День бога купалы. Оберег бог купала в виде нашивки Интересная информация о славянском боге купало

КУПАЛА [Купало, Купидон (лат.), Купалец, Купалич, Купебозе, Купайло (укр.), Купалищ (белор.), Капила (инд.)] - это БОГ соединяющий все стихии: огня, воды, земли и воздуха (купа значит вместе) он также Бог: очищения, вожделения, любви, брачных пар, он связан с водой и огнём.

По некоторым источникам брат Овсеня и Коляды. Супруг Костромы (Купальницы). Его священные древа — Вяз, Папоротник.

Купала — Бог, который дает человеку возможность сотворить всякие Омовения и проводит Обряды Очищения Телес, Души и Духа от различных хворей-болезней. Бог, наставляющий на радостную и счастливую жизнь.

Купала — веселый и прекрасный Бог, одевающийся в легкие белые одеяния, украшенные цветами. На голове Бога Купалы венок из прекрасных цветов. Купалу почитают как Бога теплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов. Многие Славяно-Арийские Роды, занимающиеся полеводством, почитали Бога Купалу наравне с Богиней Макошью и Богиней Тарой, а также Богами — Перуном и Белесом.

Праздник в честь Бога Купалы празднуется — 7 числа месяца Хейлеть (по древнему календарю Православных Староверов-Инглiингов), т.е. 6-8 июля современного летоисчисления (23-25 июня по старому стилю), на котором этому Богу, а также всем Древним Богам и Предкам приносят безкровные жертвы, которые бросают в огонь Священного Свастичного Жертвенника (огонь для этого праздника добывшем только трением или от молнии), чтобы всё принесенное в жертву появилось на праздничных столах Богов и Предков.


Волхв собирал общую требу в подол своего облачения, а затем, выбрав самый большой каравай, проходил вдоль рядов. Каждый из участников ритуала должен был правой рукой дотронуться до каравая, загадав желание. Затем перед сожжением на костре треба освещалась волхвом.

После принесения безкровных жертвоприношений, от живого огня Священного Свастичного Жертвенника зажигают свечи и огневицы, которые закрепляют на венках и плотиках и отправляют по течению! рек. При этом, на свечу или огневицу наговаривают свое сокровенное желание или просьбу об избавлении от хворей-болезней, всяческих! неудач, различных проблем и т.п., а юноши и девицы, увенчанные и перепоясанные цветами, пляшут около огня при радостном пении.

В честь Купалы пускают с горы зажжённые тележные колеса, завивают венки из иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую — предолгую жизнь! В купальскую ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. Росою ночною умываются для красоты и здоровья.

На празднике каждый должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов. Полное очищение состоит из трех частей:

Первое очищение (Очищение Тела): Каждый присутствующий на празднике в День Бога Купала должен омыть свое тело в священных водах (реки, озера, водоема, росы и т.д., предпочтительней текучая вода) не менее 9-ти раз, чтобы смыть с себя усталость и грязь.

Второе очищение (Очищение Души): Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Бога Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры не менее 9-ти раз, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает ауру и Душу человека.

Третье очищение (Очищение Духа): Каждый Старовер, присутствующий на празднике в День Бога Купала проходит босиком по горящим углям не менее 9-ти раз. Этот праздник неразрывно связан и с другим событием древности. В древние времена Бог Перун освободил из Пекла и вывел через врата Междумирья, находящиеся на Кавказе своих сестер и отправил их очиститься в водах Священного Ирия (Иртыша) и в Сметанном Чистом Озере (оз. Зайсан). Об этом событии повествуется в пятом клубке Песен Птицы Гамаюн.

Купала является Богом-Покровителем Небесного Чертога Коня во Сварожьем Круге, и в этот день принято купать коней, заплетать в гривы разноцветные ленты и украшать их полевыми цветами.

Истукан Купалы стоял в Киеве. Этого Бога причисляли к Знатнейшим Богам. Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. Травы и цветы, собранные на Купалу, почитаются более целебными, чем собранные в другой день. Ими окуривают больных, борются с «нечистью», бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, их употребляют для присушки и отсушки… Когда рвут травы, говорят: «Земля-мати, благослови меня травы брати, ведь и трава мне мати!». Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавить себя от бед.

Если через купальский костер перепрыгнешь, защитишь себя от порчи. Кто выше прыгнет, гот счастливее год проживет. Под корнем чернобыльника отыскивают земляной уголь, который употребляется как средство от падучей болезни и чёрной немочи. В полночь, надо не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Ранним утром бабы «черпают росу». Для этого берется чистая скатерть и сосуд, с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по росе, а потом выжимают росу в сосуд и умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть», чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Купальской росой кропят в доме кровати, чтобы не водились клопы.
Купало — Обряды.

