Из чего развивалась информационное общество. История развития информационного общества

«Информатика и ИКТ» - 12. Часть 2. Рабочая тетрадь № 1. Начальный уровень Информатика и ИКТ. Модернизация программы и учебно-методического комплекта. 16. 9. Часть 1. 14. Рабочая тетрадь № 2. Начальный уровень ОСНОВНАЯ ШКОЛА Информатика и ИКТ. 2.

«Основы информатики» - Word. Разработка функций для реализации линейных и разветвляющихся алгоритмов. 1 курс экономический факультет. Таблицы Слияние Списки. Windows. Разделы курса. VBA №5_1. Диалоговые окна Списки Консолидация. Создание баз данных. №4-2. «ЗАПРОСЫ». Excel. Основы информатики и программирования. Access. №4-1.

«Структура информатики» - Урок -. Структура урока информатики. Распределение подачи материала на уроке: М.И. Махмутов. 0-7 минут урока – внимание рассеянное 8-23 минуты урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания 24-30 минуты урока – устойчивость внимания падает, увеличивается количество ошибок 31-45 минуты урока – произвольное внимание.

«Предмет информатики» - Количество часов на изучение модуля по информатике в программе по «Технологии» так же не представлено. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 . Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения (таблица 2). Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).

«Что изучает информатика» - Математические и информационные модели, алгоритмы. Системы искусственного интеллекта. Сред-ства инфор-матиза-ции. Программные средства межкомпьютерной связи, вы-числительные и информационные среды. Языки пользователя, сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Рабочие станции. Универсаль-ные.

«Социальная информатика» - Соколова И.В. Социальная информатика. - М., 2008. Задачи учебного курса «Социальная информатика»: Персоналии социальной информатики. План лекции. Возможность наблюдать человечество из космоса (астрономический критерий). Структура социальной информатики как научного знания: Лекция 1 СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Всего в теме 26 презентаций

В истории развития человеческого общества много раз происходили существенные изменения в области информации, которые можно назвать революциями.

Первая информационная революция связана с появлением письменности. Письменность дала людям возможность для накопления и распространения знаний. Вторая информационная революция (середина 16 в.) была связана с книгопечатанием. Возникла возможность сделать информацию массово-доступной, а не только ее сохранять. Грамотность стала явлением, охватившим широкие массы народа. Произошло ускорение роста науки и техники, приведшее к промышленной революции. Книги перешагнули национальные границы, что привело к началу создания общечеловеческой цивилизации. Третья информационная революция (конец 19 в.) была вызвана большим прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили быстро передавать информацию на большие расстояния. Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессоров и персональных компьютеров. Вскоре возникли компьютерные телекоммуникации, сильно изменившие системы хранения и поиска информации. Четвертая информационная революция произвела существенные перемены в развитии общества, появился новый термин «информационное общество».

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Информация становится предметом всеобщего потребления. Информационное общество обеспечивает любому субъекту доступ к любому источнику информации. Это гарантируется техническими возможностями законом. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и стационарных телефонов и т.д.

Отличительные черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963).

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт, М. Порат, Т. Стоунер, Р. Карц и др.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Первый этап занимает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы.

Второй этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров, использующих интегральные схемы, и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с появлением волоконно-оптических технологий и спутниковых технологий.

Слияние телекоммуникационных и компьютерной технологий породило на рынке много новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран. Они считают необходимым ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам высокий уровень жизни. А лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций стали создаваться информационные сети огромных масштабов, в том числе глобальные. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Между информационными и другими ресурсами существует одно различие: всякий ресурс после использования исчезает, а информационный - нет, им можно пользоваться много раз, он может копироваться без ограничений. Более того, информационный ресурс имеет склонность увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом появляется дополнительная информация.

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, составляющую государственную тайну и просто конфиденциальную.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Из истории человечества нам известно, что некоторые научные изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. К их числу относятся изобретение колеса, парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией и пр. Процессы резкого изменения в характере производства, к которым приводят важные научные открытия, принято называть научно-технической революцией (НТР).

Появление компьютерной техники во второй половине XX века стало важнейшим фактором научно-технической революции.

