Древний бог кецалькоатль научил коренных жителей. Пернатый змей Кецалькоатль – верховный бог народов Центральной Америки - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Согласно «Хроникам Куаутитлана» - анонимного источника времён испанского завоевания, записанного латиницей на языке науа, Се Акатль Топильцин с девятилетнего возраста посвятил себя служению Кецалькоатлю . Затем он стал верховным жрецом этого бога и при поддержке покорённых государством тольтеков народностей и тольтекской оппозиции - правителем Толлана. Кецалькоатль предложил ослабленному постоянными военными конфликтами тольтекскому обществу программу преобразований, основанную на принципах «тольтекойотля» («тольтекского духа») - этико-политического учения, предлагавшего создание единой культуры на основе соединения традиций тольтеков и покорённых ими народов, а также цивилизационных предшественников, в первую очередь Теотиуакана. Тольтекойотль призывал к труду, веротерпимости, недопустимости дискриминации по этническому признаку, личному спасению через самосовершенствование и т.п. Кецалькоатль также провёл военную реформу, заменив старых командиров собственными выдвиженцами, чтобы обезопасить своё правление для совершения социально-политических и религиозных преобразований.

Сравнительно мирное правление Кецалькоатля было ознаменовано экономическим подъёмом. Столица государства Тула превратилась в преуспевающий город с населением более 40 000 человек и превышала по размерам любую западноевропейскую столицу XIV века. Символом преобразований стал новый храм в Туле, посвящённый «Утренней владычице» (планете Венере), считавшейся воплощением «Пернатого змея». Храм состоял из четырёх помещений, размещённых по сторонам света. Западное было оформлено бирюзовой мозаикой, восточное - золотыми пластинками, южное - морскими ракушками, северное - яшмой и красными камнями. По аналогии с ним ещё один храм бога Кецалькоатля был украшен разноцветными перьями: синими – западный отсек, жёлтыми - восточный, белыми - южный, красными - северный.
Прогрессивные преобразования Топильцина Кецалькоатля встретили отчаянное сопротивление консервативно настроенных жрецов традиционных культов. Жрецы Титлаукана даже возглавили заговор против него.
Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль правил 20 лет. В 52-летнем возрасте он навсегда покинул Тулу в сопровождении нескольких тысяч своих последователей. Согласно Бартоломе де Лас Касасу, в 968-987 гг. он вместе со своими последователями высадился на п-ове Юкатан и к 1027 г. завоевал все еще существовавшую там империю майя, взяв себе имя Кукулькан. Ему подчинялись двадцать вождей тольтеков. Диего де Ланда описывает предводителя завоевателей как человека «добродушного, без жены и детей, почитавшегося после своего исхода из Мексики как бог». Однако, по свидетельствам майя, Кукулькан, скорее всего, был не Топильцином Кецалькоатлем, а кем-нибудь из его ближайших преемников, перенявших его титул.

В храме войны в Чичен-Ице обнаружены фрагменты фресок, изображающих сражение между краснокожими воинами и белыми людьми с большими бородами и шлемами на головах.

Почему Кецалькоатль покинул Америку?


Почему Кецалькоатль – «человек» покинул Америку, до сих пор остается загадкой. Многие современные трактователи легенд тольтеков и ацтеков сходятся во мнении, что он не без помощи Тескатлипоки (Титлаукана) погряз в грехах и, нарушив введенные им же порядки и принципы, не мог больше править избранным им народом.
Другие исследователи считают, что активное выступление Кецалькоатля против жертвоприношений самому себе (в смысле богу) и, в особенности, другим богам, было встречено «в штыки» жрецами и, в конце концов, вылилось в массовый заговор против него со стороны последователей этих богов. В доказательство этому иногда приводится факт, что после ухода или изгнания Кецалькоатля у ацтеков возродился обычай приносить ему человеческие жертвы. При этом речь всегда шла о представителях знати, которых для осуществления ритуала жертвоприношения тайно душили.
Правда, существует и другое мнение на этот счет - это варварство возникло не из-за того, что жрецы возродили старый культ, а из-за полного искажения идеи Кецалькоатля
«человека». Он предлагал принести в жертву собственную волю, а не тело. Именно живая душа человека, по мнению бога, должна была отойти от земной жизни и обрести единение с божественной космической волей, чтобы дать настоящую пищу существованию Вселенной.

***

Кем были белый бородатый бог ацтеков Кецалькоатль и белокожий правитель тольтеков Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль? Были ли они одним и тем же человеком или человекоподобным богом, который появился сначала в Шочикальпо, потом в Толлане, Чичен-Ице, Ацтлане и, наконец, в Теското? Или это были разные «люди» одной эпохи , которые оставили следы примерно с 700 гг. (а по данным Диего де Ланды с 1000 гг. до н.э.) до 1300 гг. в разных местах Американского континента, а, возможно, появились там еще раньше.

Читайте мою работу на эту тему «

Под этим именем (в переводе – «Дымящееся зеркало») выступают в некоторых случаях первые четыре божества, порожденные Верховным владыкой, а в других – одно из этих божеств. Можно предположить (соединяя обе версии), что если три Тескатлипоки имели дополнительные имена – Кецалькоатль, Уицилопочтли, Шипе Тотека, – то один из них так и остался под общим именем.

