и "проводов" соотносится с в.слав, поверьями о том, что с Петрова дня кукушка перестает куковать и исчезает или превращается в ястреба. Ритуальные похороны кукушки осмысляются как знак определенной календарной границы, смены сезонов. По представлениям жителей восточных рнов Брянской обл., как только перестает куковать кукушка, заканчивается весна и наступает лето. Слишком раннее весеннее кукование (или затянувшееся за Петров день) повсеместно расценивалось как предвестие беды: "Ее и хоронят для того, чтобы она "куку" не кричала". Если к моменту исполнения обряда еще слышалось кукование, то девушки говорили: "Покукуй, покукуй, кукушечка, да переставай, а мы несем тебя кстить". Общая символика кукушки, связанная с женским началом, потусторонним миром, обликом души, а также структурные элементы обряда, сроки его исполнения, растительные эквиваленты "кукушки" и т. п. позволяют отметить черты сходства и общую семантику между обрядами "крещения и похорон кукушки", "завивання" троицкой березки и "проводов русалки".

За май- обрядовая кукла КУКУШКА.

Древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, Пели песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!
После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.
Кукла кукушка считалась лекарством от тоски и одиночества.

ЗА ИЮНЬ- ОБРЯДОВАЯ КУКЛА -БЕРЕЗКА.

Кукла Чернского, Плавского, Ефремовского р-нов.
Делали ее на Троицу, в этот день украшали березовыми ветками дом. Девушки вставали рано, до восхода солнца и шли за водой. В ведра с водой клали веточки березы и несли воду домой, боялись расплескать. А дома все старались напиться и умыться этой водой, кто первый напьется, тот счастлив будет в этом году.
Для гадания делали куклу Березка из березового полешка, символ березы. Это куколка одного дня, по ней гадали. Утром делали, вечером – разбирали и оставляли на березе.
Делали куколку совместно несколько девушек, по ней гадали. Куколку красиво наряжали, украшали ветками березы, травой с соцветиями. Привязывали три ветки березы впереди. Одна – сухая, другая с сережками, а третья – красивая. С закрытыми глазами девушки снимали с куколки веточки. Если попадалась сухая ветка - то муж будет старый, если красивая - то красивый, если с сережками – то богатый. После гадания куколку разбирали, и оставляли на дереве, одежду забирали.

Эта обрядовая кукла изготавливается, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Считается, что Спиридон-Солнцеворот поворотом колеса может изменить жизнь в нужную сторону.

В руках перед собой держит колесо, изображающее солнце.

Солнце дает нам возможность существовать и действовать. Питает светом все живое. Наделяет нас такими качествами: ответственность и пунктуальность (Солнце светит для всех одинаково и восходит всегда вовремя), там где есть ответственность – будет процветание.

Отвечает за порядок, карьерный рост, лидерские качества, Здоровье Жизнерадостность. Счастье.

Спиридон Солнцеворот Мужчине помогает управлять (править) делами, хозяйством, бизнесом и т.д. Куклу дарят мужчине для умелого ведения дел и перемен в Жизни.

Спиридона желательно поставить на видном для хозяина месте в доме, (возле рабочего места или на восточной стороне). Кукла может быть изготовлена из лыка или из материала, по желанию. Стоимость 500 рублей.


В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы Кузьма и Демьян. Именины Кузьмы и Демьяна празднуются 14 ноября и называются осенние кузьминки. После уборки урожая в деревнях наступало время отдыха и свадеб.

Святые Косма и Дамиан - асийские братья, родом из Малой Азии. Их мать Феодотия воспитала детей в христианской вере. Хорошо образованные, искусные врачи, они исцеляли душевные и телесные муки людей, лечили животных, причем беЗплатно, за что их и называли бессребрениками.

Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел - «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел и женского рукоделия. Стоимость 300 рублей.

Кукла Кукушка, Кукушечка


Древний обряд "похороны кукушки". Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, пели песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.

Кукла «Кукушка» считалась лекарством от тоски и одиночества. На нее "наговаривали" свои проблемы, а потом сжигали.

Стоимость куклы 200 рублей. Стоимость птички 100 рублей.

