Лаврентьев сирия. Александр Лаврентьев: в Сирии сохраняются три района дислокации боевиков, где требуется работа сирийской армии

Вопросы конституционной реформы, восстановление мер доверия между сирийским правительством и оппозицией, а также возвращение беженцев в Сирию обсуждаются на 10-й Международной встрече по Сирии в астанинском формате в Сочи. Об этом журналистам рассказал спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев, который возглавляет российскую делегацию.


«Основное внимание уделяется вопросам конституционной реформы»,- сказал Александр Лаврентьев. Он напомнил, что на 31 января в Сочи Конгрессе сирийского национального диалога было принято решение сформировать конституционную комиссию. «Прошло шесть месяцев, и мы приближаемся к тому моменту, когда происходят позитивные подвижки в этом вопросе»,- уточнил спецпредставитель. По его словам, списки своих кандидатов в комитет передали представители правительства Сирии и оппозиции, а «сейчас идет обсуждение вопроса по третьей важной группе - представителей от гражданского общества».

По данным “Ъ”, в ООН переданы все списки, при этом список гражданского общества был передан Дамаском вместе со списком правительства еще в июне, и он проверяется спецпосланником ООН Стаффаном де Мистурой.

Отметим, что и делегация гражданского общества на январской встрече в Сочи также во многом формировалась под контролем Дамаска.

По словам Лаврентьева, после того, как все кандидаты будут определены, будут согласованы процедурные вопросы, как будет проходить работа конституционной комиссии. Он подчеркнул, что три страны-гаранта стараются оказать содействие в работе над комиссией Стаффану де Мистуре.

Александр Лаврентьев также особо остановился на . По словам источника “Ъ”, это одна из самых важных тем на переговорах в Сочи вместе с вопросом о конституционной комиссии, которому была уделена большая часть времени. Спецпредставитель президента обратил внимание на то, что сейчас в Сирии «мы наблюдаем элементы стабилизации ситуации». По его оценке, под правительственный контроль перешла территория, на которой проживает 90% населения Сирии, хотя не все «находятся в своих родных домах». Число сирийских беженцев составляет почти 6,7 млн человек, большая часть из них находится в соседних с Сирией странах: 3,5 млн в Турции, более миллиона в Ливане и около миллиона в Иордании, остальная часть в основном в Европе. «Я думаю, что в интересах и европейских стран оказать содействие в вопросе возвращения европейских беженцев на родину, создав для этого условия»,- считает Александр Лаврентьев. По его словам, вопрос - возвращаться или нет в Сирию - «добровольный, но одновременно не надо блокировать этот процесс искусственно». Пункт о возвращении беженцев планируется включить в итоговое заявление .

Еще один «важный и деликатный» вопрос, по словам господина Лаврентьева,- укрепление мер доверия между оппозицией и правительством Сирии: «Этому вопросу мы уделяем особое внимание в ходе заседания рабочих групп по обмену задержанными, пропавшими без вести». Спецпредставитель президента выразил надежду, что в этом вопросе будут «определенные позитивные подвижки», добавив, что консультации продолжаются.

Александр Лаврентьев не упомянул тему ситуации в Идлибе. Как ранее сообщили арабские СМИ, вопрос о передаче этого района под контроль сирийской оппозиции хотела обсудить в Астане турецкая делегация. Вопросы на коротком брифинге спецпредставителя РФ журналистам задавать не дали, так как, по словам спикера, работа еще продолжается. Представители всех делегаций стараются избегать заявлений.

Помимо Александра Лаврентьева в российскую делегацию входит замминистра иностранных дел РФ Сергей Вершинин. Турецкую делегацию возглавляет замминистра иностранных дел Седат Онал, иранскую - помощник главы МИД Хосейн Джабери Ансари. В Сочи также находится спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Направлялось приглашение и верховному комиссару ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, и еще накануне открытия встречи у российской делегации была надежда увидеть его в Сочи. Но вместо него приехала старший сотрудник Управления верховного комиссара по делам беженцев Гренни О`Хара.

Отказались от участия во встрече в Сочи и представители США, которые участвовали в восьми из десяти встреч в астанинском формате.

Предлогом для отказа стало нежелание обсуждать вопросы политического урегулирования вне площадки Женевы.