Первый этап начинается с создания первой электронно-вычислительной машины ENIAC (ЭВМ) в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось небольшое число людей, в основном в научной и производственной областях.

Второй этап начинается в середине 70-х годов и связан с появлением и всеобщим распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко применяться не только в науке и производстве, но и в системе общего образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с телевизорами, магнитофонами.

Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. С появлением Интернета ПК, который помещается на письменном столе, стал окном в огромный мир информации. Появились такие понятия, как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Именно появление Интернета дает возможность говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап «информационно-ориентированного общества».

С распространением ПК возникает понятие компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность — необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.

На первом этапе компьютерная грамотность сводилась к умению создавать программы. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на ПК с прикладными программами, выполнять минимум действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе , важным элементом компьютерной грамотности становится умение пользоваться сетью Интернет и его ресурсами.

Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где все внимание отдано развитию и всеобщему внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Основными этапами развития вычислительной техники являются:

I. Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке- наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления.

В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.

II. Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути. 1623 г. — немецкий ученый В.Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами. 1642 г. - Б.Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины. 1673 г. - немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции. Арифмометры использовались для практических вычислений вплоть до шестидесятых годов XX века.

Английский математик Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1792—1871) выдвинул идею создания программно-управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, ввода и печати. Второй проект Бэббиджа — аналитическая машина, использующая принцип программного управления и предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма. Аналитическая машина состояла из следующих четырех основных частей: склад - память; мельница -арифметическое устройство; устройство управления; устройства ввода/вывода. Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс. Она разработала первые программы для машины, заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.

III. Электромеханический этап развития ВТ явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет - от первого табулятора Г.Холлерита до первой ЭВМ "ENIAC”. 1887 г. - создание Г.Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Одно из наиболее известных его применений - обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM. Начало - 30-е годы XX века - разработка счетноаналитических комплексов, на базе которых создаются вычислительные центры. В это же время развиваются аналоговые машины. 1930 г. - В.Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях. 1937 г. - Дж. Атанасов, К.Берри создают электронную машину ABC. 1944 г. - Г.Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.1957 г. - последний крупнейший проект релейной вычислительной техники — в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.

IV. Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC. В истории развития ЭВМ принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д. Эти сведения обобщены ниже в таблице.

Конспект для студентов 1 курс

Информатика и ИКТ

Основные этапы информационного развития общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Информационные ресурсы общества.

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.

Обзор и цели изучения предмета «Информатика и ИКТ»

Вы поступили в наше учебное заведение, чтобы получить среднее специальное образование. Цель образования – получение новых знаний, практических навыков их применения в сфере профессиональной деятельности, повышение, развитие культуры. Основная цель наших занятий – обладание знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной культуры.

Основные этапы информационного развития общества.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Современное общество часто называют информационным. В наше время информация стала базовым ресурсом общества наряду с традиционными – земля, труд, капитал.

Дадим определение понятия «информация» (позже, на следующих занятиях мы остановимся подробнее на этом понятии):

Информация – это знания, данные, сведения, сообщения об окружающем нас мире, зафиксированные на материальных носителях.

Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основные этапы информационного развития общества в виде следующей таблицы:

Время Этап Достоинства Материальные носители 2-3 млн. лет назад* Речь Формирование трудового Мозг человека коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта 30 тыс. лет назад Письменность Накопление и распро- Камень, кость, дестранение знаний рево, глина, папирус, шелк, бумага Середина XVI века Книго- Массовая доступность к К н и г а информации промышпечатание ленная революция С конца XIX века - … Средства связи Быстрая передача ин- Электро-магнитные формации на любые рас- колебания стояния С середины ХХ века - Информатика Компьютерные сети Перфоленты, перпринципиально изменили фокарты, магнитные обработку, хранение и карты, магнитные передачу информации. ленты, магнитные ФГОУ СПО «УМТК»_ _Кондаратцева Т.П.

Конспект для студентов 1 курс диски (гибкие и жесткие), оптические диски, flashнакопители * Это время до сих спорный вопрос среди ученых В середине ХХ века возникает новая наука «Информатика»:

Информатика – наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.

