Грех недоверия. «Суеверия — грех недоверия Богу» – игумен Нектарий (Морозов)

Будет прославлен в лике святых в ближайшее время, сообщает сайт «Святая гора». Недавно состоялась канонизация старца Порфирия Кавсокаливита; ожидается прославление и других афонских подвижников. Старец Паисий особенно любим в России - книги с его поучениями разошлись огромными тиражами. Предлагаем вашему вниманию беседу старца Паисия о подозрительности и борьбе с ней.

- Геронда, что поможет мне прогнать помыслы подозрительности?

А ты уверена, что все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то после каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак. А кроме того, чтобы не согрешать в своих суждениях, включай в работу и добрый помысл о других. Если ты станешь ставить после своих помыслов не по одному, а по два вопросительных знака, будет еще лучше. А если по три, то совсем хорошо. Поступая так, ты будешь умиротворяться и получать пользу. И не только сама - ты окажешь пользу другим. В противном же случае, принимая помыслы «слева», ты приходишь в раздражение, волнуешься, расстраиваешься и наносишь себе духовный вред. Если будешь относиться ко всему, что происходит вокруг, с добрыми помыслами, то спустя немного времени увидишь, что дело в действительности обстояло так, как ты это увидела, включив в работу добрые помыслы. Расскажу тебе один случай, чтобы ты поняла, что может наделать «левый» [недобрый] помысл.

Как-то раз ко мне в каливу пришел один монах и сказал: «Старец Харалампий - колдун. Я сам видел, как он ворожил». - «Что же ты говоришь, глаза твои бесстыжие! - отчитал я его. - И не стыдно тебе такое нести!» - «Да! Да! - настаивал он. - Я сам видел, как однажды ночью при луне Старец мычал: „М-м-ме… М-м-ме…“ - и при этом лил в кусты какую-то жидкость из большой оплетенной бутыли!». Ну что ж, выбираю я свободный день и иду в каливу Старца Харалампия. «Ну, - спрашиваю, - отче Харалампие, как твои дела? Как житье-бытье? Чем занимаешься? Тут один увидел, как ты что-то лил в кусты из большой бутыли, да еще и мычал: „М-м-ме!“». - «Там в зарослях, - показал мне Старец, - растут несколько лилий, вот я и поливал их. Напевая „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“, я выливал немного водички на один цветок, потом опять пел: „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“ - и выливал немного воды на другой… Потом наполнял бутыль, возвращался к цветам и снова их поливал…» Видишь как! А другой увидел все это и принял Старца за колдуна!..

Какие же добрые помыслы имеют некоторые мирские люди! А другие - несчастные - так страдают от вещей, которые не просто не существуют в природе, но которые и сам диавол не смог бы выдумать! Однажды, когда после страшной засухи пошел дождь, я почувствовал такую благодарность Богу, что, сидя в каливе, без остановки восклицал: «Боже мой, благодарю Тебя миллионы, миллиарды раз!» Я не знал, что в это время под окном стоял один мирской человек и слушал. Потом, встретившись со мной, он признался: «Отец, а ведь я соблазнился. Я услышал про все эти «миллионы», про все эти «миллиарды» и подумал: «Вот оно как! Каков фруктик этот отец Паисий!» И что ему было объяснять? Я имел в виду [многие] благодарения Богу за дождь, а этот человек подумал, что я считаю деньги. А окажись на его месте кто-то другой, так мог бы еще и прийти ночью, чтобы меня ограбить! Мне досталось бы по первое число, а он в конечном итоге так ничего бы и не нашел.

