Современная журналистская инфографика. Инфографика для сми Роль инфографики в дизайне печатных сми

». Это была часть большого совместного проекта мировых СМИ. Журналисты получили инструмент для работы, а про возможности инфографики узнало еще больше людей. В этом руководстве собраны примеры работы с данными именно в журналистике и описаны принципы работы разных команд.

В 1850 году медсестра Флоренс Найтингейл рассказала в графиках о причинах гибели солдат во время Крымской войны. Как медик она видела, что больше потерь не от ранений, а от заболеваний, которые можно было предотвратить. Как математик она сумела это доказать в диаграммах. А в 1900 году на Парижской выставке были вывешены десятки плакатов с визуализацией данных. Они были созданы без компьютера, автор-социолог раскрасил их все вручную.

Генеральный атлас мира, который вышел в 1854 году, включал в себя графический анализ длины рек и высоты гор по всему миру. Образцы викторианской инфографики очень проработаны, они тоже создавались средствами ручной графики.

Сейчас новые сложные проекты выходят в крупных СМИ и студиях. Через графику показаны огромные массивы данных — это большая работа аналитиков, программистов и дизайнеров. Часто в команде один и тот же человек хорошо разбирается и в коде, и в верстке.

Прежде чем работа начата, важно выяснить, для кого и зачем ее делать. Инфографика это не универсальное средство собрать крутой продукт. Иногда лучше работает простой текст, фотография или видео-обзор. Аудитория и ценность информации для нее определяют, в каком формате должны быть показаны данные.

Круг вопросов

Чтобы посмотреть, какие этапы проходит инфографер в своей работе, мы решили визуализировать что-нибудь простое и знакомое. Я выбрала рецепт овсяной каши. Это несложное блюдо, но видео-рецепт или гифка здесь тоже подойдут. Зато картинку можно распечатать и повесить на холодильник. Предположим, что нашему читателю как раз это и нужно.

Определяем вопросы, на которые ищут ответы чаще всего, если дело касается приготовления овсяной каши. Вот что выдает поиск по гугл-трендам:

Активнее всего ищут самый простой рецепт рецепт, а в трендах видим, что набирает популярность запрос про приготовление в мультиварке и с использованием молока. Здесь выбираем, что нам нужнее. Я беру тот что с молоком, но без мультиварки. Смотрим топ запросов и определяем свои задачи.

Как приготовить овсянку: рецепт на молоке. Нужно узнать:

  • соотношение молока и крупы;
  • время варки
  • время настаивания под крышкой;
  • добавки к готовой каше.

Забавный факт: максимум запросов в прошлом году пришелся на конец января (31 число) по 6 февраля. В этом году с 15 по 21 января. Если нам нужна история, можно было бы поискать и выяснить другие популярные запросы этих периодов. В первом случае можно предположить, что кто-то готовится к пляжному сезону и меняет питание, а во втором — что новогодние праздники прошли бурно и нужна диета.

Какие инструменты и навыки нужны?

Инфографика это продукт многих знаний и инструментов. Можно подойти к работе как аналитик, дизайнер или иллюстратор. Но главное в работе с данными — их смысл. Если тема становится понятнее, данные принесли пользу или какая-то проблема решена, значит, ваша работа сделана хорошо.

Чаще всего визуализацию делает команда, в которой есть нужные мастера. Если вы пробуете создать инфографику самостоятельно, применяйте простые инструменты. Саму верстку можно создать в Adobe Illustrator, а примерный вид диаграмм получить в Microsoft Excel.

Можно копировать работы, которые нравятся. Это поможет изучить инструменты, понять, чем конкретная инфографика вас привлекла. Для кругозора и в качестве упражнения можно посмотреть канал в Телеграме «Что понравилось в картинке» . Автор каждый день выкладывает что-то и оценивает, чем зацепил дизайн.

Онлайн-инструменты помогают визуализировать большие данные, а конструкторы с шаблонами дают готовые простые решения. Какие из них вам пригодятся зависит от конечной цели работы и той аудитории, которой она адресована.

Композиция

Что главное?

Читатель «Нетологии» скорее всего просматривает этот текст слева направо и сверху вниз. Это правило работает и для композиции нашего рецепта. Если есть самый большой, самый цветной или другой «самый» элемент, который сильно выделяется, сначала зритель посмотрит на него. Но потом все равно слева направо и сверху вниз — так устроен наш мозг. Если вы, к примеру, японец, тогда вам будет удобно читать и справа налево. Такие вещи надо учитывать при создании инфографики.

Что побочное?

Таймлайн. Данные о времени у нас есть для всех стадий — эти данные однотипны. Мы собираем их в одну цепочку — таймлайн, который покажет сразу весь процесс в переложении на часы и минуты. Удобнее всего расположить его ближе к границе композиции, по ходу чтения рецепта. Так, чтобы на каждой стадии можно было свериться.

Дополнение или совет, кулинарная хитрость. Это мы добавим к основным элементам. Мы будем использовать оттенки одного цвета — основного, а еще добавим элементы, близкие по яркости. Если нужна была интерактивная версия, то вообще убрали бы эти пояснения на второй слой. Навел курсор или коснулся экрана — всплыла подсказка. Тогда это уже был бы поп-ап. Вот удобный сервис для того, чтобы расставить такие элементы по готовому макету.

Я рассказываю как приготовить кашу на молоке из цельных овсяных зерен. В дополнение выношу совет про овсянку «по-английски».

Цвет

Как правило, в информационных визуализациях используют не слишком много цветов — это упрощает восприятие материала. Основной цвет — один, в палитре всей работы еще два-три дополнительных. Сближенные оттенки и спокойная гамма, или контраст и яркие цвета: выбор зависит от цели инфографики. В этой работе основной цвет спокойный, его дополняют оттенки зеленого. Понимаем, что тут расскажут что-то про природу и хозяйство.

Можно пользоваться сервисами, которые собирают палитру. Например, Coolors . Он генерирует палитры, но можно выбрать из шаблонов готовое цветовое решение.

Более результативный и основательный подход — смотреть хорошую живопись, дизайн, фотографии, архитектуру и путешествовать.

  • Отдел исторических карт Нью-Йоркской публичной библиотеки
  • Коллекция снимков времен Великой депрессии с привязкой к карте и поиском по автору
  • Глава Readymag Design School «Цвет» — немного теории и пять мнений о цвете в дизайне, кино, фотографии. У Рэдимаг есть такие же блоки про сетку и типографику .

Некоторые цвета устойчиво ассоциируются у зрителя с конкретной темой. Например, космос — это, скорее всего, черный или темно-синий. Но эта инфографика тоже про космос, хотя автор справился и без черного.

Онлайн-инструменты

Если бы нам нужно было нарисовать карту того, где и как готовят овсянку, мы могли бы сделать это в Пиксельмап . Здесь нужно выбрать территорию, настроить цвета и элементы, добавить свои данные. Карта доступна в виде HTML-кода или изображения *.png.

Для создания интерактивных графиков — Инфограм . Данные заносим в таблицу, напоминающую Эксель, настраиваем тип графика и цветовую гаммы. Если данных много — можно выбрать способ переключения между вкладками. В бесплатной версии готовую работу вы заберете в виде ссылки для сайта или блога. Скачивание или печать доступны только после оплаты.

, еще можно читать dataviz.ru .

  • Канал Рациональные числа публикует карты, интересные рейтинги и неожиданные данные — здесь можно просто вдохновиться фактурой.
  • Советы на Хабрхабре от российских дизайнеров — что читать и чему учиться. Рекомендуют изучать базу: книги Таффти, Чирхольда, Итенна. Это про композицию, цвет, верстку и типографику. В тексте есть активные ссылки на магазины или онлайн-версии книг, еще курсы для дизайнеров и разработчиков. Материал отвечает на вопрос «с чего начать?».
  • Как сделать свою работу лучше

    Мой рецепт овсянки готов. Теперь нужно оценить свою работу — что можно было бы улучшить. Мне не нравится «дыра» в левой части рецепта. Процесс приготовления понятный, но таймлайн можно сделать изящнее. Идея с дорожками цвета от продуктов к стадиям мне нравится, но желтое масло пропало на желтом фоне. Внимательный читатель найдет еще много такого, что можно улучшить в этой картинке.

    Взялись за новую тему — посмотрите, что делают про это другие. Этот Оливье сделала команда журнала Инфографика .

    Кулинарная книга в инфографике — здесь несколько рецептов.

    Самокритика и оценка чужих работ помогают, если вы в целом хорошо к себе относитесь и не склонны без конца редактировать хорошее решение. То, что сделано и опубликовано — реально. Незаконченные, допиливаемые работы, которые никто никогда не увидит — это виртуальное творчество, которое лишает вас следующей важной части рабочего процесса.