«Москва рассматривает отказ Вашингтона принять участие во встрече по Сирии в Сочи как стремление принизить значение астанинского формата»,- сообщила в понедельник журналистам Мария Захарова. «Причем призыв США выдвинуть на передний план женевскую площадку, в том числе под предлогом оказания поддержки спецпосланнику генсекретаря ООН по Сирии Стаффану де Мистуре, выглядит весьма нелепо, учитывая заинтересованное личное участие ооновца в сочинском мероприятии»,- подчеркнула она.

В понедельник в Сочи состоялись консультации в двустороннем формате между делегациями России, Ирана и Турции, а также переговоры с делегацией ООН и правительства Сирии. Сегодня вечером намечена совместная встреча стран-гарантов. Оппозиция проводит отдельные переговоры с делегациями Турции и ООН. Встреча оппозиции с российскими представителями состоится во вторник. Также на завтра намечены «плотные консультации» в четырехстороннем формате делегаций стран-гарантов плюс ООН, а также пленарное заседание, на котором будет принято итоговое заявление.

Марианна Беленькая

Спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев / Фото: ТАСС, Михаил Терещенко

Спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев в интервью специальному корреспонденту Дарье Морозовой по итогам встречи по Сирии в Сочи рассказал о прогрессе в сирийском урегулировании, положении дел с проиранскими силами на юго-западе страны, а также о том, удалось ли достигнуть договоренностей с американскими коллегами по итогам саммита в Хельсинки.

- Александр Львович, большая часть Сирии освобождена от террористов и сейчас главный террористический очаг остается в Идлибе. По вашим оценкам, насколько близок окончательный разгром террористов в Сирии?

В Идлибе сейчас сосредоточены, в основном, террористы от группировки Джебхат -ан-Нусра, там уже нет боевиков ИГИЛ (обе террористические организации запрещены в РФ) . Но остаются еще два района, где сохраняется присутствие этой организации - речь идет о районе ат-Танф, а именно о расположенном недалеко от этого населенного пункта лагере Рубан, где до сих пор находятся более 60 тыс. сирийских беженцев. Прикрываясь этими беженцами там находятся около 1,5 тыс. радикалов из состава ИГИЛ). Эти боевики представляют достаточно большую угрозу, причем не только для южных районов Сирии- Сувейды, Дераа, Кунейтры, а также таких населенных пунктов, как Дамаск, Пальмира, Дейр-эз-Зор. С этим надо, конечно, что-то делать, и я думаю, что российские военные сейчас прорабатывают какие-то варианты решения этой проблемы.

По-прежнему сохраняется большое сосредоточение, хотя и не такое, как раньше, в районе сирийско-иракской границы на территориях, подконтрольных курдским силам самообороны. Там находятся еще около 1 тыс. боевиков, которые доставляют много хлопот не только курдам, но и правительственным войскам, поскольку боевики регулярно переправляются на другую сторону Евфрата и осуществляют вылазки против различных гарнизонов правительственных сил. С этим тоже необходимо что-то делать. Фактически в Сирии остаются три места, где требуется плотная работа со стороны правительственных сил.

В Идлибе, в рядах боевиков Джебхат-ан-Нусры,(террористическая организация, запрещена в РФ) многие находятся не по политическим мотивам, а по каким-то другим причинам. Кто-то имеет финансовый интерес, поскольку подпитка этой структуры из-за рубежа продолжается до сих пор. Кто-то остается в рядах организации из-за угрозы преследования родственников. Работа с этой структурой по отделению умеренных оппозиционеров может быть продолжена, хотя эта организация относится к террористическим, признанным ООН и, соответственно, подлежит уничтожению. Но если кто-то из ее членов одумается, то, как говорится "добро пожаловать", - после проверок определенными органами, эти люди будут иметь право вернуться к мирной жизни.

- То есть понимания, до какого момента в Сирии будет продолжаться антитеррористическая операция, у нас нет?

Сейчас уже ясно, что, наверное, речь не идет о годах. Речь идет о достаточно ближайшей, обозримой перспективе. Ни правительство Сирии, ни Россия, ни мировое сообщество не может терпеть, чтобы в Идлибе такое происходило еще в течение длительного времени. Необходимо стабилизировать ситуацию и после налаживать нормальную жизнь. Потому что до сих пор страдает мирное население - идут обстрелы, совершаются провокационные действия, если это прекратить, то сразу почувствуется, что жизнь в Сирию возвращается. Возвращение жизни в самое ближайшее время ощутят жители южных районов страны, после того как откроется и заработает в полную меру погран-переход Насиб. Думаю, это вдохнет жизнь и в сельское хозяйство региона, кроме того проходящая через этот переход дорога является транспортной артерией между Иорданией, Сирией и Ливаном. Поэтому мы надеемся, и видим хорошие перспективы.