А в другой раз ко мне пришел отец больного ребенка. Я провел его в церковку моей каливы, выслушал его горе и, желая ему помочь, сказал: «Для того чтобы твой ребенок стал здоров, ты и сам должен что-то сделать. Но что? Поклонов ты не кладешь, постов не соблюдаешь, денег, чтобы творить , у тебя тоже нет… Обратись-ка ты к Богу вот как: «Боже мой, у меня нет ничего достойного, чтобы принести жертву ради здоровья моего ребенка, но я постараюсь, по крайней мере, бросить курить». Эти слова тронули несчастного отца, и он пообещал, что последует моему совету. Пока я, выпуская его из каливы, возился с замком, он, вынув из кармана зажигалку и сигареты, положил их под иконой Спасителя в храме. Я этого не заметил. Следующим посетителем оказался некий юноша, которому надо было что-то мне сказать. После беседы, не успев даже выйти из каливы, он достал сигарету и закурил. «Здесь, парень, курить нельзя, - сказал ему я. - Отойди подальше в сторону». - «А тебе в церкви курить можно?» - спросил он в ответ. Увидев в церкви пачку сигарет и зажигалку, этот малый «смастерил» помысл, будто я курю! И не стал я его разубеждать, дал ему уйти со своим помыслом. Ну ладно, даже если бы я и в самом деле , то неужели я делал бы это в храме? Видите, что такое помысл?

- Геронда, а какой ущерб могут причинить душе подозрительность, недоверчивость и мнительность?

Какого рода подозрительность, такого рода и ущерб. А недоверчивость и мнительность приносят [духовную] болезненность, худосочие.

- Чем же исцелить эту немощь?

Добрыми помыслами.

Геронда, а если человек однажды увидит, что в чем-то промахнулся, то есть, что его подозрения не подтвердились, то разве это не поможет ему осознать свою ошибку?

- Геронда, а как быть, если помысл подозрения о ком-то подтвердится на деле?

Если такой помысл однажды и окажется верным, то неужели это значит, что подобные помыслы будут оказываться верными постоянно? А кроме того, откуда ты знаешь: может быть, Бог попустил такому помыслу оправдаться на деле ради того, чтобы человек, которого ты подозревал, сдал экзамен на смирение?

Конечно, и нам самим необходимо быть внимательными. Мы не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например, если у человека возник о тебе «левый» [недобрый] помысл, то причиной этого может быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то что ты ведешь себя со вниманием, то прославь Бога и помолись о нем.

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. «Слова». Том II I. «Духовная борьба». Издательский дом «Святая Гора», М., 2008

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, что есть самый страшный грех?»– то один назовет убийство, другой – воровство, третий – подлость, четвертый – предательство. И едва ли кто-то отнесет к этому списку неверие в Бога…

Более того, далеко не все вообще согласятся с тем, что неверие в Бога есть грех. “Какая разница, во что я верю, — главное быть добрым, хорошим и порядочным человеком”, — скажут многие. Но давайте немного поразмыслим. Сразу скажу, что лично мне, как верующему в Бога человеку, достаточно свидетельства Библии, в которой записаны такие слова Иисуса Христа: “ Он [Дух Святой, Утешитель], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня ” (Библия, Евангелие от Иоанна 16:8-9). В данных стихах Господь совершенно ясно показывает, что неверие в Него — грех, и притом серьезный. Но пока отложим вышеприведенные слова и попробуем просто, так сказать, разобраться “на пальцах”.


Во-первых, наше неверие оскорбляет Бога, и это вполне понятно. Представьте, что вы разговариваете с начальником на работе. Он вам излагает текущее положение дел в компании, а вы своей реакцией показываете, что не верите ему. Очевидно, подобное поведение заденет руководителя. В качестве еще одного примера мне вспоминаются разговоры с родителями в подростковом возрасте. Я хорошо помню, как отца обижало отсутствие доверия к его словам с моей стороны. Кто-то сказал, что невозможно сильнее оскорбить порядочного человека, чем если выказывать недоверие его словам. Но если от людей ещё можно скрыть свое отношение, то пред Богом все открыто. И вполне естественно, что наше неверие сильно оскорбляет Бога. Своим неверием мы фактически уничижаем Слово Божье, и как следствие, уничижаем стоящего за Библией Бога. А это есть не что иное, как серьезный грех.