    Обратная связь. Замечания и критика после публикации

    Разработчики новостных приложений в Chicago Tribune говорят: «Терпи неудачу быстро». Как только стало ясно, что задача переусложнена или не принесет пользы, от нее тут же отказываются. В команде ошибки всплывают быстрее, но инфографер-одиночка тоже может получить обратную связь через свои публикации.

    © Смирнова Е.А., 2012

    УДК 070 ББК 76.120.4

    ИНФОГРАФИКА В СИСТЕМЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ

    Е.А. Смирнова

    В статье рассматриваются особенности инфографики как информационного жанра журналистики. Представлена методика создания инфографических материалов и требования к ним.

    Ключевые слова: дизайн, инфографика, визуализация, жанры журналистики, оформление периодических изданий.

    Одно из приоритетных направлений современного дизайна периодических изданий -тенденция к максимальной визуализации содержания. Визуальная коммуникация - передача сообщений, эстетически привлекательных, информативных, способных вызывать эмоциональный отклик у аудитории. Визуальная коммуникация объединяет речь (текст при чтении «озвучивается» - проговаривается), опредмеченную при помощи символов (шрифта, рисунок которого также способен создавать определенный уровень восприятия), графические элементы (иллюстрации и декоративные элементы самого различного плана), цветовые решения (при этом надо учитывать, что цвет символичен как сам по себе, так и в сочетаниях). Такое синкретичное объединение, создаваемое дизайнером, рождает образы, в свою очередь декодируемые аудиторией. Успешная коммуникация зависит от соотнесенности знаний («кодов») журналиста, оформителя и читателя.

    К относительно стабильным графическим средствам, используемым в оформлении периодических изданий, можно отнести шрифты. Как правило, их набор ограничен в структуре издания и постоянен на протяжении длительного времени. Выбранные исходя из различных соображений (читательской аудитории, типа издания, вкуса редактора или оформителя), шрифты, как текстовые, так и заголовочные, становятся визитной карточкой издания.

    Самым ярким маркером, атрибутирующим содержание публикации, является иллюстрация. К тому же, по наблюдениям психологов, именно она в первую очередь воспринимается читателем. Среди разновидностей иллюстраций исследователи выделяют рисунки, фотографии и инфографику.

    Первыми стали использовать сочетание графики и текста издатели газеты «USA Today», запустившие свой проект в 1982 году. За несколько лет газета вошла в пятерку самых читаемых изданий страны. Одним из наиболее заметных и востребованных читателями нововведений «USA Today» стали детальные, хорошо прорисованные картинки с поясняющими комментариями - инфографика. Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации: инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям). Со временем выяснилось, что инфографика -это не только технология, не только бизнес, но и искусство. При этом степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса. Именно поэтому сегодня такие журналы, как «Esquire» и «New-Yorker» выделяют на создание инфографики трех ведущих дизайнеров и одного журналиста - автора стержневой идеи.

    Инфографика традиционно рассматривается именно в системе иллюстрирования (биль-дредактирования) периодического издания.

    В.В. Тулупов, определяя инфографику, говорит, что это карты, таблицы, схемы и прочее, при этом уточняя, что ее цель - наглядно иллюстрировать публикацию . Однако, на наш взгляд, суть инфографики выходит за рамки только иллюстрирования: она представляет собой синтетическую форму организации журналистского материала, сообщение, включающее в себя, во-первых, визуальные элементы, а во-вторых, тексты, эти визуальные элементы поясняющие. Инфографика как способ подачи информации имеет ряд преимуществ. Во-первых, инфографика представляет собой визуализированное через графические объекты сообщение. С учетом того, что современные читатели в большинстве своем визуалы, то есть лучше усваивают информацию, воплощенную в визуальных образах, коммуникация от отправителя сообщения (в нашем случае СМИ) к получателю (читателю) становится наиболее успешной. Во-вторых, инфографика по своей сути - полезная информационная нагрузка, максимально исключающая информационный шум. Наконец, любая инфографика дает концептуализацию темы, поскольку выбор того или иного образа, визуализирующего сообщение, предполагает точный отбор графических решений.

    На наш взгляд, инфографика существует в двух формах: как вид иллюстрации и как особый синтетический журналистский жанр (чаще всего - информационный).

    Как вид иллюстрации рассматривать инфографику необходимо в том случае, если она выполняет соответствующую функцию. Как правило, в этом случае инфографика сопровождает аналитические тексты, поясняя их, причем текст превалирует над иллюстрацией.

    Инфографику как особый синтетический журналистский жанр можно выделить по следующим критериям. Предмет инфографики как жанра - событие или совокупность событий, чаще всего включающих большое количество однотипных сведений (количественных и качественных данных). Цель при этом -дать визуальное представление об информации, данных и знаниях.

    Метод создания инфографики достаточно специфичен, поскольку требуется объединение усилий журналиста, предоставляющего сведения, и дизайнера, эти сведения визуализирующего.

    Любое изображение - от таблиц до графики - представляет собой интерпретацию идей или данных. С одной стороны, при создании инфографики необходимо умение подавать факты таким образом, чтобы читатель сам их интерпретировал, делал выводы самостоятельно. С другой стороны, совокупность усилий редактора и дизайнера должна быть направлена на актуализацию сути информации, которая содержится в инфографике, с помощью различного рода акцентов, чтобы инициировать эту интерпретационную деятельность, подтолкнуть читателя к определенным выводам. Причем это должна быть не подтасовка фактов, а стратегия издания - стремление передать смысл публикации максимально быстро и наглядно. Другими словами, инфографика - это чтение для нечитателей, которые слишком заняты, чтобы читать большое количество текста, но все еще хотят быть хорошо информированными, и выходом здесь может стать максимально возможная визуализация информации.

    С функциональной точки зрения любая инфографика должна давать ответы на традиционные вопросы: что? кто? где? когда? как? зачем? почему? В этом инфографика сближается с традиционными журналистскими жанрами, прежде всего информационными. Однако в числе жанрообразующих факторов необходимо назвать такие, как символизация обозначаемого (способность передавать целостное содержание через систему визуальных образов), целостность текста и изображения (поскольку инфографика - жанр синтетический, представляющий собой единство текста и изображения), декодируемость составляющих (способность аудитории интерпретировать инфографику в соответствии с авторским замыслом) и игра (инфографика должна быть не только информативной, но и привлекательной, и, в конце концов, нескучной).

    Таким образом, можно отметить следующие особенности инфографики:

    Наличие графических объектов;

    Красочное представление;

    Внятное и осмысленное представление темы.

    Инфографика - это визуализированные статьи, в которых главную роль играет фак-

    тическая информация. Для создания графической интерпретации сложной информации, для того, чтобы ее можно было быстро просматривать и легко схватывать, могут быть использованы все элементы графического дизайна: шрифтовое оформление, рисунки, фотографии, цвет, линейки, рамки и т. д.

    Практики называют среди основных правил создания инфографики такие, как:

    Простота (= быстрота восприятия и удобочитаемость);

    Одна идея в одной работе (= актуализация информации);

    Ручная графика (= интерпретация информации, факты + мнения).

    Создание инфографики предполагает ее разработку в двух уровнях: концептуальном (стратегическом) и уровне реализации (тактическом).

    Уровень концепции.

    1. Формулирование цели создания инфографики и - самое главное - определение аудитории, для которой она предназначена. Это обусловит выбор графических (типографических, цветовых и т. п.) решений, систему используемых образов, ресурсы инфотеймента.

    2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах: это может быть и текстовый контент, и графика, и видеоматериалы, и страницы таблиц и т. д.

    3. Анализ и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю, что обусловит целостность графической идеи, - обычно это неоформленные графики, гистограммы и др.

    4. Выбор доступной визаулизации. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных, формата издания): презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик.

    Уровень реализации:

    Разбить текст на элементарные составные части: данные, цифры, время, место, референты, мнения, комментарии и т. д.;

    Оценить возможность их визуализации или же сохранения в вербальном формате;

    Решить, будет ли образ конкретен или абстрактен; насколько он соотносится со

    стереотипом; насколько хорошо знаком аудитории;

    Стилизация изображений (важна гармония между формой и содержанием);

    Преобразование статистической информации в графики и диаграммы, поиск путей сочетаемости диаграмм с точки зрения композиции;

    Привязка событий ко времени (создание тайм-лайнов, выбор символьного или цифрового выражения времени). Необходимы исторические ориентиры, помогающие читателю соотнести образы и время;

    Компоновка пространства будущей графики (выявление причинно-следственных связей между различными частями текста, расстановка событий по порядку, расстановка читательских приоритетов: что главное, а что вспомогательное, подбор или написание текстовых вставок -коротких и ясных, проверка точности информации);

    Окончательная сборка графики (желателен эскиз);

    Создание заголовка и подзаголовка (номинативных, неметафоричных);

    Проверка и редактура инфографики (текста и изображений, а также авторских прав). Хорошая инфографика, которая служит

    интересам читателя, - это та, в которой интегрированы и присутствуют все части:

    Заголовок (желательно полный);

    Предложение или параграф сразу под заголовком, объясняющие, почему данная информация важна и о чем данный график;

    Тело, которым и является сам график, таблица, карта или диаграмма;

    Строка с указанием источника, в которой указано, откуда поступила вся информация. Заголовок или объясняющий подзаголовок не всегда необходимы, например, когда из контекста понятно, о чем данная инфографика. Строка с указанием источника также иногда отсутствует, но все-таки следует приложить все возможные усилия, чтобы раскрыть данный источник, сделать информацию более заслуживающей доверия.

