Надпись воззрение древних вавилонян рисунок. Архитектурные сооружения древнего вавилона

Вавилон (название города происходит от "Бабилу"- "врата бога") впервые упоминается в III тысячелетии до н.э. в связи с правлением Аккадского царя Саргона (2369-2314 гг. до н.э.). До этого на левом берегу Евфрата, по-видимому, было небольшое поселение, не имевшее особого политического значения. Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.) Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти не дошли сооружения этого периода, по-скольку город неоднократно подвергался сильным разрушениям, особенно в период завоевания его хеттами в 1595 г. до в.э. и касситами в 1518г. до н.э. в XШ-ХП вв. до н.э. Вавилон дважды опустошался ассирийскими войсками. В начале I тысячелетия до н. э. право на обладание Вавилоном оспаривали ассирийские цари и арамейские племена халдеев. В 732 г. до н. э. Вавилон вошел в со-став Ассирийского государства, но за сопротивление был варварски разрушен в 689 г. до н. э. ассирийским царем Синахерибом.

В 626 г. до н. э. на вавилонском троне, воцарилась халдейская династия. Город начал восставать из руин. Многое было сделано первым царем этой династии Набопаласаром (626-604 гг. до н.э.) и Навуходоносором II (604-562 г. до н.э.). В период правления Навуходоносором Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. человек; за городом закрепляется слава священного.

Как и многие города мирового значения, Вавилон имел историю, пронизанную многочисленными легендами. Описания Вавилона оставили Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и другие писатели древности. Из них лишь Геродот видел остатки Вавилона после его разрушения персами в V в. - до н. э, а остальные писатели повторяли сложившуюся легенду об этом древнем городе. Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам, проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея, этот город вновь стал достоянием человечества. Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

Город Вавилон занимал обширную территорию, насчитывавшую 20 км2 и внешними крепостными стенами протяженностью 18 км. Внутри этой территории располагался собственно город, занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь укрепленный крепостными стенами. Территория внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность крепостных стен 8360м. Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного водой, соединяв-шегося с Евфратом, и крепостных стен, построенных из сырцового и обожженного кирпича толщиной около 30 м. Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город делился на две части. Левобережная часть была более древней и дополнительно укреплена крепостной стеной, тянувшейся вдоль Евфрата. Правобережная часть более позднего происхождения занимала несколько меньшую территорию и. очевидно, имела второстепенное значение. Обе части внутреннего города соединялись мостами (длиной до 123 метров), один из них имел подъёмный пролёт. Неприступность Вавилона усиливалась системой рвов, которые можно было наполнить водой, открыв специальные шлюзы.

В город вело восемь ворот и все ворота назывались именами различных богов. Главными были северо-западные - ворота богини Иштар. Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя массивными башнями и арочными проходами между ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой с орнаментом и устрашающими изображениями львов, быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот, существовали еще ворота бога луны Сина, ворота главного вавилонского божества Мардука, ворота бога земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш. Все эти ворота соединялись между собою улицами, разрезавшими город почти на равные части.

В центре города располагался священный участок Эсагила, где находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки, главным зданием Вавилона считался зиккурат, который назывался "Домом основания небес и земли". Древние жители Вавилона считали свой город средоточием всего мира, более того, вавилонские ученые помещали его в центре географической карты мира. По их представлениям, Земля была кругом, состоявшим из нескольких слоев. Верхний - был собственно земной поверхностью. Под ним находился подземный мир, нижний слой которого занимало царство мертвых. Над землей располагались три полусферы небес, омываемых воздушным океаном. Места восхода и захода солнца фиксировались в их представлении горами, поднимавшимися на западном и восточном краях земли, а северо-южное направление образовывалось за счет течения Евфрата. Вавилон, таким образом, был отражением этой модели мироздания, а зиккурат - ее геометрическим центром.

Вавилонский зиккурат представлял собою монументальное сооружение высотой около 90 м, на вершине которого располагалось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету - красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил. Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича, составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров. Вавилонский зиккурат считался одним из семи чудес света и доминировал над городом и окружающей местностью, формируя силуэт древнейшего города.

К западу от ворот Иштар на высокой трапециевидной в плане платформе находился дворец Навуходоносора. В отличие от дворцов предшествующих правителей Вавилона и Ассирии с нарочито усложненным расположением дворов, его планировка основана на осевой композиции открытых пространств. Общая длина анфилады дворов дости-гает 300 м. К центральному двору ансамбля примыкает большой (17х52 м) тронный зал царя с великолепными стеновыми панно из цветного глазурованного кирпича. По толщине его стен (7 м) и отсутствию внутренних опор предполагают, что зал перекрывался сводом.

Религиозные представления были очень сильны у древних вавилонян, что видно из названий ворот и главных улиц города, предназначенных для религиозных процессий, и из наличия большого числа храмов, посвященных различным богам вавилонского пантеона. Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года. Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось религиозными обрядами, происходившими в храме Мардука и на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали на корабль и везли вверх по те-чению Евфрата за пределы внутреннего города. Там, в специальном храме, называвшемся "Домом Нового года", служили молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий, которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями львов и грифонов золотистого цвета на яркосинем фоне крепостных стен и ворот Иштар. Изображе-ния были выполнены из глазурованного кирпича, которым были облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города. "Дорога процессий" 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на юг от ворот Иштар.

