Система вокализации. Паралингвистика — это система вокализации (тембр голоса, его диапазон, тональность и др.)

Она представлена двумя основными типами: оканьем и аканьем.

Определяется теми изменениями, которые испытывают, претерпевают гласные неверхнего подъёма, т.е. -а-, -о-, --, -Э-, --.

Аканьем называется неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах. Их совпадение в одном звуке так определяется - аканье в широком смысле, противопоставленное понятию оканье . Аканье в широком смысле включает в себя разные виды неразличения гласных фонем неверхнего подъёма после мягких согласных в безударных слогах, так называемое еканье, яканье, иканье.

Оканье определяется как различение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах.

аканье: [трава], [дама], [стаит], при фонеме <о>;

оканье: [трава], [дома], [стоит], при фонеме <о>.

Как и аканье, оканье в широком понимании включает в себя полное или частичное различение в безударных слогах гласных неверхнего подъёма, т.е. ёканье. Таким образом, безударный вокализм русских говоров определяется следующими условиями:

  • положение гласных по отношению к ударению;
  • положение безударных гласных после твердых, мягких, шипящих, т.е. характером предшествующего согласного.

Кроме широкого значения аканье и оканье в диалектной литературе выступают в собственном значении термина, обозначая неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в первом предударном слоге после твердых согласных или совпадение их в [а] - аканье; и различение соответствующих фонем в первом предударном слоге после твердых согласных - оканье:

оканье [а] - <а> - [а] - аканье

[о] - <о> - [а]

- < > - [а]

Различение фонем следует понимать как реализацию этих фонем с своём конкретном, отличающимся от варианта, другом звуке, т.е. <а> выступает в виде варианта [а], <о> - [о].

И оканье, и аканье неоднородны по своему характеру в русском языке. Так аканье делится на Сильное (недиссимилятивное) и слабое (диссимилятивное). При сильном аканьи наблюдается совпадение гласных фонем неверхнего подъёма в первом предударном слоге в [а] всегда, слабое аканье характеризуется зависимостью гласных первого предударного слога от гласного, стоящего под ударением.

<а> - [а] -а

<о> - [а] - а

< > - [а] - а

Различают две основных разновидности аканья: диссимилятивное и недиссимилятивное. Принцип первого прост: звучит всегда нормально. Принцип второго следующий: гласные фонемы неверхнего подъёма после твердых согласных совпадают, выступая в одном общем варианте [а], если под ударением любой гласный кроме - а-. Если под ударением - а- , то в первом слоге фонемы неверхнего подъёма реализуются в общем варианте [ъ] или [ы]:

[трава] недиссимил. [дыма] или [дъма] диссимил.

[дамой] нет условий для диссимиляции

[трыва] диссимил. траве [трав"э]

Звук, отличный от [а], в котором совпадают гласные фонемы неверхнего подъёма, при ударенном [а], по своему качеству неодинаков по разным говорам, а также и в одном говоре в разных фонетических условиях. Диапазон этого звука от широкого отодвинутого назад [э] до гласного верхнего узкого [ы]. Чаще же всего здесь выступает звук средний по подъёму между [э] и [а] - в «э».

Оканье делится на две разновидности: полное и неполное.

Полное оканье - это различение (несовпадение) гласных фонем неверхнего подъёма во всех безударных слогах.

[борода] [молодой] [табаком] [дома] [выдала]

Полное оканье - характерная черта северного наречия.

Неполное оканье - это различение фонем неверхнего подъёма только в первом предударном слоге. В других безударных слогах они совпадают в общем варианте [ъ].

[бърода] [мълодой] [тъбаком] [домъ] [выдълъ].

Неполное оканье характеризует окающие среднерусские переходные говоры (Владимиро-Поволжская группа говоров).

Р.И. Аванесов сказал: «Аканье связано с редукцией безударных гласных, оно вторично по отношению к оканью, возникло во второй половине 12 - первой половине 13 вв.на территории бассейна Верхней и Средней Оки и междуречья Оки и Сейма, оттуда постепенно распространялось на Запад, Северо-Запад и Север.» Аканье в широком смысле слова как неразличение гласных фонем неверхнего подъёма в безударных слогах включает в себя яканье, иканье, еканье.

Яканье - тип безударного вокализма русских говоров, который характеризуется совпадением гласных фонем неверхнего подъёма в первом предударном слоге в звуке [а] после мягких согласных.

нясла, вяду, в лясу, рябяты, пятак.

Яканье характеризует Южные районы страны - южно-великорусское наречие. Выделяют три типа яканья: сильное, умеренное и диссимилятивное.

Принцип диссимилятивного яканья тот же, что и диссимилятивного аканья: [н"су] [н"ас"и] Но! [н"исла].

