Первый этап связан с изобретением письменности. Информационное общество, понятие информационного общества, возникновение и основные этапы развития информационного общества - коммуникации в информационном обществе

1. Этапы информатизации общества. Информационное общество.
2. Информационные ресурсы, классификация. Направления развития.
3. Информация как товар. Информационные рынки.
4. Экономическая информация, характеристики. Понятие информационной совокупности.
5. Экономическая информация, различные типы классификации.
6. Информационная система, классификация по степени автоматизации
7. Информационная система, классификация по уровням управления
8. Уровни управления в ЭИС. 6 типов ИС, используемых на различных уровнях управления
9. Структура информационной системы.
10. Этапы развития ЭИС (таблица)
11. Экономическая информационная система (понятие, схема, состав)
12. Базы данных в экономических информационных системах.
13. Характеристика современных концепций АИС.
14. Сетевые технологии информационного обмена, информационные технологии в экономике.
15. Интернет. Интранет. Экстранет. Классификация сервисов Интернет.
16. Сетевые Электронные деньги.
17. Мировые информационные ресурсы.
18. Информационные угрозы.
19. Виды и средства организации информационной безопасности.
20. Информационные атаки.
21. Организационные и технические способы формирования режима информационной безопасности.

1. Этапы информатизации общества. Информационное общество.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачизнаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:


  • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

  • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

  • создание программно-управляемых устройств и процессов.
Поколения электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

  • Справка о смене поколений ЭВМ 1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база – электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым Быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

  • 2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база – полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

  • 3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база – интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

  • 4-е поколение (ссередины 70-х гг.). Элементная база – микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вы╜числительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.

  • 5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.
Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

характерные черты:


  • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационнойлавиной и информационным голодом;

  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

  • главной формой развития станет информационная экономика;

  • в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационнойтехники и технологии;

  • информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

  • формируется информационное единство всей человеческойцивилизации;

  • с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

  • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;

  • информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
2. Информационные ресурсы, классификация. Направления развития.

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

Делении информационных ресурсов по другим признакам:


  • По целевому предназначению
личные, корпоративные, СМИ, бизнес, образовательные, политика, учреждения и организации, сервисы и услуги, доски объявлений, культура, чаты, хранилища ПО, спорт, отдых, изображения и фото, развлекательные порталы

  • По способу представления
Web-страницы, Базы данных, Файловые серверы, Телеконференции

  • По виду носителя
твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.) на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.) на канале связи (TV, радио)

  • По способу организации хранения и использования
документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы) ,массив документов, фонд документов, архив, автоматизированные формы

  • По форме собственности
общероссийское национальное достояние,государственная собственность,собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная) ,частная (личная, корпоративная) собственность,

  • По содержанию
Тематическая информация, Научные публикации,Рекламная информация, Справочная информация, Новости,Вторичная (библиографическая) информация

  • По национально-территориальному признаку.

  • Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.
По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.

По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений.

3. Информация как товар. Информационные рынки.

Информ. – универсальный ресурс, потребляемый всеми сферами экономики и представляющий собой совокупность сведений, фактов, знаний об окружающих ее компонентах, объектах, субъектах, передаваемых прямо или косвенно от источника к потребителю, в результате чего смешивается или снижается неопределенность в сложившейся ситуации.

Применение информации в качестве экономического ресурса может заключаться в продаже/покупке/обмене. Этот ресурс может быть представлен в ограниченном количестве. При этом на информацию может предъявляться платежеспособный спрос.

Известная теория информации Клода Шеннона рассматривает способность устранять неопределенность ситуации как основное свойство информации. При этом многие виды информации производятся не для обмена, а предоставляются потребителю бесплатно, в качестве так называемых общественных благ. Их производство осуществляется государством или некоммерческими организациями. Примером могут служить широко рекламируемые государственные (в т.ч. и информационные) услуги, которые в скором времени будут предоставляться в электронном виде .

Товар как экономический объект – это всё то, что может удовлетворить потребность покупателя. Товар – это объект, который предлагается рынку с целью приобретения, использования или потребления.

Потребительские свойства информации определяются процессами отбора, переработки и представлении в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель с учетом его экономических, социальных, прочих возможностей и особенностей может с максимальным успехом достигать поставленные стратегические цели и решать тактические задачи.