Информатика возникает на стыке многих наук: математика, кибернетика, физика, химия, электроника, философия, история, лингвистика.

Роль информационной деятельности в современном обществе Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и появление новых информационных и коммуникационных технологий изменили социально-экономический характер современного общества.

Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу.

Переход от индустриального общества к информационному характеризует перераспределение трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу:.

Примеры применения компьютеров в различных сферах: АСУ, роботы, связь, САПР, строительство, банки, наука, история, торговля, образование (БД, дистанционное обучение), медицина, правоохранительные органы, сельское хозяйство, армия, искусство, социальная сфера, быт.

Таким образом, общество обладает информационными ресурсами.

Информационные ресурсы общества В состав информационных ресурсов входят:

Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);

Центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий), архивы (идет перевод в электронный вид), отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по обработке информации и управлению), социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионый фонд, система страхования, туризм и т.д.).

Правовые нормы, относящиеся к информации.

Правонарушения в информационной сфере.

В связи с возрастающим значением информационных ресурсов предприняты ряд правовых мер для их охраны и защиты.

ФГОУ СПО «УМТК»_ _Кондаратцева Т.П.

Конспект для студентов 1 курс Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей.

О важности проблемы информационно безопасности свидетельствуют многочисленные факты. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе.

Перечислим некоторые виды компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения преступления, а объектом преступления является информация:

1. Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации. Лицо получает доступ к секретной информации, например, путём подбора шифра (пароля).

2. Нарушение работоспособности компьютерной системы. В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается её работоспособностью. Примером такого рода преступлений является создание и распространение компьютерных вирусов.

3. Подделка (искажение или изменение), т.е. нарушение целостности компьютерной информации. Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации. К подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на выборах, референдумах и т.д. путем внесения изменений в итоговые протоколы.

Меры обеспечения информационной безопасности Повышение квалификации персонала, контролируемые каналы распространения информации, разделение прав доступа, уничтожение ненужных копий документов, соблюдение коммерческой тайны персоналом.

В России действуют Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»

Уголовный Кодекс содержит статьи:

- Ст. 272 «О неправомерном доступе к компьютерной информации»

Ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных - Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или сети Программно-технические.

Защита от компьютерных вирусов - Резервное копирование данных - Ограничение доступа к устройствам и файловой системе - Контроль трафика с помощью межсетевых экранов (брандмауэров) ФГОУ СПО «УМТК»_ _Кондаратцева Т.П.

Учить конспект (учебник «Информатика и ИКТ» М.С. Цветкова, «Академия», Примеры применения компьютеров в быту (письменно) Контрольные вопросы:

1. Назовите и охарактеризуйте этапы информационного развития общества.

2. Что называется информацией?

3. Что называется информатикой?

4. Что явилось основной причиной изобретения компьютера?

5. Что входит в состав информационных ресурсов.

6. Назовите основные правовые нормы, относящиеся к информации Сообщение «Признаки информационного общества» (краткий конспект реферат), Сообщение «Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения» (краткий конспект реферат) Сообщение «Стоимостные характеристики информационной деятельности»

плакат-схема «История информационного развития общества» (в электронном ФГОУ СПО «УМТК»_ _Кондаратцева Т.П.

Похожие работы:

«Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭНЕРГОРЕСУРСОАУДИТА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ МДК 1-01.2002 РАЗРАБОТАНЫ: Московским институтом коммунального хозяйства и строительства (МИКХиС) (А.И.Колесников, Е.М.Авдолимов, М.Н.Федоров); Федеральным центром энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве (И.С.Эгильский, Б.Л.Рейзин); под общей редакцией Л.Н.Чернышова и Н.Н.Жукова (Госстрой...»

«Кировская ордена Почёта государственная универсальная областная научная библиотека имени А. И. Герцена Научно-методический отдел ЗДОРОВЬЕ КАК ЖИЗНЕННЫЙ ПРИОРИТЕТ (Здоровье – XXI век. Вып. 6) Киров 2012 УДК 021.4 ББК 78.381:2 З 46 Составитель Л. А. Кропачева З 46 Здоровье как жизненный приоритет: метод. рекомендации. [Текст] / Киров. ордена Почёта гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена; сост. Л. А. Кропачева. – Киров, 2012. – 140 с. : ил. Представлены материалы из опыта работы...»