Народное празднество, отправляемое на Руси в ночь на 7 июля (24 июня по старому стилю), известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание через огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева Марёны и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о собирании ведающих людей на Лысых горах. Русское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там эта ночь известна под именем Соботок. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там купальские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст. Гулевой народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из деревьев живой огонь. После перепрыгивания через горящие костры, купаются в росе. Поляки, по описанию Кохановскаго, справляли этот день в черном лесу в Сендомирском воеводстве. В песне купальской они поют, что это празднество передали им матери. Огни изжигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. А купальский огонь назывался у поляков: kresz. Сербы думают, что день Купалы столь велик, что для него солнце на небе трижды останавливается. Литовцо-руссы называют Купальское празднество — праздником росы. С вечера, они собираются на избранном месте, на поляне ставят шалаши, разводят огни, поют песни, пляшут с факелами и перескакивают через огонь. Рано утром отправляются в лес — на росу. Утренние сборы называются у них стадом, а пляска кордоном.

Утром сбирались травы для врачевания и чарования. Литовцо-руссы верят и в папоротников цвет.

В Потребнике 1639 года находим: «некие пожар запалив предскакаху по древнему некоему обычаю».

Таковы известия, сохранившиеся в наших письменных памятниках. Перейдем теперь к описанию народного празднества, проводимого в разных местах. Следы обрядов празднества, сохранившегося в новгородских окрестностях, суть следующие:

«В старой Ладоге Купальские огни совершаются на горе Победищ. Там сей огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем: живого, лесного, царя-огня, лекарственного.

В московских окрестностях Купальские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек. Чрез эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот. Игры и песни продолжаются до утренней зари».

Москвитяне Купалов день празднуют на трех горах.

В Туле это празднество отправлялось близь Щегловской засеки. Вечером 6 июля (23 июня по старому стилю) крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хвороста. Старики садятся в кружок и начинают чрез трети добывать огонь из двух старых, сухих деревьев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине. Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полною уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни. Наш народ знает, что перескакивание чрез огонь избавляет от очарования. В купании утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней.

В малорусских селениях Купальские огни соединяются с особенными обрядами, которых нет у великорусскаго народа. Здесь видим: крапивный куст, куклу, пированье около дерева марины; здесь слышим песни с именем Купало. В Харьковской губернии поселяне сбираются в назначенное место и перепрыгивают чрез крапивный куст. В старину перепрыгивание бывало чрез зажженную солому с песнями купальскими. Другие срубают дерево марину, украшают его венком из цветов и относят его в отдаленное место. Здесь под деревом сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подле дерева ставили стол со снедью. Молодые, схватясь руками, ходили вокруг дерева и пели песни. По окончании игр, снимали дерево с песнями и относили к реке. С приходом к реке начинали все купаться. Дерево марину потопляли в реке. В других местах куклу делали не более трех четвертей аршина, украшали цветочным венком и с ней перепрыгивали чрез огонь. Женщины одевались в праздничное платье, венки для головы сплетались из цветов. Венками закрывали лица до половины.

В некоторых местах, когда приносили дерево и куклу к реке, то прежде снимали с себя венки, которые или прямо бросали в воду, или надевали на куклу. Другие тайно уносили с собой венки и вешали их в сенях, для предохранения от бед и напастей.

В селениях Подольской и Волынской губерний, поселяне, приходя в назначенное место, приносили с собой ветвь вербы, убранной цветами. Эта верба, называемая у них Купайло, утверждалась в землю, вокруг неё ходили и пели купальские песни. После песен, девицы становились подле вербы, а мужчины отходили и сторону. Потом вдруг мужчины нападали на девиц, похищали вербу и обрывали её в клочки.

Тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники с гравою Иван-да-Марья и парятся ими на здоровье. В муравьиных кочках отыскивают целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивают земляной уголь, исцеляющий черную немочь и падучую болезнь.

В Малоруссии сбирают: голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав свивают: купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы (Подборка материала: «Славяно-Арийские Веды» книга 3 «Инглиизм», и «Сказания русского народа» собранные И.П. Сахаровым, 1835 г.).

В традиции православного христианства есть праздник, который называют - Иван Купало (День Ивана Купала). Для славян праздник Купала - один из самых важных. Обычай отмечать день летнего солнцестояния сохранился с древних времен. Один из Четырех солнечных Изломов, Купальский (летний) известен сегодня больше, чем зимнее солнцестояние, Весеннее или Осеннее Равноденствие.

Купало в пантеоне славянских Богов

Бог Купало - это сын Бога Огня, Семаргла и Богини Ночи, Купальницы. Он является братом-близнецом Костромы , Покровительницы влюбленных. Купало - один из солнечных Богов, поэтому его также понимают как Летнюю ипостась Бога Хорса . В Сварожьем Круголете Купало перенимает управлением подсолнечным Миром от Ярило , Бога Весеннего Солнца, а затем передает обязанность следить за солнцеворотом Авсеню – Богу Осеннего Солнца.

Легенды и мифы о славянском Боге Купало

После того, как у Богини Ночи, Купальницы, от Бога Огня Семаргла народились дети – двое близнецов, брат и сестра, мальчика назвали в честь матери – Купало, а девочку за красоту невиданную – Костромой. Дети подрастали в ласке и материнской любви. Сын был ладным, покладистым и веселым мальчуганом. Дочка росла непослушной, своевольной, видать, по норову в Отца пошла. Лишь брат Купало мог смягчать ее неожиданные выходки.