Правовой основой работы с информацией являются два основных документы: Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации”. Гражданский кодекс относит информацию к видам объектов гражданских прав (статья 128). Этой же статьей информация причисляется к “имуществу”. Статья 139 Гражданского кодекса РФ рассматривает информацию, представляющую служебную и коммерческую тайну, как объект действительной или потенциальной коммерческой ценности.

Информация как любой товар характеризуется своим жизненным циклом, который представляет собой время существования товара на рынке. Фазами жизненного цикла являются внедрение (введение, появление), рост, зрелость, насыщение и спад.

Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный, а наиболее технически совершенные товары короткий (2-3 года). Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:


  • центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

  • центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

  • службы телекоммуникации и передачи данных;

  • специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

  • коммерческие фирмы;

  • информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.

Пять секторов рынка информационных продуктов и услуг

1-й сектор – деловая информация, состоит из следующих частей:


  • биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки

  • статистическая информация – ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы

  • коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы
2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

  • профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.

  • научно-техническая информация – документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности

  • доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах
3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

  • новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии

  • потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.

  • развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст
4-й сектор - услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:


  • программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией – от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.

  • технические средства – компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие

  • разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных

  • консультирование по различным аспектам информационной индустрии – какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.

  • подготовка источников информации – создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п.
4. Экономическая информация, характеристики. Понятие информационной совокупности.

Свойства информ.

1. Практически неубывающая потенциальная эффективность информ., которая часто реализуется не сразу, а через некоторое время (открытия ученых);

2. Тиражируемость и многократность использования; это следствие первого свойства и приводит к относительной независимости информ. От ее создателя;

3. Неаддитивность, некоммуникативность, и неассоциативность;

4. Коммулятивность (накопительность) – это свойство, характеризующее экономическую информ., связано с одной из основной закономерностью экономики;

5. Зависимость фактической реализуемости и эффективности от степени использования информ.;

6. Абстрактный характер информ., т.е. информ. при передачи кодируется;

7. Потребление информ. требует определенных навыков и усилий;

8. Ценность информ. субъективна;

9. Производство информ. всегда должно быть адресным;

10. Парность философских категорий, материй, информ. Появление новой информ. ведет к созданию новых форм существования объектов и процессов

Экономическая информ. выступает одновременно как:


  • предмет (первично-необработанные данные),

  • средство (совокупность знаний, приемов, средств для переработки информ.),

  • результат труда (информ., которая обладает потребительскими свойствами)

Экономическая информ. (ЭИ) – документированные сведения, отражающие состояние и ход экономических процессов. ЭИ может воплощаться в нескольких знаковых формах, объединенных на основе естественного языка в некий комплекс. Это информ. о процессах производства, потребления, накопления и потребления материальных благ и различных услуг.

Свойства ЭИ

1) ценность и полезность ЭИ характеризуется стоимостью, трудоемкостью, доступностью, истинностью и релевантностью;

2) полнота ЭИ может быть: достаточной, недостаточной, избыточной;

3) независимость содержания от форм предоставления.
Недостатки ЭИ:

не все сведения несут информ-ую нагрузку; многократное дублирование данных; аналогичные данные не сопоставимы; терминология ЭИ не унифицирована.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Совокупность сведений, отражающих какую-либо сущность, называют информационной совокупностью. Данные о поставщике, например, включают его имя и адрес, номенклатуру поставляемой продукции, условия поставки, фактические сведения о произведенных поставках и т.д. Информационная совокупность, неделимая далее на более мелкие смысловые единицы, получила название реквизита по аналогии с реквизитом документа как наиболее часто используемым в работе носителем информации. Синонимами термина "реквизит" являются слово, элемент данных, атрибут, которыми пользуются при описании информационных систем и для определения объемов информации в качестве единиц измерения.

5. Экономическая информация, различные типы классификации.

1. По значению в процессе управления:

управляющая (состоит из доводимых до сведения исполнителей информ. в форме прямых приказов, плановых заданий, либо в форме экономических и моральных стимулов); осведомляющая (воплощена в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи: сведения о результатах выполнения решения и состояния управленческого объекта)
2. По содержанию:


  • по фазам и процессам производства
- информ. о рынке

Информ. о производстве


  • по отображенным структурным единицам
- по отраслям

По экономическим районам

По отдельным предприятиям
3. По возможности использования ценности информ. для принятия решения:

полезная, ложная, избыточная

4. По степени обработки и месту в информ-ом процессе:

первичная, производная,

5. По постоянности:

постоянная, условно-постоянная, переменная
6. Информационная система, классификация по степени автоматизации

Информационная система (ИС) – система сбора, хранения, накопления, поиска и передачи информ., применяемая в процессе управления или принятия решений. ИС включает: информ. – справочный фонд, язык обработки информ., носители информ., комплекс моделей.

