Как понимать «жены в церквах да молчат. Олизаревич - жены в церквах да молчат Апостол павел о женщине в собрании

Написал ответ одному человеку, оставившему комментарий к статье о Кей Артур. Думаю, что это достаточно актуально для современных церквей, где порядок, устройство и учение Апостольское в сильном пренебрежении и дух времени, дух феминистической моды, вытесняет все здравое и истинное. Поэтому я решил его привести как постинг.
Начинается с аргументации Вадима, а после — мой ответ.

Vadym 02.14.09 at 16:09

1-е Тимофею 2
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

11 стих
A woman (gunh употребляется в значении, как женщина, так и жена)

must learn (другими словами, manyanetw - receive instructions, т.е. получать обучение, указания, быть информированной, увеличивать знания)

quietly (hsucia — спокойствие, исходящее изнутри, воздержание от суеты или речи, не вторгаться в дела других)

with all submissiveness gunhenhsuciamanyanetw(5720)enpashupotagh

Почему Павел повелевает всем женщинам обучаться Слову Божьему? Потому что у евреев женщины НЕ изучали Закон, поэтому Павел акцентировал на том, чтобы в Новом Завете женщины его изучали. При этом он указывает, КАК должны женщины обучаться: со спокойствием, исходящим изнутри, без суеты, не вторгаясь в дела других. Ибо он знал суетливость женщин. А также со всякою покорностью (upotagh), производное от хупотассо, - это военный термин повиновения, как в армии.

12 стих
But I do not allow a woman to teach or exercise authority over a man. She must remain quiet.
didaskein (5721)degunaikioukepitrepw (5719)oudeauyentein (5721)androvalleinai (5750)enhsucia

Павел говорит: «Но я не позволяю женщине учить или властвовать (принимать позицию независимого авторитета, отдавать приказы и диктовать) над мужем. Она должна оставаться в безмолвии.

Для заинтересовавшихся сюда net.bible.org/verse.php?b….=2&verse=12
Как видим, слова Павла относятся к женщинам в том контексте, чтобы они НЕ УЧИЛИ и НЕ ВЛАСТВОВАЛИ (не принимали позицию независимого авторитета, не отдавали приказы мужу и не диктовали мужу, ЧТО ему делать) над мужьями, а пребывали в безмолвии (hsucia см выше), т. е. в тихой, спокойной манере вести себя.
В этом стихе Павел не запрещает женщинам учить вообще!!!, а предостерегает женщин, чтобы они не властвовали над мужьями. Ни больше, ни меньше.
По поводу изначального страстного желания женщины властвовать над мужем смотрите Быт. 3:16, исследуйте это и поймете ОТКУДА исходит это желание… Но это уже тема отдельного исследования.

Далее перейдем к 1-му Посланию к коринфянам 14
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить (lalein), а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить (lalein) в церкви.

34 стих
the women should be silent in the churches, for they are not permitted to speak (lalein (5721)). Rather, let them be in submission, as in fact the law says.

aigunaikeventaiv3588>ekklhsiaivsigatwsan (5720)ougarepitrepetai (5743)autaiv846>lalein (5721)allaupotassesywsan (5744)kaywvkaionomovlegei (5719)

Согласитесь, что Библию нужно читать в контексте, поэтому посмотрите на 29 стих. Там сказано, чтобы прочие рассуждали о пророчестве. И далее мы видим (34 стих), чтобы жены при этих рассуждениях молчали и не перебивали рассуждения, а были в подчинении у своих мужей, как Закон говорит. А что Закон говорит?

Что муж будет господствовать над женою, а не жена над мужем (Быт 3:16).

Более того, давайте разберем слово lalein (5721) - говорить, издавать звук, голос. Павел указывает женщинам, чтобы они не издавали звуки, не говорили во время служения, НО отнюдь он не говорит, чтобы женщины не УЧИЛИ. Учить и говорить - разные вещи.

Так же и в 35 стихе Павел продолжает свою мысль и тоже употребляет слово lalein (5721)

Лично я не сторонник того, чтобы женщины были пасторами, но это лишь мое субьективное мнение. Как видим, Писание не запрещает женщине учить в церкви.

У кого есть контраргументы изложенному выше, говорите.

Мой ответ…….

2 admin 03.10.09 at 00:50

Вадим, приведу свои контраргументы.

1. Использование греческого языка в толковании и места из Посл. к Тимофею и Посл. к коринфянам не дают никакой пользы в сравнении с переводом русским. В действительности вы не доказали, что дает греческий перевод в пользу вашей позиции.

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1Тим.2:11–13).

Во-первых, греческий язык не дает основания говорить, что акцент Павла в этом предложении на «да учится», а не на «в безмолвии». Сам контекст говорит, о цели написания этого и последующих стихов: разъяснить некоторые ОГРАНИЧЕНИЯ для женщины в церкви и обосновать их. И эти ограничения весьма недвусмысленно описаны.

Во-первых, учиться в БЕЗМОЛВИИ

1 . спокойствие, покой;

2. тишина, безмолвие, молчание.

Вы это как-то мягко обошли и не объяснили, зачем же и почему женщины, в отличии от мужчин, должны учиться в безмолвии. Причем переводчик в синодальном русском очень хорошо перевел «учится в молчании», то есть МОЛЧА, ТИХО.

И возникает вопрос: почему, что за дискриминация кажущаяся? Вы пытаетесь вставить другой смысл, что Павел говорил не о молчании или тишине, а об отсутствии некой суеты, не затрагивая буквального молчания, но это не соответствует использованию этого слова в НЗ. Поищите, где используется это слово греческое, и везде вы увидите - безмолвие или тишина РЕЧИ. Вот пример из Деяний: «Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли» . Он сказал (Деян.22:2) слово «УТИХЛИ», то же слово h;suci/a

Итак, Павел хочет, чтобы женщины в месте, где они учатся, УТИХАЛИ, МОЛЧАЛИ. Причем это согласуется с учением Ап. Павла в других посланиях: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1Кор.14:34). Причем тут он использует другое слово, но означающее то же самое.