Другие улицы Вавилона также служили для торжественных процессий во время праздника Нового года или в другие торжественные дни. Ворота богини Иштар представляли собою прекрасное произведение вавилонского искусства. Они олицетворяли собою представление вавилонян о силе и могуществе города и государства. Богиня Иштар была богиней цветущей природы, любви, плодородия, красоты. Она изображалась обыкновенно в виде прекрасной женщины, тело которой поросло нежными зелеными побегами. Иштар была главной богиней вавилонского пантеона. Ее отождествляли с планетой Венерой. Аналогично ворота Сина, бога луны, очевидно, отождествляли с восходом луны в период новолуния. Так же ворота бога солнца Шамаша были обращены в сторону юга и т.д.

Главные улицы города делили его на отдельные районы, в которых гpуппировались жилые дома и храмы. Население Вавилона было довольно пестрым как по социальному, так и по этническому составу, поскольку в его состав всегда входило много иноземцев и рабов. На верху социальной лестницы находился царь со своими приближенными, высшим чиновничеством и жречеством. Навуходоносор II, при котором город окончательно сформировался, имел три дворца. Один дворец - летний, находившийся на холме Бабиль у реки, у начала внешних крепостных стен; второй дворец - Южный, примыкавший к дороге Процессий и воротам богини Иштар, и третий -Северный, расположенный здесь же, но за крепостной стеной.

Наиболее подробно изучен Южный дворец. Он представлял собой сложный архитектурный комплекс, состоявший из системы пяти дворов, нанизанных на одну композиционную ось, начинавшуюся от входа во дворец на улице Процессий. Вокруг дворов группировались дворцовые помещения. Из двора во двор вели монументальные ворота. Первые два двора, вероятно, были предназначены для чиновников и придворных и размещения административных учреждений. Третий, самый крупный двор, служил парадным пространством перед тронным залом царя, находившимся на южной стороне двора.

Западная часть дворца, расположенная на более низкой террасе, предназначалась, по-видимому, для жилых царских покоев. Достоприме-чательностью этого дворца были находившиеся в его северном углу так называемые "висячие сады", остатки которых были найдены при раскопках. Сады Семирамиды примыкали к южным укреплениям дворца. Сооружение покоилось на каменных столбах, перекрытых сводами. Поверх сводов, свинцовой кровли и асфальтовой гидроизоляции ступенчатыми террасами был насыпан грунт, на нем росли деревья и цветы. Грунт увлажнялся водой, которая специальными подъемниками подавалась на самую верхнюю террасу. Сады, составлявшие часть дворца, находились на большой высоте, что и дало повод называть их висячими.

Северный дворец, примыкавший к городской стене, был, по-видимому, построен несколько позже. Он был тщательно укреплен и по свидетельству найденных в нем клинописных табличек был украшен с особой пышностью. В этом дворце находилось хранилище произведений искусств и реликвий.

Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники, землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные, которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого труда чернорабочих.

Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.

Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые, строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располага-лись на южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с пло-скими кровлями и с террасами наверху. На улицу они выходили белеными стенами и дверными проемами. Вода бралась из колодцев и имелись канализационные водостоки. Жилая застройка была очень плотной, что создавало опасность в пожарном отношении и содействовало распространению многочисленных болезней, среди которых чума занимала одно из первых мест. В городе было мало зелени, и лишь во дворах самых зажиточных жителей Вавилона росло два-три пальмовых дерева.

Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой город сказочного богатства, огромный, населенный несметным числом жителей. Действительно, в период правления Навуходоносора II в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы его сооружений, мощность крепостных стен - все это поражало взор чужестранцев. Позднее Вавилон пришел в полное запустение и вскоре забыли не только о его существовании, но и даже о его местоположении.

Ослабленный классовыми войнами, Вавилон не мог противостоять натиску восточных кочевых племен персов и в 539 г. до н. э. пал. Последний расцвет архитектуры Вавилона отразил общий высокий уровень культуры Месопотамии, впитавшей в себя опыт Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии и прилегающих областей. Их народами был разработан календарь, изобретены водяные часы, письменность, накоплен огромный опыт в ирригации и земледелии. Древние вавилоняне знали семь планет (вместе с Солнцем и Луной), по числу которых и воздвигались ярусы зиккуратов, составляли вычерченные планы сооружений, сохранившиеся на глиняных табличках до наших дней.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Областной Университет

Кафедра ИЗО и Н.Р.

по истории ИЗО

Искусство Вавилона

Выполнила:

студентка I курса 11 группы

заочного отделения

факультет ИЗО и Н.Р.

Азаренкова С.Д.

Проверила:

Резонтова С.Е.

вавилон культура искусство зодчество

Введение

1. История Вавилонии

2. Искусство Вавилона

2.1 Архитектура и строения

2.2 Изобразительное искусство

3. Письменность и литература

Заключение

Введение

Вавилон -- древний город в Месопотамии на берегах реки Евфрат, важный экономический, политический и культурный центр Древнего мира.

Во II-I тыс. до н. э. Столица Вавилонского царства (Вавилонии).

В VI-IV вв. до н. э. -- крупнейший город мира с населением около 150 тысяч жителей. Вавилон иногда называют первым мегаполисом в истории человечества. Город занимает важное место в христианской эсхатологии, а также является известным символом современной культуры.

Несмотря на прекращение существования самого государства, город Вавилон сохранил место в культуре благодаря Библии. Этот город был местом расположения Башни Столпотворения, библейского символа человеческой гордости, так же как и местом интернирования набожных еврейских пленников, которые отправлялись в изгнание правителем Навуходоносором II в 6-м столетии до н.э.

Вавилон (апокалиптический) -- столица Вавилонской монархии -- своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. Пророк Исаия предрекал гибель Вавилона, сравнив его с Содомом и Гоморрой (Исаия 13:19).