Бог ждет от нас безусловной веры в то, что Он сказал. Фома, один из учеников Иисуса Христа, не хотел верить в воскресение Господа по рассказам других учеников (кстати, именно отсюда пошло известное выражение “Фома неверующий”). Он говорил: “Е с ли не увижу на руках Его [Христа] ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Библия, Евангелие от Иоанна 20:25 ). Когда Христос повторно встретился с учениками, среди которых был и Фома, Он сказал ему: “ Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ”. (Библия, Евангелие от Иоанна 20:27-29). “Блаженны невидевшие и уверовавшие”, — звучал ответ Христа. Бог ждет от нас безусловной веры. Оно и понятно. Если мы верим человеку на слово, — это значит, что мы его уважаем и признаем его авторитет. Подобно сему и безусловная вера Божьим словам свидетельствует о нашем почтении к Богу и признании Его авторитета. Недаром Апостол Павел писал: “ Без веры угодить Богу невозможно ” (Библия, послание к Евреям 11:6). Наша вера лучше всяких красивых слов показывает, насколько авторитетен для нас Бог и Его Слово.

И во-вторых, неверие есть основание для остальных грехов. “ Если Бога нет, всё позволено ”, — эта мысль красной нитью проходит через роман Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”. “Ноги” всех остальных пороков растут именно от неверия. Если Бога нет, то можно делать “что угодно” (по крайней мере, если человеческое правосудие в том или ином лице не узнает и не накажет). Отсюда и рождаются подлость, предательство, прелюбодеяния, воровство в различных его проявлениях и т.д.. А вот если человек действительно верит в Бога, то он еще хорошо подумает, прежде чем совершить что-нибудь злое: ведь даже если люди не узнают, то есть Всевидящие Око, от Которого ничто не скроется.

Подозрительность, как раковая опухоль, охватила все дятловедение. Мы подозреваем свидетелей, мы подозреваем друг друга, мы не верим никому. Неудивительно, что и разгадка нам не дается, поскольку ведем себя не так, как хочет Бог. Есть такой постулат: подвергай все сомнению. Но подвергая, проверяй, где были слова свидетеля, и где уже пошли наслоения и выдумки передающих звеньев. И если находишь доказательства и свидетельства, противоречащие твоим "любимым" версиям, твоим сомнениям, и если замечаешь, что твои аналитические способности тебя подводят, то лучше и правильнее поверить свидетелю, лучше ошибиться, чем впасть в более страшный грех - дьявольскую подозрительность.

Подозрительность становится причиной враждебности, неприязни, недоброжелательности к окружающим людям, которых мы, как правило, подозреваем в тех же качествах.

Подозрительный человек - обычно гордый человек, имеющий о самом себе высокое мнение. Недоверчивость и подозрительность - очень опасное состояние души. Если это качество не замечать в себе и с ним не бороться, то со временем человек приобретает параноидные черты характера, которые могут вылиться в бред и шизофрению. Что наглядно можно заметить на ниве дятловедения.

Святые Отцы предостерегали от подозрительности, как от разрушительной страсти, губительной для души человека и наносящей вред окружающим его людям. "Лучше ошибиться в человеке, лучше подумать о нем хорошо, чем обидеть его подозрительностью" - говорили они.

"В спокойное время подозрительность бывает от непонимания и волнения. Подозрительность никогда не может различить правду, даже если глаза видят ее. Подозрительность все искажает, и порабощенный ею склонен видеть скорее ложь, чем правду, во всем, что видит.

Подозрительность - это лживый и искажающий все фотограф, который, фотографируя, меняет вид объекта.

Бегите, братия от подозрений, рождающих чудовищ.

Насколько грех этот кажется маленьким и незначительным, настолько, с другой стороны, если его не пресечь, он может разрастись и принести ужасные последствия.

Изобретательный змий обычно подсовывает эту страсть недоверчивым душам, глупым и тщеславным, по той причине, что всегда завидуют и помнят чужие ошибки.

Поэтому, когда кто-либо из братии начинает уступать этой страсти, то, прежде всего, в нем проявляется ненужное любопытство, а позже, что бы ни представлялось ему в воображении, он рассматривает это как совершившийся факт...

Когда эта страсть овладеет человеком, враг внушает ему всяческие фантазии, чтобы сбить его с пути истинного. И так получается, что он теряет разум, от чего спаси нас Всеблагий Господь...