- Вы упомянули на пресс-конференции по итогам переговоров в Сочи, что на юго-западе Сирии на границе с Израилем появились сирийские военные. Означает ли это, что была найдена совместно с Израилем некая развязка по этой зоне деэскалации, и была ли достигнута договоренность о выводе из этой зоны проиранских формирований?

Такая договоренность сохраняется. Иранские силы, действительно, были отведены из этого района для того, чтобы не раздражать руководство Израиля, которое стало все чаще и чаще прибегать к силовым методам и наносить удары по отдельным объектам иранцев, которые находились в этом районе. При нашем содействии проиранские подразделения были отведены из этого района на 85 км, эта договоренность сохраняется, это позволило нам фактически бескровно вывести сирийских военнослужащих на рубежи линии Браво, за этим последовало разоружение уже умеренных подразделений вооруженной оппозиции, которые находились в демилитаризованной зоне.

Дальше по нашему согласованному, в том числе и с Израилем, плану в этой демилитаризованной зоне должна в полном объеме заработать миссия ООН по разграничению, так называемая UNDOF . Мы надеемся, что это произойдет в ближайшее время, что наблюдатели от этой организации приступят к исполнению своих обязанностей в самое ближайшее время.

- Означает ли это, что Израиль теперь не будет наносить удары по сирийской территории, учитывая, что именно присутствие проиранских формирований на юго-западе Сирии было раздражающим фактором?

Мы очень рассчитываем, что Израиль воздержится от дальнейших силовых актов против проиранских подразделений, которые находятся на территории Сирии. Подчеркну, что иранских подразделений в Сирии нет, есть проиранские подразделения и иранские советники, которые действуют в различных подразделениях сирийской армии. Мы очень надеемся, что такие силовые действия со стороны Израиля прекратятся, мы к этому неоднократно призывали и призываем руководство этой страны.

- Получаем ли мы гарантии от турецкой стороны, которые контролируют Африн, Манбидж, о том, что эти территории вернуться под контроль Дамаска?

Что касается тех территорий, которые контролируются турецкими военнослужащими, речь идет о большом районе между городами Азаз и Джераблус, это изначально то, что позже стало Африном, а также об Идлибе. Сейчас Турция взяла на себя определенные обязательства по стабилизации ситуации в этом регионе, но нами всегда выставлялось определенное требование, что турецкие военнослужащие должны покинуть эти территории после завершения операции и выполнении своих задач. Мы им об этом постоянно напоминаем и будем напоминать и дальше, поскольку Турция, как одна из стран-гарантов, выступает за суверенитет, целостность и независимость Сирии. Мы будем настаивать, что когда будут созданы условия для безопасного существования в этих районах мирного населения, турецкие военнослужащие должны будут их покинуть. И соответственно процесс воссоединения этих территорий будет продолжаться.

- Вы были в делегации президента РФ на встрече в Хельсинки 16 июля, от которой ожидали достижения результатов в том числе и по сирийскому треку. Увенчался ли саммит РФ-США какими-то конкретными договоренностями по Сирии?

Конкретных договоренностей по Сирии достигнуто не было. Была достигнута одна очень важная вещь, о том, что Россия и США должны взять на себя лидерство в деле урегулирования ситуации и прекращении сирийского конфликта. Президенты поручили продолжить работу на экспертном уровне, которая и будет продолжена. Будем договариваться о различных возможных дальнейших форматах работы, сопряжения усилий. Я думаю, что она должна дать со временем позитивный результат, не смотря на то, что, понятно, позиции американцев по ряду моментов сирийского урегулирования остается достаточно жесткой.

- Находит ли Россия понимание и встречное стремление со стороны европейцев в усилиях по возврату сирийских беженцев в Сирию?