Автоматизированная ИС – совокупность информ., экономико-математических методов и моделей, аппаратных, программных, организационных, технологических средств и специалистов. Автоматизир. ИС предназначена для эффективной эксплуатации экономической ИС.

Экономическая информ. система (ЭИС) – комплексы функционирования, которые отражают состояние экономических объектов в процессе их развития.

Классификация ИС


  1. По назначению:

  2. По количеству пользователей и территориальному признаку:

  • однопользовательские (excel),

  • многопользовательские низкого уровня (access),

  • ИС уровня предприятия,

  • распределенные,

  • очень большие,

  • сверх большие.
3. По функциям управления:

  • плановые,

  • бухгалтерские программы.
4. По отраслям:

  • ИС для машиностроения и т.д.
5. По видам обрабатываемой информ.:

Текстовая, - графическая, - мультимедийная,- числовая, - модели реального мира.
6. По оперативности обработки информ.:


  • система реального времени,

  • система оперативной обработки трансакций,

  • система пакетной обработки.
7. По поддержке видов деятельности:

  • система автоматизированного проектирования,

  • автоматизированные ИС,

  • автоматизированные системы управления технологическими процессами.
5.Структура экономических информационных систем

Экономическая информационная система

Функциональная подсистема Обеспечивающая подсистема

планирование техническое обеспечение

учет лингвистическое обеспечение

анализ математическое обеспечение

контроль правовое обеспечение

мотивация



7. Информационная система, классификация по уровням управления


Выделяют:
информационные системы оперативного (операционного) уровня – бухгалтерская, банковских депозитов, обработки заказов, регистрации билетов, выплаты зарплаты;
информационная система специалистов – офисная автоматизация, обработка знаний (включая экспертные системы);
информационные системы тактического уровня (среднее звено) – мониторинг, администрирование, контроль, принятие решений;
стратегические информационные системы – формулирование целей, стратегическое планирование.

Информационные системы оперативного (операционного) уровня
Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне - отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легко доступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию. Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом. Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система - это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, т.к. содержит и оперативную, и архивную информацию.

Информационные системы специалистов
Информационные системы этого уровня помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.
По мере того как индустриальное общество трансформируется в информационное, производительность экономики все больше будет зависеть от уровня развития этих систем. Такие системы, особенно в виде рабочих станций и офисных систем, наиболее быстро развиваются сегодня в бизнесе.

Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Основная цель - обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Информационные системы офисной автоматизации связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддерживать связь с покупателями, заказчиками и другими организациями. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д.

Эти системы выполняют следующие функции:
обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;
производство высококачественной печатной продукции;
архивация документов;
электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;
электронная и аудиопочта;
видео- и телеконференции.

Информационные системы обработки знаний, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания. Так, например, существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок.

Информационные системы тактического уровня (среднее звено)
Основные функции этих информационных систем:
сравнение текущих показателей с прошлыми показателями;
составление периодических отчетов за определенное время (а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне);
обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее (имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями). Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду.

Характеристика систем поддержки принятия решений:
обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;
оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;
позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;
отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий несколько раз в день;
имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.

Стратегические информационные системы
Развитие и успех любой организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач. В этом контексте можно воспринимать и понятия стратегический метод, стратегическое средство, стратегическая система.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям вопросу стратегии развития и поведения фирмы стали уделять большое внимание, что способствовало коренному изменению во взглядах на информационные системы. Они стали расцениваться как стратегически важные системы, которые влияют на изменение выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие потребителей с поставщиками. Появился новый тип информационных систем - стратегический. Стратегическая информационная система - компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации. Известны ситуации, когда новое качество информационных систем заставляло изменять не только структуру, но и профиль фирм, содействуя их процветанию. Однако при этом возможно возникновение нежелательной психологической обстановки, связанное с автоматизацией некоторых функций и видов работ, так как это может поставить некоторую часть работающих в затруднительное положение.
8. Уровни управления в ЭИС. 6 типов ИС, используемых на различных уровнях управления

Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации избавить человека от рутинной работы позволит ускорить принятие оптимальных решений автоматизировать обработку информации не только в...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Развитие информационного общества

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в.