Чтобы предотвратить такую гнусную страсть, христианин должен с самого начала остерегаться ее, как смертельного яда, разоблачить же ее можно просто - при помощи исповеди и трезвения.

(Духовные советы и поучения старца Даниила (избранное из трудов его, записей и писем)

Вот в чем надо бы нам всем подумать, тем, кто считает себя христианами и занимается исследованиями трагедии дятловцев...

Не верь, не бойся, не проси - девиз врага рода человеческого.

Верь Богу, верь людям, проси у Бога и у людей, бойся Бога оскорбить грехом, бойся обидеть человека подозрительностью. Только доверчивый к людям человек способен по-настоящему верить в Бога, потому что верить способно лишь сердце, которое умеет доверять.

Бедный Юдин. Человек, в адрес которого высказывались и высказываются самые невероятные измышления, вплоть до того, что он жив и инсценировал свою смерть, чтобы уйти от надоевших ему распросов. Что греха таить, я тоже ударилась (и сейчас продолжаю ударяться) в подозрения по поводу многих показаний свидетелей, не смогла критически подойти к имеющимся документам. До сих пор я считаю, что Ю.Е. Юдин скрыл от нас некоторые факты. Но в то же самое время я знаю, что не наше дело - судить его, скрыл так скрыл, значит, имел на то право. И если на самом деле Юдин нам все сказал, что знал, ничего не утаивая, то это мой грех - что я еще думаю, что он что-то скрыл. Но я не осуждаю, а понимаю: значит, он был поставлен в такие условия. И кто бы из нас и как поступил бы на его месте, когда тебе выкручивали руки...

Я не верю некоторым показаниям вдовы Патрушева - В. Гаматиной. В той части, что выдают за достоверность ее показаний, я вижу домыслы и простое человеческое ошибочное мнение самой вдовы. То, что Патрушев ничего не знал о причинах гибели дятловцев, и так ничего и не сказал своей жене - она упоминает об этом сама, но мало кто обращает внимание на эти слова. Все внимание переключается совсем на другие моменты.

Та же ситуация с показаниями М.-П. Солтер. Человек стал рассказывать о дятловцах на склоне жизни, и по имеющейся видеозаписи ее показаний, можно все увидеть и заметить самим, в чем верить Солтер, а в чем на ее воспоминания о работе в морге наложились воспоминания о других случаях из ее практики. Ведь помимо Солтер, в больнице работали и другие люди, и никто никогда не рассказывал, что дятловцев было 11 человек, которых привезли в один и тот же день. Пока показания Солтер остаются в графе "сомнительные". Таких показаний в моей личной коллекции очень много. Некоторые из них озвучены, например, о ядерном взрыве в районе Отортена, о трясении горы Холат -Чахль. Но это не означает, что им надо верить безоговорочно.

В деле дятловцев вносится очень много дезоинформации, вольной и невольной. И надо много трудиться, умственно и духовно, чтобы отличать дезинформацию от достоверных фактов. Когда открывается доселе неизвестный нам факт, например, обнаружение ростовчан, то надо просто вычеркивать этот пункт из паутины подозрений - будто бы вместе с дятловцами погибла группа ростовчан. То же самое и с другими неизвестными, якобы найденными в ручье вместе с последней четверкой дятловцев, будто этот факт скрывается всеми поисковиками и следствием. Подозрительность и неверие словам поисковиков, присутствующих при вынимании из ручья погибших дятловцев - вот чем смущают души неофитов некоторые дятловеды. И если где-то около перевала и его окрестностей погибла еще какая-то группа, то нам пока это неизвестно, на самом ли деле такое было или это только наши предположения. А ростовчан я лично вычеркиваю из этого списка предполагаемых погибших. Но продолжать твердить, что ростовчане пропали и погибли, и все, что рассказал их руководитель Игорь Фоменко о том походе - это деза, я лично считаю дьявольской подозрительностью, развивающейся болезнью маниакальности. Заблуждаться в своих предположениях может каждый. Но упорствовать в заблуждении может только глупец.

Относительно "дел прокурорских"...