Кроме того, Вавилон был детально описан посетившим его «отцом истории» Геродотом, и ещё он явился родиной «Висящих Садов» - одного из легендарных Семи Чудес Древнего Мира.

Имя Вавилона (др.-греч. Вбвхлюн, от аккад. Bвbili(m) «врата бога», в свою очередь восходящего к протоевфратскому babil(a)), между тем, издавна покрыто некоторой тайной. Библейские иудеи проследили происхождение его имени от слова на их собственном языке (Бабил), что означало бы «беспорядок» или «хаос», давая лингвистическую трактовку названию его легендарной башни от Бога Хаоса, так влияющего на строителей, что те никак не могли организоваться, чтобы продвинуться к завершению строительства (объяснение это в некотором смысле случайно, поскольку возникло в мире невиданного множества языков). На Семитском языке самих вавилонян название их города возможно означало «Врата Бога» или «Врата Богов». Но реальный корень и его истинное значение могут даже не касаться во временном отношении вавилонян, а то и даже их шумерских предшественников.

1. История Вавилонии

Вавилония, древнее государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции последующие времена) территория В. носила наименование "Шумер и Аккад". До начала 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24--22 вв.), позднее -- царям III династии Ура(конец 22--21 вв.).

В 1894 до н. э. в В. утвердилась местная династия аморитского происхождения, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизованную рабовладельческую деспотию. Экономическое развитие В. достигло значительного уровня. Была расширена ирригационная система, применялись в большем количестве, чем прежде, бронзовые орудия. Возрос удельный вес денежного хозяйства (оплата серебром, постепенно вытеснявшая обмен и вознаграждение за труд натурой). Общество делилось на рабовладельцев и рабов, что доказывается дошедшими до нас государственными и частноправовыми документами. Встречались также батраки и ремесленники, работавшие на заказ, как это видно из свода законов Хаммурапи. Допускалась купля-продажа земли, действовали тамкары (торговые агенты, занимавшиеся торговлей и ростовщическими операциями). Сельская община находилась в процессе разложения.

Со 2-й половины 18 в. до н. э. начались вторжения в В. внешних врагов, главным образом касситов, овладевших в 16 в. всей страной. При касситской династии (1518--1204) после временного регресса наблюдался хозяйственный подъём (развитие коневодства, установление регулярных связей с Египтом, откуда ввозилось золото, и т.д.). При касситской и следующих за ней династиях неоднократно происходили вторжения в В. новых внешних врагов (главным образом ассирийцев и эламитов). В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 626 до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Он оказал поддержку мидянам в борьбе с Ассирией и разделил с Киаксаром территорию Ассирийской державы. 626 принято считать началом Нововавилонского царства. При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В.

При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня. Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии. Большую роль стали играть торгово-ростовщические дома (Эгиби и др.). Увеличилась роль рабского труда во всех отраслях хозяйства. После смерти Навуходоносора II произошло несколько дворцовых переворотов. В 555 престол захватил Набонид. В середине 6 в. В. потерпела поражение в борьбе с персидской державой Ахеменидов. В 539 до н. э. персидский царь Кир II овладел Вавилоном. Хотя номинально персидские цари до 482 до н. э. именовали себя царями В., она фактически утратила свою политическую самостоятельность.

2. Искусство Вавилона

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на искусство не только самого Вавилона (начало II тысячелетия до н. э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств (IV--III тысячелетия до н. э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

2.1 Архитектура и строительство

Для вавилонской архитектуры характерно соблюдение старых традиций зодчества Двуречья: белёные глухие наружные стены храмов и дворцов расчленялись только чередованием ниш и выступов. Все строения возводились из сырцового кирпича.

Каждому богу-покровителю посвящался центральный храм города, при нем имелось свое усадебное хозяйство, в котором работали свободные и рабы, а позднее исключительно рабы. Жилые дома лепились вокруг центрального храмового, а позднее дворцового комплекса.

Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались через дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик.

Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Такой тип поселения, характерный для Двуречья, складывается окончательно к концу IV--началу III тыс. до н.э.

В Двуречье стремились строить на возвышенных местах, что в какой-то мере предохраняло от частых, временами катастрофических наводнений, храм стоял на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. Святилище храма, обычно прямоугольной, иногда овальной формы, было сдвинуто, как правило, к краю платформы и имело открытый внутренний дворик.

В глубине святилища находилась статуя божества, которому и был посвящен храм. До начала III тыс. доступ во все части храма был свободным, но позднее в святилище, равно как и в окружающий святилище дворик, непосвященные не допускались. Главным и почти единственным элементом декора было членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате Двуречья росписи не могли долго сохраняться. Единственный храм раннего времени с росписями, который пока нам известен, -- храм в Телль-Укайре: алтарь храма, его внутренние стены и колонны входа были покрыты полихромной росписью (конечно, не фреской -- стены просто были раскрашены посуху) с геометрическими узорами и изображениями животных в мягкой красновато- коричневой гамме.

Своеобразно и нетипично здание, обнаруженное в Уруке. Как и большинство памятников шумерской архитектуры, оно дошло до нас в развалинах. Век сырцовой постройки недолог, а глина, точнее, сырцовый кирпич, формованный из нее, часто с примесью рубленой соломы или тростника был единственным строительным материалом в Двуречье. Деревянными были балки перекрытия и двери, причем привозное дерево ценилось так дорого, что переезжающий из одного дома в другой обычно увозил с собой деревянные части дома. Здание представляло собой обширный замкнутый двор, обнесенный колоннами и полуколоннами с площадкой-эстрадой на одном конце двора и ведущими к ней боковыми лестницами. Уникальность этой постройки, видимо, связывается с ее общественным назначением -- по всей видимости, помещение для народных собраний, что характерно для периода первобытнообщинной демократии (весьма недолгого в истории Двуречья).