1 . перех. умалчивать, замалчивать;

2 . неперех. молчать, умолкать.

Смысл один и тот же: женщины пусть молчат, утихнут, будут в безмолвии.

Причем и в том, и другом месте Павел обосновывает ПОДЧИНЕННОЕ положением женщины перед мужчиной. Не униженное, а ПОДЧИНЕННОЕ в Божественном определении.

Далее вы пропустили, что же на практике будет означать для женщины «быть в подчинении», как это выражается в церкви. Как-то вы обошли мягко, хотя, если мы принимаем это как Апостольское истинное слово, мы должны посмотреть, как это практикуется в церкви.

«…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12).

Там написано: » А УЧИТЬ НЕ ПОЗВОЛЯЮ», черным по белому, «И НИ ВЛАСТВОВАТЬ». А вы пишите, что там сказано: учить или властвовать. Разница большая. Учить — это не одно и тоже, что властвовать, но Апостол запрещает и то, и другое. Если бы кто-то сказал, я учу, но не властвую, то апостол не дает такого выбора. Связка «ни властвовать» имеет греческое слово

и не, также не, (и) даже не;

при повторении: ни. . . ни.

То есть И НЕ, или И ДАЖЕ НЕ… там и в помине нет ИЛИ

А потом вы делаете совершенно не аргументированный вывод: Павел не говорил, что женщинам нельзя учить.

Вы меня извините, но что же тогда черным по белому тут написано - «УЧИТЬ ЖЕНЕ НЕ ПОЗВОЛЯЮ». Причем перед этим он ясно выразился, чтобы жена была в безмолвии, чтобы она замолкала и пребывала в тишине. Как можно понять в этом контексте, что Павел имел что-либо другое, как не то, что жене не прилично УЧИТЬ в церкви, учить мужчин, потому что это не соответствует Божиему Устроению. И добавка «ни властвовать» как раз поясняет определенную смысловую связь публичного учения и власти. Он запрещает СЛОВЕСНОЕ ВЛАСТВОВАНИЕ, потому что УЧИТЬ это уже возвышаться на теми, кого ты учишь. А это женщинам неприлично. Павел сам говорит в другом месте: «ибо неприлично жене говорить в церкви». То, что Ап. Павел имел в виду именно это, можно подтвердить и учением другого Божественного Апостола Петра: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1Пет.3:1–5).

Апостольское Слово недвусмысленно подчеркивает КРАСОТУ женской молчаливости, кротости и послушания. Причем молчаливость женщины христианки названа драгоценностью.

Далее текст из Послания к коринфянам: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34–35).

Из всего, что вы сказали по поводу этого стиха, я понял, что вы хотите сказать, что Павел не говорит о том, можно или нельзя учить женам в церкви, а лишь о том, чтобы они не издавали звуки.

Но разве можно в церкви женщине учить без ЗВУКА? Как можно учить публично в церкви так, что бы приэтом не было никакого звука?

Правильный порядок всегда должен быть наблюдаем. – Болезнь сребролюбия. – Удовольствие от целомудрия.

. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит .

1. Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, и поставив законом, чтобы не было смятения, чтобы говорящие языками делали это порознь, а из пророчествующих один молчал бы, когда начнет другой, (апостол) переходит далее к беспорядку, производимому женщинами, пресекает неуместное их дерзновение, – и весьма благовременно. Если имеющим дарования не позволительно говорить без порядка и когда они захотят, хотя ими руководит Дух, то тем более (не позволительно) женщинам пустословить напрасно и без пользы. Потому он с великой властью удерживает их от пустословия, ссылается притом на закон, и таким образом заграждает уста их.

Здесь он не только увещевает и советует, но и повелевает с силой, приводя о том древний закон. А именно, сказав: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» . Где говорит об этом закон? «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (). Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? Потому и сам, после слов: «не позволено им говорить» , не сказал: молчать, но употребил, вместо – молчать, более значащее выражение – «а быть в подчинении» . Если же они должны быть таковы в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию церкви. Но, скажешь, если они не могут ни говорить, ни спрашивать, то для чего им и присутствовать? Для того чтобы слушать, что следует, а о сомнительном узнавать дома у мужей. Потому он и продолжает: «если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (). Им, говорит, не позволительно в церкви не только самим говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тем более не позволительно говорить напрасно. Почему же он поставляет их в таком подчинении?

Потому, что жена есть существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное. Потому он и поставляет им в учители мужей и доставляет пользу тем и другим: жен делает скромными, а мужей внимательными, так как они должны с совершенной точностью передавать женам то, что услышат. Далее, так как у них считалось честью говорить в собрании, он опять доказывает противное и говорит: «ибо неприлично жене говорить в церкви» ; доказывает это сначала законом Божиим, а потом общечеловеческим суждением и обычаем, как поступил он и тогда, когда беседовал с ними о волосах: или, говорил он, «не сама ли природа учит вас» ()? И везде можно видеть такой его образ речи, – что он обличает не только божественным Писанием, но и общеизвестными обычаями. Кроме того, он заимствует обличения от согласия всех и от повсюдности заповедей, как делает и здесь: «разве от вас , – говорит, – вышло слово Божие? или до вас одних достигло?» ()? Здесь он выражает, что прочие церкви соблюдают тот же закон, и таким образом пресекает беспорядок указанием на нововведение, и делает слова свои более убедительными ссылкой на голос всех. Потому и в других местах он говорил: «послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» (). И еще: «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (). И здесь: Т.е., вы не первые и не вы одни верные, но (такова) вся вселенная. Тоже он сказал и в послании к Колоссянам, беседуя о благовествовании: «которое пребывает у вас, как и во всем мире» (). Поступает он и иначе, для увещания слушателей, указывая иногда на что-нибудь, как на принадлежащее сначала им и сделавшееся известным у всех. Так в послании к Фессалоникийцам он говорит: «от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога» (). Также к Римлянам: «вера ваша возвещается во всем мире» (). И то и другое, и похвала от других и указание на согласие с другими в образе мыслей, может убеждать и ободрять. Потому и здесь он говорит: «разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?» Вы, говорит, не можете сказать: мы были учителями других и нам не следует учиться у других, или: здесь только утвердилось учение веры и нам не следует подражать примеру других. Видишь ли, как много (доводов) он привел в их обличение? Привел закон, показал постыдность дела, представил в пример прочие церкви.