Суть этих четырех богов тоже понималась по разному в различных преданиях. Ойи олицетворили четыре цвета (белый, черный, красный и синий), четыре природные стихии или элемента природы, четыре стороны света, а также четыре эпохи мироздания.

Сначала они трудились совместно, наводя порядок в мире. Согласно пересказу М. Леона Портильи, один из братьев, пожелавший возвыситься, превратился в Солнце и сотворил из пепла первых земных существ, которые питались только желудями. Остальные братья были возмущены таким поступком, но их успокоил Кецалькоатль (олицетворение мудрости). На землю был ниспослан потоп, все было смыто водой, а первые существа превратились в рыб. Так завершился первый век. Во второй период на земле появились чудовищные создания, которые вместо приветствия говорили: «Не падай, ибо тот, кто падает, падает навсегда». Но в конце этого века небесные чудища обрушились на земных, и все они погибли. Существа третьего века были уничтожены огненным дождем. Их сменили обезьянолюди, но и их мир был уничтожен – на этот раз шквальным ветром, бурей.

В дальнейшем четыре Тескатлипоки решили заключить мир между собой и совместными усилиями создали новую землю, новое небо, новых существ. Но не было еще ни света, ни тепла. Пылал божественный очаг, и кому то из братьев следовало броситься в него, вспыхнуть и вознестись на небо в виде Солнца.

Первым попытался вознестись черный Тескатлипока, самый дерзкий. Он четыре раза пытался броситься в огонь, но всякий раз отступал с испугом. А скромный Шипе Тотек – красный Тескатлипока – без колебаний прыгнул в пламя и вознесся на небо в виде Солнца. После него набрался храбрости и черный брат, но было уже поздно, и он обратился в Луну, которой дано светить лишь ночью.

Благодаря мудрости Кецалькоатля, который сошел в мир мертвых и собрал кости мужчины и женщины, а затем окропил их своей жертвенной кровью, появились первые люди. Он же, обернувшись черным муравьем, достал зерно кукурузы, благодаря которой люди могли питаться, расти и набираться сил.

Наряду с такими обобщающими мифами, существовали другие, посвященные каждому из Тескатлипоков. Об одном из них – Кецалькоатле – мы уже говорили. Другой, Шипе Тотек, был связан с весенним обновлением природы, праздником урожая и дурманящим напитком октли. На торжествах жрецы облачались в кожи, содранные с принесенных в жертву людей. Этого бога считали покровителем золотых дел мастеров.

Третий брат – Уицилопочтли – был олицетворением голубого ясного неба, порой выступая и как солнечное божество. Но его имя указывает на более древнее тотемическое происхождение: в переводе – Колибри левша. Он был верховным богом некоторых племен, мифическим предком покровителем (об этом свидетельствует и его имя прозвище: ведь левши бывают у людей, а не у птиц).

В честь этого бога дважды в год ацтеки устраивали празднества, на которых приносили человеческие жертвы и после религиозных церемоний съедали огромное изображение Уицилопочтли, изготовленное из теста с мёдом (совершались и ритуальные обряды людоедства).

Черный Тескатлипока был богом ночи, звездного неба, севера, а также покровителем разбойников, воинов, жрецов. По сути своей он оставался двойственным, приносящим как горе, так и благо, своевольным («тот, кто распоряжается по своему усмотрению»), деятельным.

Предполагается, что первоначально он был божеством подземной стихии, вулканов и землетрясений, а также вулканического стекла (обсидиана), из которого изготавливались орудия труда и, главное, ритуальные ножи для заклания жертв, разрезания груди, после чего жрец, вынимая кровоточащее, пульсирующее сердце, подносил его к своим губам и показывал Солнцу. Такие жертвоприношения совершались ежегодно. Олицетворением бога становился наиболее совершенный, красивый юноша, который в течение года считался божеством, а все его пожелания исполнялись.

Особое почтение, которое оказывали наиболее гневливому и жестокому из четырех божественных братьев, проще всего объяснить обычным для многих племен опасением, что он то и способен причинить много зла. Поэтому его следует ублажать, умилостивить, расположить в свою пользу.

Подчеркнем, что олицетворение Тескатлипоков в виде четырех «первоэлементов», стихий – земли, воды, воздуха и огня – соответствует представлениям древних греков, индийцев и средневековых мыслителей Европы о структуре мироздания.

Кетцалькоатль («пернатый змей») — на языке науатль — имя божества древней Америки, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, а также имя исторической личности.

Кецаль (кетсаль, кетцаль, квезал) — небольшая птица с ярко-изумрудным оперением, которое высоко ценилось в традиционных культурах Америки. Кетцаль — древний символ свободолюбия: эта птица не живёт в неволе.

Кроме того, в честь ацтекского бога получил свое имя кетцалькоатль (лат. Quetzalcoatlus), крупнейший представитель отряда птерозавров.

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150—500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

В Теотиуакане поклонялись , богу воды, в то время как Кетцалькоатль, как змея, олицетворял плодородие земли и был подчинен Тлалоку. После развития культа он стал самостоятельным.

Со временем Кетцалькоатль слился с другими божествами и перенял их свойства. Кетцалькоатль часто ассоциировался с Эхекатлем (Ээкатлем), богом воздуха, олицетворяя силы природы, а также ассоциировался с утренней звездой (Венерой) (под именем Тлауискальпантекутли (Тлауицкальпантекутли). Двойник (науаль, нагваль) и близнец Кецалькоатля Шолотль — бог вечерней звезды, планеты Венера. Ночью он переправляет через глубины подземного мира с запада на восток солнечный диск. Кетцалькоатль стал воплощением дождя, божественных вод и ветров, в то время как Тлалок был богом подземных и озерных вод, пещер и рек, а также растений. И наконец Кетцалькоатль стал одним из богов-создателей.