С середины III тыс. до н.э. правители Двуречья начали строить себе дворцы со многими внутренними дворами, иногда с отдельной наружной крепостной стеной. Один из ранних дворцов такого типа -- так называемый «дворец А» в Кише. Это первый образец соединения в шумерском строительстве светского здания и крепости -- система обводных стен защищала дворец не только от врага, но и от жителей города «Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю» - писал Геродот.

Внешний облик города в Нововавилонский период.

С помощью археологических открытий и древних литературных текстов, отчасти стало возможным возродить Вавилон, по крайней мере в нашем воображении. Помимо записей Геродота пятого столетия до н.э. (точность которых в описании фактов, должно быть, вызывает у читателя некоторое сомнение), мы обладаем подробным сводом клинописи относительно города. Хотя высокий уровень грунтовых вод не позволил археологам «глубоко раскопать прошлое Вавилона», составилась, по крайней мере, довольно подробная картина более позднего периода города - от 6-го столетия до н.э. Объясняется это, возможно тем, что посещение Геродотом Вавилона пришлось на период правления знаменитого Навуходоносора.

Форма города была очерчена Евфратом, который с древних времен разделил его на две неравные части: «старый город» на востоке и меньший «новый город» на западе. Между ними протекал Евфрат с севера на юг по главным каналам, которые «поили» каждую из двух частей. В восточной части города находился царский дворец и главные религиозные сооружения города.

Наречённый Навуходоносором «чудом человечества, центром земли, ярким и величественным местом пребывания» царский дворец был расположен на северном краю старого города, около крепости. Возвышенность в направлении северо-восточного угла дворца вероятно была местом «Висячих Садов Семирамиды», Сохранились лишь подвалы этого сооружения, представлявшего в плане неправильный четырехугольник, стены которого несли тяжесть Висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Наземная часть здания, видимо, состояла из ряда мощных столбов или стен, перекрытых сводами, судя по сохранившейся подземной части, состоявшей из четырнадцати сводчатых внутренних камер - серии глиняных террас, которые поддерживали древесные посадки. Предположительно, это был «архитектурный подарок» от Навуходоносора его персидской жене, которая тосковала по пейзажу ее гористой отчизны.

К югу от дворца, в примыкании к Евфрату были два сооружения, посвященные богам. Первым был величественный зиккурат, ступенчатая пирамида в 91,5 метров высотой на квадратной платформе, сторона которой составляла приблизительно 91,5 метров в длину. Центр конструкции был сделан из высушенного на солнце кирпича, заключенного в слой из обожжённого кирпича. Платформа поднималась на семь ступеней уменьшающегося размера каждая и была увенчана святилищем, к которому приближалась широкая лестница. В верхней части зиккурата жрецы выполняли ритуалы и произносили молитвы от имени людских масс, собиравшихся у подножия строения. Назывался зиккурат Этеменанки - «Дом основы Небес и Земли».

К югу от зиккурата находился храмовый комплекс, посвященный богу-покровителю Вавилона Мардуку и его божественной супруге. Названный Эсагила - «Дом, Возвышающий Его Главу», в своём святилище имел покрытые металлом или позолоченные стены и потолок.

Всюду по городу были многие сотни алтарей и святилищ для того, чтобы вавилоняне могли бы служить своим богам, чтобы в связи с этим получать от тех дары.

Весь город был окружен защитным рвом и кирпичной стеной, снабжённой сигнальными башнями, расположенными с 20-метровым интервалом. Стена имела протяжённость приблизительно 8 км и согласно Геродоту «была достаточно широкой, чтобы позволить колеснице с четырьмя лошадьми развернуться на своей поднятой платформе». Отдельные фрагменты стен врезались в берега Евфрата, поскольку его путь, как было сказано выше, пересекал город.

Девять предельно укрепленных врат, названные каждое именем какого-либо божества, предоставляли доступ пешеходам к сети улиц и районов города и к сельским поселениям вне его. Восстановленные «Врата Иштар» ныне находятся в Берлинском Музее, с великолепно изваянными быками и драконами, мерцающими в красочном застекленном кирпиче.

Вне городских стен, на северо-востоке, находился особый храм для празднования местного «Новогоднего фестиваля». Соединяла его с городом улица для празднующих, названная «Путём процессий», которая проходила через «Врата Иштар», рядом с дворцом и зиккуратом, а затем поворачивала на запад, чтобы пересечь Евфрат мостом, ведущим к жилым кварталам «нового города».

Перед своей смертью Александр Великий замыслил надстройку зиккурата Вавилона. Верхняя часть была обрушена, чтобы затем, предположительно, быть восстановленной с большим блеском. Но завоевателю не суждено было дожить до претворения в жизнь этого проекта. За последующие столетия разбросанные кирпичи были растасканы крестьянами для осуществления куда более скромных замыслов, то есть ремонта своих домов.

2.2 Изобразительное искусство

Об изобразительном искусстве этого времени мы знаем очень немного. Определенную роль тут сыграло неоднократное разрушение Вавилона, другой причиной оказалась плохая сохранность меди и бронзы в земле Месопотамии. Даже то немногое, что дошло до нас, происходит, как правило, не из самой Вавилонии, а из тех мест, куда эти памятники были увезены победителями или попали каким-то иным путем.

Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства периода старого вавилонского царства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изображения становится совершенно иной. Примером тому служит небольшой рельеф из Вавилона, представляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая -- на ударном инструменте, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями музыкантов или танцоров -- самая интересная часть скульптурного вавилонского наследия.

Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари -- крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоёванном и разрушенном Хаммурапи. Сцены из жизни богов представляют собой строгие, лишённые движения композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

Стела царя Хаммурапи с высеченными на ней законами и рельефным изображением самого царя перед божеством была найдена в соседнем Эламе -- в Сузах; по ней, а также по группе близких к этому изображению сцен на цилиндрических печатях можно судить, насколько прочно вошел в официальное вавилонское искусство канон III династии Ура. Стела Хаммурапи производит впечатление простого подражания стеле Ур-Намму, но выполнена она гораздо менее тщательно.

То же самое можно сказать и о глиптике: при общем повторении сюжетов, при следовании правилам, выработанным к концу III тыс., печати выполнены грубее и небрежнее, работа во многих случаях ремесленная и нечеткая. От вавилонского периода дошло много глиняных статуэток личных божеств и гениев-хранителей дома. Обычно они выполнены также довольно грубо и примитивно. Как правило, плоские со спины, так как они ставились в специальную нишу или приставлялись к стенке, статуэтки эти интересны тем, что они, по всей вероятности, воспроизводят образцы недошедшей до нашего времени храмовой скульптуры.

Но существует и другая линия в вавилонском искусстве. Некоторые терракотовые рельефы, обнаруженные в частных домах, как будто вносят живую струю в сухие и стандартные изображения и композиции. Сцены эти, в действительности, видимо, тоже культовые, производят впечатление бытовых и зарисованных с натуры: кулачные бойцы, мальчик верхом на буйволе, скоморох с бубном, обнаженные танцовщицы, арфист, убиение чудовища двумя героями. Сюжеты многих сцен, по всей видимости, почерпнуты из мифологии и народных эпических сказаний. Рельефы эти, так же как и статуэтки, могли играть роль, близкую иконам с изображениями житий святых; несмотря на массовое изготовление таких изделий, художник в исполнении их демонстрирует наблюдательность и свободу в обращении с канонами при передаче движения. Композиции динамичны, в трактовке фигур со стройными пропорциями ощущается продолжение аккадских традиций. Рельефы выполнены в тонкой, еле заметной моделировке, поэтому их неуловимое изящество почти полностью пропадает в воспроизведениях.

Изобразительное искусство нововавилонского периода находилось в зависимости от ассирийского; но характерная для последнего тематика прославления царских побед и войска была в Вавилоне исключена; здесь изразцовые рельефы и плоские фризы на башнях ворот и стенах дворцов содержали только сухое орнаментальное воспроизведение фигур священных животных, а в камнерезном искусстве встречаются лишь сцены поклонения различным символам божеств.

Основное дошедшее до нас произведение - врата богини Иштар. Они украшены поливным изразцовым кирпичем: на синем фоне - идущие животные, розетки, а также орнаменты (пальметты). Разные части кирпичей отличаются не только цветом, но и рельефной фактурой.

Своей техникой и композиционными приёмами нововавилонское искусство сыграло большую роль в сложении искусства Передней Азии времён персидского владычества.

3. Письменность и литература

Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров и к II тысячелетию до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитско-аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, именно она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, литературы, достойной самого пристального изучения.

Обычное деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом произведении. Общими чертами литературных памятников древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.

Своеобразие некоторых произведений трудно бывает объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в древнем Вавилоне походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки собравшимся слушателям, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.

Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере.

Данные раскопок, литературные памятники, изображения на рельефах и печатях указывают на значительную роль музыки в общественной жизни Вавилонии. В честь музыкальных инструментов совершались даже жертвоприношения. По представлению шумерийцев их боги были не только любителями музыки, но и музыкантами. В государственной иерархии музыканты стояли непосредственно за богами и царями. Именами музыкантов обозначалось летоисчисление. В более поздних источниках говорится о большом развитии придворных ансамблей, выступавших и с публичными концертами. Отдельные меценаты содержали ансамбли певцов и исполнителей на инструментах, доходившие до 150 человек.

Исторические источники позволяют говорить о богатом, разнообразном и сравнительно совершенном музыкальном инструментарии уже к началу III тысячелетия до н.э.

Наряду с изображениями музыкальных инструментов найдены и остатки самих инструментов: многочисленные разновидности ударных (преимущественно барабанов и систров); из духовых -- архаическая продольная флейта. близкая древнеегипетской; язычковые -- типа гобоя; из струнных встречаются знакомые уже по Древнему Египту арфообразные лиры, арфы, лютни.

Заключение

Шумерские надписи говорят нам, что город Вавилон существовал ещё в третьем тысячелетии до н.э. Первый период его славы, однако, состоялся в 17-м столетии до н.э., когда правил им завоеватель и законодатель Хаммурапи. Спустя тысячи лет, за которые Вавилон пережил упадок и разрушение, он вновь возродился в 6-м столетии до н.э., чтобы стать столицей Навуходоносора и его Вавилонской Империи. После смерти Навуходоносора Вавилон, раздираемый внутренними противоречиями и острой классовой борьбой, начал утрачивать свое значение и в 538 г. до н.э. был завоеван Киром и присоединен к Иранскому государству. Освобожденный от персов в четвертом столетии до н.э. Александром Великим, Вавилон стал столицей его интернационального царства, городом, где в 323 г. до н. э. Македонский и умер. Ко времени основания Римской империи Вавилон был покинут, память о нём погрузилась в пыль веков.