2. Потом, (апостол) приводит крайний, самый сильный довод: и ныне, говорит, Бог повелевает это через меня. «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет» (). Для чего он присовокупил это? Чтобы показать, что он не принуждает и не хочет состязаться; так выражаются те, которые не свои желания стараются исполнить, но имеют в виду пользу других. Потому он и в другом месте говорит: «а если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (). Впрочем не везде он поступает так, но только там, где проступки были не очень велики, притом и в таких случаях более пристыжает; когда же говорит о других (преступлениях), то выражается не так, – а как? «Не обманывайтесь: ни блудники,... ни малакии Царства Божия не наследуют» (); и еще: «вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (). Но здесь, так как у него была речь о молчании, он не очень сильно укоряет (слушателей), и тем самым еще более располагает их к себе. Далее, как он всегда делает, возвращается к прежнему предмету, который подал ему повод говорить об этом, и продолжает: «итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками» (). Так он обыкновенно поступает: занимается не одним предметом, но, отступая от него, дает наставление и о том, что каким-нибудь образом кажется ему прикосновенным, а потом опять обращается к прежнему, чтобы не показалось, что он уклоняется от предмета. Например, беседуя о единодушии при трапезах, он сделал отступление, начав говорить о приобщении тайн, и, предложив о них наставление, опять обратился к прежнему и сказал: «посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите» (). Так и здесь, сказав о благочинии в употреблении дарований и о том, что не должно ни скорбеть при малых дарованиях, ни гордиться при великих, он потом делает отступление, начиная говорить о благопристойности, приличной женщинам, и, предложив об этом наставление, возвращается к прежнему предмету: "итак , – говорит, – братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками» . Видишь ли, как он до конца соблюдает различие (между этими дарованиями), и как внушает, что первое весьма необходимо, а последнее не так необходимо? О первом говорит: "ревнуйте" , а о последнем: «не запрещайте» . Потом, как бы в совокупности предлагая все наставления, присовокупляет: «вся же благообразно и по чину да бывают» (). Здесь он опять укоряет тех, которые имеют суетное желание производить бесчиние, безрассудно домогаются славы и не соблюдают собственного места.

Ничто так не созидает, как благочиние, как мир, как любовь, а все противоположное им производит разрушение. Это можно видеть не только на предметах духовных, но и на всех других. Если нарушишь порядок в хоре (поющих), или на корабле, или на колеснице, или в войске, если большее отклонишь от его положения и поставишь на место его меньшее, то расстроишь и низвратишь все. Не будем же и мы расстраивать порядка, не будем ставить голову внизу, а ноги вверху. А это бывает тогда, когда здравый разум мы повергаем вниз, а порочные пожелания – раздражительность, гнев, сластолюбие – ставим выше разума, отчего и происходит великое смятение, сильное волнение, неукротимая буря, и все покрывается мраком. Но, если угодно, посмотрим наперед, какой происходит отсюда стыд, а потом – какой вред. Чем бы нам объяснить это и сделать совершенно очевидным? Представим себе человека, одержимого любовью к блуднице и преданного этой безумной страсти, и тогда увидим, как он смешон. Что в самом деле может быть позорнее для человека, как стоять перед жилищем блудницы, получать удары от развратной женщины, плакать, рыдать и унижать честь свою? Если хочешь видеть и вред, то представь трату денег, крайние опасности, борьбу с соперниками, удары и раны, получаемые в таких состязаниях. Тоже бывает и с теми, которые преданы страсти к деньгам, или даже они терпят еще больший вред. Те бывают преданы заботам об одном теле; а сребролюбцы разведывают одинаково об имуществе всех, и бедных и богатых, и домогаются даже вещей несуществующих, что особенно и служит признаком безумной страсти. Они не говорят: мы желали бы иметь богатство такого-то, и только такого-то, а хотят, чтобы стали золотом и горы, и дома, и все видимые вещи, простираются далее пределов мира, страдают этой болезнью бесконечно и нигде не останавливаются в своих желаниях. Какое слово изобразит бурю таких помышлений, эти волны, этот мрак? А где волны и такая буря, там какое может быть удовольствие? Не может быть никакого, а напротив – смятение, страдания и мрачные облака, приносящие вместо дождя великую скорбь. Тоже обыкновенно бывает и с любящими чужую красоту. Потому совсем не предающиеся любви наслаждаются большим удовольствием, нежели предающиеся ей. Против этого возражать никто не станет. Я же скажу, что и любящий, но удерживающий страсть свою, больше получает удовольствия, нежели тот, кто постоянно обращается с блудницей. Хотя очень трудно, однако надобно постараться объяснить это; трудно не по существу самого предмета, но потому, что нет достойных слушателей такого любомудрия.

3. Что, скажи мне, приятнее для любящего, подвергаться ли презрению от любимой женщины, или пользоваться уважением и пренебрегать ею? Очевидно, последнее. Кого же, скажи мне, более будет уважать блудница, того ли, кто раболепствует ей и уже сделался ее пленником, или того, кто избегает ее сетей и парит выше стрел ее? Очевидно, последнего. Кому она окажет более внимания, тому ли, который пал, или тому, который еще не пал? Конечно тому, который еще не пал. Кого более она будет стараться привлечь к себе, побежденного или еще не плененного? Конечно, еще не плененного. Если не верите, то я представлю доказательство из вашего опыта. Какую жену более любит муж, ту ли, которая легко уступает и отдается ему, или ту, которая возражает и с трудом ему уступает? Очевидно, последнюю, потому что в этом случае пожелание сильнее воспламеняется. То же самое бывает и с женщинами: более уважения и удивления они окажут тому, кто пренебрегает ими. Если же это справедливо, то равным образом справедливо и то, что более уважаемый и любимый наслаждается большим удовольствием.