    Е.А. Смирнова. Инфографика в системе журналистских жанров

    Основной принцип создания любой инфографики прост: не следует озадачивать читателя, заставляя его расшифровывать символику цвета, значение фигур, значимость цифр и т. д. В этом плане продолжает работать правило пресс-дизайна: «Лучший дизайн - тот, которого не видно». Развлекательная ценность инфографики никогда не должна препятствовать передаче информации.

    При создании инфографики как журналистам, так и дизайнерам необходимо придерживаться определенных правил.

    1. Используйте точные цифры. Всегда проверяйте и перепроверяйте. При этом и журналисты, и дизайнеры должны использовать одни и те же цифры, чтобы визуальные и вербальные компоненты материала гарантированно образовывали единое целое.

    2. Дизайнеры должны точно понимать важность инфофактов и соответствующим образом интерпретировать их, например, выделяя одни цифры и опуская неважные или вводящие в заблуждение.

    3. При необходимости переведите или адаптируйте инфофакты, сделав их максимально понятными для потребителя информации. Если суммы в долларах подвержены инфляции, если цифры даны на душу населения или являются конкретными, если цифры округлены - скажите об этом читателям с помощью разъясняющих примечаний.

    4. Убедитесь в том, что величины (пропорции, выраженные в цифрах) в таблицах или схемах верны. Первоначальная единица измерения должна быть одной и той же, чтобы величины можно было нормально сравнивать. Если единицы измерения разные, точно конвертируйте величины, например, мили в километры.

    5. Разумно используйте пространство. Слишком много белого пространства в инфографике оставляет «лакуну» на странице (это особенно недопустимо в газетах, потому что в них идет постоянная борьба за ценное пространство).

    6. Инфофактов должно быть столько, сколько это нужно для того, чтобы рассказать историю, инфографика не должна быть перегружена большим количеством информации. При необходимости можно дать несколько ин-фограмм, инфосхем и т. д.

    7. При создании дизайна всех заголовков, подзаголовков, блоков объяснения, цифр необходимо учитывать удобочитаемость шрифта.

    8. Иллюстрация или визуальное обыгрывание образов в инфографике не должны препятствовать пониманию информации из-за того, что они слишком сильно бросаются в глаза или создают перегруженный фон.

    9. В подписях к иллюстрациям нужно аккуратно (даже минимально) использовать цвет (кроме случаев, когда это абсолютно необходимо для понимания). Цвет, как и любой элемент из составляющих инфографику, должен применяться функционально.

    Таким образом, совокупность жанрообразующих факторов позволяет говорить об инфографике как о жанре, причем жанре информационном, задача которого - сообщить, дать представление о событии (цепочке событий), ситуации в конкретном пространственно-временном континууме. Отметим, что материалы, выполненные в жанре инфографики, автономны, идут под своими заголовками и, как правило, имеют достаточно большую площадь на полосе. Чаще всего такая инфографика встречается в журнальной периодике и в интернет-СМИ. Причем последние активно используют этот жанр, обогащая его за счет своих специфических возможностей (анимация, 3D-изображения и т. д.).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет / В. В. Тулупов [и др.]. -СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2006. - 320 с.

    THE INFOGRAPHICS IN THE SYSTEM OF JOURNALISTIC GENRES

    The article is devoted to peculiarities infographics as information genre of journalism. It also reveals the methodology of creating infographic materials and requirements to them.

    Key words: design, infographics, visualization, journalism genres, editorial design.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе. Специфика деловой прессы. Жанровая система деловой прессы. Анализ инфографики в газетах "Биржа" и "Коммерсантъ". Графическое представление больших массивов информации.

      дипломная работа , добавлен 11.07.2014

      Инфографика как средство визуальной коммуникации. Основные требования проектирования графического способа подачи информации. Особенность создания многостраничного издания. Анализ подготовки макета и верстки. Проведение работы над зрительными разворотами.

      дипломная работа , добавлен 29.08.2017

      Особенности прессы как основного средства рекламы, ее достоинства и недостатки. Характеристика региональных печатных изданий. Реклама в прессе на алкогольную продукцию компании "Довгань". Анализ ежедневного журнала деловой прессы "КоммерсантЪ".

      курсовая работа , добавлен 13.06.2009

      История возникновения и развития деловой прессы в России. Типология деловых изданий, жанры деловой журналистики. Анализ развития современной деловой прессы России (на примере газеты "Коммерсантъ"). Концепция газеты "Коммерсант", основные рубрики, дизайн.

      курсовая работа , добавлен 13.04.2012

      Интервью как жанр периодической печати, его разновидности. Этапы работы над интервью. Критерии оценки качества (особенности интервью в деловой прессе). Рекомендации по повышению эффективности интервью в газетах "Бизнес курс", "Коммерческие вести".

      курсовая работа , добавлен 01.04.2009

      Жанровые формы промышленной публицистики. Зарождение и развитие деловой журналистики. Раскрытия темы промышленности в региональных печатных СМИ на примере общественно-политической газеты "Новый мир". Деловые издания Европы: история и современность.

      дипломная работа , добавлен 20.12.2012

      Основные способы обогащения лексического запаса языка. Неологизмы, их понятие, способы образования, особенности использования в прессе, классификация и взаимосвязь с варваризмами и заимствованными словами. Стилистические особенности современной прессы.

      курсовая работа , добавлен 20.11.2009

    Вестник Челябинского государственного университета.

    2017. № 6 (402). Филологические науки. Вып. 106. С. 91-99.

    ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В СМИ: ИНФОГРАФИКА

    С. И. Симакова

    Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

    В статье рассматривается один из инструментов визуализации информации в средствах массовой информации. Цель статьи - систематизация данных об инфографике как перспективном инструменте репрезентации информации в современных массмедиа; конкретизация представлений о сферах использования инфографики в СМИ, ее основных видах и формах, этапах развития. Автор акцентирует внимание на визуальном повороте в массмедиа, обращается к анализу существующих определений инфографики, истории ее развития, приводит примеры применения в СМИ.

    Ключевые слова: визуальный поворот, визуализация, инфографика, медиа, СМИ, информация.

    Медийное пространство сегодня невозможно представить без визуальных сообщений, кодов и историй. Визуальность является одной из важнейших черт современной цивилизации, культуры и, конечно, средств массовой коммуникации, активно трансформирующих актуальную реальность и при этом кардинально изменяющих в этом процессе самих себя. Мы становимся свидетелями масштабного «визуального/ иконического поворота», который зачастую называют «массмедийным». В восприятии аудитории визуальный контент выигрывает у текстового с огромным преимуществом, форма зачастую становится важнее содержания. В связи с чем актуальность нашей статьи не вызывает сомнений. Настоящая статья является результатом исследования, выполненного с целью систематизации данных об инфографике как перспективном инструменте репрезентации информации в современных массмедиа; конкретизации представлений о сферах использования инфографики в СМИ, ее основных видах и формах, этапах развития. Нами были проанализированы 35 журналистских материалов, содержащих инфографи-ческий контент и опубликованных на страницах сайта еженедельника «Аргументы и факты» (А1Е ги) за март 2017 г.

    При подготовке данной работы нам показались полезными замечания и выводы, сформулированные в статьях и монографиях, посвященных визуализации как магистральной тенденции в развитии современной медиасферы, таких исследователей, как А. А. Амзин , И. С. Герасимова , А. А. Градюшко , А. И. Шакиров , В. Э. Шевченко , Т. В. Шмелева ; публикации, рассматривающие инфографику как

    один из перспективных инструментов обработки и трансляции медиаинформации, ее историю, типы, ключевые особенности и связь с «визуальным поворотом» в современных масс-медиа, следующих специалистов: В. А. Бейненсон , А. А. Бузинова , Е. С. Золотова , Э. Констан-тарас , Я. В. Лайкова , С. Э. Некляев , Е. А. Смирнова , Ю. В. Соколова , С. Б. Юфкина . Данная тема является продолжением исследований автора по данной проблеме. Соответственно, в данной статье использованы замечания и выводы, сделанные нами ранее .

    Как мы видим, теме инфографики в современных СМИ посвящено достаточно представительное количество исследований, это направление в области визуальной журналистики является, несомненно, перспективными. В последнее время данный медиафеномен все чаще становится объектом научного интереса, появляются монографии на русском языке, диссертации и программные статьи, в которых делаются попытки системного осмысления этого явления.