Мужских кукол в народном творчестве очень мало. Мужских – в том смысле, что изображался мужчина, а предназначался он все же девочкам. Такие куклы назывались куклаки. Делается эта куколка на основе кувадки. Бытовал такой куклак в Тульско-калужском регионе, поэтому и название у нее тульско-калужский мужик.
Тульско-калужский мужик - это игровая кукла, предназначена для забавы детям. Стоимость 100 рублей.

Куколка Сударушка


Про нее существует легенда.

У одной женщины заболела дочка, и ничего не помогало, дочка таяла день ото дня. Женщина отчаялась, не знала, что может помочь, она сделала для дочки куколку и положила ей в кровать. Попросила ее: «Матушка- Сударушка, помоги моей доченьке!» Через некоторое время она увидела девочку сидящей на постели и играющей с куколкой, на щеках девочки появился румянец. После этого девочка выздоровела.

Куколка Сударушка – относится к игровым куклам. Сударушку наряжают в ту одежду, которая ближе по Душе или по желанию. Стоимость 800 рублей.

Кукла «Новгородская Княгиня»

(или «Новгородская Берегиня») относится к обереговым, с её изготовлением связаны некоторые обряды.

На свадьбах молодые приравнивались к князю и княгине. Если молодая княгиня заболевала, то делалась специальная кукла. Основание куклы - береста. Исцеляющей силой березы является береста. Она скручивалась в скатку в бане. Вода с больной женщины сливалась на бересту, кукла обряжалась в лоскут с костюма женщины, затем кукла закапывалась в землю. Считается, что болезнь уйдет, когда сгниет кукла. К сожалению, это далеко не так, береста не гниёт. Поэтому при ритуале женщина сливала с себя болезнь, которая уходит под землю, а сама женщина выздоравливает, благодаря очистительной процедуре.

Сегодня кукла «Новгородская княгиня» - сувенир, который несет в себе гостеприимство земли новгородской и является символом новгородского фестиваля «Садко». Стоимость 800 рублей.

Симеон Столпник

Симеон Столпник - обрядовая кукла.

Также имеет название - Симеон-Летопроводец, Ромеол-Столпник.

Этот оберег – символ бесконечности жизни, мужского начала, без которого женское – слабо и безплодно. Позже появилась традиция дарить этот оберег - куклу Симеон Столпник - мужчинам, чтобы их силы никогда не иссякали.

Куклак-символ мужской силы и выносливости. Делался 14 сентября на Новый год по старому календарю, когда заканчивались полевые работы и начиналась пора сватовства и сговора невест, в пору общих праздничных гуляний. Куклак водружался на вершину столба, по которому взбирались парни, демонстрируя свою силу и молодецкую удаль. Победителю доставался в награду Симеон Столпник и восхищенное внимание лучших невест деревни! Стоимость 200 рублей.

Мальчик Столбик

Мальчик столбик − игровая кукла делали её девочки, чтобы понимать, как устроены парни и чем они отличаются от девок. И чтобы не бояться этих отличий, ведь без этого "секрета" невозможно возникновение новой жизни. Стоимость 300 рублей.

Кукла Барыня

Кукла Барыня – игровая кукла для старших детей. Делается бесшитьевым способом из тряпичной скрутки. Отличительной особенностью этой игровой куклы Барыни являются плетеные руки. Кукла довольно проста, но в то же время сложна для маленьких детей. Поэтому ее делали исключительно для детишек по-старше. Костюм куклы представлял собой юбку, фартук и косынку, завязанную на летний манер. Стоимость 300 рублей.

Это традиционная игровая кукла. Такое название ее «мадонна» бытует у современных мастериц. Она является образом матери. С детства девочки играют в куклы, часто игры так и называются дочки-матери, проигрывая, примеряя на себя образ себя матери, обучаясь на кукле обращаться с ребенком. В этой кукле видно предназначение женщины, растить детей, поэтому на нее так отзывчивы девочки. Стоимость 200 рублей.

Кукла Коляда

Обрядовая кукла

Коляда - славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество. Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. А праздник Коляды справляют с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Праздник Коляды иначе называют Даждьбожий день или Карачун.

Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. От имени Коляды колядующие желали Счастья и Благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

Коляду делают двух видов. Первая из лыка или соломы, а затем её сжигают по окончанию святок. Второй вид – традиционная скрутка, одетая во всё новое, такая куколка хранилась целый год дома и приносила счастье, мир и согласие между членами семьи.

Стоимость куклы из лыка 150 рублей. Стоимость куклы из материала 500 рублей.

Птица Таусень

21 сентября, праздновали Осенины - день осеннего равноденствия и праздник урожая. Богата, сытна осень. Созревают плоды, подрастают птенцы и народившиеся весной и летом лесные и полевые зверюшки. Осенью и у воробья пир. Поэтому осенины не только праздник урожая, но и праздник рожаниц - Лады и Лели, матери и дочери - Богинь Плодородия.

Не случайно с этого момента начинается пора Свадеб, которая длиться до самой Масленицы. На осенины готовят обереги - во избежание призора и болезней жгут старые вещи и изношеную обувь, а детей обливают на пороге водой. В старину поношенные лапти вешали под крышу дома или скотного двора, чтобы никто не изурочил и не сглазил. Чем больше лаптей, тем надёжнее защита. А в комнате развешивается репчатый лук плетяницами, чтобы воздух чистым был и никакая зараза не проникала.

Ниже идёт описание, как празднуется день Матушки Осенины и какую роль играет птица Таусень.

«Ранним утром, когда солнце только осветило верхушки окрестных гор, девушки и женщины в славянских, расшитых обережными символами, сарафанах с песнями вышли к реке - встречать Матушку Осенину. Вынесли каравай, преломив который, старшая пустила по течению реки. И зазвучали звонкие голоса над утренней гладью реки: «Здравствуй, Осенина-Матушка, урожай подательница, житницы наполняющая, назиму поворачивающая коло годовое! Ты отдых приносишь и зверью, и птице, и траве зеленой, и деревьям могучим, и нам людям-родичам! Ты леса золотишь, ты поля желтишь, ты реки глубишь! Здравствуй, Матушка Осенина!» И после поднялись на поляну, где стоит идол хранителя Рода с тремя символами, Навь, Явь и Правь - три сущности мироздания - обозначающими. И волхв общины воззвал к богам, славя их за лето светлое, за урожай богатый и каждый принес в огонь требу-жертву зерном, хлебом и квасом.


А после молодцам, что посмелее, путь в Навь предстоял за зельем жизни для Дажьбога-солнца, чтобы всадник на золотом коне вернулся к людям с новой весной. Но на Калиновом мосту, что через реку-Смородину, путь в Навь преграждающую, ждал смельчаков страж Навий, дающий испытания смельчакам. Пройдя эти испытания, смельчаки встретили новые, Навьей хозяйкой за зелье предложенные. А когда и с этим справились, и зелье взяли, и в обратный путь двинулись, то страж на мосту Калиновом потребовал оставить одного из ходоков в Нави. И лишь выполнив его требования, вернулись путники, зелье жизни для Дажьбога принеся. И дали зелье это птице, из трав и ветвей леса созданной, чтобы, сгорев в пламени Крады-костра, донесла она зелье до солнца... И были после хороводы вокруг Крады, и прыжки через огонь очищающий, и игры веселые, и пир горой...»
Стоимость птицы Таусень – 150 рублей.

Кукла перевёртыш. Барыня-Работница

Игровая кукла. В этой кукле показано, как настоящая Женщина себя проявляет в Семье, в Жизни. Что Женщина по своей сути Хозяйка, Берегиня, Мать, а главное Богиня. Всегда знает, как себя вести, что делать и как создать Уют, Любовь и Гармонию. Стоимость 1000 рублей.

Птица Счастья

Это милое поздравление с весной. Издревле птички, связанные из лыка, соломы или тряпочек являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны. Наши предки верили, что птицы приносят счастье и удачу – в птиц могут входить души умерших родственников, которые нас любят и помогают в земной жизни.
Кукла сделана вручную традиционным способом из лыка мочального, а перышки оплетены цветными нитями, согласна обережной символики.
Стоимость птички – 200 рублей.


Солнечный конь - очень простой на вид, но с удивительно теплой энергетикой.