Нововавилонское искусство очень декоративно, но его образы лишены силы, таят в себе признаки упадка. Об этом свидетельствуют и многочисленные образцы глиптики, среди которых преобладают изображения настолько схематичные, что иногда даже трудно установить их истинный смысл. Сегодня развалины Вавилона распространены на группы насыпей, расположенных близ Евфрата, приблизительно в 95 км к юго-западу от Багдада. Европейские путешественники были привлечены в эти места событиями прежней славы города, масштабностью его разрушений, присутствием там, да и поблизости, едва сохранившихся останков архитектурных памятников, например, упомянутой легендарной башни. Некоторые экспонаты были перевезены в Европу в 17-18 вв., включая самые первые образцы клинописи. Раскопки, однако, не велись всерьез до 19-го столетия. Главная экспедиция, которая продлилась с 1899 по 1914 год, была организованна немецким археологом Робертом Колдьюи.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Вавилонская цивилизация в истории Двуречья. Древний Вавилон и переплетение культур. Искусство древних народов юга Месопотамии. Шумерийская клинопись. Религия и история Вавилона. Культура Ново-Вавилонского царства. Установление персидского господства.

    реферат , добавлен 26.09.2008

    Характеристика исторической эпохи и влияние религии на направления искусства Древнего Вавилона. Коллаж из ткани как один из видов декоративно-прикладного искусства. Разработка эскизов композиции "Эпоха, искусство и исторический костюм Древнего Вавилона".

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Мир духовной культуры шумеров. Хозяйственная жизнь, религиозные верования, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья. Религия, искусство и идеология Древнего Вавилона. Культура Древнего Китая. Архитектурные памятники вавилонского искусства.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Развитие знаний народов Месопотамии. Междуречье - своеобразный перекресток Древнего Мира. Загадка возникновения шумерского этноса. Пантеон богов Месопотамии. Шумерская мифология. Основные черты вавилонского архитектурного и изобразительного искусства.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2012

    Религия древнего Вавилона, Вавилон в библейских легендах, природа Двуречья, общественное устройство, храм - центр экономической, политической и культурной жизни. Возвышение Вавилона. Искусство Вавилона. Законы и суд в древнем Вавилоне.

    реферат , добавлен 27.08.2003

    Искусство Средневекового Египта. Архитектура. Изобразительное искусство. Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры. Произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного.

    реферат , добавлен 12.02.2003

    Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.

    шпаргалка , добавлен 27.10.2010

    Зарождение искусства как синтеза материальной и духовной культуры человека. Художественная деятельность в первобытном обществе. Искусство как мастерство и ремесло. Произведения искусства древних государств. Архаический и классический периоды, эллинизм.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Анализ архитектуры, скульптуры и живописи Древнего Египта. Связь искусства с религиозно-обрядовыми обычаями египтян. Расцвет культуры в эпоху Среднего Царства (XXI-XVI вв. до н.э.). Художественная культура в период Нового Царства (XVIII-XVI вв. до н.э).

    курсовая работа , добавлен 16.10.2012

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

Вавилонское царство достигло вершины своего могущества в VI веке до н.э. при Навуходоносоре II. Он прославился как удачливый завоеватель, который покорил Иудею и взял Иерусалим, изгнал египтян из Малой Азии, успешно сражался с эламитами, населявшими территорию современного Ирана. Благодаря библейским легендам имя Навуходоносора стало синонимом безжалостного завоевателя, но для Вавилонии его правление было временем экономического расцвета и культурного возрождения после долгого трехвекового подчинения Ассирии.

Дворец, который вечно неудовлетворенный Навуходоносор постоянно продолжал расширять, был настоящим чудом с богатейшими украшениями и многоцветными барельефами из глазурованного кирпича. Царь утверждал, что он построил его за пятнадцать суток и эта версия передавалась из поколения в поколение на протяжении столетий как абсолютно достоверная.

Фрагмент дворцовой стены, VI век до н.э. Пергамский музей, Берлин

Реконструкция входа в тронный зал дворца

Последний снимок взят мною из ролика, созданного в 2013 году сотрудниками канадского университета для Королевского музея Онтарио. Это своего рода "полет" по трехмерной реконструкции Вавилона, которая, на мой взгляд, дает самое лучшее представление о городе времен Навуходоносора.

0:25-0:35 - Дорога процессий и ворота Иштар

0:47-1:05 - Дворец Навуходоносора

1:13-1:35 - "Висячие сады Семирамиды"

Геродот причислил сады к чудесам света, но по современным меркам это было достаточно скромное сооружение. Навуходоносор взял в жены мидийскую царевну Амитис, выросшую в гористой и зеленой Мидии (ныне это Иран). Чтобы порадовать жену, скучавшую в пыльном и плоском Вавилоне, царь приказал развести на ступенчатых террасах сады, постоянно орошаемые подающейся снизу водой. Они и получили эпитет "висячих", по видимому из-за неточности в переводе с греческого. А в истории имя Амитис оказалось смешанным с именем ассирийской царицы Семирамиды, жившей на 200 лет раньше нее. Так и образовалось название садов, в котором два слова из трех неверны.

1:50-2:05 - "Вавилонская башня"


Самым высоким сооружением Вавилона был зиккурат Э-темен-анки (Дом основания неба и земли), который Библия назвала Вавилонской башней. Он существовал по крайней мера с XVIII века до н.э., неоднократно разрушался завоевателями, но вновь и вновь восстанавливался вавилонянами. Последнюю реконструкцию начал отец Навуходоносора, а его сын добавил гордую надпись: "Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Э-темен-анки так, чтобы поспорить она могла с небом". Башня поднималась гигантскими террасами, поставленными друг на друга; чем выше, тем размер этажа был меньше. Ширина нижнего этажа составляла 90 метров, общая высота зиккурата также была равна 90 метрам. Около его основания располагался главный храм бога Мардука, где стояла его золотая статуя весом более 20 тонн. Сюда стекались тысячи людей для поклонения своему верховному божеству.