При диссимилятивном яканьи в в первом предударном слоге [и] гласный, реже [э].

Умеренное яканье характеризуется зависимостью гласного первого предударного слога от качества последующего согласного. А именно перед твердым согласным произносится [а], перед мягким - [и] или [э]:

[нясу], [нясла], Но! [н"эс"и].

Сильное яканье - совпадение гласных фонем в первом предударном слоге неверхнего подъёма в звуке [а] после мягких согласных независимо от каких-либо фонологических условий.

Еканье и иканье - разновидности безударного вокализма после мягких согласных, характеризуются совпадением гласных фонем неверхнего подъёма либо в [э], либо в [и]:

[э] - <е>; [э] - <е>; [э] - <"а>; [и] - <е>; [и] - <е>; [и] - <"а>.

еканье иканье

неси, в лесу, петак ниси, в лису, питак.

Еканье представлено главным образом в среднерусских акающих говорах и в части северных окающих. В своё время (в 19в.) еканье было нормой литературного языка. Позже проникает иканье.

Ёканье следует понимать как термин, означающий произношение гласного [о] в первом предударном слоге после мягкого согласного в соответствии <о> и следовательно характеризующий систему различения гласных фонем <о> и <э>в этом положении.

Структурно выделяют две разновидности ёканья, характерные для двух типов окающих говоров: окающих среднерусских и говоров северного наречия.

Первая разновидность представлена во всех группах слов.

сёстра, нёсла, бёру, смётана, свёкровь.

Вторая разновидность - ёканье во всех группах слов кроме личных форм глагола.

нести, печь и подобные, сёстра, смётана, Но! беру, несу.

Первая разновидность территориально и структурно связана со средними окающими говорами и представлена в северных новгородских говорах.

Вторая разновидность характерна для северного наречия.

В северных говорах предударные слоги короче, чем ударные, большая краткость предударного слога была препятствием последовательному проведению перехода -э- в -о- лабиализации, т.е. она осуществлялась с меньшей недостаточностью или не охватила словоформ глагольного происхождения.

Французский язык относится к вокалическим: в нем преобладают гласные. Разнообразие гласных имеет важное значение, так как их тембр позволяет различать многие слова и формы слов, совпадающие по составу согласных.

Вокаличность французского языка связана с тенденцией слога к открытости. Меньшее число согласных и меньшие возможности их сочетаемости обусловливают большее структурное однообразие слога во французском языке, чем в русском. Это однообразие было подмечено рано и стало использоваться в художественных целях. Ассонанс (подобие гласного ударного слога), а затем рифма возникли на территории Франции.

В работе Литкнес К.Я. «Современные тенденции французского произношения» подробно изучается вокалическая система французского языка. Итак, вокалическая система французского языка представлена 7 архифонемами. Они были выделены Ж. Гугенемом. Каждая архифонема включает в себя набор фонем, противопоставляемых друг другу по одному дифференциальному признаку. Данные фонемы составляют систему французских гласных. У различных авторов количество фонем, входящих в ту или иную архифонему разное и набор их неодинаков.

Сопоставление данных существующих систем французского языка показало, что диапазон расхождений в общем количестве фонем весьма ощутим: он находится в пределах от 20 то 10.

Базой и отправной точкой для анализа и сопоставления существующих систем гласных французского языка служит так называемая «традиционная система», состоящая из 15 единиц и признаваемая подавляющим большинством фонетистов. Самой большой по объему является система Ж. Гугенема, включающая 20 элементов. Первое, что обращает на себя внимание при сопоставлении о традиционной системой, это наличие в ней полугласных, которые коррелируются с гласными: /i - j/, /y ? ?/, /u - w/. Даже если исключить из этого списка полугласные, в нем останется 17 фонем, в том числе оппозиции по дистинктивному признаку длительности, а именно: /? ? ?:/, /њ - њ:/.

Помимо традиционной системы и системы Ж. Гугенема существует системы Л.В. Щерба и Г. Вальтера, П. Фуше и П. Делтар, А. Лерон, система максимум Мальберга, Г. Дэим и Н.А. Шигаревская, Г. Капель и система- минимум Мальберга.

Сопоставление существующих систем французского вокализма показывает, что возникает ряд вопросов прикладного характера, связанных с отбором инвентаря звуков для практических курсов фонетики.

Во-первых, какая система отражает объективное состояние современного французского произношения и, следовательно, является оптимальной. Во-вторых, если использовать в методических целях не одной, а несколько систем, то какая их из них является действительно максимальной и минимальной. В-третьих, если признать необходимой некой «минимальной» системы для обучения, то за счет каких звуков возможно подвести ее сокращение, и особенно, в каком порядке следует его осуществлять. В-четвертых, исключительно все ли учебники должны базироваться на одну систему.