Основные черты информационного общества.

В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:

  • наличие компьютеров,
  • уровень развития компьютерных сетей
  • доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта.

Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века

«Образование – сокрытое сокровище», представленном в ЮНЕСКО в 1996 году, подчёркивается определяющая роль фундаментальных и прочных знаний в решении тех сложных задач, которые несёт с собой наступающее столетие. Лидеры всех стран мира, стремясь подготовить своих граждан к тому, чтобы в полной мере соответствовать требованиям XXI века, заявляют, что для информационного общества необходимы граждане, владеющие современными знаниями.

В противном случае, обществу грозит хроническое отставание, несостоятельность в решении тех задач, которые ставит перед ним XXI век. Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки.

«Информатизация общества ставит перед гражданами следующие задачи:

— имели хорошо сформированные навыки устной и письменной коммуникации;

— понимали основы математики и естественных наук;

— владели навыками работы с информационными технологиями;

— критически мыслили;

— ощущали потребность в непрерывном образовании;

— умели работать в группах;

— были творческими и инициативными; самодисциплинированными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий;

— получали удовлетворение от работы в условиях здоровой конкуренции;

— демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на международном уровне;

— были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные решения.

Для вхождения в информационное общество нужны всесторонне развитые люди с навыками межперсональной работы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем. Но чистый профессионал, не умеющий работать в группе, не способный к совместному использованию знаний в большей мере создает помехи, чем приносит пользу» (ЮНЕСКО О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ . Конференция, посвященная определению основных направлений перемен в высшем образовании XXI в. (Палермо, 24—27 сентября 1997 г.).

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед гражданами задачу развивать информационную культуру внутри общей.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Производство же материальных продуктов будет возложено на автоматизированные компьютерные системы.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты развитого информационного общества:

  • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
  • главной формой развития станет информационная экономика;
  • в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
  • информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
  • формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
  • с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
  • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;
  • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества;
  • существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

В 2000 году была принята Концепция федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года".

Основной целью Программы на период до 2010 года являлось создание технико-технологических, социально-политических, экономических и культурных предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу за счет существенного повышения эффективности процессов информатизации.

Можно выделить ее некоторые результаты:

  • оказание государственными и муниципальными органами услуг населению с использованием ИТ:
  • появилась возможность, не выходя из дома, получить по Интернет справку из ДЕЗ, паспортного стола, вступить в контакт с органами МВД, поликлиникой, собесом, сберкассой, диспетчером ЖЭК, заказать билет на транспорт и так далее;
  • во многих отраслях введены системы электронного документооборота;
  • разработаны и внедрены проекты защиты интеллектуальной собственности, разработаны технические регламенты и стандарты в сфере ИТ, системы лицензионной и патентной деятельности;
  • разработана система ГЛОНАСС, которая призвана обеспечить качественный рывок в сфере навигации.

2 декабря 2011 г. Была утверждена следующая Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Цель госпрограммы — создать новые возможности для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ, а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни.

Одним из результатов этой программы является создание электронного портала «Госуслуги.рф». Портал является единой точкой доступа к информационным системам ведомств. В соответствии с законодательством Российской Федерации портал предоставляет информацию об услугах и ведомствах из федерального реестра госуслуг. При оказании электронных услуг портал использует систему межведомственного взаимодействия и информационную систему ведомств для обработки электронного заявления. Он предоставляет такие услуги:

Получение загранпаспорта старого и нового образца

Оплата штрафов ГИБДД

Состояние лицевого счета в ПФР. История обращений в ПФР

Пенсионные накопления

Налоговая задолженность физических лиц

Подача налоговой декларации

Регистрация автомобиля

Снятие транспортного средства с регистрации

Регистрация по месту жительства

Регистрация по месту пребывания

Замена паспорта РФ в 20 или 45 лет

Адресно-справочная информация

В рамках этой программы к 2015 году в России не должно остаться ни одного населенного пункта без технической возможности установки стационарных телефонов, пользования сотовой связью, а также выхода в Интернет. Речь идет о любом населенном пункте, независимо от его экономического "веса" и количества населения, о том, чтобы телефон могла иметь каждая семья. (Сегодня более 40 тысяч населенных пунктов РФ не имеют даже обычной телефонной связи).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