Военачальник скоро оставляет город, уже взятый, а твердо стоящий и сопротивляющийся осаждает всеми силами; и охотник пойманного зверя запирает и держит во мраке, как блудница своего любовника, а за убегающим гоняется. Но, скажешь, первый получает желаемое удовольствие, а последний не получает.

А не подвергаться позору, не раболепствовать самовластным приказаниям блудницы, не позволять ей водить себя, как пленного раба, и при этом не терпеть заушений, заплеваний, ударов в голову, неужели, скажи мне, ты считаешь малым удовольствием? Подлинно, если бы кто тщательно исследовал и имел возможность собрать вместе все их оскорбления, укоризны, постоянные неудовольствия, происходящие от душевной раздражительности и от телесного расслабления, ссоры, и все прочее, что знают только испытавшие, то увидел бы, что во всякой войне бывает более перемирий, нежели в их несчастной жизни. О каком же, скажи мне, ты говоришь удовольствии? О том ли, кратком и мгновенном, которое (происходит) от удовлетворения страсти? Но за ним тотчас следует борьба, волнение, раздражение и опять тоже неистовство. Все это мы говорим, как бы беседуя с невоздержными юношами, которые не очень любят слушать слова о царстве (небесном) и геенне; но если мы представим и это, тогда невозможно будет выразить словами, как велико удовольствие целомудренных, когда они воображают себе венцы, награды, беседы с ангелами, прославление по вселенной, дерзновение, благие и бессмертные надежды. Но удовлетворение страсти заключает в себе некоторое, удовольствие, – это часто повторяют, – а целомудренный не может постоянно бороться с силой природы. Напротив, блудник более подвергается насилию и борьбе: в его теле бывает великое смятение; его состояние гораздо хуже всякого волнующегося моря; его страсть никогда не успокаивается, но постоянно тревожит его, подобно беснующимся и непрестанно терзаемым злыми духами. А целомудренный, постоянно преодолевая ее, как мужественный подвижник, вкушает радость превосходнее и приятнее тысячи подобных наслаждений, всегда восхищается своей победой, спокойной совестью и славными трофеями. У того, если он после удовлетворения страсти несколько успокаивается, такое спокойствие бывает ничтожно, потому что скоро опять наступает буря, опять волнение. А любомудрствующий не дозволяет даже начинаться этому смятению, даже волноваться этому морю, даже поднимать рев этому зверю. Хотя и он переносит некоторую борьбу, удерживая такое стремление, но (не такую, какую) тот, постоянно мятущийся, возбуждающийся и не выносящий раздражения. Он бывает подобен человеку, который удерживает уздой дикого коня, разъяренного и сопротивляющегося, и останавливает его с великим искусством, а кто уступает ему, избегая такого труда, того конь увлекает и носит повсюду. Пусть никто не осуждает, если все это я сказал яснее надлежащего; я хочу отличаться не чистотой слов, но сделать слушателей чистыми.

4. Потому и пророки не избегают ни одного из таких слов, желая прекратить развращение иудеев, но обличают их еще откровеннее, нежели мы теперь в нами сказанном. Врач, желая исцелить гнилую рану, не заботится о том, чтобы сохранить руки свои чистыми, но чтобы избавить больного от гниения; желающий сделать гордого смиренным наперед сам смиряется; старающийся поразить злоумышленника обагряет кровью и себя вместе с ним, и тем заслуживает большую честь; и воина, возвращающегося с войны, если кто увидит обрызганным (человеческими) соками, кровью и мозгом, то не будет презирать его, не отвратится он него за это, но еще более станет удивляться ему. Так будем поступать и мы: когда увидим, что кто-нибудь, умертвив похоть, идет обагренным кровью, то будем еще более удивляться ему, примем участие в его борьбе и победе и скажем преданным сладострастию: покажите нам, какое удовольствие от страсти.

Целомудренный получает (удовольствие) от победы, а ты ниоткуда. Вы указываете на (удовольствие), происходящее от удовлетворения страсти; но то (удовольствие) очевиднее и продолжи тельнее. Ты получаешь от удовлетворения страсти (удовольствие) кратковременное и даже незаметное, а он от своей совести – высшую, непрестанную и сладчайшую радость. Подлинно, не обращение с женщиной, а любомудрие может сохранить душу невозмутимой и окрылить. Таким образом он, как я сказал, ясно обнаруживает перед нами удовольствие; на тебе же скорбь поражения вижу, а удовольствие желаю видеть, но не нахожу. В какое время думаешь ты найти это удовольствие? Прежде ли удовлетворения страсти? Но нет; тогда – время неистовства, бешенства и умоисступления; скрежет зубов и исступление не служат знаком удовольствия; если бы тогда было время удовольствия, то не происходило бы с тобой того, что испытывают страждущие; ведь зубами скрежещут вступившие в борьбу и поражаемые, да еще тоже самое делают рожающие жены, мучимые болезнями рождения; следовательно это не составляет удовольствия, но скорее неистовство, исступление и смятение. Или это время после того (удовлетворение страсти)? Но и тогда нет; о жене родившей мы не можем сказать, что она чувствует удовольствие, но она только освобождается от болезней рождения; это – совсем не удовольствие, а скорее слабость и изнеможение; но велико различие между тем и другим. Какое же, скажи мне, время этого удовольствия? Нет никакого, а если и есть, то оно так кратко, что даже незаметно. Сколько мы ни старались найти и уловить его, не могли. Но удовольствие целомудренного не таково: оно продолжительно и очевидно для всех или, лучше, вся жизнь его проходит в удовольствии, потому что у него совесть торжествует, волнение успокоилось, и никакое смятение не тревожит его ниоткуда. Итак, если он более наслаждается удовольствием, а сластолюбец подвергается скорби и смятению, то будем избегать невоздержания и хранить целомудрие, чтобы нам сподобиться и будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Об этом пишут и размышляют периодически, но все равно как-то вновь и вновь многие искушаются вопросом: а с какой стати, собственно? Мне кажется, что именно «по-женски» я поняла в последнее время причину на примере конкретных ситуаций.