«Н. А. СУХИХ ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 класс МОСКВА ВАКО 2012 УДК 372.862 ББК 74.263.2 C91 Сухих Н.А. Поурочные разработки по информатике: 9 класс. – C91 М.: ВАКО, 2012. – 288 с. – (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00361-7 В книге учитель найдет материалы, необходимые для подготовки и проведения уроков информатики в 9 классе: подробные поурочные разработки, методические советы и рекомендации, контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания, практические и...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет Экономический факультет Кафедра национальной экономики МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ для студентов специальности 080103.65 – Национальная экономика Тверь 2012 Составители – авторский коллектив: Бойко О. Г., Забелина О. В., Козлова Т. М., Пилипчук Н.В., Романюк А. В./ Под ред....»

«Министерство образования и науки РФ Филиал ФГБОУ ВПО Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского в г. Рыбинске Ярославской области И. О. Карелина ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: КУРС ЛЕКЦИЙ Учебно-методическое пособие Рыбинск 2012 Печатается по решению кафедры теории и методики профессионального образования филиала ЯГПУ в г. Рыбинске Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник среднего профессионального образования, директор филиала ЯГПУ в г....»

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке, оформлению и защите курсовых работ юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 1. Назначение курсовой работы. Выбор темы. 1. Курсовая работа способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению уровня их профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. 2. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные...»

« Экономики Организация, нормирование и оплата труда Программа дисциплины, задания и методические указания по выполнению контрольной работы студентам-заочникам направления 080200.62 Менеджмент (бакалавр менеджмента) Чита 2013 2 Методические указания по выполнению контрольной работы по направлению 080500.62 - Менеджмент. Составитель: доцент кафедры...»

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ульяновский государственный технический университет ЭЛЕКТРОНИКА Методические указания и контрольные задания для студентов неэлектротехнических специальностей Составитель Е. И. Голобородько Ульяновск 2005 2 УДК 621.38 (076) ББК 31.264.5я 7 Э40 Рецензент кандидат технических наук, доцент кафедры БЖД и энергетика УГСХА г. Ульяновска Е. Г. Кочетков Одобрено секцией методических...»

« Леденева 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Психология и педагогика высшей школы по специальности 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Форма обучения очная/заочная канд.психол.наук, доц.кафедры СГД Согласована Е.Е. Рукавишникова зав. кафедрой СГД _Е.Е.Рукавишникова Рекомендована на заседании...»

«Факультативные дисциплины Анестезиология-реаниматология и основы доказательной медицины Цикл дисциплин (по учебному плану) ФД.А.01 Факультативные дисциплины Курс 2 Трудоемкость в ЗЕТ 3 Трудоемкость в часах 108 Количество аудиторных часов на 22 дисциплину В том числе: Лекции (часов) 4 Практические занятия (часов) 18 Количество часов на самостоятель- 86 ную работу Рабочая программа факультативной дисциплины Анестезиологияреаниматология и основы доказательной медицины (ФД.А.01) составлена на...»

«Министерство образования и науки Российской федерации Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Томский экономико-юридический институт УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Особенности регулирования труда по дисциплине отдельных категорий работников для направления подготовки 030500.62 Юриспруденция Томск - 2010 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Рабочая программа Раздел 1.1. Организационно-методический Цели и задачи учебной дисциплины 1.1.1 1.1.2. Требования к уровню освоения...»

«Терапевтическая стоматология: учебник. В 3 ч. Часть 1. Болезни зубов, 168 страниц, Под ред. Е.А. Волкова, О.О. Янушевича, 597042286X, 9785970422861, ГЭОТАР-Медиа. Учебник предназначен студентам стоматологических факультетов медицинских вузов, а также будет полезен врачам-стоматологам, слушателям факультетов последипломного образования. Опубликовано: 2nd July 2008 Терапевтическая стоматология: учебник. В 3 ч. Часть 1. Болезни зубов СКАЧАТЬ http://bit.ly/1cpsxIX Реабилитация после переломов и...»