Влияние бога Теотиуакана распространилось и на майя, которые звали его К"ук"улькан.

В Шочикалько (700—900 гг. н. э.) правители стали связывать свою власть с именем Кетцалькоатля, изображения бога обрели больше человеческих черт. Со временем религию переняли тольтеки, и их правители стали использовать имя Кетцалькоатля. Тольтеки изображали Пернатого Бога человеком, обладающим божественными чертами, которые также связывают с их правителями.

Самым известным из этих правителей был Се Акатль Накшитль Топильцин Кетцалькоатль (Один Тростник Наш Повелитель Пернатый Змей — науатль) (923—947 либо 947—1000-е гг.), легенды о котором практически неотделимы от легенд о боге. В настоящее время наиболее признанной датой появления Кецалькоатля в Туле считается 980 г. Тольтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал свое лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

В псевдонаучных кругах характерную внешность Кетцалькоатля нередко трактуют как доказательство визитов европеоидных путешественников в древнюю Америку.

Поклонение Кетцалькоатлю включало принесение в жертву бабочек и колибри, а в поздний период культа (когда влияние Кецалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей.

Одним из самых популярных богом народов Центральной Америки с ольмекской эпохи (ХII-VI вв. до н.э.) был Кецалькоатль «змея, покpытая зелёными пеpьями», «драгоценный отец змей, сметающий дороги» или попросту «пернатый змей» . Он был неким сказочным гибридом райской птицы (кецаль) и змеи (коатль) и считался богом - твоpцом, владыкой стихий и создателем человека.

Создание Кецалькоатлем миров и людей


Согласно космологическим представлениям майя и ацтеков, Кецалькоатль, так или иначе, принимал участие в творении в каждой из пяти мировых эпох (и ), управлял Второй эпохой и создал (по некоторым мифам, с помощью богини Земли Сиуакоатль) людей последней, Пятой эпохи из костей обитателей предыдущих эр, собранных в подземном мире – Царстве мертвых.

По представлениям майя и ацтеков, Вселенная, созданная Кецалькоатлем и Тескатлипокой, прошла четыре эпохи (этапа или эры) развития. Первая эпоха («Четыре ягуара»), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда Землю. Во второй эпохе («Четыре ветра») Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эпоха («Четыре дождя») закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эпохе («Четыре воды») Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эпоха («Четыре землетрясения») с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Вот как это было по несколько отличающимся друг от друга мифам майя и ацтекской рукописи «Легенда о Солнцах » (1558). Кецалькоатль спустился в подземный мир – Миктлан (9-ю Преисподнюю) к владыке царства мервых Миктлантекутли и его жене Миктлансиуатль за костями умерших. Миктлантекутли сначала разрешил ему взять кости, но потом неожиданно передумал. Кецалькоатль (с помощью своего двойника) все-таки собрал их (бросился бежать) и сделал из них две вязанки в одной были кости женщин, в другой - кости мужчин. Тогда Миктлантекутли велел богам подземного мира вырыть яму (преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца). Кецалькоатль споткнулся, упал в яму (на кости) и переломал кости (их обклевал перепел). Дальше, по одной из версий, он с трудом ускользнул из Преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей , но так как сломанные кости были разных размеров, мужчины и женщины получились разными по росту.
По другой версии, двойник Кецалькоатля собрал кости и отнес их в Тамаончан
страну блаженных . Туда пришла богиня Сиуакоатль, смолола кости и положила их в драгоценный сосуд. Затем Кецалькоатль пролил на них кровь из своего детородного органа. Другие боги - Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок вместе с Кецалькоатлем совершили обряд покаяния. Они воскликнули: «О боги, родились масегуали (простолюдины), потому что ради вас боги совершили покаяние». Таким образом, было образовано современное человечество.

Тескатлипока - одно из центральных божеств в ацтекской мифологии, одним из четырех сыновей Ометеотля (творца мира). Его имя переводится, как дымящееся зеркало. Ацтеки изгоавливали зеркала из обсидиана и использовали их в шаманских ритуалах. Это было разностороннее божество, связанное с ночным небом, ночными ветрами, севером, землей, обсидианом, враждой, властью, прорицанием, магией, искушением, ягуарами, мужской силой и потенцией, войной и соперничеством. Многочисленные эпитеты обозначают различные его аспекты: Титлакауан (Мы его рабы), Некок Яотль (Враг каждой из сторон), Йоуалли Ээкатль (Ночной ветер), Оме Акатль (два тростника), Илюикауа Тлальтикпаке (Владыка Неба и Земли), капризный владыка, сеятель разногласий, «тот, кто распоряжается по своему усмотрению», «тот, рабами которого мы все являемся» .
В ипостаси Иоалла Ээкатль Тескатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси Ицтлаколиуки он - звёздный бог холода, льда и наказаний, как Несауальпилли - покровитель банкетов, как Тельпочтли — повелитель школ мальчиков, как Некокиаотль — бог воин, в последней ипостаси Тескатлипока первым прибывал на праздники, когда боги собирались на земле. Знаком его прибытия на праздник считался отпечаток ноги на муке, рассыпанной на полу храма.Тескатлипока изображается с черной кожей, на его лице нанесены желтые полосы. У него обычно отсутствует правая стопа, а вместо неё находится дымящееся обсидиановое зеркало или кость, так как он потерял ногу в битве с чудовищем. Иногда зеркало изображается на груди. В нём он мог видеть всё, что происходит на свете. Этому же служит и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, которую он держит в руках, через неё бог видит всё сокрытое и тайное. Другим отличительным признаком Тескатлипоки является круглое кожаное кольцо (символ вечности), висящее на жёлтой ленте на груди. Такое же кольцо есть и у трёх его братьев: Кецалькоатля, Уицилопочтли и Шипе Тотека.
Особо страшным обликом Тескатлипоки считалось тело без головы, с двумя дверцами в груди, которые то открывались, то закрывались, издавая звук, похожий на стук топора по дереву.
Тескатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был богом — творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим всё в ночи, судьёй и мстителем за всё злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным, полным неожиданностей.