Конь по славянским традициям – особо почитаемое животное. Незаменимый помощник в быту и верный спутник воина-богатыря, конь представлялся нашим Предкам в облике золотого солнца, а пышная, развивающаяся на ветру грива, напоминала солнечные лучи.

С конем было связано много пословиц и примет. В сказках и былинах волшебный конь разговаривал человеческим голосом, всячески помогал своему хозяину, влиял на его судьбу.

Сильными оберегами считались подковы, колокольчики, атрибуты лошадиной


упряжи.

Кони были воплощением всего буйного, неспокойного и мудрого. Только сильный и уверенный в себе наездник мог укротить могучего коня.

Солнечный конь - символ плодородия и мощной власти, приносит в дом удачу и счастье, оберегает от злых напастей и лихих людей.

Стоимость из лыка – 150 рублей. Стоимость коня – 200 рублей .

Итак, вы решили заказать оберег-куколку. Что для этого нужно:

Выбрав понравившееся изделие, Вам необходимо сделать Мастеру Руслане заказ, написав письмо. После этого изделие можно будет получить наложенным платежом почтой России.

Для этого вы пишете письмо на e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , где:

1. Указываете название оберега и их количество.
2. Указываете подробный свой адрес (индекс, адрес и полные ФИО).
3. Если изделие нужно зарядить, указываете цель, с которой его нужно зарядить.

После этого получите подтверждение Вашего заказа. Далее в течение 2-3 дней высылаем Вам почтовой посылкой наложенным платежом на указанный адрес. Об отправке Вам Мастер сообщает дополнительно. В платеж войдет стоимость заказанного Вами изделия + почтовая пересылка, которая по России составляет в среднем 200-400 р.

Славянские куклы-обереги: 3

Древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, Пеле песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.

Кукла «Кукушка» считалась лекарством от тоски и одиночества. На нее "наговаривали" свои проблемы, а потом сжигали.

А вот информация с сайта - Дербеневка (фольклорно-этнографический центр):

Почему кукушка? С этой птицей всегда были связаныопределенные мифологические представления. От других птиц кукушкаотличается тем, что не вьет гнезда и не выводит птенцов, считается, чтоименно за это на Петров день птицы изгоняют ее из леса. Наиболееустойчивы верования, что кукушка - воплощенная душа умершего иливестница мира предков. В северо-западных областях (Псковская область,Полесье) существует обычай полевых голошений с кукушкой, обращаясь кней как к покойному родственнику или передавая ей весточки для него.Поскольку кукушка осознается как медиатор между мирами, как вестница с«того» света, она наделяется способностью предсказывать будущее.

Обряд предстает перед нами в нескольких вариантах – «похороны» кукушки и ее «крестины». «Унас такой абычай, што харанили. А у некатарых деревнях называлася«крестили какушку». Крeстьбины были. Ну, делають какушку и крестьбиныей делають. Как ребёначка крестят. И абед, и гуляют. Если крестят, тоне закaповают» .

Пару раз удалось записать, видимо,полный вариант обряда, в котором сделанную на Вознесение куклукрестили и закапывали, а на Троицу поминали (иногда при этом разрывая).Во многих селах под названием «крестить кукушку» остался лишь третийэтап обряда – собственно поминки с весельем в лесу; так обрядтрансформировался в праздник.

Делали куклу по-разному. Если в других местах бытования обряда«кукушкой» часто становилась травка «кукушкины слезки», а в редкихслучаях даже собственно чучело птицы, то в Людиновском районе это былатряпочная кукла, в основе которой была раздвоенная березовая (иногдаольховая) веточка. По выражению исполнителей ее «пеленают», то естьобертывают красивыми тряпочками, которые приносят девки («кто какоймахорик, ласкутик») - шить при этом нельзя было.

Интересно, что иногда куклу делали скаблучками, то есть конец каждой из двух веточек раздваивался еще раз;возможно, что это орнитоморфная деталь, обозначающая птичьи ножки.«Ножки» пеленали обязательно красной тряпкой, далее делали традиционныйдевичий костюм. Как и большинство архаичных кукол, кукушка должна былабыть «слепая», то есть без лица, но в более поздних вариантах его сталирисовать.