Вот такая со мной частенько выходит история: стою, например, на кухне, посуду мою, обдумываю животрепещущую тему будущего текста. Восхожу из глубин анализа к высотам смелых обобщений, чувствую уже, что «легкость в мыслях необыкновенная у меня»… И тут раздается крик:

– Мама! Ванька горшок перевернул!!!

За всех женщин не отвечаю, конечно, но я в первую секунду – зверею. Такой «полет» прервали, понимаете ли! Если повезет, то секундой все и ограничится, если нет – будет десятиминутка плохого настроения.

А ведь мой текст для сайта – это еще не говорение в Церкви, то есть не глубокое рассуждение на важную общецерковную или богословскую тему с выводами нормативного характера. Богословская тема требует совсем другой степени включенности в процесс ее разработки. Тут надо не посуду мыть, а закрыться эдак на полгода за звуконепроницаемой дверью и перелопатить труды святых отцов по данному вопросу, постановления Соборов, работы современных богословов… В противном случае лучше действительно молчать, как женщине, так и мужчине. И пускай там горшки переворачивают, попугая голодом морят, без прогулки сидят и без чтения – у меня важная миссия, я Церкви открываю новые глубины Ее учения. Неплохо, не правда ли?

Видимо, у женщины выше градус эмоциональной вовлеченности в предмет обдумывания. Я заметила, что супруг, готовясь к выступлению на какой-нибудь конференции, преспокойно находит время покачать сына за ноги или жене комплимент сказать. Я же, когда всего лишь диплом писала, увлеклась так, что готова была всех на свете на Зеньковского променять. И вот ты сидишь и обдумываешь, влияет ли у Зеньковского софиология на педагогические идеи, а к тебе лезут с какой-то ерундой про Курочку Рябу: ух, думаешь, куда б сбежать от вас?!!

Потом остываешь и еще думаешь – а кому оно нужно, такое мое «богословие»? Вот запущу я детей из любви к «изысканиям», достану мужа творческой неряшливостью и нежеланием общаться, отвлекаясь от «умных» мыслей, устрою себе ад вокруг – везде, кроме собственной головы. И буду кому-то вещать о Боге и верном пути ко спасению? Но какой образ Бога я принесу Церкви из глубины сердца, которое неминуемо станет озлобленным и несчастным от хронического издевательства над женской природой?

Если женщина пытается реализоваться как женщина – у нее остается слишком мало времени на то, чтобы поучать Церковь. По крайней мере, до поры, пока дети не вырастут.

Если же женщина увлеклась и ищет самореализации в ущерб своим материнским чувствам, давя их на корню, то ей, действительно, рановато учить христиан, призванных к возможно полной реализации Божьих замыслов о человеке, к максимальной полноте бытия, а не зацикливанию на узких – даже и внешне благочестивых – целях.

Думаю, женщина вполне способна быть не слишком счастливым в личной жизни, но прекрасным специалистом практически в любой области знания. Кроме богословия. Богословие требует цельного, спокойного, благодарного Богу сердца.

Если же нет противоречия, если богословские размышления не мешают женщине исполнять роль женщины, тогда появляются удивительные исключения. Таким удивительным исключением казалась мне почившая Марина Андреевна Журинская. Я никогда не встречалась с ней лично, но в ее текстах помимо научной и богословской глубины мне всегда чудилась какая-то спокойная красота неискаженной женственности. В них не было той неприятной и непоборимой формы женского кокетства, которая заставляет думающую женщину демонстративно чуждаться «бабской» тематики и женских слабостей. В них была сила – и временами даже резкость – очень полно реализованной жизни. Повторюсь, я не знала ее лично и могу ошибаться. Но я бесконечно благодарна ей за то, что именно она – не молчала.

Однако же это исключение не отменяет общего «правила»: женщине, наверное, стоит говорить на глубокие богословские темы лишь тогда, когда это не мешает ей быть женщиной. Ну, и Церкви не мешает, конечно.

Фото Елены Ермиловой

В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии. Святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Грузии христианский храм в честь 12-ти святых Апостолов, именуемый , что означает «Животворящий Столп». Святая Нина мирно отошла ко Господу на 67-м году жизни после 35 лет апостольских подвигов.

О существует множество разных точек зрения . Как же женщинам понимать и ощущать свою роль в Церкви – протоиерей Александр Немчинов , руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы, муж и духовный наставник главного редактора православного женского журнала «Самарянка» – матушки Екатерины Немчиновой .

Пример вырванности из контекста

– Так когда, где и как нужно молчать женщине?

– Слова апостола Павла «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34) из его Послания к Коринфянам касаются самого церковного собрания и священнодействия – в древности это было связано неразрывно. К личной жизни и быту они никакого отношения не имеют. Хотя и являются примером, когда апостольские слова вырывают из контекста и трактуют в широком смысле или применимо к ситуации.

70-е правило Шестого Вселенского Собора также подтверждает, что речь идет о молчании женщин именно на богослужении:

«Не позволительно женам во время Божественныя литургии глаголати, но, по слову Апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Если же чему научиться хотят: в дому своих мужей да вопрошают».

Святая равноапостольная Нина ведь тоже не была проповедницей за церковными богослужениями. И даже матушки-игуменьи, которые входят в алтарь, носят священнический крест, не читают проповеди в церкви. Но это не касается учительства как такового.