Георгий Лесных ответил кратко и просто на присланные ему вопросы, но его ответы один "специалист-профессионал" женского пола и широкого профиля, посчитал неверными, этот человек вообще усомнился в существовании следователя Георгия, внес в души доверяющим ему людям яд подозрительности и клеветы. Но вот что я увидела впоследствии: путем долгих косноязычных разговоров и заплетения извилин, в итоге этот специалист пришел к такому же выводу, что и Георгий, а именно "Дело, возбужденное военной прокуратурой, могло потом передаться по подследственности в простую прокуратуру и довольно официально. А могло, конечно, если имелись основания на это, идти и два параллельных расследования в разных ведомствах." Только Георгий был честен с самого начала: он свои предположения обозначил словом "могло". Как профессионал-практик, без выпендрежа перед аудиторией. Но невнимательные люди даже не заметили этой игры - манипуляции их сознанием "опером с двумя юридическими образованиями". Об прочих подозрениях, вынесенных в адрес Георгия, я все же надеюсь, что будут принесены извинения.

О тех, кто промолчал. Обычно мне нравится "тот, кто не стрелял". Но тут эта фраза не совсем точна. Стреляли несведущие, не ведали, что творили. Меня же очень удивило молчание тех людей, которые знали, что я общалась со следователем. Я им сообщила заранее, спрашивала, будут ли какие вопросы к следователю по поводу нашего дела. Несколько человек прислали свои вопросы, ответы на которые они получили. С некоторыми людьми я общалась в личке. Причем меня спрашивали: а что говорит твой следак по тому или иному поводу? Их вопросы и ответы Георгия я тоже поместила в этой работе.

Я видела, что эти люди заходили на форум и читали тему, где озвучилась клевета и измышления на Георгия и на мое имя. Почему они промолчали, я не знаю.

Но знаю, что все случающееся с нами, неслучайно, и если подойти к этому правильно, по-христиански, случается ради нашей духовной пользы.

Поздравляю всех с Рождеством Христовым! И желаю нам всем больше терпения, доверия и доброжелательности друг к другу.

Мы всегда будем сомневаться, так создан человек, но давайте сомневаться честно, без клеветы, в рамках благоразумия.

И нахрен эту маниакальную подозрительность.

Одной из самых серьезных проблем духовной жизни верующего человека является проблема веры. Большинство людей, считая себя верующими, абсолютно не имеют никакой веры. Что движет ими в духовной жизни? Знают ли они об этом?

Порой мы даже не подозреваем, насколько сильную власть имеет суеверие над человеком в его греховном состоянии. Многие, и даже, как ни странно, христиане, посещающие церковь не один год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием.

Что такое суеверие и почему современный человек в них верит – об этом в беседе с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова, игуменом Нектарием (Морозовым).

Вера истинная позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной

– Отец Нектарий, в чем разница между верой и суеверием?

– Я бы ответил встречным вопросом: а что, собственно говоря, между тем и другим общего? Практически ничего. Ведь вера – даже если мы говорим о совершенно земной, лишенной религиозного измерения вере, – в идеалы, в принципы, в человека, наконец, это то, что возвышает человека, делает лучше, наполняет его жизнь необходимым содержанием. Вера же в Бога, вера истинная, не просто возвышает, а позволяет человеку еще здесь, на земле, во времени оказаться причастным жизни вечной, фактически войти в нее. Эта вера – залог спасения, единения с Богом, достижения Царствия Небесного.

А суеверие… это, возможно, тоже вера… Но во что и какая? В какие-то приметы, знаки. Эта вера – суетная, то есть неосновательная, пустая, иногда смешная и нелепая, иногда – страшная. И если вера истинная суть связь человека с его Творцом, то вера суетная – отделяющая от Него преграда.

– Как появляются суеверия, и почему мы в них верим?