Однажды Костроме захотелось послушать запретный голос птицы Сирин – посланца тёмного Мира. Купало в простоте душевной сказал, что птица слаще Костромы поет. Сестра разгневалась, обругала птицу, запустила в нее песком. Птица вещая не простая, волшебная. Обиделась, да заклятие наложила на детей, да мальчонку Купало утащила за собою. Как уж, где рос мальчик – легенды помалкивают, но вырос Купало в рослого и умного парня. Заклятье только продолжало действовать - не помнил он прошлого своего и родичей.

А Кострома росла себе с матерью, да так и выросла капризной, гордой девушкой со своевольным характером. Однажды, когда высмеяли ее простой венок в Зелёные Русалии, она заявила, что даже Богам она бы не отдала свой венок. Тут же заклятие птицы Сирин ожило – ветерок игривый сорвал с головы Костромы венок да и прямо в руки Купало бросил. Он, по злому умыслу, в ту пору на лодочке по реке проплывал. Вышел на берег Купало, подал венок Костроме, все тут же запели величальные песни как жениху и невесте.

Сестра и брат даже не признали друг друга, думая, что они чужие один одному. Потому и полюбились они с одного только взгляда. А после даже матушка не признала в Купале своего сына – настолько сильным было колдовство злопамятной птицы Сирин. И вот в день, когда он был самым длинным в году, сыграли свадьбу Купало и Костромы. Злая птица Сирин только после свадьбы молодых объявила своим пением всю правду.

От такого нарушения лада, Конов Прави и Мироздания всем туго пришлось. Особенно Костроме – ведь ее постоянно насмешками осыпали. Гордая красавица от стыда в воду бросилась, а её брат - в костёр. Да только Боги и Богини бессмертны, поэтому никто из них не погиб, а только очистился от черного заклятья. После стал Купало Богом Летнего Солнца, получающим власть над миром в самую короткую ночь.

Символ и обереги Купало

Символ «Цветок папоротника» («Цвет папоротника», «Перунов цвет»).

Перуновым цветом такой символ называли только лишь потому, что Купало однажды сделал Богу-Громовержцу подарок – алый цветок любви. Этим цветком-подарком Бог Любви и Плодородия смягчил характер Бога-Воина и Справедливости. Потому Перун тогда только и смог найти свою Перуницу – Богиню Грозы и Дождя, Диву Додолу .

Но есть и иные истории, говорящие о том, что на день рожденья брата и сестры Перун сам подарил такой цветок близнецам, как племянникам (Семаргл – брат Перуна). Как бы там ни было, но Перунов цвет славянский Бог Купало всегда оживлял в волшебную ночь солнцестояния.

Этот символ способен дать людям:

  • мощную защиту от любой темной силы;
  • защитить от порчи, сглаза и болезней;
  • спрятанный в земле клад;
  • внутреннюю уверенность в собственных силах;
  • исполнение заветной мечты;
  • прибыльную работу;
  • счастье и удачу по жизни.

Проявление Бога Купало для славян

Славяне полагали, что приход Бога Купало для них это:

  • вершина лета;
  • расцвет жизни;
  • любовь.

Можно сказать, что именно купальские дни отмечаются как самая сердцевина лета, Кологода и час-пик Солнцестояния. Это время, когда уже всё посеяно, что нужно – посажено. Всходы дали свои крепкие ростки и продолжают свой жизненный цикл. Урожай собирать еще рано, поэтому можно в это время отдать дань роду, его продолжению, подумать о любви, создании своей семьи, укрепить уже существующие семейные узы. В такой расцвет все живые существа пробуждаются и подвергаются настоящей любви.

Атрибуты Бога Купало

Птица – кукушка, синица, сойка, малиновка, жаворонок, вальдшнеп.

Тотемная птица – огненный петух, символизирующий языки огненного пламени и стихию огня.

Геральдика, символизм – солнце, с яркими вспышками и многочисленными лучами.

Праздничная атрибутика – расшитые полотенца, скатерти, платки, одежда.

Обрядовая праздничная атрибутика – высокий костер – Купалец, огненное колесо, что нужно бросать в воду, венки со свечами, пускаемые по текучей воде.

Цветок – цвет папоротника.

Треба, (подношение) – символическая жертва – петушиные перья, хлебный каравай, цветы и травы, символизирующие любовь.

Бог Купало в северной традиции гадания


Номер Резы Купало - 35

Значение : важно остановиться, Спрашивающий сейчас не прав!

Причина появления Резы в раскладе: судьба рода Спрашивающего и тяжесть прошлых испытаний может толкать его неоднократное повторение ошибок.

Вызов (что нужно сделать и какое качество проявить): выбор сделать все равно придется, несмотря на ситуацию и неприятности; придется признать, что последствия ошибок вносят свои поправки в судьбу.

Предостережение (чего не надо и нельзя делать): выяснять, кто прав, кто виноват в прошлых ошибках – нет смысла сейчас. Лучше всего пытаться исправить что–то, не торопясь с выводами.

Указание (обязательное): пришло время для обдумывания причин, что повлекли неправильные поступки и деяния, потому следует взять на себя ответственность - это поможет не повторять ошибок.