    В процессе работы нами широко использовались общенаучные методы исследования: анализ, синтез, описание, наблюдение, сравнение, обобщение, прогнозирование и так далее.

    Общепризнанным является тот факт, что визуальные образы запоминаются быстрее, чем тексты. Кроме того, их гораздо лучше сохраняет человеческая память. Визуализация - это наглядность, доказательность и убедительность. Именно поэтому зрительные образы обрабатываются нашим мозгом как приоритетные - четкие, ясные и конкретные. Рассматривая ситуацию применительно к журналистике, можно констатировать,

    что визуализация является для аудитории «ярким фантиком» вкусной конфеты, так как она способна привлечь внимание к журналистскому материалу (выделив его из множества подобных), более того, она «улучшает понимание, запоминание и принятие решений, поскольку использует понятные и простые для восприятия формы. Делая данные доступными и привлекательными, визуализация расширяет читательскую аудиторию» . Наконец, «интерпретация сложных данных становится возможной после ее визуализации, через визуализацию информация становится более содержательной, эмоциональной, детализированной и прочно закрепляется в памяти» .

    Визуализация изменяет традиционную журналистику, вооружая ее новыми возможностями и инструментами представления данных. Потенциал этого инструментария давно осознан профессионалами медиасферы. Подтверждением тому являются рекомендации редакторов и ме-диапрактиков по созданию журналистских материалов. Сегодня они в большинстве своем имеют пункты, требующие включать в журналистские произведения визуальные компоненты. В частности, преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации МГУ, а также автор нескольких учебников А. А. Амзин, описывая эффективные материалы, которые лучше других потребляются и распространяются, пишет, что они должны быть: а) «хорошо структурированными» («10 советов ипотечным заемщикам», «Рейтинг лучших актеров Голливуда» и так далее.); б) содержащими полезные сведения, к которым можно вернуться (каталоги, подборки и проч.); в) «привлекательными вне зависимости от количества опциональных элементов на устройстве» (например, вынос наиболее важного в первые два-три скролла); г) «осмысленно иллюстрированными» .

    И вовсе не обязательно, что эта иллюстративность должна быть легкой, то есть содержащей веселые шаржи, комиксы или фотографии «котиков». В корне неверно приравнивать визуализацию к упрощению. Благодаря визуализации можно раскрыть темы, которые считаются действительно сложными. Например, созданная в русле дата-журналистики инфографика, обобщающая цифры, сводки, статистику, делает информацию не столько проще, сколько доступнее, понятнее и привлекательнее для аудитории, заставляя ее разбираться, размышлять и в конечном счете соз-

    давать свой собственный контент. Исследователь дата-журналистики Э. Константара задается вопросом, почему обязательна визуализация журналистики данных, и сама себе на него отвечает следующим образом: «Человеческий мозг любит визуальный контент; с помощью визуализации данные легче понять и сравнить; это привлекает внимание аудитории; читатели могут изучить данные самостоятельно; визуализация "рассказывает" данные» . Кроме того, мы бы добавили к этому списку высокую скорость считывания визуальных медиасообщений. Этот пункт немаловажен и в контексте борьбы массмедиа за реципиента, который сегодня привык ценить свое время, и в плане быстрого понимания медиакон-тента, возможности «схватить» самое важное.

    Но дата-журналистский контекст - далеко не единственный пригодный для визуализации. Визуализировать можно все что угодно: экономические кризисы и политические пертурбации, криминальную статистику и показатели в сферах образования и здравоохранения, спортивные итоги и результаты научных исследований, ЧП и аварии, карты и инструкции. Визуализации помогают реконструировать ход событий (если, например, видео отсутствует), наглядно показать тенденции и объяснить самые запутанные ситуации.

    Различные темы визуализаций, а также цели и задачи журналистских материалов определяют выбор способа визуализации контента: «понимание форм позволяет выбрать средство, наиболее точно выражающее поставленную задачу. Журналисты и дизайнеры ищут новые формы представления информации, от простейших, подобных детским рисункам, до сложнейших конструкций» . Это творческая и весьма нетривиальная задача, особенно с учетом того факта, что типы визуализации многообразны. В частности, по мнению С. Б. Юфкиной, «формами визуализации являются графические символы, фотографии, рисунки, типографика, а также инфографика» . И. Герасимова в попытке структурировать форматы визуализации медийного контента насчитывает «около 9 типов и более 100 подтипов представления информации» и называет в качестве укрупненных типологических единиц такие формы репрезентации медийной информации, как «инфографика, рисунки, фотографии, видео, анимация, карты, принт-скрины (printscreen), а также облако тегов» . Анализируя функционирование белорусских интернет-СМИ, А. А. Градюшко к основным

    средствам визуализации контента относит «фотографии, инфографику, видесюжеты» и отмечает, что в последнее время «в социальных медиа получили распространение мемы, коубы (зацикленные видео длиной до 10 секунд), анимиро-ванные фотографии». «Среди гибридных способов представления контента» он выделяет мультимедийные статьи (лонгриды), а также отмечает «распространение технологии представления информации с использованием интерактивных карт» .

    С нашей точки зрения, наибольшим потенциалом среди приведенных выше типов визуализации обладает инфографика.

    Медийная инфографика практически в одночасье завоевала отечественное инфопростран-ство. Если еще в конце нулевых использование инфографики было единичным и вызывало вау-эффект, то уже в начале десятых последняя из новинки и маркетинговой находки превратилась в часть рутинного функционирования российских средств массовой информации, более того, в обязательную ее часть. Процесс мгновенного увеличения интереса к инфографике наглядно продемонстрирован в исследовании журнала «Infographer.ru», которое зафиксировало «рост количества запросов в интернете по слову "инфографика" в 8 раз в период с 2008 по 2011 г.» .

    На протяжении последних лет идет активное наращивание площадей, занимаемых инфогра-фикой, оптимизируются процессы ее создания, шлифуются наиболее успешные способы репрезентации инфографических сообщений, инфо-графика активно включается в сложные синтетические жанры журналистской информации (мультимедийные истории). И, конечно, в научном процессе идет активное осмысление практики функционирования инфографики. Можно сказать, что инфографика сегодня находится на пике научной моды. Трактовки термина (и осмысление феномена) предлагают ученые, исследующие различные области знания: педагогику, археологию, биологию, медицину, математику и др. Активный терминологический поиск в этом направлении ведется также и в журналистике. Авторские определения инфографики можно встретить практически в каждой научной статье. По нашему мнению, инфографика - «это альтернативный способ подачи информации, данных и знаний. Говоря об инфографике, подразумевают визуальное представление информации,

    данных и знаний. Это такие графики, в которых используется комплексная информация, необходимая для быстрого представления большого ко -личества данных» . Е. С. Золотова понимает под медийной инфографикой «способ подачи информации в журналистском материале, основанный на контаминации вербального и визуального кодов с целью наглядного представления статистических и цифровых данных» . Близкий подход демонстрируют В. А. Бейненсон и Е. А. Карпухина, которые добавляют трактовке «объема», предлагая рассматривать инфографи-ку в качестве «визуального формата представления информации, основанного на синтезе графических и текстовых элементов, наглядно демонстрирующего закономерности изменения данных (чаще всего количественных) во времени и/или пространстве» . По мнению еще одного исследователя медиасферы Ю. В Соколовой, «инфографика - это продукт графического дизайна, содержащий набор графических и текстовых элементов и связей между ними, используемый для передачи информации, раскрывающий причины и цели этих связей в контексте передаваемого знания» . Если в предыдущем определении для детализации понятия вводятся категории пространства-времени, то последнее акцентирует причинно-следственные связи, а также рассматривает искомую дефиницию в русле графического дизайна. Однако очевидно, что кардинальных отличий в подходах нет, и мы можем говорить о том, что инфографика описывается учеными в близких категориях: как сочетание текста и изображения, созданного при помощи дизайн-графики, с целью трансляции каких-либо смыслов. Интересную трактовку понятия предлагает Я. В. Лайкова, которая в своем диссертационном исследовании вводит термин «медиаинфографика» и описывает его как «синкретичный формат медиатекста, объединяющего различные жанры журналистики и наглядное изображение, созданное при помощи дизайн-средств» .