Этот вопрос имеет две стороны: с одной - это вопрос гуманитарный, и возражать против возвращения беженцев никто не может. И чинить препятствия и препоны на пути возвращения беженцев контрпродуктивно. Но, к сожалению, мы видим сейчас, что вопрос возвращения беженцев используется в политических целях, с тем, чтобы показать, что еще не созданы условия, что так называемый режим, а на самом деле законные власти Сирии еще не готовы к приему беженцев, что он не может создать для них условия. Договариваются еще и до того, что режим ждет, пока беженцы вернутся в страну, и за этим последует их преследование. Под критику попал так называемый сирийский закон номер 10, который предусматривает подтверждение прав на недвижимость. Вторая сторона заключается в том, что все увязывается с политическим урегулированием, в том числе и возвращение беженцев. Все это тесно взаимосвязано - вопросы беженцев и вопросы гуманитарной помощи, вопросы постконфликтного восстановления, поскольку без постконфликтного восстановления, без восстановления инфраструктуры, без восстановления жилищ и предоставления помощи беженцам будет трудно существовать в семилетней войной разрушенной стране.

МОСКВА, INTERFAX.RU
12

Необъявленный визит президента Сирии Башара Асада в Сочи и его переговоры с Владимиром Путиным стали неожиданностью для многих наблюдателей. В то же время эта встреча обозначила собой новый этап в развитии сирийского конфликта. Для многих короткая ремарка российского лидера по итогам беседы о необходимости вывода иностранного вооруженного контингента из Сирии могла прозвучать дежурной фразой. Но буквально на следующий день спецпредставитель российского президента по Сирии Александр Лаврентьев высказался более детально и тем самым взорвал информационную бомбу. По крайней мере в арабских и иранских СМИ..

Информационная бомба

Приезд Башара Асада в Сочи стал прежде всего ответом тем, кто говорил, что прошедший в январе в этом городе Конгресс сирийского национального диалога провалился. Как стало известно по итогам переговоров, власти в Дамаске приняли решение направить своих представителей для формирования конституционного комитета, который займется обсуждением основного закона Сирии.

В то же время мало кто обратил внимание на последнее короткое высказывание Владимира Путина, сделанное уже после того, как итоги переговоров подвел он сам, а за ним и Башар Асад.

Исходим из того, что в связи со значительными победами и успехом сирийской армии в борьбе с терроризмом, с началом более активной части, с началом политического процесса в его более активной фазе иностранные вооруженные силы будут выводиться с территории Сирийской Арабской Республики, - резюмировал российский президент.

На первый взгляд в этих словах нет ничего нового. Россия и ранее неоднократно указывала на необходимость вывода войск США и их союзников из Сирии, которые находятся там на незаконном основании и контролируют значительные территории к востоку от Евфрата, а также на юге, в районе пересечения сирийской, иорданской и иракской границ. То же самое касается турецких военных, которые в результате двух операций установили контроль над северо-западными районами страны.

Между тем всего лишь день спустя после переговоров двух президентов Александр Лаврентьев пояснил, что подразумеваются и иностранные военные других стран.

Это в том числе и американцы, и турки, и «Хезболла», конечно, и иранцы, - заявил дипломат 18 мая.

На уточняющий вопрос, идет ли речь о немедленном выводе иностранных войск, он ответил, что «это всё должно делаться в комплексе». То есть, видимо, параллельно с процессом урегулирования конфликта.

Упоминание последних двух игроков буквально всколыхнуло ближневосточные СМИ. Особенно в свете того, что, по словам Александра Лаврентьева, «по мере стабилизации ситуации у нас (то есть у России. - Прим.. А как дал понять глава МИДа Сергей Лавров, российское присутствие в Сирии будет сохраняться, «пока в этом нуждается законное руководство Сирии и дружественный сирийский народ».

Верные союзники

Вооруженные отряды «Хезболлы» ведут боевые действия практически с самого начала сирийского конфликта. Хотя долгое время этот факт отрицался, но в 2013 году лидер движения Хасан Насруллах все-таки подтвердил, что его бойцы участвуют в конфликте на стороне правительственных войск.

Присутствие на сирийской территории военных из исламской республики также довольно быстро стало общеизвестным фактом. По некоторым оценкам, количество иранских и проиранских сил в Сирии либо примерно равно, либо превышает число военнослужащих самой сирийской армии. При этом Тегеран не только отправлял своих военных для участия в боевых действиях, но и поставлял сирийцам технику, а также оказывал финансовую помощь.