Совет (желательно): у человека имеются глубинное чувство вины, которое лучше быстрее признать. Теневая сторона выходит через повторяющиеся неправильные поступки, поэтому так необходимо признание своих недостатков. Чем скорее признает Спрашивающий в себе оборотную сторону личности, тем быстрее всё пойдет на исправление ситуации.

Утешение (какое обстоятельство следует иметь в виду): несовершенного человека лучшим делает преодоление трудностей.

Реза Купало в раскладе обозначает то, что для Спрашивающего наступила пора переоценки самого себя. Бог Летнего Солнца предупреждает – следует думать над плодами дел и поступков не тогда, когда их совершил, а до того, как намереваешься их совершить.

Бог Купало в северной традиции магии

Обряды исполнения чаяния:

  1. Призыв удачи, счастья, любви, крепкой семьи.
  2. Привлечение успеха в делах.
  3. Поворожить на добрые и ладные отношения с родичами.
  4. Укрепление отношений со своими детьми.

Бог Купало сам пережил тяжкую судьбу, но все-таки нашел в себе силы поменять. Он добился своей счастливой доли потому, что понял одну важную вещь – бездумная, легкомысленная и безответственная жизнь приводит к печальным последствиям. В то же время, в каждой печальной истории кроется светлая нить, что дается Богиней Судеб Макошь . Вот потому в купальские ночи, из года в год, люди обращаются к Купале за получением любви, мудрости, лучшей доли.

Наузы Бога Купало

Науз «Радость жизни», обращенный к Богу Купало, создается в определенных случаях. Обычно это необходимо, когда человек :

  • потерял радость в жизни;
  • не видит простора вокруг себя, чувствует себя в тисках, угнетенным;
  • утратил ощущение красоты, любви и счастья;
  • стал ощущать серость в жизни, пресность, однотонность;
  • изнывает от однообразия и обыденности.

Бог Летнего Солнца любит радость, яркие краски, солнечный свет, бурные перемены в жизни. Бог Купало помогает увидеть людям красоту земной жизни, возвращая их снова к жизнелюбию и радости!

Во время плетения важно мысленно представлять что-то красивое, согревающее душу, радующее. А также обращать внимание на сами слова заговора и сотворять внутри себя образы по заговоренному тексту. После изготовления науз следует носить с собой.

Славянский бог Купало наполняет людей силой продолжения рода. Мужчинам, которые чувствуют снижение своей силы, утомляемость, недомогания, бессонницу, хорошо бы обратиться к Богу Купале. Для этого плетут науз «Мужская сила», помогающий не только продолжать свой род, но и удерживать богатырскую телесную силу.

Чем поможет науз?

Узелок вместе с заговором создают следующее полезное действо:

  • снимут «наводы и призороки»;
  • телесность приводят в здоровое состояние;
  • дают обновление, новые силы.

Как действовать?

Волшебный узел связывается только под специальный наговор, который произносится трижды. Во время изготовления мощного оберега и амулета крайне важно явственно представлять себе само заговорное действо, что в содержании заговора описывается.

После этого готовый науз следует проносить на груди три дня, а в четвертый – его снимают, больше не надевают, но прячут подальше от посторонних глаз. Для того чтобы воздействие волшебного узла повторить вновь, связывается новый узел. По прошествии некоторого времени (вы почувствуете эту необходимость сами), следует сжечь все такие наузы. Пепел после них смывается проточной водой.

Волшебная ночь Купалы хороша для зачатия ребенка. Считалось, что дети, которые были зачаты в такую ночь, будут красивыми, крепкими, одарёнными. Поэтому науз «Зачатие ребенка» старались вязать молодые супруги.

Чем поможет науз?

Этот волшебный узелок одаривает носящего силой, которая помогает рождать красивого и здорового ребёнка.

Только есть одно условие – науз завязывается для тех супругов и пар, которые уже «прыгнули через костёр». Этот событие у славян приравнивалось к принародному признанию любви и желанию создать семью.

Как действовать?

Вязать науз нужно из красной нити, шнура или веревки из натуральных волокон. Делается все обязательно в течение 40 дней с начитыванием заговора по определенной схеме. Начинают обряд в новолуние, когда все нити вяжут по одному узелку вместе с заговором.

Перестают носить науз и прячут его в дальний ящик только лишь по прошествии трех месяцев тесного с ним взаимодействия и ношения.

Купало - Бог-Покровитель

Боги покровительствуют тому, кто:

  • похож на них по нраву,
  • или особо попросил их о покровительстве.

Но каждый человек, кто пришел в этот мир в период времени от 22 июня до 22 сентября, встал под покровительство Бога Купало, Бога Летнего Солнца. Надобно тут сказать, что, коли ваш день нарожденья выпал на пограничное число, то требуется поискать, в какие точные даты в году вашего прихода в Мир были дни Солнцеворотов.

День Бога Купало - купальский праздник

Некоторые традиции считают, что даты купальского праздника – 7 июля, 24 июня. В традиции севера принята дата, совпадающая с астрономической – 20-21 июня .

