Основные нормативно правовые акты информационного права

Принци­п, закрепленный в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвер­гаться таким ограничениям, которые установлены законом исключи­тельно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Необходимо четкое и всестороннее правовое регулиро­вание всех тех граней государственного воздействия, которые так или иначе могут существенно ограничивать права человека, в том числе и в информационно-правовой сфере.

В «Стратегии развития информационного общества в России», принятой Советом Безопасности Российской Федерации 25 июля 2007 года, отмечено, что «Наряду с расширением созидательных возможностей личности и общества, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий создает новые возможности для реализации угроз национальной безопасности, связанных с нарушением установленных режимов использования информационных и коммуникационных систем, ущемлением конституционных прав граждан, использованием возможностей современных информационных технологий для осуществления враждебных, а также террористических и других преступных действий. Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей ИКТ в террористических и других преступных целях».

Следует отметить, что на состояние информационной безопасности России значительное влияние оказали происходящие за последние годы изменения, которые обусловили возникновение ряда факторов в политической, экономической и технической сферах. С одной стороны, произошло разрушение командно-административной системы государственного управления и осуществляется переход на управление на основе принципов законности, демократии и информационной открытости. Вместе с тем в обществе сохраняется низкая правовая и информационная культура.

Многие исследователи к числу важнейших факторов относят недостаточную нормативно-правовую базу в области регулирования информационных отношений и обеспечения информационной безопасности. В последние годы законодательная база России в области регулирования отношений при использовании ИКТ существенно изменена. Принят ряд новых законодательных актов, изменены и даже отменены некоторые ранее принятые.

Правовое обеспечение ИКТ заключается в исполнении законов и подзаконных актов, регулирующих юридическую ответственность должностных лиц, технических специалистов и пользователей за действия (или бездействие), повлекшие утечку, утрату или модификацию защищаемой информации, а также злоумышленников за совершение преднамеренного несанкционированного доступа к информации и нарушение процессов ее обработки.

Специфика современного этапа развития общества заключается в том, что дальнейшее развитие процессов информатизации зависит не только от технологических прорывов, но во многом от того, насколько быстро будут корректироваться существующие нормативные акты и разрабатываться новые, соответствующие изменившимся реалиям жизни. На сегодняшний день мировое сообщество сформировало единое мнение о том, что эффективное использование ИКТ не может быть достигнуто без согласованных действий по правовому регулированию процессов информатизации и выработки соответствующих международных нормативных документов.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Поэтому все нормативные правовые документы в сфере ИКТ можно структурировать по нескольким уровням: международные, федерального уровня, акты федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, документы уровня предприятий и учреждений.

Если касаться национальной нормативной правовой базы, то в целом в области ИКТ в Российской Федерации действуют несколько десятков документов на уровне Федеральных Законов, Указов Президента, Постановлений Правительства и других правовых актов. Базовые концептуальные принципы отношений в информационной сфере определяет Конституция Российской Федерации. Кроме того, принят ряд концептуальных документов федерального уровня (концепции, доктрины, стратегии).

Все нормативные документы, действующие в настоящее время в Российской Федерации можно разделить по типу на две группы:

1. Документы, составляющие нормативную правовую базу и определяющие правовое пространство в области ИКТ.

2. Документы, составляющие нормативно-техническую базу в области информационных технологий (стандарты, критерии и другие документы, непосредственно определяющие организационные и технические требования по разработке и использованию ИКТ, лицензированию деятельности, сертификации).

Федеральные законы и кодексы регулируют соответствующие отношения в информационной сфере. На федеральном уровне принимаются подзаконные акты в виде Указов Президента и Постановлений Правительства, обеспечивающие выполнение законодательных актов. На уровне правительства утверждаются государственные стандарты и регламенты.

Федеральные министерства и ведомства разрабатывают межотраслевые и отраслевые нормативные акты, вводят отраслевые стандарты. Ведомственные нормативные документы разрабатываются в целях развития и конкретизации положений федеральных документов с учетом ведомственной (отраслевой) специфики. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской власти, а также органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также могут разрабатывать нормативные правовые акты в области ИКТ.

Система нормативных правовых актов Российской Федерации в области ИКТ состоит из нескольких уровней, от международного до уровня предприятия. К числу международных актов относятся документы, которые подписаны от имени Российской Федерации.

Основных нормативных правовых документов, касающихся информационно-телекоммуникационных систем.

Международные документы

1. «Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности» (Стокгольм, 14.07.1967, в редакции от 2.10.1979. Вступила в силу для СССР 26.04.1970).

3. «Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». Страсбург, 28.01.1998. Ратифицирована Законом РФ от 19.12.2005 № 160-ФЗ.

5. Декларация принципов. «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии». Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева. 10.12.2003.

Концептуальные документы Российской Федерации

1. «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993.

2. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9.09.2000 № Пр-1895.