Всё это стало поводом для обвинений в адрес Ирана, что тот активно укрепляет свои позиции в Сирии. В апреле пресс-служба Армии обороны Израиля опубликовала карту, на которой показаны военно-воздушные базы исламской республики на подконтрольных Дамаску территориях. Впрочем, сирийские военные эксперты парируют подобные сообщения тем, что вся деятельность Ирана находится под контролем центральных властей в Дамаске. К тому же официально баз у иранцев в Сирии все-таки нет (в отличие от России).

При этом ранее, в апреле 2017 года, глава МИД России Сергей Лавров прокомментировал присутствие в Сирии «Хезболлы» и иранцев.

Исходим из того, что те и другие, как и ВКС России, находятся в Сирии по приглашению легитимного правительства, - отметил министр.

Увидели разлад

Заявления российских официальных лиц породили целую серию спекуляций в различных зарубежных СМИ о нарастающих противоречиях между Россией и Ираном. Например, базирующаяся в Лондоне межарабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» (которая, однако, финансируется главным соперником исламской республики в регионе Саудовской Аравией) сообщила , что у Москвы с одной стороны и у Тегерана с Дамаском с другой абсолютно разное видение того, как должна развиваться ситуация на земле. Так, последние якобы настаивают на проведении военной операции против вооруженных группировок в зоне деэскалации на юге, тогда как Россия считает необходимым придерживаться соглашения о прекращении огня.

То же самое касается и политического процесса. Та же «Аш-Шарк аль-Аусат» уловила дух противоречий (в данном случае, вероятно, небезосновательно) в итоговых словах после встречи Владимира Путина и Башара Асада в Сочи. Газета обратила внимание, что своих делегатов в будущий конституционный комитет власти в Дамаске направят «для обсуждения поправок в действующую конституцию». В то же время резолюция Совета Безопасности ООН № 2254 - основополагающий документ по сирийскому урегулированию, к которому постоянно апеллируют в Москве - прямо указывает на необходимость «разработки проекта новой конституции».

Телеканал Sky News Arabia также усмотрел рост разногласий между Москвой и Тегераном в заявлении представителя МИД Ирана Бахрама Касеми, который указал, что «никто не может вынудить Иран это сделать (то есть вывести войска. - Прим. сайт)». По его словам, «до тех пор, пока терроризм есть и правительство Сирии будет этого хотеть, Иран будет осуществлять присутствие».

В некоторых других СМИ за российскими заявлениями о необходимости вывести в том числе иранских военных и формирования «Хезболлы» увидели желание Москвы в одиночку подступиться к «сирийскому пирогу» - контрактам на восстановление страны, разрушенной за время войны.

Между тем сайт ливанского телеканала «Аль-Маядин», наоборот, попытался внести некоторые разъяснения в ситуацию. Он приводит слова сирийских источников, которые со ссылкой на неназванное российское ответственное лицо сообщают, что Владимир Путин в своем выступлении не имел в виду российские и иранские силы, поскольку вопрос об их выводе будет определяться решением правительства в Дамаске.

От греха подальше

Как бы то ни было, если в чем Москва и заинтересована, то точно в отсутствии напряженности в районе сирийско-израильской границы и недопущении вооруженной конфронтации в том районе между Тегераном и Тель-Авивом. Уже одним этим могли быть продиктованы заявления о необходимости вывода иностранных войск из Сирии. А достичь этого можно прежде всего путем обеспечения нормальной работы зоны деэскалации на юге Сирии, договоренность о создании которой была достигнута между президентами России и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом в июле 2017 года.

К слову, это соглашение, в частности, предусматривает отвод всех несирийских сил от зоны деэскалации на несколько десятков километров. Впрочем, как отметил в феврале Сергей Лавров, этот пункт на тот момент так и не был выполнен. Очевидно, причина заключается в том, что на Западе его поняли как отвод «Хезболлы» и иранцев, в то время как в России отмечают, что речь идет не только о них, но и о тех несирийцах, которые находятся в стане вооруженной оппозиции.

На этом фоне менее чем две недели назад иранские военные, находящиеся в Сирии, и Израиль обменялись ударами. В ночь на 10 мая оккупированные Тель-Авивом Голанские высоты подверглись ракетному обстрелу с сирийской территории, ответственность за который возложили на Тегеран. В ответ 28 израильских истребителей нанесли серию ударов по иранским объектам в Сирии.