    Говоря об инфографике, исследователи зачастую начинают отсчет ее истории с наскальной живописи, которую относят к праинфогра-фическим формам. Далее, как правило, описывается вклад в графический дизайн Леонардо да Винчи, оставившего множество снабженных текстом рисунков, объясняющих анатомию человека, устройство машин, военных изобретений и проч. Ну и, наконец, конкретизируя историю

    инфографики применительно к журналистике, вспоминают о том, что 11 марта 1702 г. в английской «Daily Courant» появился материал о визите испанского короля Филиппа V в бухту Кадиз, ко -торый создавший его журналист сопроводил географической картой, «при этом карта с помощью литер указывала не столько на географические объекты, сколько на места и встречи испанского короля. Спецификой этой карты стало то, что все отметки были сделаны журналистом, а не географом. Этот день считается рождением вспомогательной инфографики в газете» . Но нужно понимать, что технические возможности журналистики в тот момент были еще очень не совершенными. И полноценная, качественно созданная, многообразная инфографика, воплощенная не в уникальных образцах, а в масшаб-ном направлении, изменившем медиамир в контексте визуализации информации, - прерогатива XX-XXI вв.

    Узнаваемый стиль инфографика приобретает с появлением в 1982 г. газеты «USA Today», завоевавшей популярность благодаря ставке на качественно прорисованные картинки, сопровождаемые поясняющими комментариями. «Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации: инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял несколько страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям). Со временем выяснилось, что инфографика - это не только технология, не только бизнес, но и искусство. При этом степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса» .

    Современная инфографика представляет собой универсальный инструмент репрезентации информации в перегруженном медиамире. Она повышает эффективность восприятия за счет своей структурированности и функциональной целостности, дает возможность сделать наглядной сложную для восприятия информацию, обобщает тенденции, факты, процессы, демонстрирует связи между объектами и их соотношения, временные шкалы и их изменения, при этом оставаясь гораздо более визуально привлекательной, чем текст. «В инфографике умение журналиста совмещается с навыками дизайнера. Инфографика должна визуально представить самую суть информации, рассказать визуальную историю» , дать

    сознанию и подсознанию пищу для размышлений в виде простых для запоминания символов. «Инфографика - это визуальный конспект. С его помощью можно донести информацию с высоким вирусным потенциалом просто, ярко и красиво. Большие объемы данных сжимаются и трансформируются в графические схемы. Сочетание текста, картинки и дизайна помогает запоминать термины или понятия, которые обычно с трудом воспринимаются в сплошном тексте» .

    Чтобы инфографика оказалась состоятельной, нужно помнить о том, что эстетическая составляющая в ней не первична, она является следствием качественно сделанного инфографического сообщения. До создания материала должна быть четко поставлена цель, собраны данные и проведена аналитическая работа. И уже тогда должен решаться вопрос о методах визуализации уже практически готовой истории. По мнению исследователей, готовая инфографика должна опираться на следующие принципы: системность, лаконичность, структурированность и логичность организации информации, образность, и, наконец, эстетическая привлекательность . Важными моментами, с нашей точки зрения, являются отсутствие дублирования текста картинкой (и наоборот), а также декодируемость символического ряда в инфографическом сообщении.

    Тематически применение инфографики в СМИ не ограничено. С одинаковым успехом может быть визуализирован материал о спортивных победах фигуристов, о массовых самоубийствах китов или о деятельности пенсионного фонда. При этом существует целый ряд закономерностей, заставляющих применять этот формат подачи данных чаще. Итак, на практике инфографика применяется прежде всего в тех случаях, «когда необходимо: представить сложную статистическую информацию; визуализировать событие и показать процесс развития действия во времени; организовать работу с большим объемом данных; соотнести географические показатели и социологические данные; представить социально-ориентированную информацию; связать графику с объектом повествования; сделать акцент на материале; добавить полезной информационной нагрузки; предложить читателю внятное и осмысленное представление темы» .

    В этом контексте не удивляет многообразие видов инфографики, применяемых в средствах массовой информации. Различные концепции, творческие замыслы журналистов, их задачи, на-

    значение материалов определяют разные форматы функционирования инфографики. Эти форматы могут быть классифицированы по принципу визуализации контента на две большие группы: «а) количественная визуализация, использующаяся для организации представления количественных (числовых) данных (графики, диаграммы, гистограммы и номограммы, которые, в свою очередь, подразделяются на подгруппы: точечные, линейные, круговые и т. п.); б) качественная визуализация для организации представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных (организационные диаграммы; диаграммы трендов; планы-графики, технологические диаграммы; рисунки и схемы, реконструкции; ментальные карты знаний, процессов, сущностей; миниатюры-пиктограммы, иконки, указатели и др.)» . Выбор способа/формата визуализации медийной истории напрямую коррелирует с ее содержанием. И зависит от автора-создателя инфографическо-го сообщения.

    Подводя итог, еще раз отметим, что в XXI в. медийный мир изменился до неузнаваемости, он стал более чем визуальным. «Однако изменение типа медийных контактов не снимает с повестки дня проблему развития критического мышления и компетентности <...> по отношению к медиа-текстам различных видов и жанров» . С нашей точки зрения, до определенной степени вернуть интерес к тексту, не опускаясь при этом на уровень желтой журналистики, могут именно визуальные способы подачи информации, прежде всего инфографика.

    В качестве примера использования инфографики в СМИ рассмотрим инфографические материалы на сайте AIF.ru. Сайт «AIF.ru» был создан в 1997 г. на базе газеты «Аргументы и факты». Быстро завоевал аудиторию и, пережив перезапуск с новым дизайном и техническим оснащением в 2013 г., в настоящий момент ежемесячно аккумулирует «более 15 млн пользователей (данные за февраль 2014 г.)» и «входит в ТОП-10 самых популярных интернет-СМИ Рунета, по данным Liveinternet и TNS Web Index» .

    Инфографика - важный элемент информационной политики «AIF.ru». Для работы над материалами такого рода в редакции «Аргументов и фактов» сформирован специальный отдел. При этом в онлайн-СМИ публикуется инфографика, созданная как для печатной версии газеты, так и для электронной.

    Анализируя инфографический контент в «AIF. ru», прежде всего мы отмечаем его многочисленность. Так, по нашим подсчетам в марте 2017 г. на сайте было опубликовано 35 журналистских материалов, содержащих инфографику, среди которых один спецпроект. В некоторые дни на сайте появлялось до четырех образцов инфографики.

    Поскольку «AIF.ru» является общественно-политическим качественно-массовым изданием и охватывает широкий круг тем, то и инфографика на сайте политематична и иллюстрирует журналистские материалы, посвященные экономике, политике, военному делу, медицине, законотворчеству, спорту и т. п. На сайте регулярно появляются материалы так называемого общего интереса, которые популярны всегда, независимо от информационного контекста и происходящих в мире событий. Таким образом, сайт интернет-издания выглядит привлекательным для самых разных слоев населения: от школьников до пенсионеров, от бизнесменов до клерков, от милитаристски настроенных до пацифистов и т. п. Помимо тематического многообразия, веб-ресурс демонстрирует широкий спектр различных видов инфогра-фики, включенных в журналистские материалы. На «АиФ.ги» наиболее часто можно встретить карты, графики, секторные диаграммы, например, «Куда переводят деньги из России» (http://www.aif.ru/dontknows/infographics/kuda_ perevodyat_dengi_iz_rossii_infografika), схемы - «Тактический ракетный комплекс "Точка-У"» (http://www.aif.ru/dontknows/infographics/ takticheskiy_raketnyy_kompleks_tochka-u_ infografika), таймлайны - «Эволюция носителей информации» (http://www.aif.ru/dontknows/ infographics/evolyuciya_nositeley_informacii_ infografika), визуализированные таблицы - «Кандидаты в президенты Франции» (http:// www.aif.ru/dontknows/infographics/kandidaty_v_ prezidenty_francii_infografika), структурированные списки - «Пора выбирать. Как бесплатно поехать в детские лагеря и санатории» (http:// www.aif.ru/money/mymoney/pora_vybirat_kak_ besplatno_poehat_v_detskie_lagerya_i_sanatorii), древовидные диаграммы - «Семейное древо "Крестного отца" Корлеоне» (http://www. aif.ru/dontknows/infographics/semeynoe_drevo_ krestnogo_otca_korleone_infografika), столбиковые диаграммы - «Внешняя торговля России: импорт и экспорт»: «столбики» присутствуют здесь наряду с уже отмеченными секторной диаграммой и списком (http://www.aif.ru/dontknows/

    infographics/vneshnyaya_torgovlya_rossii_ import_i_eksport_infografika). Причем инфогра-фика может быть представлена в журналистском тексте только картой или схемой (то есть быть од-нокомпонентной), иллюстрирующей конкретный фрагмент журналистского произведения, как, например, график «Россия: иммиграция и эмиграция за последние 15 лет» в материале «Почему уехавшие в Европу возвращаются?» (http://www.aif. ru/society/opinion/pochemu_uehavshie_v_evropu_ vozvrashchayutsya), а может быть многосоставной, включающей целый набор инфографиче-ских сегментов. Такая инфографика выполняет роль смыслового ядра материала. В качестве примера можно привести статью «Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС)» (http:// www.aif.ru/dontknows/infographics/dneprovskaya_ gidroelektrostanciya_dneproges_infografika), где короткий текст, предваряющий инфографику, актуализирует контент (рассказывая, что 90 лет назад, в 1927 г., в Запорожье началось строительство ДнепроГЭС) и дает краткую справочную информацию о станции. В то время как яркая и красочная инфографика описывает в таймлайне этапы строительства, демонстрирует схему плотины, отмечает местоположение станции на карте и списком дает состав основных сооружений ДнепроГЭС (то есть включает в себя четыре ин-фографических единицы).