И то, что сказал Ангел у Гроба Господня женам-мироносицам – это не призыв к миссионерству, это более целевое призвание. Ангел сказал сообщить апостолам о воскресении Иисуса Христа. А уже апостолы понесли эту весть «во все концы вселенной».

«Теперь пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он Воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам» (ср.: Мк. 16:6-7). Возможно, еще цель слов Ангела была в том, чтобы апостолам стало стыдно. Потому что кроме Иоанна все разбежались «страха ради иудейска». А женщины были возле Креста, пришли, не побоялись. А потом взяли благовония и пришли ко гробу, хотя с политической точки зрения это было опасно.

О жертвенной природе и уравновешивающем факторе

– Какое же место женщины в Церкви?

– Да такое же, как и в жизни: жертвенная природа женщины – очень важный уравновешивающий фактор. И женщина своим присутствием исполняет именно эту функцию. Идеал олицетворения женского начала в Церкви, конечно же, Богородица. Она присутствовала еще в апостольском собрании в ранней Церкви. В дальнейшем в ее лице воплощается высший христианский образ материнства.

В христианском монашестве впервые нашлось место для женщин. Монашество ведь существовало задолго до христианства. Неким языческим преддверием монашества можно назвать Пифагорейские аскетические общины VI-IV вв. до Рождества Христова, куда принимали только юношей. А во время индийского похода Александр Великий и многие его воины находились под большим впечатлением, когда узнали про индуистских и буддистских монахов, их аскетизм, уединенное созерцание.

В греко-индийских царствах, созданных после завоевания, существовали даже греческие монашеские общины. Но монахами, как в буддизме, так и в индуизме, в ту пору могли быть только мужчины. В иудействе прамонашеским явлением можно назвать назореев, ессеев, терапевтов (ферапевтов), где также не было женщин.

В христианстве женское монашество не только получило право на существование, но и приобрело особую значимость. А ведь существование монастырей, монашеская жизнь во многом является более деятельной, плодотворной и потому убедительной проповедью боголюбия.

Еще пример первичной роли женщины в Церкви – евангельские Марфа и Мария. И вроде как, с одной стороны, Господь укорил Марфу: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10:41-42). Тем не менее, и эта функция тоже очень важная. Это и есть служение любви своими руками в Церкви.

В то же время интересен образ Марии – ее привлекало само Слово Божье. А человек, который воспринял Слово Божье, евангельскую проповедь и является носителем евангельской добродетели в своей жизни – это уже миссия в этом мире.

«Иной раз безмолвие – красноречивее многословия»

– Имеют ли женская миссия и служение ограничения?

– Слова «… а учить жене не позволяю» (1 Тим. 2:11-15) из Послания апостола Павла к Тимофею – послания пастырского – тоже касаются внутренних правил молитвенных собраний, а не общей концепции женщины в Церкви. В контексте этой главы говорится и о внешнем виде женщины, и об украшениях, и ее поведении.

Другое дело, что часто эти слова используют как ссылку на безупречно авторитетный источник. Например, когда мужу надо заставить жену замолчать. Поскольку полнее эта фраза звучит «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Но при этом, как правило, муж не очень хочет вспоминать слова того же автора: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:25,28).

Да и вообще, если уже дело дошло до семейного конфликта, то возникает вопрос: «Неужели все библейские предписания являются руководящими правилами в жизни самого мужа?!»

А в семье, где верующая жена и неверующий муж, именно женщина может своей жизнью, своим примером не то что уговорить и привести мужчину в Церковь, а пробудить его к вере.

«Ибо неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 1:14). И это лучшее назидание и миссия. А Церковь – это тоже семья.

Иной раз безмолвие бывает более красноречивым, чем многословие. И зачастую без слов, но личным примером можно объяснить и доказать больше.

«Видимо, не всё так безусловно…»

– А как же женщины, которые выбирают своей профессией работу со словом? Что делать женщине с даром говорить и писать? Насколько она может реализовать себя в Церкви и рассчитывать на поддержку?

– Работа со словом не является проповедью церковной. Женщина может заниматься миссионерской деятельностью, поскольку это не касается церковных собраний. И жены-мироносицы помогали апостолам в их миссионерской работе.

Здесь следует несколько слов сказать о служении диаконисс, которое существовало с I и предположительно до IX века. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской… ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим. 16:1,2). Диакониссы готовили женщин ко крещению и помогали в совершении этого таинства, наблюдали за порядком в женской части храма во время богослужения, распределяли пожертвования среди нуждающихся женщин, посещали больных и беременных женщин со Святыми Дарами и причащали их.

К тому же есть большая разница между деятельностью журналистской, культурно-церковной, культурно-просветительской и богословской. Богословие – не совсем женское дело, но и тут есть исключения.

Например, иконописание – это же богословие. А сейчас много женщин-иконописцев – и монахинь, и мирянок. Или гимнография. Византийская монахиня, святая преподобная Кассия (Икассия) известна как автор многих церковных песнопений: стихир, канонов (Четверопеснец Великой Субботы, канон о упокоении усопших). К тому же, если учесть, что известны лишь очень немногие авторы церковных песнопений – большинство из них анонимны, то можно предположить, что некоторые песнопения, и уж тем более акафисты написали женщины.

Также женщины преподают в семинариях и духовных академиях, правда – не догматическое богословие. Хотя у греков и это уже есть. Высшее богословское образование у них светское. Видимо, не всё так безусловно, и имеет свои какие-то частности – временные и географические особенности.

Исторический опыт в Церкви неизбежно вносит определенные коррективы – ничто не стоит на месте, многое меняется. К примеру, певчими на клиросе женщины стали не так-то давно – в конце XIX века. В женских монастырях наверняка сестры пели, но чтецов-женщин не было. А сегодня подавляющее большинство чтецов в церкви – женщины.