– Причина возникновения суеверий – оскудение подлинной веры. Человек забывает о Боге или прямо отвергает Его, но оказывается, что совсем без веры он не может – так проявляется ощущение собственной немощности, ограниченности, а на самом деле – тварности. И тот, кто заявлял о своей независимости от любящего, милосердного, но притом и всесильного Бога попадает в какую-то унизительную зависимость от ничего не значащих вещей. Меняет дорогу, если ее перебежала черная кошка, крестится, увидев священника – тоже ведь плохая примета, готов убить женщину с пустыми ведрами, плюет через левое плечо, стучит по столу, чтобы не сглазить… Да мало ли еще придумано подобных глупостей? Кем придумано? Думаю, тем, кто больше всего ненавидит людей и рад был бы погубить всех и каждого, но власть приобретает лишь над теми, кто добровольно отвращается от истины.

Суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени

– А были ли суеверия у библейского человека? Есть ли такие примеры в Ветхом или Новом Завете?

– Суеверия – постоянный спутник человечества, на протяжении всей его истории. Как уже сказано – где не было подлинной веры, там образовавшуюся пустоту суеверия заполняют тотчас. Если говорить о ветхозаветных временах, то ярчайший пример суеверия – поклонение золотому тельцу. Да и вообще язычество как таковое – все суеверие по природе своей от начала и до конца.

Современное общество отличает жесткий прагматизм и достаточно высокий уровень образования. Сегодня оно подвержено суевериям больше или меньше, чем раньше?

– Думаю, больше. Веры стало меньше, а жизнь все напряженней, сложней, отсюда страхи, а от страхов – желание закрыться, защититься от них. И отсюда – всевозможные суеверия. Отсюда же и увлечение всевозможными магами, экстрасенсами и чернокнижниками. Причем опыт свидетельствует: суевериям в равной степени могут быть подвержены как люди с минимальным образовательным уровнем, так имеющие ученые степени. Потому как суть не в образовании, а в том, живет ли человек жизнью внутренней, жизнью духовной, имеет ли здравые и правильные понятия о Боге, о жизни временной и вечной, об этом мире, людях и о себе самом.

– Из истории мы знаем, что с суевериями боролись издавна. Так, Морским уставом Петра Iза религиозное суеверие определялась смертная казнь, за простое заблуждение и поверие – публичное церковное покаяние. Как видим, наши предки ясно осознавали, что религиозная вера и суеверие – понятия совершенно разные. Почему сегодня эти понятия перемешались?

– Думаю, что в первую очередь виноваты в этом десятилетия богоборческой власти, на протяжении которых русский народ был оторван от Церкви, от веры как таковой. Мы провалились в какую-то страшную бездну духовного невежества, и если и выбираемся из нее сегодня, то очень мелкими шажками, очень постепенно.

Мысли «врасплох»

– Откуда к нам попали предрассудки? И почему они так живучи в народе?

– Каков механизм распространения слухов? Знаете известное выражение – «одна бабка сказала»? Вот и здесь то же: одна бабка сказала одно, другой авторитетный дедка другое… И пошло передаваться из уст в уста, превращаясь постепенно в целый неписаный свод преданий старцев и стариц. А есть ведь известный духовный закон: «чего боится нечестивый», то и постигнет его. Постигло кого-то, потом еще кого-то – и вот «примета» готова.

– Довольно странно наблюдать, когда зрелый человек верит в нелепые вещи. Рассыпанная соль и разбитые зеркала терзают жизнь многих людей. А передавать через порог боятся как старушки, так и вполне современные люди. Как быть с этим?

– Я думаю, бороться с суевериями как таковыми не самое перспективное занятие. Бороться надо с рождающим их безверием. Заступит на его место вера, и суеверия сами исчезнут. Хотя и в каждом отдельном случае надо разъяснять, с терпением и любовью, что не зависит жизнь человека и сам человек от каких-то формальных и крайне несерьезных внешних признаков и примет, что все мы – в руках Божиих, и даже волос с головы человека не упадет без воли Господа на землю.

– Много предрассудков связано с магией чисел: днями, числами и месяцами. Есть люди, которые до слез расстраиваются, если им попадается 13-е место, а уж если 13-е число совпадает с пятницей – вообще можно ждать катастрофических вещей…

– И однако же войны начинаются не по расписанию, не по пятницам непременно, не 13 числа и не в 13 часов… И преступления совершаются в любой день недели и любое время суток. И умирают люди не по «расписанию». Что тут говорить – если нет у человека страха Божия, то бояться он будет всего – и каждого числа, и каждого «угрожающего» стечения обстоятельств, и каждого шороха, и каждой тени…

Неразумное «благочестие»

– Многие люди, посещающие церковь уже не первый год, и не догадываются, что в своей духовной жизни они часто руководствуются вовсе не верой, а чистым суеверием. Каким образом суеверия приживаются в церковной среде?