С приходом купальского праздника Природа уже расцвела. Люди своим веселием, почитанием Бога Купало присоединяются к живительной силе всего явного Мира – разжигают ритуальный костёр Купалец, возносят славления Богу Огня, подносят требу – самый лучший каравай, к которому ранее прикладывали руки и загадывали желания. Потом все прыгают через прогоревший костер. Зажигалось колесо огненное и выкатывалось под громкие возгласы народа в воду. Девушки и парни плели венки из трав и цветов, зажигали свечи, приговаривали на венки свои чаяния и пускали их по воде. Славяне иногда говаривали, что это «свадьба огня и воды».

Славянский Бог Купало (Купала, Купайва). Относится к восточнославянскому пантеону. Имеет прочную традицию, выраженную в одноимённом празднике. В веках этот Бог хорошо заметен и его почитание со временем мало изменилось.

Купало бог лета, любви, света, добрых дел, здоровья, удачи. Его функции - это Правление в Солярном пантеоне Славянских богов с 21 июня по 21 сентября. Его силы активизируются наиболее сильно в дни летнего солнцестояния. В этот период его магические функции наиболее направлены. Это время, когда доминирует солнце. День наиболее долгий.

В славянской мифологии, если коротко пересказать легенду о Купале и Костроме, Купала и Кострома это дети Семаргла и Купальницы, которые были разлучены в детстве и в юности они случайно встречаются и влюбляются, но трагедия в том, что они узнают, что они брат и сестра, и поэтому Кострома топится в речке, так как по Славянской традиции - это великое преступление перед кровью. Это печальная истории о любви. В христианстве эта история получила другие очертания и символ в цветке Иван да Марья.

Христианство вообще попробовала прикарманить этот праздник и устроило популяризованный праздник Ивана Купалы, который отмечается 7 июля, а по старому стилю это 21-23 июня естественно. Суть праздника Иван Купало, - обливай кого попало! Жуткий рудимент. Сам солнечный праздник олицетворяет торжество любви, нагого тела, время для водных гаданий, время для ярмарок вселенских да игрищ мужских. Одним словом, Купало – самый весёлый, дружный и почитаемый славянский праздник. Его отмечают наибольшее количество людей в родноверии. Его популяризируют, но суть в том, что он самый известный из праздников русского язычества и спорить об этом не приходится.

Читатель заметил что пишем мы не Купала, а Купало, с «О» на конце. По нашему небольшому исследованию так наиболее было распространено в традиции. Как видно из названия Божества, семантика сводится к купанию.

Любимая Купало утонула, на праздник Купало нужно купаться и купать солнце в проточной воде. Вода сакральна и это символ очищения, с водой связан и путь в тёмное навье царство. Поэтому на Купалу гадают на возвращение молодца с войны. Если свечка тонула, то молодец не вернётся.

Праздник Купало - самый магический и самый мощный летний праздник. С этим временем связана ещё одна легенда о цветке папоротника. Он цветёт только в ночь летнего солнцестояния. И под цветущим папоротником зарыты сокровища Богов. Поэтому в этот день принято искать цветущий папоротник. Солярный символ цветок папоротника прочно привязался к Богу Купало. Его изображают на кумирах этого Божества. Сам же символ считается самым сильным оберегом для магии, он активизирует здоровье владельца и его благополучие.

В праздник Купало молодые люди выбирали вторую половину, когда приходило время. Мы уже писали, что в определённые моменты праздника люди обнажались и купались и прыгали через костёр. В эту ночь молодые выбирали себе пару, дабы в Осенние деды сыграть уже свадебку - Любомир. Сам процесс для язычества вполне обычный и не нужно придираться к культу голого тела, оно естественно как сама природа, поэтому язычник не стеснялся своей наготы.

Купало изображают с колосьями в руках. Купало - это молодой человек без бороды, так как солнце всё ещё молодое. Но часто у Купалы бывают усы. Иногда его изображают с дудочкой, как бы говоря о самом весёлом празднике в году. Самая знаменитая художественная картина, посвященная славянскому богу Купало была представлена украинским живописцем Крыжановским. Там купало - это дерево, оно в центре композиции, а вокруг дерева водят хороводы красно девицы, это их излюбленная забава в самый светлый праздник в году.

Олицетворяющий апогей жизненной энергии солнца. Иногда его также называют богом летнего солнца. Купала был женат на своей сестре Костроме. Если переводить с индоевропейского языка, то «купала» переводится как «кипеть, бурлить». В некоторых других языках это значит «костер, огонь».

Миф о Купале и Костроме

Родителями Купалы и Костромы (символизировала водную стихию), согласно легенде, были Семаргл (бог Луны, хранитель неба и Солнца) и Купальница. Дети появились у них в день летнего солнцестояния. Бог грома Перун был очень рад рождению детей у своего брата Семаргла. Именно поэтому он подарил Купале и Костроме цветок папоротника (растение, которое никогда не цветет). Отсюда и родилась легенда, что в ночь на Ивана Купала можно увидеть, как прекрасно цветет папоротник.

Купала и Кострома росли красивыми и нежными, полными здоровья и энергии. Но однажды произошло горе. Купала в ночь убежал из дома, чтобы послушать пение птицы Сирин. Из-за этого он оказался в подземном мире (Нави). Долго родители искали его, но так и не смогли найти.