Священное Писание определяет грань допустимого

– Насколько глубокими могут быть изменения женского участия в церковной жизни?

– Какие бы перемены ни наблюдались в церковной истории, всё-таки Священное Писание определяет грань допустимого. Если и расширился диапазон женского служения в Церкви, это не значит, что женщины могут становиться священницами и епископами. То, что происходит в протестантских и реформатских деноминациях – существенное нарушение принципа «жена в церкви да молчит».

И в ветхозаветной Церкви не могло быть и речи о том, чтобы женщина была священником. А пророчицы были. Пророческое служение женщины есть и в ветхо-, и в новозаветной Церкви. К примеру, Евангелие в событии Сретения Господня упоминает Анну-пророчицу, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37).

Да, служение в Церкви женщины несли и несут. Но речь идет о разграничении функций: пророческое – можно, священническое – нет.

Так что о роли женщины в Церкви нужно говорить в общем контексте всего Священного Писания. И в своих толкованиях исходить надо из духа, а не из буквы, рассматривать текст согласно общему контексту.

Священное Писание, каноны и традиции Церкви дают ограничения в служении женщины: постом, молитвой, руками своими Господу служить – можно. А это значит, что и на клиросе петь, и учительствовать, и журналистикой церковной заниматься, и катехизаторством и миссионерством, всем этим женщинам заниматься не то что можно – нужно. Ведь сколько женщин это делают, и хорошо делают, и никто им этого не запрещает.

И небо ни разу не пало на землю, и земля не разверзлась, и Чаша у священника не расплавилась, когда он причащал учительниц воскресной школы, православных катехизаторов и журналистов. А уж если бы это было богопротивно, то уж что-нибудь подобное точно бы произошло.

Для женщин и мужчин

Работа над выпуском нового номера журнала «Самарянка»

– А как вы отнеслись к тому, что ваша матушка стала издавать женский православный журнал «Самарянка»?

– Идею журнала матушка Екатерина вынашивала еще с начала 90-х. У меня, как ко всему новому, было настороженное отношение – а вдруг не получится.

Конечно, я не перечил и не противодействовал, но мне казалось невероятным: печатное СМИ, журнал?! У нас?! Да вы что!

Но серьезная подготовительная работа к выпуску издания началась в 2006 году, и потихоньку дело пошло.

«Самарянка» – не церковная проповедь. Там может быть опубликована проповедь, но проповедуют не женщины. Это издание частично миссионерское, но прежде всего – культурно-просветительское. И хотя журнал ориентирован на женщин, это совсем не исключает мужской читательской аудитории. А мужчин среди читателей «Самарянки», судя по читательским письмам и вопросам – не меньше, чем женщин. Как, впрочем, и мужчин, которые причастны к изданию журнала.

Подготовила Марина Богданова

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 34-36 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло

Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, и поставив законом, чтобы не было смятения, чтобы говорящие языками делали это порознь, а из пророчествующих один молчал бы, когда начнет другой, (апостол) переходит далее к беспорядку, производимому женщинами, пресекает неуместное их дерзновение, – и весьма благовременно. Если имеющим дарования не позволительно говорить без порядка и когда они захотят, хотя ими руководит Дух, то тем более (не позволительно) женщинам пустословить напрасно и без пользы. Потому он с великой властью удерживает их от пустословия, ссылается притом на закон, и таким образом заграждает уста их.

Здесь он не только увещевает и советует, но и повелевает с силой, приводя о том древний закон. А именно, сказав: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» . Где говорит об этом закон? «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16) . Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? Потому и сам, после слов: «не позволено им говорить» , не сказал: молчать, но употребил, вместо – молчать, более значащее выражение – «а быть в подчинении» . Если же они должны быть таковы в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию церкви. Но, скажешь, если они не могут ни говорить, ни спрашивать, то для чего им и присутствовать? Для того чтобы слушать, что следует, а о сомнительном узнавать дома у мужей. Потому он и продолжает: «если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1Кор.14:35) . Им, говорит, не позволительно в церкви не только самим говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тем более не позволительно говорить напрасно. Почему же он поставляет их в таком подчинении?

Потому, что жена есть существо слабейшее, непостоянное и легкомысленное. Потому он и поставляет им в учители мужей и доставляет пользу тем и другим: жен делает скромными, а мужей внимательными, так как они должны с совершенной точностью передавать женам то, что услышат. Далее, так как у них считалось честью говорить в собрании, он опять доказывает противное и говорит: «ибо неприлично жене говорить в церкви» ; доказывает это сначала законом Божиим, а потом общечеловеческим суждением и обычаем, как поступил он и тогда, когда беседовал с ними о волосах: или, говорил он, «не сама ли природа учит вас» (1Кор.11:14) ? И везде можно видеть такой его образ речи, – что он обличает не только божественным Писанием, но и общеизвестными обычаями. Кроме того, он заимствует обличения от согласия всех и от повсюдности заповедей, как делает и здесь: «разве от вас , – говорит, – вышло слово Божие? или до вас одних достигло?» (1Кор.14:36) ? Здесь он выражает, что прочие церкви соблюдают тот же закон, и таким образом пресекает беспорядок указанием на нововведение, и делает слова свои более убедительными ссылкой на голос всех. Потому и в других местах он говорил: «послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» (1Кор.4:17) . И еще: «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1Кор.14:33) . И здесь: Т.е., вы не первые и не вы одни верные, но (такова) вся вселенная. Тоже он сказал и в послании к Колоссянам, беседуя о благовествовании: «которое пребывает у вас, как и во всем мире» (Кол.1:6) . Поступает он и иначе, для увещания слушателей, указывая иногда на что-нибудь, как на принадлежащее сначала им и сделавшееся известным у всех. Так в послании к Фессалоникийцам он говорит: «от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога» (1Сол.1:8) . Также к Римлянам: «вера ваша возвещается во всем мире» (Рим.1:8) . И то и другое, и похвала от других и указание на согласие с другими в образе мыслей, может убеждать и ободрять. Потому и здесь он говорит: «разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?» Вы, говорит, не можете сказать: мы были учителями других и нам не следует учиться у других, или: здесь только утвердилось учение веры и нам не следует подражать примеру других. Видишь ли, как много (доводов) он привел в их обличение? Привел закон, показал постыдность дела, представил в пример прочие церкви.