– К сожалению, не каждый человек, даже регулярно посещающий храм, стремится по-настоящему глубоко и основательно узнать свою веру. Поверьте: если христианин часто исповедуется и причащается, не носит возникающие у него вопросы в себе, а стремится разрешить их с духовником, если он читает святых отцов – вдумчиво и всерьез, – то в его сердце, в его жизни суеверия почвы для себя не найдут. И наоборот…

– Передавать свечку в церкви только правой рукой и через правое плечо, нельзя переставлять ранее поставленные свечи, таинство елеосвящения можно принимать только перед смертью и т.д. Что это? Откуда появляются такие суеверия?

– Из того же самого источника – «одна бабка сказала». Из числа тех самых «бабок», на которых так часто жалуются впервые приходящие в храм люди. Почему сказала? А просто потому, что ей так показалось, она так думает. Человек же, еще ничего в Церкви не знающий, зачастую воспринимает подобные «откровения» как некое тайное знание, которое очень легко принимается им на веру.

– Даже отношение к церковным вещам (иконы, святая вода, свечи) может стать суеверным. Человек бездумно полагается на какой-то священный предмет: поясок, ладан, кулон с образом святого и не вспоминает при этом о Боге. Где логика?

– Логика проста: нет веры, есть упование на какую-то магическую силу «особых вещей», «особых молитв», «настоящих батюшек», «правильных храмов» и т.д. и т.п.

– Святые Отцы Церкви называли предрассудки «дьявольской гордыней». Почему они были столь категоричны?

– Потому что эти самые предрассудки калечат душу человека, встают между ним и Богом, словно стена. Они же – повод для внешних критиков Церкви для насмешек и злоречия. А порой – и темный дремучий лес, через который трудно пробраться и разумному, и благонамеренному человеку, делающему в церковной жизни первые шаги.

Опасные игры

– Бывает, что приметы сбываются, и тогда людям сложно объяснить, что суеверие – это заблуждение…

– Я не думаю, что совпадения, которые время от времени случаются, надо понимать именно так: «приметы сбываются». Если человек внимателен к себе, если он не чужд логике и здравому смыслу, то он обязательно увидит те причинно-следственные связи, которые обусловили то или иное событие либо совпадение. А если нет ни логики, ни здравого смысла… Тогда, конечно, тяжело бывает втолковать человеку, что черная кошка и неудачный день никак не связаны.

– Как разубедить суеверного человека? И нужно ли это делать?

– Постараться разубедить однозначно нужно. Но далеко не всегда это возможно. Опять же это вопрос не столько суеверия, сколько отсутствия веры. Насколько близок человек к стяжанию подлинной веры, настолько возможно убедить его не верить в «приметы».

– Насколько опасны суеверия?

– Помимо того, что суеверие само по себе достаточно тяжкий грех – грех не только неправильной веры, но и по сути недоверия Богу, оно еще и заставляет человека совершать различные ошибки. Отказываться от полезного, даже необходимого, браться за что-то рискованное, ссориться с близкими людьми – и все из-за каких-то ничего не стоящих, пустых причин. И этого мало. Суеверный человек – всегда легкая добыча для диавола, послушная игрушка в его руках. Врагу нашего спасения очень легко путать и сбивать такого человека с толку, морочить ему голову, губить его душу. Можно сказать так: суеверия – те ниточки, за которые он дергает, подводя плененного ими к краю пропасти.

– Отец Нектарий, спасибо за интересную беседу. Надеемся, что наши читатели смогли найти ответы на многие волнующие их вопросы.

Елена Новицкая

«Чувство меры и мудрость должны быть во всём: в семейном споре, в споре знакомых о Боге и даже в религии, ведь чрезмерное отношение к вере - это уже фанатизм», - считает ставропольский священник Александр Гомзяк.