«УЧЕНИЕ Г. Ф. КРАШЕНИННИКОВ ФАЦИЯХ ДОПУЩЕНО МИНИСТЕРСТВОМ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ И университетов ГЕОГРАФИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ИЗДАТЕЛЬСТВО ВЫСШАЯ ШКОЛА МОСКВА-1971 552 К-78 Крашенинников Г. Ф. К78 Учение о фациях. Учеб. пособие. M., Высшая школа, 1971. 368 с. с илл. Книга посвящена изучению происхождения оса­ дочных толщ. Большое внимание уделено истории и современному состоянию понятия фация. Дается обзор...»

« маркетинга МАРКЕТИНГ Сборник задач к практическим занятиям 6.030601 – Менеджмент 6.030504 – Экономика предприятия 7.050.20202 Компьютерно-интегрированные технологические процессы и производство 7.050.20201 Автоматическое управление технологическими процессами Одесса, 2013 УДК 339.134 План УМР в 2013 г. Составители: Сакун А.А., Аветисян К.П.,...»

«МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВАХ ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет МОДЕЛИРОВАНИЕ В РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВАХ Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине Моделирование в РЭС для студентов специальности 210201 всех форм обучения Тамбов Издательство ТГТУ 2007 УДК 621.396.6 ББК 844-02я73- Ч Утверждено Редакционно-издательским советом университета Р е це н зе н т...»

«ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ М.П.ЛАПЧИК, И.Г.СЕМАКИН, Е.К.ХЕННЕР МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ Под общей редакцией М. П. Лапчика Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030100 - Информатика 2 УДК37.022: 681.3 (075.8) ББК32.81я73 Л 24 Рецензенты: академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор А.А.Кузнецов; доктор...»

« и проектирование естественного освещения помещений Учебное пособие Москва МАРХИ 2013 3 УДК 535-5 ББК 38.113 Р 24 Мигалина И.В., Щепетков Н.И. Расчет и проектирование естественного освещения помещений: учебное пособие / И.В.Мигалина, Н.И.Щепетков. - М.: МАРХИ, 2013. - 72 с. Учебное пособие разработано на основе действующих и...»

«СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ Образовательный стандарт высшего профессионального образования РИИ АлтГТУ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НАПРАВЛЕНИЯ) 260601 Машины и аппараты пищевых производств (260600 Пищевая инженерия). код и наименование специальности (направления) Рубцовский индустриальный институт (филиал) ГОУ ВПО Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова Предисловие СТО РИИ АлтГТУ 260601-2012 1) Разработан кафедрой Техника и технологии машиностроения и пищевых...»

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21 Рассмотрено Согласовано Утверждено на заседании методического на Методическом совете школы приказ № _ объединения учителей протокол от 01_сентября2012 г. естественно - математического № 1_от 30.08.12 цикла протокол №1_от_30.08.12_ Руководитель МО: Зам. директора по УВР: Директор школы _ /Кирияк Л. П./ _ /Булакова С. В./ /Чемеркина И. И./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по...»

«ФОНДОВАЯ БИРЖА РТС А.Н. Балабушкин ОПЦИОНЫ и ФЬЮЧЕРСЫ Методическое пособие ПРЕДИСЛОВИЕ Данная книга содержит базовые сведения по фьючерсам и опционам, которые иллюстрируются конкретными примерами. Актуальность темы определяется наличием ликвидного и динамично растущего срочного рынка Фондовой биржи РТС (FORTS), на котором наряду с фьючерсами торгуются и опционы – инструменты, до этого практически отсутствовавшие на российском финансовом рынке. Однако содержание пособия не привязано...»


Основные этапы в информационном развитии общества

  1. Введение
  2. Основные этапы в информационном развитии общества
  3. Заключение

1)ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Конец ХХ - начало XXI века характеризуется кардинальными изменениями. За краткий, по историческим меркам, период времени человечество вступило в новую историческую стадию цивилизационного развития – информационное общество.

Под влиянием растущей роли информации прежняя иерархическая структура, состоящая из социальных групп, скованных формализованной дисциплиной, распадается, преобразуясь в поток самовоспроизводящихся и саморегулирующихся сетевых сообществ. При этом коммуникация из безличной и массовой становится адресной и групповой, переносится в виртуальное пространство глобальной компьютерной сети, в интернет.