3. «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года». Распоряжение Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р.

4. «Концепция региональной информатизации до 2010 года». Одобрена распоряжением Правительства РФ от 17.07.2006 № 1024-р.

5. Стратегия развития информационного общества в России. (Утверждена Советом Безопасности Российской Федерации 25.07.2007 г.).

Федеральные Законы Российской Федерации

1. «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1.

2. «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-I.

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть 4 в соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ вступила в силу с 1 января 2008 года.)

4. «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1-ФЗ.

6. «О связи» от 7.07.2003 № 126-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 09.02.2007 № 14-ФЗ).

6. «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ).

7. «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

8. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

Конституция Российской Федерации определяет базовые принципы отношений в информационной сфере и провозглашает реализацию основных информационных прав и обязанностей субъектов. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации.

В различных сферах государственного управления правовое ре­гулирование информационных отношений осуществляется актами органов исполнительной и представительной федеральной власти, основанными на предписаниях Конституции Российской Федерации.

Таким образом, механизм конституционного ре­гулирования информационных отношений находится в диалектиче­ском единстве с федеральными законами, актами органов исполни­тельной власти, другими нормативно-правовыми актами, регулирую­щими различные стороны правовой защиты информационных объек­тов от противоправных посягательств.

Конституционный ста­тус информационных отношений закреплен в ст. 24 , ст. 41 (п. 3), ст. 42. При этом ст. 24 (п. 2) определяет субъекты информационных правоотношений: с одной стороны - это органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления (соответственно, их должно­стные лица), с другой - граждане Российской Федерации.

Основной закон закрепил право граждан на «тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (п. 2, ст. 23).

Принципиальное значение имеет положение, предусматри­вающее защиту информационных прав и свобод граждан. Защиту информации, содержащей сведения о личной жизни, обеспечивает статья 24 Конституции Российской Федерации: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает соответствующее наказание (статья 137) за незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия. Законом № 149-ФЗ также запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина.

Конституция РФ закрепила вполне конкретные права граждан на информацию. Так, «органы государственной власти и органы ме­стного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» (п. 2, ст. 24).

Предметом конституционного регулирования стали правоотно­шения не только в сфере информации, носящей личный характер, но и в сферах правовой (п. 3,ст. 15) и экологической информации. Так, п. 3 ст. 41 декларирует ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здо­ровья людей, а ст. 42 закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Задача законодательного урегулирования права граждан на информацию, закрепленная в ч. 4, ст. 29 Конституции РФ, во многом решается Фе­деральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В связи с его принятием утратил силу предыдущий базовый закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ потому что он уже не отвечал современному состоянию общественных отношений и реалиям использования ИКТ, по отдельным вопросам вступал в противоречие с более поздними актами и не соответствовал международной практике регулирования информационных отношений.

Новый закон регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации. Ранее действовавший закон от 1995 г. регулировал отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов. Под информацией в нем понимались сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. В новом законе определение информации представлено в более общем виде. Информацией являются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Также дано более уточненное определение понятия "информационная система" - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Старый закон понятие "конфиденциальная информация" рассматривал как документированную информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. В новом законе установлено, что конфиденциальность является обязательным для выполнения лицом, получившим доступ к информации, требованием не передавать эту информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Законом 149-ФЗ вводится ряд новых определений: «информационные технологии», «информационно-телекоммуникационная сеть», «предоставление информации», «распространение информации», «оператор информационной системы», «электронное сообщение». Вместо ранее используемых понятий «собственник» и «владелец» информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения" в новом Законе дано понятие "обладатель информации" - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.

Однако в новом законе исключены некоторые понятия, используемые в ранее действовавшем законе: "информатизация", "информационные процессы", "информационные ресурсы". Из закона исключено также понятие «персональные данные» потому что оно в более развернутом виде дано в законе «О персональных данных».

В с соответствии с Федеральным Законом № 149-ФЗ вся информация делится на общедоступную и ограниченного доступа. Правовую основу деятельности в области общедоступной и массовой информации устанавливает Закон № 2124-1 «О средствах массовой информации». Статьи 140, 144, 237 и 242 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривают соответствующие наказания за ограничения прав на информацию. Информацию ограниченного доступа можно разделить на информацию, содержащую государственную тайну и конфиденциальную.

Соблюдение прав и свобод граждан, обеспечение безопас­ности государства невозможно реализовать без сохранения информационного суверенитета. Информация, являясь важней­шим национальным ресурсом, не может оставаться бесконтроль­ной. Поэтому непосредственное отношение к проблемам инфор­мации имеет Закон РФ «О государственной тайне», который ре­гулирует отношения, возникающие при отнесении сведений к го­сударственной тайне, их рассекречивании и защите в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Закон определяет основные понятия и отношения в сфере информации, содержащей государственную тайну. Он устанавливает степени секретности информации и соответствующие им грифы секретности носителей.