Гомилия 37 на 1-е послание к Коринфянам.

Псевдо-Климент. Апостольские постановления

Итак, мы не позволяем женщинам учить в церкви, но только молиться и слушать учителей. Сам Учитель наш и Господь Иисус, послав нас двенадцать учить народ и племена, никогда не посылал женщин на проповедь, хотя и не было в них недостатка, ибо были с нами Матерь Господа и сестры Его, также Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Марфа и Мария, сестры Лазаря, Саломия и некоторые другие. Ибо, если бы необходимо было, чтобы учили женщины, то Сам Господь первый повелел бы, чтобы и они вместе с нами оглашали народ. И если глава жены есть муж, то несправедливо, чтобы над главою начальствовало прочее тело.

Книга третья.

Свт. Феофан Затворник

Жены ваша в церквах да молчат; не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет

Поелику речь у Апостола идет все об учении в церкви, то и здесь конечно о том же говорится. Верно, и жены приходили в воодушевление и, опираясь на то, что во Христе Иисусе несть мужский пол, ни женский, вставали в собрании и говорили в назидание всех. Святой Павел находит это неуместным и запрещает, налагая на уста их печать молчания законом повиновения в отношении к мужам. Святой Златоуст говорит: «Обличив беспорядок, происходивший от языков и от пророчеств, Апостол переходит к беспорядку, производимому женщинами, и пресекает неуместное их дерзновение. Здесь он не увещевает, не советует, а повелевает со властию, приводя о том и древний закон. Какой? – К мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. 3, 16) . Видишь ли мудрость Павла, как он привел такое свидетельство, которое повелевает им не только молчать, но и молчать со страхом, и притом с таким страхом, с каким надлежит безмолвствовать рабе? – Если же они таковы должны быть в отношении к мужьям, то тем более в отношении к учителям и отцам и общему собранию Церкви. Им должно слушать что следует, а о сомнительном спрашивать у мужей дома».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Как во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат . Говорят, что какая-то женщина у них - пророчица говорила в собрании (Церкви) Коринфян.

Толкование на послания божественного Павла.

[В Церкви], о братья, точится
оживляющая гроздь,
Змей стал хром
и был связан проклятием,
У Евы же уста запечатаны
молчаньем благодатным,
Хотя, в то же время, они и арфа,
[хвалящая] Творца.

Гимны о рае.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит

Указав хороший порядок всему, что касалось дара языков и пророков, именно, чтобы немногие пророчествовали, и оттоле не происходило бы замешательства и неустройства, теперь уничтожает беспорядок, происходивший от жен, и говорит, что они должны молчать в церкви. Потом говорит нечто большее, именно, что им приличнее быть в подчинении. Ибо подчинение означает молчание от страха, как это бывает в рабынях. Законом же называет книгу Бытия, в которой написано: к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3:16). Если же жене определено быть в подчинении у мужа, тем более - у духовных учителей в церкви.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит

Сказано, что у Филиппа-благовестника было четыре дочери, которые пророчествовали. Если же они пророчествовали, то почему нельзя, говорят они, пророчествовать и нашим пророчицам? Мы разрешим это недоумение. Во-первых, говоря, что «наши пророчицы пророчествовали», покажите у них знамения пророчества. Во-вторых, даже если и пророчествовали дочери Филиппа, они не говорили в церквях. Этого нет в Деяниях Апостолов. Этого нет и в Ветхом Завете: засвидетельствовано, что Девора была пророчицей, и взяла Мариам пророчица, сестра Аронова, тимпан и вышла от женщин (Исх. 15:20) . Но ты не найдешь, чтобы Девора произносила речи перед народом, как Иеремия и Исайя. И не найдешь, чтобы пророчица Олдама говорила народу, но только пришедшему к ней.

Фрагменты.

Дидим Слепец

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит

Монтанист: Почему вы презираете святых Максимиллу и Присциллу и говорите, что женщинам не позволено пророчествовать? Разве не было у Филиппа четырех пророчествующих дочерей, и не была ли пророчицей Девора? И сказал бы апостол: Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою , если бы женщинам нельзя было пророчествовать и молиться? Если же они молятся, то пусть и пророчествуют. Православный: Мы не презираем пророчества женщин, и святая Мария пророчествовала, говоря: Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1:48) . И как ты сам сказал, были и у святого Филиппа пророчествующие дочери, и Мариам, сестра Аарона пророчествовала. Но мы не позволяем им говорить в церквях и властвовать над мужами, так чтобы писать книги под своими именами.

Спор монтаниста и православного.

Амвросиаст

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит

Неприлично, потому что противоречит учению, чтобы в доме Бога, Который почел их подчиненными мужьям, о законе говорить осмелились. Ибо знают о первенстве мужей и что им более подобает в доме Бога молиться, обуздав свой язык… Но если услышат, что говорит жена в церкви, позор. Ведь для того покрываются, чтобы показать свое смирение. Те жены, которые показывают свою нескромность, бесчестят своих мужей. За заносчивость жены порицается и ее муж.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 34-35 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви

Приглашая женщин к молчанию в богослужебных собраниях, Ап. обосновывает это свое требование ссылкою на закон или на Слово Божие вообще, в котором жена ставится под власть мужа. (Быт III:16) . Если жена вообще должна находиться в подчинении у мужа, то она это подчинение не должна нарушать и во время богослужения, выступая в качестве пророчицы или учительницы: ведь, такое выступление будет свидетельствовать о ее намерении руководить мужем своим, который очутится среди слушателей ее речи.