Изготовленная кукла – молодая девка,это много раз проскальзывает в репликах исполнителей – «положи девкуда получше». Во фразе «отдаем мы девку замуж» слышатся отголоскидревнего жертвоприношения, хотя сами бабушки, конечно, об этом незадумываются. Смысл производимых действий они объясняют традицией: «Паабычаю. И сроду, сроду!».

Крещение было достаточно условным:«пабрызгають, памоють её». Потом сделанную куклу ставили на окно иликлали на лавку, делали гробик, застилали его соломой, которая понародным представлениям «греет покойников», делали подушечку, набитуюсоломой. Далее все делали по традиционному похоронному обряду – гробикнесли на носилках, опускали в ямку на полотенцах и т.д. Закапываличаще всего в ржаном поле, что прямо указывает на связь с аграрноймагией.

Обряд с кукушкой являлся одним изженских весенних обрядов, в нем участвовали девушки и молодки;параллельно свои «похороны кукушки» могли делать девочки. Обрядсовершался тайно, мужчины, парни не могли присутствовать при нем изнать о месте «крещения» и захоронения кукушки. Для этого хоронилирано, до восхода солнца: «а тада рана подымаемся на Вознесение,рана-прерана. И мы убеrаем, штоб ребята нас не нашли!».

Парни (в поздних вариантах - дети)караулили девок на крышах, старались подсмотреть и разорить местозахоронения. Иногда оно оказывалось тайным даже для участников:похороны производили одна-две выбранные девушки. Особо смелые девкиделали фальшивую могилу с нечистотами. Настоящую могилку затаптывали,чтобы никто не видел, а если ставили крестик, то так, чтобы не былвиден во ржи. Раньше тайность совершаемых действий была необходимой; поописанию начала 20 века «Ни одна крестьянка не сознается, что умеет«сряжать и кстить кукушку».

Если могилка все-таки разрывалась,ребята приносили куклу, надсмехались над девками, иногда в насмешкуприбивали ее к столбу, вместе с лаптем, в котором ее там хоронили. Присерьезном отношении к обряду, в этом случае праздник был сорван, этомогло предвещать плохой урожай или неудавшееся замужество, девушкиочень плакали; позже, конечно, наблюдалась более игровая атмосфера.

Последний этап обряда – поминки, акое-где торжественное выкапывание кукушки через неделю после Троицы. Напомин собирались все – и ребята, и девушки, делали общий стол, причемобязательной ритуальной едой были яйца – «пару яец мать сварить идращёну спекеть». Там уж «столько народу, там столька шуму, там сколькавеселля!», «и гармошки, и песни, и танцы, и страдания, фсё!» .

Во время похорон по кукушке обязательно причитали, выбирая при этом наиболее умелую в этом деле молодку («ну, каму ш плакать? нада Маньке плакать!» ). При этом, как часто это бывало, начинается плач символически («Што вроде паложено» ), а как «начнёть причитывать и заплачеть па всей па правде. И заrалосить, и мы заrалосим» .

Дополнение

Кукла Кукушка, Тульская губерния (на фото справа - сзади стоит, серая).

Была связана с древним обрядом посвящения девочек в девушки, во взрослую жизньобрядом «отказа от кукушества». девочки, прощаясь со своим детством, давали обещание не быть кукушкою, т.е. ке быть плохой матерью.

Кукла делалась девочками 12 лет на праздник Вознесения из травы кукушкины слезы под руководством вдовой старухи. Несколько девочек собирали траву для изготовления куклы, аккуратно складывали стебель к стеблю. При этом нельзя было сломать стебель и оторвать корень. Куклу делали все вместе, обвязывая стебли красной нитью. Каждая девочка стремилась внести в создание куклы что-то свое. Самая древняя кукушкаиз травы в темном платке. Позже появилась кукла из травы, одетая в яркую поневу, передник. но в темном платке. Еще один вариант куклы кукушкиобраз женщины немолодой, возможно вдовы, одетой неярко.

На Вознесение проводился и обряд «похороны кукушки». На полянке выкапывалась ямка и устилалась травой. Хоронили куклу кукушку, которую в тот же день делали девушки. Куклу клали вместе с подарками девушек (кольцо, платочек и т.д.), загадывая желания на год. Кукушку присыпали, травой, землей, примечали место. Куклу откапывали через 10 дней, на Троицу и смотрели на свои подарки. Если в кольцо заползал муравей, то девушка выйдет замуж. Свои вещи с кукушки снимали и куклу сажали на дерево.