Тескатлипока из Кодекса Борджиа. Обратите внимание на черный цвет кожи, желтые полоски на лице. Передней стопы нет, вместо неё дымящееся зеркало.

Священным животным Тескатлипоки был ягуар. Он сам мог превращаться в ягуара, и тогда он назывался Тепейолотль (Сердце горы) - бог пещер, землетрясений и несчастий, эхо. Пятнистый мех ягуара уподоблялся звёздному небу. Кроме того, с Тескатлипокой связан койот, символ войны и мужской силы. По некоторым мифам, бог превращается в Полярную звезду, чтобы добыть огонь; он становится созвездием Большой Медведицы. В тропиках это созвездие стоит в зените, поэтому жители Месоамерики воспринимали его как изображение одноногого человека и часто изображали с оторванной ногой. В календаре ацтеков Тональпоуалли Тескатлипока покровительствовал дням акатль (тростник). По некоторым данным образ Тескатлипоки восходит к ранним божествам, почитаемым ольмеками и майя, например богу Тохлу, почитаемому Киче майя и являющегося героем эпоса «Пополь Вух». Его имя переводилось, как обсидиан, и он ассоциировался с жертвоприношениями. Бог классических майя К’авил изображался с дымящимся обсидиановым ножом в руке и без ноги, вместо которой была змея. Однако, данные связи не могут говорить о прямом заимствовании. В поздних мифах все 4 бога, создавших мир называются именем Тескатлипока: Тескатлипока - черный Тескатлипока, Кецалькоатль - белый Тескатлипока, Уицилопочтли - синий Тескатлипока, Шипетотек - красный Тескатлипока. В некоторых источниках красным Тескатлипокой называется Кецалькоатль или Мишкоатль. Однако из всех сыновей первого бога именно Тескатлипока был главным. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», труду 1530 года, составленному францисканским монахом, «Был у них и второй сын по имени Йайанке Тескатлипока; он, кто был самым великим и наихудшим, кто подчинил и обладал властью над тремя другими, потому что он был рождён посередине всего, при рождении он был полностью чёрным». «Из этих четырёх сыновей Тонакатекли и Тонакацигулатль, Тескатлипока был тем, кто знал все мысли и был во всех местах и читал все сердца, поэтому его звали Мойокойа, то есть «всемогущий», согласно этой идеи он изображался только как воздух, под этим именем он не был широко известен».

Тескатлипока в образе ягуара Тепейолотль. Кодекс Риос. Итальянская копия ацтекского кодекса 16 в.

Тескатлипока правил первым миром, или Солнцем Земли (его также называют солнцем 4 ягуар - Науоцелотонатиу). Земля была населена расой великанов. Они не работали, не возделывали землю, а питались только плодами. Эти великаны были настолько сильны, что голыми руками вырывали деревья. Но Тескатлипока стал только половиной солнца, и это солнце светило только половину дня. Тогда Кецалькоатль ударил Тескатлипоку своей каменной дубиной, и тот упал с неба в воду. В воде он превратился в ягуара, вышел на землю в гневе приказал ягуарам пожрать всех гигантских людей. Так земля снова стала необитаемой, а вселенная осталась без Солнца, и это продолжалось 676 лет. Так окончилась первая эпоха в истории человечества - эпоха Первого Солнца. Это произошло в год 4 Оцелотль. Тогда боги снова создали людей нормального размера. Новым солнцем стал Кецалькоатль (Науээкатонатиу - солнце 4 ветер). При нем люди становились всё менее цивилизованными и перестали почитать богов. Тогда Тескатлипока продемонстрировал свою силу бога правосудия и чародейства, превратив людей в обезьян. Но Кецалькоатль любил этих людей, поэтому он был чрезвычайно огорчен. И он сдул всех обезьян с земли страшными ураганами. Следующим солнцем стал Талалок, бог дождя (солнце - 4 дождь Наукиаутонатиу). Тогда Тескатлипока соблазнил и украл его жену - богиню секса, красоты и цветов Шочикецаль. Тлалок пребывал в печали, так что засуха обрушилась на мир. Мольбы людей о дожде ещё больше раздражали бога, и он не посылал дождя. Однако люди просили о дожде снова и снова. И тогда Тлалок в гневе наслал на землю огненный ливень, пока он не спалил всю землю. Люди превратились в индеек. Новым солнцем стала богиня воды, новая жена Тлалока Чальчиутликуэ (солнце 4 вода - Науатонатиу). Богиня очень любила людей, но Тескатлипока сказал, что её любовь не является искренней, а она удовлетворяет молитвы людей из чувства самолюбия. Богиня была так оскорблена, что плакала кровью на протяжение 52 лет, от чего случилось страшное наводнение и все, кто был на земле утонули, а люди превратились в рыб.