В это время Кострома из милой девочки выросла в прекрасную девушку. Своей красотой она пленила парней, но не хотела выходить замуж ни за одного из них. Однажды она сплела чудесный венок и заявила, что выйдет лишь за того, кто сможет отобрать его у нее. Вышло так, что сделать этого не сумел никто. Тогда девушка встала на берегу Ра-реки (современная Волга) и прокричала, что ее никто не достоин. Тогда ветер подул так сильно, что ее венок упал в воду (также один из ритуалов на праздник Ивана Купала). А мимо проплывала лодка, в которой сидел молодец. Он был необычайно стройным, крепким и красивым. Подобрав венок, парень отдал его Костроме. И вскоре молодые сыграли свадьбу.

Лишь на следующий день родители поняли, что жених их дочери – это и есть Купала, их родной сын, который потерялся несколько лет назад. Он смог выбраться из Нави, но долго не знал, где теперь его семья. Купала и Косторома, поняв, что их связывает больше, чем родственные связи, не смогли этого пережить (да и сам акт инцеста считался страшным грехом, наказание за который – гибель). Они, взяв друг друга за руки и встав на край самого высокого берега Ра-реки, бросились в реку.

Но погиб только Купала. Кострома же превратилась в русалку, заманивающую парней в омут (считается, что так боги наказали ее за гордыню, которую девушка проявила, сказав о том, что никто ее недостоин). Но все это время она безумно тосковала по возлюбленному. Тогда Боги пожалели Кострому. Они вернули ее брата-мужа из мира мертвых и сплели их тела вместе в красивый цветок. И несколько десятилетий спустя христиане стали называть его Иван-да-Марья.

Праздник Ивана Купалы

Таким образом, Купала-бог стал символизировать чистую и нежную, но запретную и трагическую любовь. Купала – это воплощение внутренней энергии человека, стихии, его сил, жизни, радости и счастья. Символами этого божества являются все солярные знаки, а также образы пламени.

День летнего солнцестояния (23 июня, день рождения и день свадьбы Костромы и Купалы) был одним из главных праздников у древних славян. По данным некоторых источников, его праздновали вплоть до двадцатого века. Во многих губерниях он был распространен в то время. Ночью молодые жгли костры близ водоемов за городом, прыгали через них, а также купались в реке. Таким образом они объединяли в себе две стихии – огонь и воду, Купалу и Косторому. А это считалось очищающим и исцеляющим ритуалом.

В народе говорили, что во время Купальской ночи просыпалась нечистая сила (ведьмы, колдуны). Это была самая короткая ночь в году, подземный мир смешивался с земным.

Так как праздник Купалы был летом, то олицетворял расцвет, энергию,жизненную силу. И участвовали в празднествах по большей части юноши и девушки. Они пели песни, шутили и громко смеялись. Это изгоняло злых духов.

Название праздника

Что касается названия праздника, то назывался он праздником Ивана Купалы. Также существует название Иванов день. После принятия христианства в десятом веке этот день был приурочен ко дню рождения Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи). Поэтому Иван Купала – это объединенное название: Иван – христианское, Купала – языческое. Как известно, после крещения необходимо было заменить всех славянских богов пантеона на новых, христианских. Поэтому на смену Купале пришел Иоанн Предтеча.

Однако церковь не одобряет то, как проводится этот праздник. Ведь его обряды и традиции языческие. Но бороться с язычеством очень трудно, поэтому христианская церковь смирилась с проводимыми ритуалами.

День Бога Купала.

В ночь на Ивана Купала (документальный фильм)

В традиции православного христианства есть праздник, который называют - Иван Купало (День Ивана Купала). Для славян праздник Купала - один из самых важных. Обычай отмечать день летнего солнцестояния сохранился с древних времен. Один из Четырех солнечных Изломов, Купальский (летний) известен сегодня больше, чем зимнее солнцестояние, Весеннее или Осеннее Равноденствие.

Купало в пантеоне славянских Богов

Бог Купало - это сын Бога Огня, Семаргла и Богини Ночи, Купальницы. Он является братом-близнецом Костромы , Покровительницы влюбленных. Купало - один из солнечных Богов, поэтому его также понимают как Летнюю ипостась Бога Хорса . В Сварожьем Круголете Купало перенимает управлением подсолнечным Миром от Ярило , Бога Весеннего Солнца, а затем передает обязанность следить за солнцеворотом Авсеню – Богу Осеннего Солнца.

Легенды и мифы о славянском Боге Купало

После того, как у Богини Ночи, Купальницы, от Бога Огня Семаргла народились дети – двое близнецов, брат и сестра, мальчика назвали в честь матери – Купало, а девочку за красоту невиданную – Костромой. Дети подрастали в ласке и материнской любви. Сын был ладным, покладистым и веселым мальчуганом. Дочка росла непослушной, своевольной, видать, по норову в Отца пошла. Лишь брат Купало мог смягчать ее неожиданные выходки.

Однажды Костроме захотелось послушать запретный голос птицы Сирин – посланца тёмного Мира. Купало в простоте душевной сказал, что птица слаще Костромы поет. Сестра разгневалась, обругала птицу, запустила в нее песком. Птица вещая не простая, волшебная. Обиделась, да заклятие наложила на детей, да мальчонку Купало утащила за собою. Как уж, где рос мальчик – легенды помалкивают, но вырос Купало в рослого и умного парня. Заклятье только продолжало действовать - не помнил он прошлого своего и родичей.