На эти и многие другие вопросы можно ответить лишь в том случае, если будет дана объективная, то есть количественная оценка реальной употребительности звуков, которые в настоящее время подвергаются наиболее заметным изменениям.

Тема 11. Становление системы гласных немецкого языка

Для выявления исторических изменений в системе исходного (индоевропейского) вокализма в немецком языке нам необходимо

а) ознакомиться с общей системой реконструированных индоевропейских фонем (фонетических архетипов);

б) рассмотреть характер изменений артикуляции конкретных звуков в общегерманском языке и на последовательных синхронных срезах истории немецкого языка (двн., свн., рнвн., нвн.);

в) установить на основании сопоставления направления развития вокализма на каждом этапе эволюции (утрата старых и появление новых фонем, процессы восстановления ряда фонем в более поздние исторические периоды);

г) выявить базовые фонемы, общие для индоевропейского, общегерманского, двн., свн., рнвн. и нвн. состояний системы вокализма.

Однако для этого необходимо остановиться на основных параметрах гласных фонем, согласно которым осуществляется классификация типов фонем и основных характеристик реализиющих их звуков.

Основные характеристики индоевропейских и германских гласных

Гласные звуки, реализующие ту или иную фонему, обычно классифицируются на основании следующих параметров:

1. По подъему спинки языка различают гласные верхнего, среднего и нижнего подъема, что обычно отражается в так называемом «фонетическом треугольнике»:


i u верхний

e o средний

2. По положению кончика языка («по артикуляторному ряду») различают переднеязычные i, e и заднеязычные u, o. Однако нередко в исторической фонетике гласные группируются по обоим признакам одновременно, на основании учета образуемого органами речи артикуляционного пространства: узкие (высокие) i, u, широкие (низкие) a, o, e.

3. Признак количества , т.е. долготы и краткости, также носил смыслоразличительный характер. В древних текстах и в учебниках по истории языка долгота обычно обозначается прямой чертой над соответствующей буквой, однако нередки были и другие знаки либо отсутствие знака долготы.

4. В процессе развития в германских языках появляется противопоставление лабиализованных и нелабиализованных гласных (по признаку лабиализации / «огубленности»).

Система вокализма индоевропейского праязыка

Таблица 1

краткие a o e i u ə

долгие ā ō ē ī ū

дифтонги ai / āi oi / ōi ei / ēi əi

au / āu ou / ōu eu / ēu əu

Дополнительно к уже сказанному (см. Тему 1, § 3) следует отметить следующие черты индоевропейских фонем:

а) гласные i , u представляют собой вокализованные варианты полугласных сонантов;

б) дифтонги являются бифонемными сочетаниями (оба гласных самостоятельны, между ними проходит граница слогоделения); при этом элементы i , u также являются вокализациями полугласных (первичные формы дифтонгов выглядели, вероятно, иначе: ay, aw; oy, ow и т.д.); между , , , .

в) краткий гласный «шва примум», согласно А. Мейе, произносится как открытое «э»;

г) есть мнение, что «долгие» дифтонги еще до периода распада индоевропейского сообщества утратили долготу и в германском праязыке изменялись так же, как и соответсвующие дифтонги с краткими гласными [Мейе 1952: 52-55; Вандриес 1937: 32-37; ВГФ 2003: 38-41].

ВОКАЛИЗМ (от латинского vocalis - гласный звук), система гласных в языке, диалекте, говоре или в семье, группе языков. Для характеристики вокализма важны количество гласных фонем в языке, правила их употребления в разных фонетических позициях, возможности фонетической вариативности фонем, функциональная нагрузка в речи. Возможно диахроническое и синхроническое описание вокализма.

Наиболее распространённой является система, в которой, кроме открытого /а/ и закрытых /i/ и /u/, имеются гласные среднего подъёма /е/, /о/. Расширяют систему: огубленность, если она используется для различения гласных не только заднего, но и переднего ряда; долгота гласных; наличие дифтонгов.

Анализ возможных в языке фонологических оппозиций (смотри Оппозиции языковые) даёт представление о количестве фонем, для понимания внутренней организации системы необходим учёт правил их употребления, как в разных фонетических позициях, так и в разных позициях в пределах слова. Правила употребления гласных в слове определяются как живыми, так и историческими звуковыми законами (смотри Фонетические законы), например чередования гласных (смотри Чередование), гармония гласных (смотри Сингармонизм) и др.