4 солнца на Солнечном Камне

Тогда небо упало на землю. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», «И когда четыре бога увидели, что небо упало на землю, что произошло в первом году из четырёх после завершения солнца, и полился дождь, что было в год точили, они предписали всем четырём провести через центр земли четыре дороги, по которым собирались поднять небо, а для помощи себе в выполнении этого задания они создали четырёх людей; одного они назвали Котемук, другого - Искоакльт, ещё одного - Исмали, а четвёртого - Тенесучи. Когда эти четыре человека были созданы, двое богов, Тескатлипока и Кецалькоатль, затем приняли форму огромных деревьев, Тескатлипока стал Таскакуавильтом, что означает дерево зеркало, а Кецалькоатль - Кецальуесучем, и боги, и люди, и деревья вместе подняли наверх небо и звёзды, прямо туда, где они находятся и сегодня, и в качестве награды за это, Тонакатекли, отец, сделал их владыками неба и звёзд; и когда было поднято небо, Тескатлипока и Кецалькоатль прошлись по нему и сделали дорогу, которую мы теперь там видим, и встретились там, и остались там, и владели там своими домами». Та дорога - это Млечный путь. Далее в том же источнике говорится «После того, как небо было поднято наверх, боги возродили жизнь на земле, которая угасла когда небо упало на землю, а на второй год после потопа, которым был акальт, Тескатлипока изменил своё имя и превратил себя в Мишкоатля, что означает снежная змея, и по этой причине его рисуют среди богов змеёй. В этот год он возжелал порадовать богов и с этой целью добыл огонь из веток и с этого момента получение огня стало обычаем для них, и отсюда пошло получение огня из кремния». После создания пятого солнца, его нужно было питать кровью людей. Для этого прошло две священные войны. «В это время Тескатлипока создал 400 мужчин и пятерых женщин, чтобы иметь в наличии людей для питания солнца, эти люди прожили лишь четыре года, по истечении которых только женщины остались в живых». Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам», бог вмешался в историю Тулы. «Этот Цеакальт, будучи правителем Тулы, жил до второго года девятого тринадцатилетия, а за четыре года до этого он построил в Туле очень большой храм и когда он завершил строительство к нему пришёл Тескатлипока, который сказал ему, что по направлению к Гондурасу, в месте, которое сейчас зовётся Тлапалла, для него был построен дом и что он должен отправиться туда и там дожить свои последние дни, и поэтому он должен уйти из Тулы, город, в котором его почитали за бога; на слова Тескатлипоки он ответил тем, что небеса и звёзды поведали ему, что предназначено ему покинуть город в течение четырёх лет. И когда прошли эти четыре года, он ушёл и взял с собой всех масегуалей Тулы, и оставил их в городе Чулула, с этого времени все его жители являются их потомками, а других он оставил в провинции Кускатан, нынешнее население этого места является их потомками, и точно также он оставил в Цемпоале других, осевших там, и он продолжил своё путешествие пока не дошёл до Тлапалы, и в тот же день когда он пришёл туда, он заболел, а на следующий день он умер. С того времени Тула оставалась обезлюженной и без правителя девять лет». Бернардино де Саагун в труде «Общая история о делах Новой Испании» писал о календарном знаке Смерть (Микицтли) «О шестом знаке, называющемся се микицтли, и о его благоприятной судьбе. Говорили, что этот знак был от Тескатлипоки, которому из уважения делали особенно много приношений и жертв, делали праздник и подарки рабам, каждому свои, в их домах. Шестой знак называется се микицтли; говорили, что он был хорошим и частично плохим, т.е. что некоторые дела у него были хорошими, а некоторые плохими, как будет показано ниже. Говорили, что этот знак был от Тескатлипоки. Сеньоры и принципалы были очень преданными этому знаку; делали приношения в его честь и проливали кровь перепелов; делали другие церемонии, каждый в молельне своего дома, и в молельнях кальпулей (тайных сборищах, курганов, насыпей), они это делали из-за знака Тескатлипоки, который был у них мировым Богом-Творцом; в этот день все с набожностью молились и просили, чтобы им снизошло милосердие (сострадание), не только сеньоры, но и воины, купцы, люди богатые, и все те, кто знал, что в ту пору правил знак Тескатлипоки. И говорили, что он был злом, потому что те, кому Тескатлипока дал богатства, также бросал их по причине какой-либо неблагодарности или высокомерию, ими проявленных, и заставлял их смиренно-страстно, плача, умолять его [ниспослать им лучшую долю], и из-за этого ему везде поклонялись, так как говорили, что их дары не оставались такими же, а он переселялся в них, из одного в другой; и говорили, что родившиеся под этим знаком были счастливыми, были честными, если были преданы своему знаку и если приносили покаяния ему, а если этого не делали, то утрачивали свою удачу; и родившихся того самого дня нарекали именем и приглашали к детям, и им давали поесть, чтобы они знали имя, от которого родились и громко оглашали его на улицах. И если родившийся был лицом мужского пола, его называли имением Микис или Йаотль или Сейаотель, или Некок Йаотль, или Чикойаотль, или Йаомауитль; ему давали одно из этих уже названных имен, которые были все от Тескатлипоки, и говорили, что таким образом никто не мог его ненавидеть, никто не мог желать ему смерти; и если кто желал ему смерти, то сам умирал, так как правил этот знак. Никто не осмеливался ни ссориться, ни обижать его рабов; все, у кого были рабы, за день до царствования этого знака, снимали с них кандалы или оковы, в том случае, если те были арестованы, им намыливали головы, их омывали и развлекали, как если бы они были очень любимыми детьми Титлакуана; И хозяева этих рабов повелевали со всей строгостью всем в своём доме, которые не ругали, не доставляли огорчений любому из рабов, и говорили, что если кто-то бил рабов в эти дни, то он сам на себя накликал беду, недуг и несчастье, и он заслуживал быть рабом, поскольку плохо обращался с любимым сыном Тескатлипоки, потому что говорили, что не было более верного друга Тескатлипоки, а последний искал повода, чтобы лишить его того, что Тескатлипока сам ему и дал; А некоторые, терявшие свои поместья, отчаянно бранили Тескатлипоку и говорили ему: «Ты, Тескатлипока, шлюха (букв. Педераст) - насмехайся надо мной и обманывай». И таким же образом делали, когда у них исчезал один раб, или пленный; и если случалось, что раб освобождался и начинал преуспевать, и тот, что был хозяином раба, становился сам рабом, всё это они высказывали Тескатлипоке, потому что говорили, что он сжалился над рабом, поскольку тот умолял его, и покарал хозяина, поскольку он был жестоким с рабами; а тот, который из неволи добился преуспеяния, давал пиры и раздавал ткани своим гостям, и говорили, что это пришло к нему оттого, что он родился под этим знаком».

