Информационное законодательство

Наиболее характерными для развития отрасли информационного права, т.е. учитывающими её специфику, являются следующие фундаментальные принципы-постулаты (наряду с общеотраслевыми принципами права).

1. Свободного обращения информации.

Его основу составляют положения Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29), право на «свободу мысли и слова» (ч. 1 ст. 29), право на свободу всех видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44). Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

2. Гласности (открытости или публичности информации).

Его основу составляют положения ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а также «право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии» (ст. 42), «право на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44), «право на образование» (ст. 43) и специальные федеральные законы . Ограничения доступа к привилегированной информации могут вводиться только федеральным законом.

3. Конфиденциальности информации о частной жизни.

Его основу составляют положения Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» (ч. 1 ст. 23), «право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ч.2 ст. 23). Ограничения могут вводиться только по решению суда, «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни» - с согласия гражданина (ч. 1 ст. 24).

4. Свободы массовой информации.

Его основу составляет положение Конституции РФ: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» (ч. 5 ст. 29). Гарантированная реализация возможна при наличии «независимых» СМИ (например, глобальных телематических сетей типа Интернет).

5. Баланса информационных интересов личности, общества и государства при приоритетности интересов личности.

Обусловлен наличием множества антитетических требований персональной, общественной и государственной безопасности, общественного порядка и нравственности, международных обязательств и др. Базируется на перечисленных положениях и следующем положении Конституции РФ: «Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2).

Система информационного законодательства находится в стадии становления. Общую характеристику её реального состояния можно представить фрагментом (табл. 1.1) действующего «Классификатора правовых актов».

Знание структуры информационного законодательства позволяет установить функциональные связи между компонентами (подотраслями, разделами, подразделами) системы информационного законодательства для выявления и оценки прагматических свойств целостности данной отрасли. Классификатор предназначен также для унификации компьютерных баз данных и упорядочения автоматизированного обмена правовой информацией.

Таблица 1.1

Структура информационного законодательства____________

Шифр Наименование отрасли, подотраслей и разделов законодательства
120.000.000 Информация и информатизация
120.010.000 Общие положения в сфере информации и информатизации
120.020.000 Управление в сфере информации и информатизации
120.030.000 Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами
120.030.010 Общие положения
120.030.020 Документирование информации. Делопроизводство
120.030.030 Обязательный экземпляр документов
120.030.040 Архивный фонд. Архивы
120.030.050 Информационные ресурсы по категориям доступа
120.030.060 Информация о гражданах (персональные данные)
120.030.070 Правовая информация
120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги
120.040.000 Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
120.040.010 Информатизация
120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения
120.050.000 Средства массовой информации
120.060.000 Реклама
120.070.000 Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации
130.040.000 Средства массовой информации
130.040.010 Общие вопросы
130.040.020 Информационные агентства
130.040.030 Телевидение. Радиовещание
130.040.040 Печатные издания
130.040.050 Другие средства массовой информации

Дальнейшее развитие системы информационного законодательства как формального источника информационного права предполагает постепенный переход к кодифицированному правовому акту в инфосфере - Информационному кодексу РФ.

Общую характеристику предмета соответствующей научной отрасли информационного права в настоящее время можно представить фрагментом (табл. 1.2) действующего Государственного рубрикатора научно-технической информации .

Таблица 1.2

Структура научной отрасли информационного права___________

Шифр Наименование отрасли и подотраслей науки
10.19.00 Информационное право
10.19.01 Общие вопросы информационного права
10.19.25 Правовой режим информации, информационных систем и сетей
10.19.31 Право на информацию
10.19.35 Правовое регулирование средств массовой информации
10.19.43 Правовой режим информационных ресурсов
10.19.51 Правовое регулирование международного обмена информацией и использования глобальных информационных сетей
10.19.61 Правовое регулирование информационной безопасности
10.19.65 Правонарушения в области информатики. Ответственность в информационном праве

Знание структуры научной отрасли информационного права позволяет организовать целенаправленные научные исследования и рациональную «коллективную» разработку научной базы соответствующей правовой отрасли и информационного законодательства.

В качестве правовых методов и средств в отрасли информационного права применяются все известные методы (диспозитивный - при регулировании информационной собственности: вещной и интеллектуальной и др.; императивный - при регулировании отношений в области информационной безопасности, СМИ и др.) и средства (запрет, дозволение, рекомендация, обязывание (повеление), управомочивание, стимулирование (поощрение, привилегия); санкция, включая наказание) правового регулирования.

Методы научных исследований в предметной области информационного права включают как общие (традиционные) методы научно-правовых исследований, так и специальные, обусловленные спецификой предметной области.

В состав общих методов научно-правовых исследований входят, в частности, следующие :

Методология системного подхода (базовые методы: системный анализ,

структурный анализ, функциональный анализ);

Формально-догматический метод (основные процедуры: описание, тол

кование, классификация, систематизация);

Сравнительно-правовой метод (логическое сравнение элементов различ

ных правовых систем);

Сравнительно-исторический метод (учёт исторических особенностей);

Социологический метод (наблюдение, анкетирование, верификация, ста

тистическая обработка);

Метод моделирования (вербального, логико-лингвистического, матема

тического, имитационного или компьютерного);

Метод социально-правового эксперимента (натурного, имитационного) и др.