    Таким образом, можно констатировать, что на сайте «AIF.ru» представлены разнообразные политематические журналистские материалы,

    содержащие инфографику, отличающуюся вариативностью видов репрезентации контента. Вместе с тем следует отметить, что инфографика на «AIF.ru» имеет огромные резервы для совершенствования. В частности, не все сообщения, названные инфографикой, можно отнести к таковой. С одной стороны, это не недостаток, но с другой ошибочность в маркировании вводит в заблуждение потенциальную аудиторию, что несолидно для серьезного издания. Впрочем, плюсов инфографики на сайте все же гораздо больше. А минусы открывают прекрасный потенциал для роста качества инфографики.

    В заключение стоит отметить, что сегодня средства массовой информации переживают явление так называемого «визуального поворота», когда доминирование визуальной информации оказывает содержательное и структурное воздействие на все уровни медиатекста, на психологию журналистского творчества и медиапотребления. Визуализация медиаконтента привлекает внимание к журналистскому материалу, делает его более доступным пониманию и привлекательным с точки зрения формы, расширяет читательскую аудиторию, увеличивает эмоциональную нагру-женность медиасообщения. Сегодня существует огромное количество форм визуализации журналистского контента (рисунки, фотографии, видео, анимация, карты, принтскрины, облако тэгов и др.), одной из наиболее перспективных среди них представляется инфографика.

    Список литературы

    1. Амзин, А. А. Адаптивные стратегии медиапроизводства / А. А. Амзин // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. - Екатеринбург, 2016. - С. 101-115.

    2. Бейненсон, В. А. Инфографика как форма визуализации информации в современной отечественной онлайн-журналистике / В. А. Бейненсон, Е. А. Карпухина // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сб. ст. / под ред. Н. Ф. Федотовой. - Казань, 2016. - С. 306-311.

    3. Бузинова, А. А. Инфографика в визуальных PR-текстах: типология, приемы проектирования / А. А. Бузинова // Вестн. Санкт-Петерб. гос. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2014. - Вып. 2. - С. 189-199.

    4. Герасимова, И. С. Зарубежный опыт визуализации научной информации в массмедиа / И. С. Герасимова // Медиаскоп. - 2016. - Вып. 4. - URL: http://www.mediascope.ru/node/2185. - Дата обращения: 02.04.2017.

    5. Горяйнова, А. В. Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2010. - № 2 (5). - С. 68-73.

    6. Градюшко, А. А. Белорусская интернет-журналистика в условиях «визуального поворота» / А. А. Гра-дюшко // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: сб. науч. работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. - Белгород, 2016. - С. 224-230.

    7. Зачем вашему лендингу инфографика // Конструктор Landing Page. 27.04.2015. - URL: http:// lptrend.com/blog//. - Дата обращения: 12.04.2017.

    8. Золотова, Е. С. Инфографика как способ повышения эффективности деловых интернет-СМИ / Е. С. Золотова // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2015. - № 4 (144). - С. 27-32.

    9. Константарас, Э. Думай как дата-журналист: учеб. пособие по дата-журналистике / Э. Констан-тарас // Региональный центр ПРООН для Европы и стран СНГ. - URL: http://www.odecanet.org/data-journalism-manual/. - Дата обращения: 04.04.2017.

    10. Лайкова, Я. В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ: дис. ... канд. филол. наук / Я. В. Лайкова. - М., 2016. - 211 с.

    11. Некляев, С. Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики / С. Э. Некляев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2010. - № 4. - C. 53-66.

    12. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 163-169.

    13. Симакова, С. И. Инфографика как способ передачи экономической информации / С. И. Симакова // Изв. высш. учеб. заведений. Урал. регион. - 2014. - № 4. - С. 114-119.

    14. Симакова, С. И. Инфографика как средство визуализации экономической информации в СМИ / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2014. - № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. - С. 77-83.

    15. Симакова, С. И. Инфографика: прошлое, настоящее, будущее / С. И. Симакова, В. В. Федотов-ский // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 3 (20). - С. 13-25.

    16. Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров / Е. А. Смирнова // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. - 2012. - Вып. 11. - С. 92-95.

    17. Соколова, Ю. В. Инфографика как продукт графического дизайна: проблема определения понятия / Ю. В. Соколова // Культурологические чтения - 2016: материалы международных научно-практических конференций (Екатеринбург, УрФУ, 16-19 марта). - Екатеринбург, 2016. - С. 254-261.

    18. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - C. 75-108.

    19. Шакиров, А. И. Трансформация журналистики в условиях «визуального поворота» / А. И. Шаки-ров, Г. Р. Сафиуллина // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 425-431.

    20. Шевченко, В. Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации / В. Э. Шевченко // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2015. - № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. - С. 189-195.

    21. Шмелева, Т. В. Язык медиасферы: визуальная составляющая / А. А. Веселова, Т. В. Шмелева // Учен. зап. Новгород. гос. ун-та имени Ярослава Мудрого. - 2015. - № 2. - URL: http://www.novsu.ru/ file/1166002. - Дата обращения: 04.04.2017.

    22. Юфкина, С. Б. Инфографика как конвергентный жанр в современных СМИ / С. Б. Юфкина // Огарев-online. - 2015. - № 19. - URL: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/07/yufkina_-sta-tya.pdf. - Дата обращения: 04.04.2017.

    Симакова Светлана Ивановна - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]

    Bulletin of Chelyabinsk State University.

    2017. No. 6 (402). Philology Sciences. Iss. 106. Pp. 91-99.

    TOOLS OF INFORMATION VISUALIZATION IN THE MEDIA: INFOGRAPHIC

    Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

    The article considers one of the tools for visualizing information in the media. Having formulated the goal of the work: the systematization of data on infographics as a promising tool for the representation of information in modern mass media; Concretization of ideas about the use of infographics in the media, its main types and forms, stages of development, the author focuses on the visual turn in mass media, addresses the analysis of existing definitions of infographics, the history of its development, gives examples of applications in the media.

    Keywords: visual turn, visualization, infographic, media, information.

    1. Amzin A.A. Adaptivnye strategii mediaproizvodstva . Balmae-va S., Lukina M. (eds.). Kak novye media izmenili zhurnalistiku . Ekaterinburg, 2016. Pp. 101-115. (In Russ.).

    2. Beinenson V.A., Karpukhina E.A. Infografika v vizual"nyh PR-tekstah: tipologija, priemy proektirovanija . Fedotova N.F. (ed.). Vizual"naja kommunikacija v sociokul"turnoj dinamike . Kazan, 2016. Pp. 306-311. (In Russ.).

    3. Buzinova A.A. Infografika v vizual"nyh PR-tekstah: tipologija, priemy proektirovanija . Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 9: Filologija. Vostokovedenie. Zhurnalistika , 2014, iss. 2, pp. 189-199. (In Russ.).

    4. Gerasimova I.S. Zarubezhnyj opyt vizualizacii nauchnoj informacii v massmedia . Mediaskop , 2016, vol. 4. Available at: http://www.mediascope.ru/node/2185, accessed 02.04.2017. (In Russ.).

    5. Goryainova A.V., Simakova S.I. Infografika - sovremennyj podhod k vizualizacii zhurnalistskih materi-alov . Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija , 2010, no. 2 (5), pp. 68-73. (In Russ.).

    6. Gradyushko A.A. Belorusskaja internet-zhurnalistika v uslovijah «vizual"nogo povorota» . Kozhemyakina E.A., Polonsky A.V. (eds.). Diskurs sovre-mennyh mass-media v perspektive teorii, social"nojpraktiki i obrazovanija . Belgorod, 2016. Pp. 224-230. (In Russ.).

    7. Zachem vashemu lendingu infografika . Konstruktor Landing Page. 27.04.2015 . Available at: http://lptrend.com/blog//, accessed 12.04.2017. (In Russ.).

    8. Zolotova E.S. Infografika kak sposob povyshenija jeffektivnosti delovyh internet-SMI . Izvestija Ural"skogo federal"nogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovanija, nauki i kul"tury , 2015, no. 4 (144), pp. 27-32. (In Russ.).

    9. Konstantaras E. Dumaj kak data-zhurnalist: ucheb. posobie po data-zhurnalistike . Regional"nyj centr PROON dlja Evropy i stran SNG . Available at: http://www.odecanet.org/data-journalism-manual/, accessed 04.04.2017. (In Russ.).