А Кострома росла себе с матерью, да так и выросла капризной, гордой девушкой со своевольным характером. Однажды, когда высмеяли ее простой венок в Зелёные Русалии, она заявила, что даже Богам она бы не отдала свой венок. Тут же заклятие птицы Сирин ожило – ветерок игривый сорвал с головы Костромы венок да и прямо в руки Купало бросил. Он, по злому умыслу, в ту пору на лодочке по реке проплывал. Вышел на берег Купало, подал венок Костроме, все тут же запели величальные песни как жениху и невесте.

Сестра и брат даже не признали друг друга, думая, что они чужие один одному. Потому и полюбились они с одного только взгляда. А после даже матушка не признала в Купале своего сына – настолько сильным было колдовство злопамятной птицы Сирин. И вот в день, когда он был самым длинным в году, сыграли свадьбу Купало и Костромы. Злая птица Сирин только после свадьбы молодых объявила своим пением всю правду.

От такого нарушения лада, Конов Прави и Мироздания всем туго пришлось. Особенно Костроме – ведь ее постоянно насмешками осыпали. Гордая красавица от стыда в воду бросилась, а её брат - в костёр. Да только Боги и Богини бессмертны, поэтому никто из них не погиб, а только очистился от черного заклятья. После стал Купало Богом Летнего Солнца, получающим власть над миром в самую короткую ночь.

Символ и обереги Купало

Символ «Цветок папоротника» («Цвет папоротника», «Перунов цвет»).

Перуновым цветом такой символ называли только лишь потому, что Купало однажды сделал Богу-Громовержцу подарок – алый цветок любви. Этим цветком-подарком Бог Любви и Плодородия смягчил характер Бога-Воина и Справедливости. Потому Перун тогда только и смог найти свою Перуницу – Богиню Грозы и Дождя, Диву Додолу .

Но есть и иные истории, говорящие о том, что на день рожденья брата и сестры Перун сам подарил такой цветок близнецам, как племянникам (Семаргл – брат Перуна). Как бы там ни было, но Перунов цвет славянский Бог Купало всегда оживлял в волшебную ночь солнцестояния.

Этот символ способен дать людям:

  • мощную защиту от любой темной силы;
  • защитить от порчи, сглаза и болезней;
  • спрятанный в земле клад;
  • внутреннюю уверенность в собственных силах;
  • исполнение заветной мечты;
  • прибыльную работу;
  • счастье и удачу по жизни.

Проявление Бога Купало для славян

Славяне полагали, что приход Бога Купало для них это:

  • вершина лета;
  • расцвет жизни;
  • любовь.

Можно сказать, что именно купальские дни отмечаются как самая сердцевина лета, Кологода и час-пик Солнцестояния. Это время, когда уже всё посеяно, что нужно – посажено. Всходы дали свои крепкие ростки и продолжают свой жизненный цикл. Урожай собирать еще рано, поэтому можно в это время отдать дань роду, его продолжению, подумать о любви, создании своей семьи, укрепить уже существующие семейные узы. В такой расцвет все живые существа пробуждаются и подвергаются настоящей любви.

Атрибуты Бога Купало

Птица – кукушка, синица, сойка, малиновка, жаворонок, вальдшнеп.

Тотемная птица – огненный петух, символизирующий языки огненного пламени и стихию огня.

Геральдика, символизм – солнце, с яркими вспышками и многочисленными лучами.

Праздничная атрибутика – расшитые полотенца, скатерти, платки, одежда.

Обрядовая праздничная атрибутика – высокий костер – Купалец, огненное колесо, что нужно бросать в воду, венки со свечами, пускаемые по текучей воде.

Цветок – цвет папоротника.

Треба, (подношение) – символическая жертва – петушиные перья, хлебный каравай, цветы и травы, символизирующие любовь.

Бог Купало в северной традиции гадания


Номер Резы Купало - 35

Значение : важно остановиться, Спрашивающий сейчас не прав!

Причина появления Резы в раскладе: судьба рода Спрашивающего и тяжесть прошлых испытаний может толкать его неоднократное повторение ошибок.

Вызов (что нужно сделать и какое качество проявить): выбор сделать все равно придется, несмотря на ситуацию и неприятности; придется признать, что последствия ошибок вносят свои поправки в судьбу.

Предостережение (чего не надо и нельзя делать): выяснять, кто прав, кто виноват в прошлых ошибках – нет смысла сейчас. Лучше всего пытаться исправить что–то, не торопясь с выводами.

Указание (обязательное): пришло время для обдумывания причин, что повлекли неправильные поступки и деяния, потому следует взять на себя ответственность - это поможет не повторять ошибок.

Совет (желательно): у человека имеются глубинное чувство вины, которое лучше быстрее признать. Теневая сторона выходит через повторяющиеся неправильные поступки, поэтому так необходимо признание своих недостатков. Чем скорее признает Спрашивающий в себе оборотную сторону личности, тем быстрее всё пойдет на исправление ситуации.

Утешение (какое обстоятельство следует иметь в виду): несовершенного человека лучшим делает преодоление трудностей.