2:13-2:35 - Панорама города из святилища Мардука


Самый верхний этаж зиккурата был занят святилищем Мардука. Покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом, он был виден издалека и как бы приветствовал путников. В отличие от нижнего храма здесь не было статуй, и стояли лишь ложе и позолоченный стол. В это святилище народ не имел доступа, поскольку здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть его безнаказанно. Только одна избранная женщина проводила здесь ночь за ночью, готовая разделить ложе с богом.

Объемная реконструкция Вавилона выполненная для Королевского музея Онтарио

Долгие века в Месопотамии строили из кирпичей, высушенных на солнце, которые под воздействием ветра и времени довольно быстро разрушались. Поэтому от строений ранних эпох не осталось почти никаких следов, кроме полу-рассыпавшихся холмов. Навуходоносор стал применять при постройке настоящий кирпич, обожженный в печах. Но от его построек осталось почти так же мало, как от предшествующих, правда уже по другой причине: на протяжении столетий местное население смотрело на их развалины как на своего рода каменоломни и брало там крепкий кирпич для своих нужд. Многие селения и даже города в окрестностях бывшего Вавилона целиком выстроены из кирпичей, на которых стоит клеймо Навуходоносора. Можно сказать, он прочно вошел в историю...

Больше о Вавилоне Навуходоносора и раскопках Кольдевея:

Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)

Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада.

Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии).

Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура.

Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.

Ко времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами. Интересной особенностью было наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) - это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок.

В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень выразительно передающие набожную сосредоточенность.

Вскоре после смерти Хаммурапи Вавилон подвергся завоеванию касситами, которые правили там в течение почти шестисот лет (18 - 12 вв. до н.э.). Искусство этого периода мало интересно. Сохранились пограничные межевые камни кудуру с рельефами, обычно повторяющими композицию стелы Хаммурапи. В скульптуре еще длительное время продолжали жить традиции Вавилона. Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры (храм Караиндаша в Уруке, вторая половина 15 в. до н.э.).

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 28.12.2015 16:09 Просмотров: 8273

Разговор об искусстве двух этих древних цивилизаций начнём с географии и истории.

Месопота́мия – историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек: Тигра и Евфрата. В настоящее время земли Месопотамии включают Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран.

Карта Месопотамии
Месопотамия является родиной одной из великих и древнейших цивилизаций в истории человечества – Древней Месопотамии.
Древняя Месопотамия существовала на Ближнем Востоке c середины IV тыс. до н. э. по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии.
С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. здесь находились крупнейшие города и городские агломерации. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города. Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 % населения всей Земли. Междуречье (Древняя Месопотамия) относят к одному из древнейших очагов цивилизации в IV-III тыс. до н. э., сформировавшему древние города-государства: шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Ассирия и в начале II тыс. до н. э. – Вавилония. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. до н. э.), Нововавилонского царства (VII-VI вв. до н. э.).
Первые письменные документы принадлежат шумерам. Таким образом, история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.
Асси́рия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Ассирия просуществовала почти 2 тысячи лет, начиная с XXIV века до н. э. и до её уничтожения в VII веке до н. э. Мидией и Вавилонией. Новоассирийская держава считается первой империей в истории человечества.

Ассирийская империя
Вавило́ния (Вавило́нское ца́рство) – древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тыс. до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья – Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый.
Вавило́н – один из городов Древней Месопотамии. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (Ирак).

Вид на Вавилон со стороны бывшего летнего дворца Саддама Хусейна (2003)
Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связан с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).
Во второй половине IV в. до н. э. являлся столицей державы Александра Македонского, позже находился в составе государства Селевкидов, Парфии, Рима. С III в. до н. э. постепенно пришёл в упадок.

Архитектура и искусство Вавилона

В первой половине II тысячелетия до н. э. самой значительной культурной областью была южная половина Двуречья, то есть область Шумера и Аккада, объединённых под главенством Вавилона при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.).
Город Вавилон был в свое время центром мирового значения. Но в связи с событиями последующих эпох от города почти ничего не осталось, или, лучше сказать, осталось очень мало. Памятников изобразительного искусства до нашего времени дошло тоже очень мало.
Представление об искусстве Вавилона дают раскопки современного ему города Мари, здесь сохранилось много ценных художественных памятников.
Здесь открыли руины города и большого дворца правителя города Зимри-Лима, много ценных художественных памятников.