    10. Lyakova Ya.V. Mediainfografika kak format mediateksta v rossijskih onlajn-SMI . Moscow, 2016. 211 p. (In Russ.).

    11. Neklyaev S.E. Infografika: principy vizual"noj zhurnalistiki . VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 10: Zhurnalistika , 2010, no. 4, pp. 53-66. (In Russ.).

    12. Simakova S.I. Vlijanie novyh tehnologij na vizual"nyj kontent zhurnalistskih materialov . Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta , 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 163-169. (In Russ.).

    13. Simakova S.I. Infografika kak sposob peredachi jekonomicheskoj informacii . Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Ural"skij region , 2014, no. 4, pp. 114-119. (In Russ.).

    14. Simakova S.I. Infografika kak sredstvo vizualizacii jekonomicheskoj informacii v SMI . Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta , 2014, no. 23 (352), iss. 92, pp. 77-83. (In Russ.).

    15. Simakova S.I., Fedotovsky V.V. Infografika: proshloe, nastojashhee, budushhee . Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija , 2016, no. 3 (20), pp. 13-25. (In Russ.).

    16. Smirnova E.A. Infografika v sisteme zhurnalistskih zhanrov . Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika , 2012, iss. 11, pp. 92-95. (In Russ.).

    17. Sokolova Yu.V. Infografika kak produkt graficheskogo dizajna: problema opredelenija ponjatija . Kul"turologicheskie chteni-ja - 2016 . Ekaterinburg, 2016. Pp. 254-261. (In Russ.).

    18. Fedorov A.V. Mediakompetentnost" lichnosti: ot terminologii k pokazateljam . Innovacii v obrazovanii , 2007, no. 10, pp. 75-108. (In Russ.).

    19. Shakirov A.I. Safiullina G.R. Transformacija zhurnalistiki v uslovijah «vizual"nogo povorota» . Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta , 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 425-431. (In Russ.).

    20. Shevchenko V.E. Vizual"nye kommunikacii: tendencii form i tehnologij peredachi informacii . Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta , 2015, no. 5 (360), iss. 94, pp. 189195. (In Russ.).

    21. Shmeleva T.V. Jazyk mediasfery: vizual"naja sostavljajushhaja . Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta imeni JaroslavaMudrogo , 2015, no. 2. Available at: http:// www.novsu.ru/file/1166002, accessed_04.04.2017. (In Russ.).

    22. Yufkina S.B. Infografika kak konvergentnyj zhanr v sovremennyh SMI . Ogarev-online , 2015, no. 19. Available at: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/07/yufkina_-statya.pdf, accessed_04.04.2017. (In Russ.).

    Галина Концевая, доцент, кандидат филологических наук, доцент

    Михаил Концевой, научный сотрудник

    Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, Белоруссия

    Участник конференции

    В докладе рассматривается использование мультимедийной интерактивной инфографики в современной журналистике. Анализируются проблемы и возможности журналистской инфографики в контексте становления визуальной культуры.

    Ключевые слова: инфографика, мультимедиа, интерактивность, семантика, лингвистика

    The report examines the use of multimedia interactive infographics in modern journalism. Analyzes the challenges and opportunities of journalistic infographics in the context of developing visual culture.

    Keywords: infografika, multimedia, interactivity, semantics, linguistics.

    Устойчивой и набирающей силу тенденцией в современных СМИ стало возрастание роли и значения инфографики, позволяющей в условиях информационной перенасыщенности максимально лаконично и быстро донести до пользователя большой массив данных. Феномен инфографики требует не только оперативного практического освоения журналистами, но и теоретического осмысления. Последнее особенно важно в связи с тем, что феномен инфографики фактически является суперпозицией ключевых трансформаций информационной среды, социальных и психологических перемен в целевой аудитории СМИ и, соответственно, итоговым воплощением всех основных тенденций развития современной журналистики.

    Журналистская инфографика является конечным ответом на то, что современный адресат масс-медиа:

    · иначе смотрит и видит в привычной для него ситуации перенасыщенности наглядными визуальными образами;

    · иначе читает, с трудом удерживая внимание в пределах однородного информационного ряда, но легко и привычно переключая его; как никогда, становится способным к многозадачности и гештальту;

    · динамичен, мобилен, технологически оснащен и, располагая мощными информационно-поисковыми инструментами, в условиях открытости информационной среды легко преодолевает зависимость от конкретных СМИ в удовлетворении своих информационных потребностей (новостных, аналитических, литературно-художественных);

    · отнюдь не испытывает информационного голода, наоборот, живет в условиях информационной избыточности, что при постоянном дефиците времени делает его внимание важнейшим ограниченным и невосполнимым ресурсом, за который идет решительная борьба между многочисленными СМИ;

    · более не является пассивным потребителем профессионального контента, обретает свой голос в медиа и возможность сформировать и высказать свое, пусть даже некомпетентное мнение и т.д.

    Широко распространено противопоставление инфографики как графического способа подачи информации данных и знаний тексту, что может иметь место в технических рабочих определениях. Но для понимания сути феномена такое противопоставление неприемлемо и непродуктивно, так как, например, игнорирует существование типографической инфографики, когда только информация передается визуальным образом, представленным исключительно словами, но с использованием визуальных возможностей шрифта (цвет, кегль, начертание) и композиции. Онлайновый сервис Wordle - это инструмент по созданию «карт текста». Wordle анализирует предложенный пользователем текст, формирует его частотный словарь и отображает наиболее весомые лексемы в виде типографической инфографики по принципу «чем больше частотность слова, тем больше кегль шрифта, которым оно изображено». Результатом является наглядное красочное изображение, которое позволяет одним взглядом оценить семантику текста.

    Вместе с тем, ошибочное противопоставление инфографики тексту ценно тем, что позволяет идентифицировать причину ошибки, а именно: лингвистический подход к осмыслению феномена инфографики, когда текст понимается только как последовательность вербальных (словесных) знаков. При таком подходе мы в связи решаемыми задачами абстрагируемся от изобразительной ипостаси письменного текста, и шрифтовая графика становится для лингвиста самым невидимым из искусств (хороший шрифт тот, который незаметен сам, но эффективно позволяет воспринимать читателю семантическую часть информационного сообщения). Для журналистской инфографики, развивающейся в контексте конвергенции различных технологий и знаковых систем, требуется более широкий, семиотический подход к ее описанию. Именно семиотическое понимание текста (как связной и цельной последовательности знаковых единиц произвольной природы) открывает возможности для адекватного изучения и оценки феномена инфографики. С другой стороны, семиотическая парадигмапозволяет сохранить для инфографики значимость лингвистических наработок, делает востребованным потенциал лингвистической науки и ее исследовательский инструментарий, преодолевая попытки к их отторжению и умалению в перспективе становления некой «визуальной культуры».

    Инфографика символизирует собой не отказ от вербального текста, но интеграцию его в более сложные гетерогенные знаковые системы. Каждый компонент таких систем находится в сложном взаимодействии со всем остальными. Таким образом, вербальный текст не только не утрачивает своей роли, но обретает множество новых ролей в формировании становящегося изобразительного языка. И все, что относится к искусству владения словом (на уровне стилистики, риторики, прагматики, семантики), в инфографике не просто остается востребованным, а обретает дополнительные значения и ценность. Не случайно то, что в истоке современной инфографики лежит созданный Отто Нойратом (Otto Neurath) язык Isotype (International System of Typographic Picture Education). Что же касается становления «визуальной культуры», которая будто бы приходит на смену культуре Слова, что знаменуется исчезновением Номо Legens (человека читающего), то очевидно, что такая перемена действительно происходит, но не имеет всеобщего характера и затрагивает только отдельные, пусть и широкие, социальные слои. Возможно, что культура языка, письма, слова, чтения вновь станет элитарной культурой для немногих, но серьезно говорить о вытеснении ее чем-либо другим в культурной матрице современной цивилизации можно только на основании очень наивных представлений о ней. Роль фундаментальной языковой подготовки в квалификационных характеристиках журналиста только возрастает.

    Качество инфографики СМИ определяются многими факторами, среди которых существенную роль играют знания, талант и труд ее создателей. Однако коэффициент полезного действия конвертации труда, таланта и знаний в простоту и наглядность инфографического решения в значительной степени определяется уровнем современной информационно-технологической оснащенности и компетентности журналиста, особенно в том случае, если предметом его рассмотрения и анализа является сложное, многоплановое и развивающееся явление.