Указанные изменения в полной мере относятся и к России, в которой в конце ХХ века процессы становления информационного общества совпали с целым рядом коренных политических, экономических, культурных преобразований, что вызвало системный кризис российского общества. Положение усугубляется стремительностью перемен, крайне высокой степенью рисков, недостаточным вниманием, которое уделяется взаимоотношениям социальных групп российского общества. Как полагает большинство исследователей, у России осталось немного времени для того, чтобы занять достойное место в системе международной социальной коммуникации и информационных отношений. Если время будет упущено, то наша страна превратится в информационную колонию, окажется поделенной на сферы влияния между мировыми информационными «империями», во многом утратит культурную автономию.

Изучение проблем развития информационного общества становится важным направлением исследований в области социальной философии, что определяет актуальность избранной темы, а также ее теоретическую и практическую значимость для современной России.

2) ГЛАВА 1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

1.1 Основные этапы развития информационного общества

В развитии человечества существуют четыре этапа, названные информационными революциями, которые внесли изменения в его развитие.

Первая – связана с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.

Вторая (середина XVI века) – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.

Третья (конец XIX века) – изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.

Четвертая (70-е годы ХХ века) – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией

Информатизация общества – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января, 1995 года).

До недавнего времени вместо термина «информатизация» использовался «компьютеризация», который означал развитие и внедрение компьютеров. Но информатизация общества является более широким понятием, так как сегодня главным являются не столько технические средства, сколько сущности и цели социально-технического процесса в целом. Компьютеры являются только частью процесса информатизации общества – ее базовой технической составляющей.

Основные черты информационного общества:

1. Увеличение объема информации приводит к тому, что человек сам не способен ее обработать, для этого ему необходимо использовать специальные технические устройства – компьютеры.

2. Движущей силой общества станет производство информационного продукта. Во второй половине ХХ века появился новый социальный слой «белые воротнички» - люди, не производящие непосредственно материальные ценности, а занятые обработкой информации.

3. Увеличится доля умственного труда, так как продуктом производства в информационного общества станут знания и интеллект.

4. Произойдет переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг. Уже сейчас компьютерные игры занимают большую часть свободного времени человека. Сейчас все большее распространение получают сетевые игры. Растет время проведенной в Интернете, здесь можно «путешествовать» по образовательным сайтам, виртуальным музеям, читать книги, общаться.

5. Будет развиваться компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.

6. Появятся новые электронные компьютеризированные бытовые приборы. Предполагается, что дома будут оснащаться единым информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая каналы кабельного телевидения и выход в Интернет. Специальный электронный блок будет контролировать всю бытовую технику.

7. Производством энергии и материального продукта будут заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.

8. В сфере образования будет создана система непрерывного образования.

9. Появится, и будет развиваться рынок информационных услуг.

Информационное общество кроме всех перечисленных выше благ несет для человека и множество этических и правовых проблем. К некоторым из них можно отнести:

- «информационные войны»;

Информационное неравенство;

Психологические проблемы связанные с виртуальной реальностью;

Сложность выбора качественной и достоверной информации из большого объема.

1.2. Становление информационного общества в России

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором жизни человечества. Информационная сфера - сфера общественной жизни, образуемая совокупностью: субъектов информационного взаимодействия; собственно информации; информационной инфраструктуры и общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества. Информационная сфера оказывает огромное влияние на социальную и политическую составляющие. В ходе перманентного технического прогресса это влияние будет неуклонно возрастать и играть определяющую роль в становлении информационного общества, общества 21 века. Устойчивость такого общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями.