Дворец Зимри-Лима
Зимри-Лим был царём Мари. Здесь он построил дворец, посмотреть на который приезжали даже из соседних государств. Этот дворец занимал площадь свыше 2,5 га, насчитывал более 260 помещений. Стены дворца имели до 5 м в высоту. Во дворце был найден огромный архив клинописных документов на шумерском, аккадском и хурритском языках.
План дворца типичен для Двуречья: большие дворы, вокруг которых находятся различные помещения. Дворец включал в себя парадные и жилые комнаты, святилища, дворцовую школу писцов, кухню и кладовые.
В отдельных помещениях дворца сохранились части настенных росписей – раскрашенные голубой, темно-красной и чёрной красками контурные рисунки. Тематика настенных росписей – культовые сцены. Все росписи отличаются строгой симметричной композицией.
Найдены формы для хлебцев или сыров с фигурами животных и человека. В этих маленьких рельефах присутствует стремление изобразить пейзаж в традициях аккадского искусства.
При преемниках Хаммурапи мощь Вавилона ослабла. Постепенно от него стали отпадать желавшие самостоятельности области Двуречья. Через 100 лет Вавилон захватили касситы (древние племена с Западного Ирана), которые образовали III Вавилонскую династию и правили около шестисот лет (XVIII-XII вв. до и. э.). В культурном отношении касситы стояли гораздо ниже вавилонян.
После 612 г. до н. э., когда царём Вавилонии была взята столица Ассирии Ниневия, первенство снова и в последний раз перешла к городу Вавилону, который, сохраняя политическое и экономическое значение, приобрёл роль крупнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии.
Искусство Нового Вавилона было преимущественно декоративным. Чаще всего изображались реальные и фантастические священные животные, растения, орнаменты. Почти уже не встречаются сюжеты, подобные сюжетам ассирийских рельефов и росписей – военные сцены дворцовой жизни.
После смерти Навуходоносора II политическое и экономическое могущество Вавилона начинает падать. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоёван персидским царём Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов.
Навуходоносор (604-562 гг. до н. э.) проводил завоевательную политику и значительно расширил границы государства. Он осуществлял грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство.
Зиккура́т – многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (в верхнем объёме находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Зиккурат в Уре
Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением, а жилищем бога. Шумеры, а затем и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор. Строили зиккураты из кирпича-сырца, укреплённого слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, поэтому их периодически подновляли. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

Реконструкция Этеменанки
Этеменанки – зиккурат в древнем Вавилоне. Когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, неизвестно, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792-1750 до н. э.). Башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Последняя и самая крупная реконструкция, превратившая башню в самое высокое строение древнего Вавилона, была в период Нововавилонского Царства.
Этеменанки – предполагаемый прототип Вавилонской Башни.

Вавилонская Башня

Это легендарная башня, которой посвящено библейское предание книги Бытие (Быт. 11:1-9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город Вавилон и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Питер Брейгель Старший «Вавилонская Башня» (1563)

Дворец Навуходоносора II

В результате раскопок были открыты остатки двух дворцов царя Навуходоносора II, которые располагались на искусственных платформах. Помещения находились вокруг открытых дворов. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны спиралевидными завитками (волтами) капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше находился фриз (обрамляющая декоративная композиция) из бело-жёлтых пальметок (растительный орнамент) и бирюзово-голубых ромбов. Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами.

«Висячие сады Семирамиды». Цветная гравюра голландского художника XVI в. Мартена ван Хемскерка (на заднем плане – Вавилонская Башня)
В летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды» (одно из семи чудес света), то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Через каналы, колодцы и другие устройства подавалась вода из Евфрата для поливки этих насаждений.
Пыльный и шумный Вавилон не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор II и приказал возвести висячие сады.

Архитектура и искусство Ассирии

Наивысшего развития искусство Ассирии получило в I тыс. до н. э., когда Ассирия превратилась в сильное рабовладельческое государство, подчинившее себе в результате захватнических войн почти всю Переднюю Азию.
К искусству предъявлялись определенные требования: прославлять деяния царя и военную мощь Ассирии.
Искусство Ассирии I тыс. до н. э. имело более светское назначение, хотя и было связано с религией.

Архитектура

Ведущим родом искусства в Ассирии была архитектура. Здесь строили не только храмы, но и дворцовые комплексы, крепости. Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции сооружения относятся ко времени правления царей Ашшурнасирапала II (884-859 гг. до н. э.), Саргона II (722-705 гг. до н. э.) и Ашшурбанапала (668-633 гг. до н. э.).
Ассирийские дворцы представляли собой огромные комплексы с официальными, жилыми и хозяйственными помещениями, сгруппированными вокруг дворов. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены рельефами и росписями.
Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Дворец был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. В комплекс дворца входили святилище с башней-зиккурат из семи уступов.


Зиккурат – многоступенчатое культовое сооружение, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур.
Входы перекрывались арками, а по сторонам арок были помещены фигуры – привратные скульптуры в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями, исполненные в технике рельефа, переходящего в круглую скульптуру. Использовался приём-изображение пяти ног, чтобы можно было видеть «стража» ворот одновременно и в покое, и в движении.
В качестве несущих опор использовались колонны с каменными базами и деревянными стволами.

Саргон II с вельможей
В декорации дворца Саргона II использовались изразцы – глазурованные кирпичи с яркой многоцветной поливой.

Скульптура

В скульптуре преобладал рельеф. Круглая скульптура в искусстве Ассирии большой роли не играла.

Крылатый бык с человеческой головой, найденный при раскопках (Лувр)
От времени Ашшурнасирапал II дошла замечательная алебастровая фронтальная статуя самого Ашшурнасирапала II (Лондон, Британский музей, высота 1,06 м), изображающая царя в виде верховного жреца. Она была установлена в храме, в культовой нише, и являлась объектом поклонения. Образ царя идеализирован.

Ашшурнасирапал II на троне
Во дворце Ашшурнасирапала сохранились плоские рельефы с изображением битв и царской охоты. Они представляют собой целую панораму батальных и охотничьих сцен.

Настенные росписи

Росписями украшали некоторые помещения. Например, во дворце Саргона II изображены процессии, в которых царь являлся в сопровождении своих приближенных и воинов.

Ритуальная встреча ассирийского царя Ашшурнасирапала II после удачной охоты (Лувр)

Росписи исполнялись по белой известковой обмазке, которая тонким слоем накладывалась на сырцовую стену по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сначала чёрной краской наносились контуры изображений, а затем накладывались краски: красно-коричневая, синяя, чёрная и белая, иногда розовая и голубая. Раскраска условная, плоскостная, без теней.