    Современная информационная реальность стремительно усложняется и расширяется. По данным IDC (International Data Corporation - аналитическая компания, исследующая рынки информационных технологий), в 2011 общий размер информации, хранящейся на электронных носителях, достиг 1,8 зеттабайт (милиларда терабайт), что в 30 миллионов раз больше объема информации, содержащейся в книгах, написанных за весь период существования человечества. В цифровой вселенной к началу 2012 года насчитывалось более 500 квадриллионов файлов . Это, разумеется, исключительно технические характеристики информационных объемов, а вовсе не семантического разнообразия информации, ведь, по различным оценкам, более 90% новостей в интернет-сми является копипастом. Вместе с тем, переход на цифровые носители и технологии явно коррелирует с непосредственно семантическим аспектом информации, в очередной раз подтверждая тезис М. Маклюэна о том, что медиа и есть сообщение . В рассматриваемом контексте эта корреляция выражается в том, что в современных журналистских материалах фактологическое изложение начинает все более доминировать над оценочными суждениями и рефлексией. Наиболее ярким проявление этой тенденции стало бурное развитие Database journalism (журналистики баз данных) , в которой центральная роль отводится высокотехнологичной исследовательской работе, когда после обработки больших массивов структурированной информации делаются выводы, серьёзно влияющие на понимание широкой аудиторией экономических и социальных процессов и явлений. Подобные исследования определяют тенденцию расширения использования в журналистской инфографике целого арсенала специализированных инфографических и аналитических программных средств (Business intelligence, Data Mining), позволяющих находить, собирать, фильтровать данные и соответствующим образом анализировать и обрабатывать их. Перспективы развития «журналистики баз данных» видятся уже не столько в создании законченных информационных продуктов, сколько в организации предоставления читателям особой информационной среды, в которой они, без специальных навыков, смогут формировать информационный продукт и выбирать для него ту форму представления, которые сочтут нужными.

    Развитие мультимедийных технологий позволяет журналисту на качественно новом уровне адаптировать конечный информационный продукт под потребности, возможности и ожидания целевой аудитории. Тенденция вытеснения традиционных печатных СМИ электронными сопровождается переходом от статичной и константной инфографики к инфографике мультимедийной, динамической, интерактивной, что также требует использования специального программного инструментария.

    Онлайновые издания позволяют предложить своим читателям качественно новый уровень представления информации, когда:

    · структурированная в системах баз данных информации скрыта от пользователя на стороне сервера,

    · на основе технологии mashup (веб-технология объединения данных нескольких источников в один интегрированный инструмент) на одной странице сводятся данные разного типа и из разных источников с возможностью для пользователя выбора формы их представления (текстовая, списочная, табличная, графическая, гетерогенная),

    · пользователю представляется простой в восприятии, но обогащенный (интерактивными картами, видеоматериалами и т.п.) репортаж с возможностью ведения поиска, получения дополнительных справочных данных, фильтрации контента и выражения собственного мнения через голосование, отзывы, комментарии, рекомендации.

    Здесь речь идет уже об интеграции собственно журналистской инфографики и UI (user interface, пользовательский интерфейс) новыми интерфейсами доступа к информации. Удачных примеров увлекательной подачи финансовой информации с возможностью интуитивного обеспечения пользовательской интерактивности является Mint.com .

    В журналистике важнейшее значение имеет актуальность темы и оперативность ее освещения непосредственным свидетелем или участником, что вступает в явное противоречие с необходимостью использовать сложный программно-аппаратный инструментарий в длительном многоэтапном процессе создания эффективной инфографики. Выход из данного противоречия найден в использовании SaaS(software as a service, программное обеспечение как услуга) - модели доступа к программному обеспечению, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение, предоставляющее заказчикам возможность использовать программное обеспечение через Интернет. Решения SaaS, включают готовые профессиональные разработки инфографических шаблонов, которые не только делают доступным необходимый инструментарий создания интерактивной графики для мобильного журналиста в любом месте и в любое время (при наличии доступа к Интернет), но, в ряде случаев, позволяют ему осуществлять визуализацию данных в реальном времени.

    Для журналистского освещения событий, происходящих непосредственно в Интернете, открываются дополнительные возможности отслеживать процессы, происходящие в текущий момент времени, и получать актуальную социальную аналитику (непосредственная динамика социального присутствия в социальных сетях, популярные в текущий момент времени обсуждения и др.).

    Современная интерактивная мультимедийная инфографика может быть создана с помощью ряда специализированных сетевых сервисов. Популярны бесплатные онлайн-сервисы для создания инфографики: StatPlanet , Creately , Many Eyes , Google public data explorer и др. Все они имеют достаточно богатый функционал и возможности использования собственных данных для подстановки в готовые шаблоны с целью мгновенного получения профессиональной инфографики. Стандартный функционал дает возможность визуально исследовать экономику, образование, окружающую среду, здравоохранение и т.д. Данные сервисы используются для создания интерактивных карт и диаграмм многими ведущими организациями и компаниями мира, в том числе: ЮНЕСКО, ПРООН, Global 500, NASA, Dell, Siemens, Samsung и др.

    Стандартные правила использования рассмотрим на примере ManyEyes. Для начала полноценной работы с сервисом необходимо зарегистроваться, указав e-mail (на который придёт письмо со ссылкой для подтверждения), и ввести капчу. Перейдя по ссылке в письме, нужно задать пароль. Первый шаг в работе с ManyEyes - загрузка неформатированных табличных данных, сразу же появляющихся в обработанной таблице, для которой нужно указать, какие данные являются текстом, а какие - числами. Затем указывается название, описание и теги для созданной базы данных, но можно ограничиться только одним названием (обязательно на английском). Для визуализации данных нужно воспользоваться инструментами меню Visualize. Например, инструмент Word Cloud Generator создаёт нужное «облако из слов». Регулируя настройки, можно изменять внешний вид графиков и диаграмм - цвет, положение слов, шрифт и пр. Сервис ManyEyes позволяет создавать следующие типы визуализации данных: взаимосвязь и корреляция, позиционное сравнение, временное, количественные данные на картах, карты мира и разных стран (включая Беларусь), инструменты для анализа текста (дерево слов, облако тегов, сеть из фраз, облако слов).

    Важно отметить, что многие сервисы имеют ограничения в области поддержки различных языков и кодировок, что в существенно затрудняет использование белорусского языка в инфографических материалах.

    В контексте развития web-журналистики для мобильных пользователей утрачивает значение интерактивная инфографика, построенная на флеш-технологиях, которая доминировала до настоящего времени. Именно она позволила журналистам, разработчикам и дизайнерам визуализировать многочисленные слои данных в едином интерфейсе, а пользователям - взаимодействовать с данными. Однако широкое распространение мобильных устройств доступа в Интернет послужило толчком к развитию онлайнового инструментария, позволяющего разрабатывать адаптированную к их возможностям интерактивную инфографику. Наиболее перспективными технологиями являются HTML5, CSS3 и XML.

    Примером мультимедийной интерактивной инфографики, построенной на HTML5, является визуализированная история развития технологий и программ для просмотра веб-страниц . Эта инфографика разработана к третьей годовщине браузера Chrome компанией Google с участием компаний Hyperakt, Vizzuality, mgmt design и GOOD. В ней в хронологическом порядке отражены основные версии, внешний вид и функционал популярных браузеров, Chrome OS, ключевые языки программирования, методы и программные решения. Характерно, что, хотя Google Chrome и Chrome OS - самые молодые продукты из показанных в инфографике, виток развития браузера Google Chrome содержит наибольшую концентрацию событий, чем инфографика ненавязчиво подсказывает нам об их перспективности.

    Данный пример наглядно демонстрирует, что высокотехнологичная интерактивная инфографика воплощает глобальную тенденцию замещения функции отражения функцией формирования реальности. Инфографика не просто сохраняет способность журналистики в актуализации заданных мировоззренческихконстант социальных групп средствами подбора фактов и обработки данных, но и позволяет делать это латентно, без явных оценок и комментариев, при условии реальной пользовательской активности в работе с информационным ресурсом. Все это свидетельствует о новых возможностях манипулирования целевой аудиторией со стороны цифровых СМИ и актуализирует проблематику информационной безопасности в контексте современного инфографического инструментария. Не только читатель (зритель) определенного информационного продукта попадает под воздействие предварительно заданных в нем (отбором данных, их структуризацией и способом оформления) интенций и оценок, но и пользующийся внешним инфографическим сервисом журналист может стать невольным заложником скрытого семантического послания. Такое послание может быть организовано не только на уровне фактического материала или коннотаций, но и на основе самой тематизации информационного сообщения. В современной информационной среде в условиях дефицита внимания выдвижение на первый план той или иной тематики журналистского сообщения является сильнейшим средством манипуляции целевой аудиторией. Конкретные позиции читателя (зрителя) по отношению к поднимаемым в определенной теме вопросам часто имеют совершенно незначительное значение в сравнении с самим фактом обращенности аудитории именно к данной теме и, соответственно, игнорирования в данный момент любой другой. Именно поэтому ведущие мировые СМИ и агентства новостей стремятся создать собственные онлайновые инфографические сервисы.

    Проблематика и программный инструментарий мультимедийной журналистской инфографики изучается в Брестском университете имени А.С. Пушкина в рамках курса «Программное обеспечение мультимедиа-технологий» для студентов специальности «Журналистика».