Тескатлипока (Тепейолотль) и Кецалькоатль. Бурбонский кодекс. Культура Ацтеков

Тескатлипока обычно описывается, как соперник культурного героя Кецалькоатля. Тескатлипока обманным путем напоил Кецалькоатля и заставил его в пьяном виде переспать со своей сестрой девственной жрицей Кецальпетлатль. После осознания случившегося Кецалькоатль сжег себя от позора, а его сердце стало утренней звездой. По другой версии Кецалькоатль добровольно уплыл на плоту из змей, пообещав вернуться. Однако Кецалькоатль и Тескатлипока сотрудничали во время создания мира. До этого в мире был только океан и Сипактли - ужасное чудовище, сочетавшее в себе черты крокодила, рыбы и лягушки, в каждом её суставе была пасть. Из её тела Кецалькоатль и Тескатлипока сотворили мир, причём Тескатлипока использовал свою ступню как приманку на неё. Сипактли была разделена богами на несколько частей; её голова превратилась в тринадцать небес, туловище в землю, а из хвоста получилось девять преисподних Миктлана . Далее они создали людей, и те приносили жертвы Сипактли, чтобы её успокоить. По мнению ученых Карла Таубе и Мэри Миллер, Тескатлипока воплощает идею изменения мира посредство конфликта. Согласно поверью Тескатлипока носился по дорогам, подобно ветру ночи, более стремительному, чем дневному, чтобы обрушить свой гнев на пойманного человека. Но если в схватке побеждала жертва, то бог должен был выполнить любое пожелание. По другому варианту, чтобы испытать мужество молодых воинов, Тескатлипока принимал ночью причудливый облик и вызывал их на бой. Воин, победивший бога, получал в качестве выкупа несколько шипов агавы, предвещавших количество пленников, которых он захватит в ближайшей битве. Специально для Тескатлипоки вдоль дорог выставляли каменные скамьи, чтобы бог мог отдохнуть после своих путешествий. Культ Тескатлипоки ассоциировался с властью тлатоани. Правитель ацтеков уэй тлатоани считался избранником Тескатлипоки. Тескатлипока являлся богом судьбы и рока, а также основой политической власти. При восшествии на премтол Тескатлипоке возносили самые длинные и горячие молитвы. Тлатоани (в переводе, тот, кто говорит) являлся достойным говорить от имени богов Тескатлипоки и Уицилопочтли. Ему возносили длинные благоговейные молитвы во время обрядов, призванных укрепить власть. Он упоминался в речах по случаю восшествия правителя на престол.
Тескатлипока и его символы широко представлены в ацтекском искустве. Тлатоани Тисок не прославился особо успешными военными походами, но приказал создать священный камень, прославляющий его, как покорителя многих городов. На камне изобржены воины, держащие пленников из покоренных государств. Большую часть из этих земель захватили предшественники Тисока, на камне он представлен также победилтелем тех стран, поход в которые закончился неудачей. Все воины на камне изображают Тескатлипоку, так как у них нет одной стопы, вместо которой видны клубы дыма. Сам Тисок также изображен без стопы, но в костюме Уицилопочтли. Этот камень является свидетельством роли Тескатлипоки, как покровителя верховной влати и войны.

Тисок держит пленника. Видны клубы дыма вместо передней стопы. за головой Тисока его иероглиф - нога. Камень Тисока. Культура ацтеков (1481—1486г.)