В рамках сложившейся политической системы одним из основных международных принципов, регулирующих наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отношения, является принцип уважения прав, свобод и интересов человека. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Информационный «голод» и связанное с ним состояние неопределенности в окружающей действительности становятся главным диссонансом, т. е. фактором, дестабилизирующим сознание. В связи с этим имеется насущная необходимость в становлении и образовании информационного общества. Вполне определенно можно сказать, что информационное общество, как и любое другое общество со своими показателями, по которым его возможно идентифицировать, обладает конкретными признаками. Мы живем в постиндустриальной экономической системе, где лимитирующим фактором является информация, а господствующим классом – собственники информации. Понимание этого факта имеет важное значение, оказывающее непосредственное влияние на решение задачи определить и понять признаки информационного общества. На мой взгляд, логически верным представляется выделение Ракитовым А. И. признаков информационного общества в следующие три группы:

Создается сеть гигантских взаимосвязанных накопителей знания – общедоступных банков знаний и данных. Доступ к этим банкам из любой точки страны и для любого гражданина в минимальный интервал времени гарантируется законом и наличием необходимых технических средств.

С этой целью необходима четкая регламентация в законодательстве гарантий реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

Большинство трудящихся занято в сфере услуг и производства информации;

Информация здесь становится товаром и наряду с информационной технологией занимает ключевое место в экономике страны.

Сегодня особенно актуальными являются задачи по разработке и анализу некоторых баз данных, хранящихся в той или иной структуре, с целью совершенствования человеческой деятельности. Для решения намеченных задач необходимо постепенно создавать единое информационное пространство административных органов федерального, регионального и районного уровней и других заинтересованных организаций.

Информатизация как социально- экономический и научно-технический процесс оказывает революционное воздействие на образ жизни людей; влияет на процесс образования и работы; становится важным стимулом развития мировой экономики; дает возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы, стоящие перед ними. Информатизация в конечном ее завершении – формировании информационного общества – предполагает и удовлетворение потребностей социально активной части населения в информационном взаимодействии. Рассматривая положительные стороны информатизации, нельзя не говорить о том, что этот процесс на данном этапе связан с различными трудностями, наблюдающимися в настоящее время и к которым можно отнести следующие:

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационном пространстве, что затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства, а также формирование на территории России конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации;

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации;

Манипулирование информацией, что ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе;

Нечеткость при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства;

Недостаточность государственной поддержки деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок;

Ухудшение ситуации с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну;

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает органы власти и управления идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм;

Утечка информации по техническим каналам;

Противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание.

Одной из составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. Информационная безопасность как главнейшее направление государственной политики в информационной сфере может быть подвержена (и подвергается) различным видам угроз. Среди них существует такая угроза как манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации). В нашу эпоху российские средства массовой информации научились красиво излагать самые ужасные новости, навязывая исподволь свою точку зрения на случившееся. Они переняли у Запада опыт и принципы преподнесения информации рядовому человеку, когда главное – не сообщение как таковое, а то, что остается за кадром, нечто вроде 25-го кадра. « Информационщики» умело используют этот способ воздействия, формируя общественное мнение и преподнося готовые формы поведения в той или иной ситуации. Манипуляция общественным сознанием является самой серьезной угрозой информационной безопасности личности и общества. На мой взгляд, единственным способом устранения этой угрозы должно стать четкое законодательное регулирование отношений в сфере массовой информации. В противном случае, манипулирование информацией будет оказывать дальнейшее разрушающее воздействие и вести к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Описание работы

Изучение проблем развития информационного общества становится важным направлением исследований в области социальной философии, что определяет актуальность избранной темы, а также ее теоретическую и практическую значимость для современной России.

В истории развития цивилизационного общества было всего несколько

информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинального изменения в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к

гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Цивилизация, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного т экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания,

которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества,

благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной

технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

    переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

    миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

    создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии - информационная технология.

2.2.2 Этапы развития информационных технологий.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий

совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

1 этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная

технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2 этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий

которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 этап (40 - 60-е гг.) - "электрическая" технология, инструментарий

которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, копировальные аппараты, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии - акцент начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4 этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, инструментарием

которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Акцент смещается в сторону формирования более содержательной информации.

5 этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" технология, основным

инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ (создание систем поддержки принятия решения для разных специалистов). В связи с переходом на микропроцессорную технологию существенным изменениям подвергается бытовая техника, приборы связи и коммуникации, оргтехника. Начинают широко развиваться компьютерные сети (локальные и глобальные).