Фонетическая вариативность гласных определяется их числом в системе, различительными признаками согласных, с которыми гласные способны сочетаться, общими особенностями артикуляционной базы (смотри Артикуляция) данного языка. Так, широкая фонетическая вариативность русских гласных определяется, во-первых, сравнительно небольшим количеством фонем в системе: отсутствие противопоставления широких и узких гласных среднего подъёма допускает реализацию русской фонемы /е/ и как широкого (в словах «шест», «целый»), и как узкого (в словах «честь», «если»); во-вторых, сочетаемостью гласных заднего ряда с мягкими согласными, что приводят к дифтонгоидности этих гласных (смотри Дифтонг). Наконец, вялость артикуляции гласных и сокращение длительности безударных гласных приводят к таким последствиям, как сильная назализация гласного после носового (в словах «нас», «мало» и др.) и сильная качественная редукция (например, в словах «садовод», «пароход» безударный гласный первого слога, будучи аллофоном фонемы /а/, является гласным не нижнего, а, скорее, верхнего подъёма).

Большое число гласных фонем в языке (например, в английском, французском, немецком), отсутствие мягких согласных (например, в итальянском, грузинском языках - при системе из 5 гласных) ограничивают фонетическую вариативность.

Функциональная нагрузка гласных в речи зависит от частоты употребления каждого из них. Она также связана с частотой встречаемости каждой из гласных фонем в речи и с количеством минимальных пар, где данная фонема может выступать как единственный способ различения звуковых оболочек значимых единиц.

Лит.: Lindblom В. Е. F. Phonetics and the description of language // Proceedings of the seventh International congress of phonetic science. The Hague; Р., 1972; Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 2-е изд. М., 1979; Трубецкой Н. С. Основы фонологии. 2-е изд. М., 2000; Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. М.; СПб., 2004.

Невербальная коммуникация

Невербальную коммуникацию по средствам предъявления информации подразделяют на кинестетику, пара- и экстралингвистику, проксемику и «контакт глаз» (визуальное общение).

Кинестетика - один из видов невербальной коммуникации, основанный на восприятии общей моторики человеческого тела: рук (жестикуляция, язык жестов), мускулов лица (мимика), выразительных движений всего тела (пантомимика). Некоторые психологи называют этот вид информации оптико-кинетической системой знаков. Такое название одного из главных видов невербальной коммуникации некорректно, так как слово «кинетика» применяется в механике и физике. Кинетический - относящийся к движению механических частей, к энергии механического движения. Более правильно называть этот вид невербальной коммуникации именно кинестетикой, так как в основе этого слова заложено понятие «кинестезическое ощущение» - ощущение движений, положений частей собственного тела индивида и прилагаемых им мышечных усилий. Кинестезическая чувствительность легко вступает в связь с другими видами чувствительности - кожной, вестибулярной, слуховой и зрительной.

Общая моторика различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика) отображает эмоциональные реакции человека. Следует иметь в виду, что одни и те же кинестетические приемы (жесты, позы, выражения лица) в разных культурах могут быть истолкованы по-разному. К примеру, V-образный знак пальцами рук во многих странах означает цифру 2. В большинстве стран Европы этот знак означает «Победа». Но вот в Англии и Австралии этот знак приобретает различную интерпретацию в зависимости от того, какой стороной кисть руки говорящего повернута к себе. Если тыльной стороной, это означает «Победа», если же кисть руки повернута ладонью к говорящему (тыльной стороной ладони к зрителю), то жест приобретает оскорбительное значение: «заткнись». Таких примеров различного толкования жестов в разных национальных культурах можно привести множество. Правомерна русская пословица. «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят.

Экстралингвистика - это система, включающая темп речи и «добавки» к вербальной информации (паузы, покашливание, плач, смех и т. п.).

Проксемика - это область пространственной и временной организации общения. Психологами предложена методика оценки интимности общения на основе изучения организации пространства. Так, размеры личной пространственной территории человека (имеются в виду нормы сближения человека с партнером по общению) в среднем составляют: интимная зона - 15-46 см, личная зона - 46-120 см, социальная зона - 1,2-3,6 м, общественная зона - более 3,6 м.



Визуальное общение («контакт глаз») представляет собой систему невербальной информации на основе движений глаз. Изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, его избегание и т. п. Данный вид общения является дополнением к вербальной коммуникации (сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или о необходимости прекратить ее, поощряет партнера на продолжение диалога и т. д.). Изучение этого вида коммуникации представляет несомненный интерес для медицинского персонала, педагогов, практических и клинических психологов, предпринимателей, имеющих отношение к проблемам руководства.

К особому виду невербальной коммуникации следует отнести и мимико-жестовую речь. Это форма общения глухих, представляющая собой сочетание естественных и условных жестов с мимикой. Отнесение этого вида коммуникации к невербальной чисто условно. Он может быть отнесен и к вербальной коммуникации, так как фактически это речь. Мимико-жестовая речь основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение, и на своеобразном синтаксисе (в предложениях сначала обозначается предмет, потом - его качества; действие обозначается после объекта, на который оно направлено; отрицание следует за глаголом и т. д.).