Воин, представляющий Тескатлипоку, держит пленника. Камень Тисока.

На дне сосуда для хранения сердец, принесенных в жертву людей Оцелотль-куаушикалли изображены 2 скелета с дымящимися зеркалами на ступнях, которые пускают себе кровь из ушей, протыкая их, в качестве жертвы богам. Это изображение, возможно говорит о том, что Тескатлипока олицетворяет умерших правителей исчезнувших цивилизаций, скрытых под личиной богов.

Скелеты, протыкающие себе уши, с дымящимися зеркалами на ногах. Рельеф на дне оселотль-куаушикалли. правление Мотекусомы II.

Тескатлипока изображен на керамической погребальной урне, найденной в Великом храме. Внутри урны обнаружены останки ацтекских воинов, погибших в стражениях против тарасков в правление Ашайакатля, а также ожерелье, наконечник копья и котяной бур. Тескатлипока изображен гтовым к сражению в головном уборе из перьев орла, символа солнца, в руках у него копьеметалка и 2 дротика. Вокруг него - пернатый змей.


Урна с изображением Тескатлипоки. правление Ашайакатля (1469—1481)

Храм Тескатлипоки находился в священном квартале Теночтитлана к западу от Великого храма. По словам Диего Дюрана «Это было высокое величественное здание. 80 ступеней вели на площадку 12 или 14 футов шириной, а за ней было длинное и широкое помещение величиной с большой зал».

Храм Тескатлипоки в Священном квартале Теночтитлана

Кроме того, в городе имелось ещё несколько меньших храмов Тескатлипоки, некоторые из них назывались Тлакочкалько и Уицнауатль. Тескатлипоку также почитали и другие народы, говорившие на языке науатль - жители городов Тескоко, Тлашкала, Чалько и др. В каждом из храмов стояла статуя бога, перед которой курили копал 4 раза в день. Имелась группа жрецов, поклонявшихся Тскатлипоке. Одного из них Саагун называл уицнауак теоуа омакатль, другие назывались кальмека тетеуктин, им можно было съедать жертвенную пищу, предназначавшуюся Тескатлипоке. Другие сопровождали Ишиптлатли, живое воплощение бога, в день его жертвоприношения. Часто родители предлагали своих детей для служения Тескатлипоке, если они часто болели. Эти дети красили кожу в черный цвет и украшали себя перьями перепела, изображая бога.
Школа молодых воинов тельпочкалли была посвящена Тескатлипоке. Считалось, что Тескатлипока воплощал самые похвальные воинские доблести, в том числе, уверенность в себе и храбрость. Тельпочкалли имелась в каждом кальпулли (районе города). Здесь обучались юноши от 15 до 20 лет, обычно, из незнатных семей. Прибывшего в школу юношу отводили к тельпочтлато, заведующему тельпочкалли, и ставили перед священным изображением Тескатлипоки. Затем тельпочтлато произносил речь: «Сюда наш господь помести его. Здесь ты понимаешь, тебе говорят, что наш господь дал драгоценный камень, драгоценное перо, прибыл ребенок. На ваши колени, в кольцо ваших рук мы кладем его. И отныне мы посвящаем его господу, тени ветру, Тескатлипоке и молимся, чтобы он не оставил его. Он будет жить здесь в доме покаяния, где родились воин-орел и воин-ягуар» (Саагун).