Закон определяет государственную тайну как защищаемые государственные сведения в области его военной, внешнеполитической, экономиче­ской, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанес­ти ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 1).

В соответствии с этим Законом к государственной тайне отне­сены:

Сведения в военной области;

Сведения в области экономики;

Сведения в области внешней политики и экономики.

По каждой из вышеназванных групп сведений закон приводит подробную детализацию. Статья 6 устанавливает, что засекречивание сведений осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. В ст. 7 приведен перечень сведе­ний, которые не подлежат засекречиванию.

Всю конфиденциальную информацию можно разделить на три группы: персональные данные о личности, сведения личного характера и информацию, содержащую сведения, связанные с производственной и хозяйственной деятельностью.

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом «О персональных данных». Вопросы, связанные с обеспечением защиты персональных данных работников, регулирует также «Трудовой кодекс».

Информация, содержащая сведения, связанные с производственной и хозяйственной деятельностью, в законодательных актах Российской федерации делится на следующие типы: коммерческая тайна, профессиональная тайна, объекты авторского права и смежных прав, объекты патентного права, для служебного пользования.

Правовые вопросы, связанные с информацией, содержащей коммерческую тайну, регулируются Федеральным Законом «О коммерческой тайне» и статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закон определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, круг лиц и организаций, кому необходимо представлять информацию, содержащую коммерческую тайну, а также права обладателя такой информации. Статья 139 Гражданского кодекса гласит: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».

Основные принципы правового регулирования авторских и смежных прав определял Федеральный Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9.07.1993 № 5351-1. Правовое регулирование объектов промышленной собственности предусматривал «Патентный Закон» от 23.09.1992 № 3517-1. С 1 января 2008 года вместо двух вышеуказанных законов вводится в действие часть четвертая Гражданского кодекса, которая регулирует права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Ряд законодательных актов Российской Федерации вводят понятие «профессиональная тайна» – конфиденциальные сведения, полученные в результате выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с законом № 149-ФЗ «Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите».

В Гражданском Кодексе введены понятия «банковская тайна» (статья 857), «тайна страхования» (статья 946). Понятие «банковская тайна» определено также в Законе «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 № 395-1.

Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» введено понятие «аудиторская тайна». В Законе «О связи» введено понятие «тайна связи» - тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и почтовой связи. Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» введено понятие «адвокатская тайна» - сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан вводят понятие «врачебная тайна» - информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении. Налоговый кодекс Российской Федерации вводит понятие «налоговая тайна» - сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом.

Шпаргалка по информационному праву Якубенко Нина Олеговна

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства:

Информационно-правовые нормы международных актов;

Информационно-правовые нормы Конституции РФ;

Нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

Информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства. Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).

Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

Законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

Законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

Законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

Законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:

Законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

Законодательство о средствах массовой информации;

Законодательство о библиотечном деле;

Законодательство об архивном фонде и архивах;

Законодательство о государственной тайне;

Законодательство о коммерческой тайне;

Законодательство о персональных данных.

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

8. Понятие и виды источников римского права Источники римского права - формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.Виды источников римского права:- обычное

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

§ 2. Понятие и особенности источников инвестиционного права Анализ специальной юридической литературы свидетельствует о существенных различиях во взглядах ученых на саму трактовку понятия «источник». Как правило, при этом выделяются два составных компонента

Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

2.1. Виды и соотношение источников международного частного права В настоящее время под источниками права в юридико-техническом смысле в общей теории права, как правило, понимается совокупность форм и средств внешнего выражения и закрепления правовых норм. Другими

Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

2.1. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

4. Понятие и виды источников римского права Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.Римское право различало

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 1. Понятие и виды форм (источников права) Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу,

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

15. Виды источников муниципального права РФ Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного

автора Якубенко Нина Олеговна

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, необходимо отметить следующее.Информационное право активно использует основные положения теории государства и права,

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

14. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:1) потребители информации;2) производители информации.К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

3.1. Понятие и система источников трудового права Источники трудового права – это законодательные и иные нормативные акты, регулирующие условия труда работников.Совокупность правовых актов, регламентирующих трудовые отношения, называется трудовым законодательством

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

14.2 Виды источников права Различным государствам известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; правовая доктрина; договоры нормативного содержания; религиозные нормы; принципы права; судебная практика; нормативные правовые акты. Иногда

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА В юридическом значении источники права – это выражающие государственную волю нормативные акты, регулирующие те или иные общественные отношения.Источниками права являются официальные документы (нормативные

Источники права это официальные формы закрепления и существования норм права

Это официальные формы закрепления и существования норм информационного права

Виды источников

1. Международные акты информационного права (договоры, хартии, декларации)

Ø Первым таким документом является Всеобщая Декларация Прав Человека 1948 года

Ø (Там изложены и закреплены главные положения, связанные с ИП)

Ø Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 (В этой конвенции содержаться положения, связанные с правом на информацию, там закреплено положение о защите личности и личных, семейных тайн).