Реза Купало в раскладе обозначает то, что для Спрашивающего наступила пора переоценки самого себя. Бог Летнего Солнца предупреждает – следует думать над плодами дел и поступков не тогда, когда их совершил, а до того, как намереваешься их совершить.

Бог Купало в северной традиции магии

Обряды исполнения чаяния:

  1. Призыв удачи, счастья, любви, крепкой семьи.
  2. Привлечение успеха в делах.
  3. Поворожить на добрые и ладные отношения с родичами.
  4. Укрепление отношений со своими детьми.

Бог Купало сам пережил тяжкую судьбу, но все-таки нашел в себе силы поменять. Он добился своей счастливой доли потому, что понял одну важную вещь – бездумная, легкомысленная и безответственная жизнь приводит к печальным последствиям. В то же время, в каждой печальной истории кроется светлая нить, что дается Богиней Судеб Макошь . Вот потому в купальские ночи, из года в год, люди обращаются к Купале за получением любви, мудрости, лучшей доли.

Наузы Бога Купало

Науз «Радость жизни», обращенный к Богу Купало, создается в определенных случаях. Обычно это необходимо, когда человек :

  • потерял радость в жизни;
  • не видит простора вокруг себя, чувствует себя в тисках, угнетенным;
  • утратил ощущение красоты, любви и счастья;
  • стал ощущать серость в жизни, пресность, однотонность;
  • изнывает от однообразия и обыденности.

Бог Летнего Солнца любит радость, яркие краски, солнечный свет, бурные перемены в жизни. Бог Купало помогает увидеть людям красоту земной жизни, возвращая их снова к жизнелюбию и радости!

Во время плетения важно мысленно представлять что-то красивое, согревающее душу, радующее. А также обращать внимание на сами слова заговора и сотворять внутри себя образы по заговоренному тексту. После изготовления науз следует носить с собой.

Славянский бог Купало наполняет людей силой продолжения рода. Мужчинам, которые чувствуют снижение своей силы, утомляемость, недомогания, бессонницу, хорошо бы обратиться к Богу Купале. Для этого плетут науз «Мужская сила», помогающий не только продолжать свой род, но и удерживать богатырскую телесную силу.

Чем поможет науз?

Узелок вместе с заговором создают следующее полезное действо:

  • снимут «наводы и призороки»;
  • телесность приводят в здоровое состояние;
  • дают обновление, новые силы.

Как действовать?

Волшебный узел связывается только под специальный наговор, который произносится трижды. Во время изготовления мощного оберега и амулета крайне важно явственно представлять себе само заговорное действо, что в содержании заговора описывается.

После этого готовый науз следует проносить на груди три дня, а в четвертый – его снимают, больше не надевают, но прячут подальше от посторонних глаз. Для того чтобы воздействие волшебного узла повторить вновь, связывается новый узел. По прошествии некоторого времени (вы почувствуете эту необходимость сами), следует сжечь все такие наузы. Пепел после них смывается проточной водой.

Волшебная ночь Купалы хороша для зачатия ребенка. Считалось, что дети, которые были зачаты в такую ночь, будут красивыми, крепкими, одарёнными. Поэтому науз «Зачатие ребенка» старались вязать молодые супруги.

Чем поможет науз?

Этот волшебный узелок одаривает носящего силой, которая помогает рождать красивого и здорового ребёнка.

Только есть одно условие – науз завязывается для тех супругов и пар, которые уже «прыгнули через костёр». Этот событие у славян приравнивалось к принародному признанию любви и желанию создать семью.

Как действовать?

Вязать науз нужно из красной нити, шнура или веревки из натуральных волокон. Делается все обязательно в течение 40 дней с начитыванием заговора по определенной схеме. Начинают обряд в новолуние, когда все нити вяжут по одному узелку вместе с заговором.

Перестают носить науз и прячут его в дальний ящик только лишь по прошествии трех месяцев тесного с ним взаимодействия и ношения.

Купало - Бог-Покровитель

Боги покровительствуют тому, кто:

  • похож на них по нраву,
  • или особо попросил их о покровительстве.

Но каждый человек, кто пришел в этот мир в период времени от 22 июня до 22 сентября, встал под покровительство Бога Купало, Бога Летнего Солнца. Надобно тут сказать, что, коли ваш день нарожденья выпал на пограничное число, то требуется поискать, в какие точные даты в году вашего прихода в Мир были дни Солнцеворотов.

День Бога Купало - купальский праздник

Некоторые традиции считают, что даты купальского праздника – 7 июля, 24 июня. В традиции севера принята дата, совпадающая с астрономической – 20-21 июня .

С приходом купальского праздника Природа уже расцвела. Люди своим веселием, почитанием Бога Купало присоединяются к живительной силе всего явного Мира – разжигают ритуальный костёр Купалец, возносят славления Богу Огня, подносят требу – самый лучший каравай, к которому ранее прикладывали руки и загадывали желания. Потом все прыгают через прогоревший костер. Зажигалось колесо огненное и выкатывалось под громкие возгласы народа в воду. Девушки и парни плели венки из трав и цветов, зажигали свечи, приговаривали на венки свои чаяния и пускали их по воде. Славяне иногда говаривали, что это «свадьба огня и воды».