Тошкатль

Главная церемония в честь Тескатлипоки называлась Тошкатль и проводилась в пятом месяце ацтекского календаря. Согласно Диего Дюрану, название праздника происходит от слова toxcahuia - увядать от жажды. Ацтеки также использовали название Тепопочтли, что значило окуривание. В Кодексе Теллериано-Ременсис написано «15 мая отмечали праздник этого Тошкатля и украшали храмы весьма разнообразными розами и цветами, потому что в это время обычно в этой стране приходят воды, и поэтому его рисовали вместе с разнообразными розами, различных раскрасок цветами и розами. Они рисовали его ещё и с неким оружием в руке, называвшимся шибатлатличе , а в другой руке круглый щит и колчан стрел , в то время как из под его ног вытекает поток воды, а из него - змея. Значение этой метафоры: что равно как из-за нехватки воды, так и из-за её изобилия, они боялись его. Этому приписывали распри и войны, и по этой причине они ставили ему те знаки отличия в этом месяце, окуривая *inceravano+ образы Тошкатли покатля». Комментатор кодекса пытается объяснить название месяца из имени бога, в честь которого в нём устраивался праздник, однако, такое объяснение, по всей вероятности, ложно: toxcatl означает "засуха", а tezcatl - "зеркало". Приготовления проходили ранее, когда жрецы выбирали молодого мужчину, обычно из военнопленных, чтобы тот стал подобием Тескатлипоки. Следующий год он жил, как бог, носил дорогие украшения и расшитые одежды, золотые колокольчики на ногах. Его головной убор был из перьев орла, браслеты - из бирюзы, сережка в губе - из раковины. Его кожу окрашивали в черный цвет, кроме полоски вокруг глаз. Он имел восемь сопровождающих. Ему преподавали ораторское искусство, пение и игру на флейте. Его торжественно проводили по улицам Теночтитлана. В это время он играл на флейте, курил табак или нюхал цветы, а люди приветствовали его и воздавали ему почести, как живому божеству. У здания Каушикалько он разжигал курительницу с копалом и играл на флейте. Несколько раз он встречался с тлатоани, который воздавал ему ритуальные почести. В месяц Уэй Тоцотцли, предшествующий Тошкатлю, он женился на четырех молодых девушках, которые символизировали богинь Шочикецаль, Шилонен, Атлатонан и Уиштокиуатль и жил с ними двадцать дней. Он проводил последнюю неделю в танцах, пенях и празднествах. За четыре дня до главной церемонии тлатоани закрывался в своем дворце, и воплощение Тескатлипоки, и его четыре жены шествовали через город. На пятый день они на каноэ приезжали к месту Акакильпан. Здесь его и его жен оставляли одних около храма Тлакочкалько (Дом дротиков). Он поднимался на пирамиду, ломая флейту на каждой ступеньке, на вершине жрецы клали его на жертвенный камень, вскрывали ему грудную клетку обсидиановым ножом и вырывали сердце. Тело обезглавливали, а череп выставляли на Цомпантли (горе черепов). Кожу сдирали. Его тело поедали представители знати. В церемонии и поедании мяса участвовал также и следующий военнопленный, который будет исполнять роль бога на будущий год. Предположительно, он надевал кожу своего предшественника. В этот день также приносили в жертву других воплощавших божества людей. Также в жертву приносили цветы, пищу, бумажные знамена. Как только все жертвы были принесены, люди начинали танцевать танец «прыжок тошкатля». Также мужчины танцевали танец «Змея», а женщины - «Жареное зерно». Во время танцев мужчины и женщины играли друг с другом и целовались. После церемонии её участники подвергались ритуальному шрамированию жрецами Тескатлипоки (тлатлаканауальтин). Данный ритуал, демонстрирующие смерть и рождение Тескатлипоки, символизировал смену сезона. Также высказываются мнения, что эта церемония является пиром в честь урожая, призванным обеспечить изобилие кукурузы. По другой версии этот ритуал связывался с верховной властью - тлатоани приносил богу власти тскатлипоке наиболее достойную жертву. Именно в этот день испанцы устроили резню, напав на безоружных празднующих ацтеков. Тескатлипоку также почитали и в девятом месяце на церемонии Миккаильуитонтли (маленький праздник мертвых). Другим праздником Тескатлипоки был Миккаильуитонтли. Праздник всех умерших. Согласно кодексу Теллериано-Ременсис этот праздник отмечался в 9 месяце 3 августа, «В этот праздник совершали жертвоприношения умершим, раскладывая на их могилах еду и напитки, что они совершали с промежутком в четыре года, поскольку считали, что за всё это время души не уходили в место их отдохновения, согласно их обычаю, и потому они хоронили их со всею их одеждой, в нарядах и обуви, потому что они верили, что для того, чтобы добраться до места, куда должны были дойти души, к концу тех четырёх лет они должны были испытать большие страдания, холод и усталость, что должны были пройти через края, заполненные снегом и колючками, и по этой причине, когда умирал какой-либо знатный человек, они убивали вместе с ним одного раба и хоронили его с ним, чтобы тот ему служил».

Тошкатль. Флорентийский кодекс

Праздник Преклонения Омиламието праздновался, согласно кодексу Теллериано-Ременсис, в 12 месяц второго октября «Праздник Тексатлипоки и остальных спутников. В этом месяце обычно воды превращаются в лёд и приходят морозы, и потому говорят, что |это| праздник славного сеньора Франсиско, поскольку в него он выпадает. У них есть недоброе предсказание о нём, потому что в это время у них вымерзают их плоды и поэтому они рисуют этот месяц, предвещающий беду, как и май - с теми же самыми знаками отличия. И они рисуют эти следы от ноги |идущие| через месяц, чтобы дать понять, что воды уже остались позади. Этот Тескатлипока - тот, кто появлятеся людям на холме зеркала, как они говорят, и это тот, кто обманывает Кецалькоатля. Кающийся грешник; этому Тескатлипоке оказывалось большое почтение, потому в честь этого зажигали лампады в церквях или огни ему. Этому, когда совершали какое-либо поклонение, говорили: «О Владыка, чьими рабами мы являемся, предоставь нам это». И потому они называют этот меньший праздник преклонения». Тескатлипоку почитали на церемонии Панкетцалицтли (подъем знамен) в 15-м месяце, согласно кодексу Теллериано-Ременсис, 1 декабря. «Панкетцалицтли переводится как «поднятие знамён», потому что в этом месяце каждый ставил над своим домом бумажный флажок, и полководцы и воины приносили в жертву некоторых людей, захваченных на войне, которым давали равноценное оружие, с помощью которого они бы защищались и так сражались с ними, пока их не убивали. В этом месяце Мешики устраивали праздник своего первого полководца, которому поклонялись как богу, коего называли Уитчилопочтль, а провинция Чалько приносила жертву своему полководцу Тескатлипоке, называвшемуся таким именем. В этот месяц устраивался праздник сдобы и было это таким образом, что они готовили большую сдобную булку из семян лебеды, называемую цоалли - сладости из маисового теста с сахаром и какао в виде шариков, и мёда, а затем освящали её на свой лад, и крошили её, и главный жрец бросал её в несколько очень чистых сосудов и брал один шип магея и с его помощью с большим благоговением доставал одну крошку из тех, и клал её в рот каждому из индейцев, вкушавших наподобие причастия».