17095. Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности в условиях формирования информационного общества 32.44 KB
Исследовать и разработать дефиниции для понятий «судебная деятельность», «информационное общество», «информационные и коммуникационные технологии в судебной деятельности», «электронное правосудие», «электронное судопроизводство», «электронный суд», а также их взаимосвязь;
4724. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 27.86 KB
Понятие общества как развивающейся системы сочетается с представлениями о странах и народах, существовавших в различные эпохи в разных регионах планеты. И первое, что бросается в глаза при их сравнении – это непохожесть
16459. Современные изменения в налогообложении и их влияние на развитие экономики и общества 9.74 KB
Наиболее существенная трансформация налоговой системы в мире произошла под влиянием жесточайшего экономического кризиса разразившегося сначала в США а затем затронувшего и другие страны. Так в США если объем поступлений по налогу на прибыль с юридических лиц...
15025. Правовой нигилизм и правовой идеализм как факторы, замедляющие развитие гражданского общества в России, и задачи правовой культуры в их преодолении 465.78 KB
Правовая действительность диктует необходимость обсуждения просчетов в политике государства для дальнейшего совершенствования правового сознания россиян и определения социально-психологических причин возникновения в обществе феномена правового нигилизма. Надо сказать, что внедрение правового нигилизма в правосознание молодых россиян ставит вообще под сомнение идею реализации правового государства в России.
16038. Процесс создания информационного сайта для ЦРБ 10.1 MB
Информирование населения, согласно законодательству в сфере здравоохранения, как на портале министерства здравоохранения, так и на сайтах учреждений здравоохранения; Обеспечить прозрачность и открытость деятельности медицинских учреждений; Оказание в электронном виде государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения; Создание единого электронного пространства для учреждений здравоохранения региона;
5251. Создание информационного банка данных 2.13 MB
Для создания новой таблицы следует выбрать пункт меню File New Tble. Для создания вторичных индексов используется меню Secondry Indexes в выпадающем списке. Для создания связей между таблицами Student и Komnts используется меню Referentil Integrity в выпадающем списке Tble Properties...
878. Изучение информационного обеспечения финансового менеджмента 323.5 KB
Это необходимо знать и понимать будущим руководителям. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к успеху будет являться умение четко ориентироваться в потоке информации и умение эффективно воспользоваться этой информацией.
2694. ПРИОРИТЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АСУП 70.83 KB
При решении задач управления процессами информационного взаимодействия в АСУП перед разработчиком неизбежно встает задача адаптации управляющих векторов выработанных в ходе анализа к свойствам и особенностям аппаратно-программного комплекса используемого в качестве базовой платформы системы. Эта необходимость диктуется в первую очередь наличием двух принципиально разных по выполняемым функциям подсистем обеспечивающих процессы взаимодействия: подсистемы...
11250. Создание личного информационного пространства ученика и учителя 7.31 KB
Создание личного информационного пространства ученика и учителя В условиях современного динамичного развития общества и быстро развивающейся его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация.ru Руководитель проекта Сидиков Марсель 9А класс Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Webресурс учителя на котором расположены...
11227. Создание информационного пространства по пониманию инвалидности и инклюзивного образования 7.69 KB
Из 450 000 детей с ограниченными возможностями здоровья в России только 170 000 учатся или лишь формально числятся в общеобразовательных школах. детей имеются особые образовательные потребности. В России нет законодательства требующего полного включения детей с инвалидностью в обычные школы. Наконец сами родители не владеют полной информацией о правах детей на получение образования и путях реализации этих прав.

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций.

Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор - уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д.

Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).

Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е годы, в Западной Европе - в 90-е годы).

Информационное общество формируется как глобальное и включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и тому подобное, что ставит важнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.

> Возникновение и основные этапы развития информационного общества

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.

Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.

Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.

Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.

Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:

1) компьютерной;

2) телекоммуникационной.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.

На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с созданием

а) волоконно-оптических технологий;

б) спутниковых технологий.

Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.

Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.

Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Например, США - один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40% рынка торговли информационными технологиями.

США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.

Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41% всех имеющихся в мире компьютеров; 40% семей там владеют персональными компьютерами, а 20% - модемами, то есть являются пользователями Интернета.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.