Ø Окинавская хартия глобального информационно общества 2002 года (В этой хартии содержаться основные положения о правах и свободах человеках в глобальном информационном обществе, там содержится много положений об использовании информационных технологий)

Ø Тунисская декларация принципов информационного общества 2003 года и дополнена в 2005

§ Там закреплен принцип доступа к информации, идеям и знаниям;

§ Принцип построения информационной и телекоммуникационной инфраструктуры (инфраструктура носит глобальный характер, поэтому она должна соответствовать международным требованиям)

§ Принцип доверия и безопасности при использования информационных и телекоммуникационных технологий

§ Принцип уважения культурной самобытности (при построении глобального информационного общества многие культурные грани стираются декларация обязала страны чтобы при построении информационных систем культурная самобытность стран и народов сохранялась)

Ø Конвенция защите физических лиц и автоматизированной обработке персональных данных 1981 (конвенция о персональных данных)

Ø Конвенция об информационном и правовом сотрудничестве в области информационных услуг (Предоставление услуг связи, услуг телематического характера и услуги о предоставлении информации)

Ø Конвенция о киберпреступности 2001 года. Россия её до сих пор не подписала, потому что с помощью международного сотрудничества возможно проникновение к информации ограниченного доступа. Но в отдельных положениях РФ следует этой конвенции. Существуют отдельные соглашения между странами (РФ и США, РФ и Англия, РФ и Франция). Сотрудничество идет в части интеграции и объединения норм права, регламентирующих ответственность за киберпреступления. Сотрудничество в части объединения мер процессуального характера (доказательства). Компьютерные преступления носят международный характер. Отдельные положения конвенции уже в внедрены в УК в частности ст 242 1 Изготовление и оборот материалов порнографического характера

2. Федеральные законы информационного законодательства (Все НПА на уровне закона)

Ø Конституция – содержит фундаментальные правовые положения, конституционные принципы, определяющие права и свободы в информационной сфере, а также конституционные гарантии защиты прав в информационной сфере. Все нормы Конституции делятся на 3 группы:

· Основные 23, 24, 29, 42

· Обеспечивающие реализацию принципов и свобод, закрепленных в основных статьях 26, 28, 31, 33, 44

· Гарантирующие 41, 55 (в не сформулировано ограничение свободы), 56

Кроме того, в ст. 7 п.3 содержится запрет на злоупотребления своими правами

Нормы конституционного характера находят реализацию во многих законах. Конституционные нормы не носят декларативный характер. Закон об информации, о СМИ, о рекламе, о конфиденциальной информации (2 вида), в законе о предоставлении услуг, КоАП, УК

Ø ФЗ, подзаконные акты

Ø Законодательные акты и подзаконные акты субъектов федерации (уставы, конституции республик, все подзаконные акты исполнительных органов власти направленные на реализацию права на информацию на уровне субъекта)

Ø Нормативные акты органов местного самоуправления (носят локальный характер) Содержат в себе правовые режимы информационных систем муниципального органа

Ø Нормативные документы предприятий и организаций (локальный характер). К ним относятся приказы, инструкции, положения

Ø Постановления КС РФ. В них содержатся правовые позиции конституционного суда, разъяснения законов в виде толкования, несоответствие закону отдельных положений содержащихся в отдельный нормативных актах, которые подлежат обязательному исключению

Ø Стандарты, технические правила и условия. Это технические нормы. В информационной сфере достаточно большое количество таких видов источников. Потому что они регламентируют организацию построения, создания информационных систем. Основной закон это ФЗ о техническом регулировании.

Стандарты: национальный стандарт об информационных технология 2008 года (о методах и средствах обеспечения работы информационных технологий, безопасности, о критериях соответствия и несоответствия требованиям безопасности); о создании унифицированных систем документации 2008 года (о создании электронного документа; Санитарные правила и нормы (САНПИН). К ним относится стандарт, посвященный гигиеническим требования персональной электронной технике (содержит стандарты эксплуатации ЭВМ в учебных заведениях, требования и основные условия компьютеров в домашних условиях)

Ø Административный и технический регламент. В этих источник содержаться нормы и правового содержания и технического. Нормы, регулирующие правоотношения между человеком и человеком. Технические регламенты, содержат нормы регулирующие отношения между человеком и техникой. Административный регламент это отношения между человеком и человеком по поводу эксплуатации техники, связанной между людьми (локальная информационная система). Административные регламенты принимаются органами исполнительной власти.

Ø Юридические, правовые обычаи. В информационной сфере очень много правовых обычаев, особенно связанных с эксплуатацией сети интернет. Также существуют обычаи документооборота