Девушки через кукушку «кумились»выбирали подружку на целый год. Наряженную куклу ставили под березку, свивали на д ней дугою ветки. На них вешали свои крестики девочки, желающие покумиться. Затем они целовались в дуге из веток, приговаривая: "Ты куна, и я кума" и обменивались крестиками и куклами. После этого девушки дружили целый год и не ссорились. На следующий год можно было выбрать эту же подружку или другую.

Информатор Агаева И.8

Кукушка — ритуальная кукла, которую изготавливали девушки для проведения весеннего обряда крещения и похорон кукушки, бытующего в некоторых районах Калужской, Тульской, Орловской, Брянской, Курской и Белгородской областей. В селе Шелаево кукушку плели из болотной травы — куги, в виде небольшой куколки треугольной формы. Стебли переплетали по подобию девичьей косы, делали ножки и головку, которую покрывали платочком или украшали лентами. Несмотря на зооморфное название чучела, в его облике явно прослеживаются антропоморфные черты, например в названии частей тельца. Наряд кукушки также включал в себя элементы девичьей одежды: платок, ленту. В том, что для «кукушки» изготавливали пару — кукона, прослеживаются брачные мотивы. Обряд «похороны кукушки» символизирует окончание весеннего сезона.


На Звесеньё (Вознесение) девочки/девушки собирались в саду, приносили с собой сорванную на болоте траву, а также чашу с водой. К ним приходили и мальчики. В саду девочки плели кукушку и кукона. Сначала делали головку и туловище. Для этого брали стебель куги длиной с мизинец и другой стебель длиной около 50 см, который петлей туго обвивали вокруг маленького. Эта часть называлась головкой . Остальная часть длинного стебля являлась основанием для туловища и ножек . Туловище формировали следующим образом: брали еще один стебель и оборачивали им основной длинный стебель, перекрещивая спереди и соединяя концы с «ножками», повторяя эти действия до тех пор, пока туловище не достигало нужного размера. На «ножках» стебли туго перевязывали и ровно обрезали. В результате получалась кукла треугольной формы, сплетенная «косичкой», с ножками, размером 40-50 см. На головку «кукушке» могли повязать платочек, а «кукона» украшали ленточками.

Количество изготавливаемых для проведения обряда «кукушек» в селе зависело от количества улиц. Как правило, коллектив участников обряда складывался из детей, проживавших по одной улице. После того, как куклы были готовы, их кстили (крестили) — погружали в чашу с водой — «как в церкви». Затем обоих кукол усаживали на ветку дерева, а сами начинали кумиться : мальчик с девочкой обменивались платочками. На Троицу кукушку и кукона снимали с ветки и закапывали в землю под деревом. Кстить кукушку и кумиться девушки ходили ежегодно вплоть до замужества.

Надевание платка кукушке называли повиванием по аналогии с этапом свадебного обряда, в ходе которого невесте меняли девичьи прическу и головной убор на женские. В южнорусской традиции это кульминационный момент свадьбы, в котором принимает участие вся община. Кроме того, «крещение кукушки» и кумление участников обряда сопровождалось свадебными величальными песнями «Мальчик-кудрявчик ты мой», «Из-под каменя, каменя».

Кукушка в славянском фольклоре — особая птица, с ярко выраженной женской символикой. Большинство исследователей сходятся во мнении, что образ кукушки воплощает души умерших, не изживших свой век (см. Афанасьев А.А., Зеленин Д.К.). А связь кумления с кукушкой, у которой нарушены или утрачены родственные права, просматривается в стремлении восполнить их ритуальным способом [Гура, 687].

Период кукования кукушки «от Егория до Петра» (с 6 мая по 12 июля) в народных представлениях соответствует поздневесеннему периоду. Таким образом, окончание пения кукушки осмысляется как окончание весны. В этом контексте «похороны кукушки» символизируют окончанию весеннего сезона.

В настоящее время изготавливать «кукушку» могут лишь старожилы села, в молодости участвовавшие в обряде «крещения и похорон кукушки».