К специальным методам научно-правовых исследований в предметной

области информационного права можно отнести следующие естественнонаучные методы:

информационно-аксиологический метод - количественное оценивание качества правовой и иной содержательной информации, т.е. свойств информации, имеющих принципиальное значение для правового регулирования информационных отношений, а также информационной эффективности и информационной безопасности жизнедеятельности (функционирования) личности, общества и государства;

информационно-технологический метод - количественное оценивание качества и эффективности применения информационно-компьютерных технологий и электронно-вычислительной (компьютерной) техники в сфере юридически значимой электронной деятельности (автоматизированного судопроизводства, электронного голосования, электронной коммерции и др.).

Информационное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативно-правовых актов, с помощью и посредством которых государство устанавливает, изменяет либо прекращает действия соответствующих информационно-правовых норм. Информационное законодательство выступает главенствующей формой закрепления норм информационного права и важнейшим правообразующим фактором. Появление информационного законодательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации свидетельствует о повышении роли государства в регулировании информационных отношений и придании им качеств общественно значимых отношений.

Наряду с законодательством иных отраслевых принадлежностей информационное законодательство органично включено в систему источников информационного права и является основной их разновидностью.

Систему информационного законодательства образуют различные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, посвященные прямому или опосредованному регулированию отношений, объектом которых является информация , производные от нее продукты и связанная с ними деятельность .

Система информационного законодательства включает в себя правовые акты федеральных органов и акты органов субъектов РФ. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ в пункте "и" ст. 71 относит информацию и связь к ведению Российской Федерации и в то же время защиту прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации ( пункт "б" части первой ст. 72 Конституции РФ).

Среди правовых актов федеральных органов главное место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат информационно-правовые нормы исходного характера, которые рассчитаны на постоянное либо длительное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников информационного права позволяет сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает.

Нормативные акты, не относящиеся к категории законов, являются подзаконными. В их число входят нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, ведомственные нормативные акты. Многие из них носят комплексный характер, но включают в себя и правила информационно-правового содержания. Акт, изданный на основе и во исполнение закона, не может выходить за его рамки и за пределы полномочий издавшего его органа. Подзаконные нормативные акты характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона.

В нормативно-правовом массиве подзаконного характера ведущую роль играют указы Президента РФ, которые являются основными актами осуществления компетенции Президента РФ, непосредственно закрепленной в Конституции РФ и вытекающей из основополагающих принципов разделения властей.

Среди подзаконных актов в информационной сфере видное место занимают правовые акты Правительства РФ. Они издаются главным образом тогда, когда в законе есть прямые указания на подобное издание либо дано конкретное поручение.

Ведомственные акты, как подзаконные, издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. Они представляют собой управленческие акты органов специальной компетенции. Их юридическая сила зависит от функций издавшего их органа и специфики государственного управления информационной сферой.

На уровне субъектов РФ применяются те же формы выражения информационного права , что и на федеральном уровне (законы субъектов РФ, постановления органов исполнительной власти, акты отраслевых и территориальных органов управления). Основанием для данного уровня нормотворчества является часть 4 ст. 76 Конституции РФ.

Наряду с актами законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми для целей регулирования информационных отношений, существуют так называемые локальные нормативные акты. Они, как правило, представляют собой приказы и распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями различных организаций. С помощью локальных актов регулируются самые различные информационные вопросы, например порядок конфиденциального делопроизводства, порядок допуска сотрудников к сведениям, находящимся в режиме служебной и коммерческой тайны, порядок организации защиты коммерческой тайны в организации и т.п.

В систему информационного законодательства следует включить и международно-правовые акты, предметом регулирования которых являются информационные отношения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности правовой защиты информации как ресурса. Основные требования информационной безопасности и структура правовых актов. Сущность специального законодательства в области безопасности информационной деятельности, положения Федерального закона.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Сущность правовых проблем защиты информации в Российской Федерации. Особенности создания и внедрения современных технологий. Характеристика законодательной базы и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере информационной безопасности.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Предпосылки интеграции информационного законодательства в условиях глобализации. Последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Правовой статус, сущность и классификация видов информации в российском законодательстве.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2012

    Законодательные основы обеспечения информационной безопасности. Ответственность за преступления в области информационных технологий. Направления правового обеспечения информационной безопасности. Порядок лицензирования средств защиты информации.

    презентация , добавлен 11.07.2016

    Защита информации как приоритетная задача обеспечения национальной безопасности России, основные проблемы и задачи. Законодательная база в сфере информационной безопасности. Информационное законодательство - основной источник информационного права.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2010

    Исследование основных направлений информатизации общества. Изучение государственной политики в сфере информатизации общества и информационной безопасности. Источники конфиденциальной информации. Характеристика особенностей информационно-правовых норм.

    презентация , добавлен 19.01.2014

    Основные способы несанкционированного доступа к информации в компьютерных системах и защиты от него. Международные и отечественные организационные, правовые и нормативные акты обеспечения информационной безопасности процессов переработки информации.