Споры о боге

Анна Максименко, «АиФ-СК»: В крае идёт суд над атеистом. В соцсетях люди поспорили, есть ли Бог? Виктор Краснов высказался против, и его обвиняют в публичном оскорблении чувств верующих. Как церковь относится к этому процессу?

Александр Гомзяк: Церковь не имеет к этому суду никакого отношения, мы сами узнали из новостей об этом случае. К нам за благословением подать жалобу никто из потерпевших по делу не обращался. Верить или не верить - это дело каждого. Я никому не доказываю, что Бог есть. В дискуссиях, если таковые возникают, на примере жития святых отцов, на своих жизненных примерах я говорю о том, что бывают случаи, когда вера в Бога спасает и помогает.

Но прежде всего нужно во всех спорах сохранять человеческое лицо. Вот не сошлись вы в каком-то вопросе - спорьте друг с другом, сколько хочется, но не нужно эти споры выставлять напоказ. А уж если заявляешь своё мнение публично, чувство такта и корректность высказываний все же нужно соблюдать. Я думаю, ажиотаж по этому делу уже скоро пройдёт, и, конечно, сажать в тюрьму за атеизм не нужно.

Хотите личное мое мнение? Это попытка завоевать некую популярность. Может быть, это сделано специально. Сначала «сцепились», а потом выставили это всё на общее обозрение - и вот теперь всё внимание только на них. Они - звёзды, а мы чрезмерно уделяем им внимание, как будто других проблем нет.

- А какие сейчас, на ваш взгляд, самые актуальные проблемы?

Люди меньше стали жениться. Молодёжь сейчас рассуждает примерно так: мы сначала поживём так, а то вдруг характерами не сойдёмся. Но люди согрешают тем, что изначально не доверяют друг другу. Значит, отношения уже с червоточиной. Должно быть так: люблю, женюсь, и будем вместе через все горести идти. А получается, что жить буду так, чтобы удобно было только мне. Но не бывает идеальных характеров. Нужно уметь терпеть и уступать.

Допускать насилие нельзя. Такое часто бывает в семьях, где дети росли в неблагополучной атмосфере. Они потом повторяют грех родителей. Об этом нужно рассказывать, проводить семинары, создавать программы по работе с молодёжью.

Но ведь есть и семьи, которые разводятся не из-за насилия. Виной всему гордыня плюс не хватает воспитания. Нет культуры семьи, которая должна формироваться ещё в детстве. Родители должны на своём добром примере показывать, что такое настоящая семья.

Все разводящиеся супруги утверждают, что женились по любви. А потом винят характер. Значит, надо работать каждому над собой. Я женился по любви, и в этом году 20 лет нашему браку. И если вдруг зреет скандал, я всегда матушке своей говорю: «Давай завтра поругаемся». А назавтра уже и забываешь, из-за чего хотел поругаться. Развод и скандалы травмируют детей.

Не перейти черту

Сейчас много внимания уделяют религиозному воспитанию. Когда-то запрещали веру, а теперь такое ощущение, что её навязывают…

Введение религиозного направления в учебных заведениях - мера нужная. Мы всё чаще сталкиваемся с фанатизмом. Например, запрещённая в нашей стране организация ИГИЛ. Туда ведь как раз попадают молодые люди по трём причинам: алчность (идут из-за денег), гордыня (фанатики считают только себя правыми) и невежество (нехватка знаний об истинной религии). Поэтому должны быть здравые мысли, чтобы эту грань не перейти. За этой гранью - обрыв, потеря сознания и смерть. Убивать человека нельзя ни в одной религии. Исключение - когда мы защищаем свою Родину и свою семью. Но и это крайние меры, мудрым словом и мудрым ответом можно сохранить целые государства. Вот мы и стараемся работать с молодыми людьми ещё со школьной скамьи.

- Говорят, в этом году за каждой школой Ставрополя закрепили священника…

Да. Они общаются с преподавателями, детьми, воодушевляют их, советуют. Это как с психологами. Кстати, сейчас многие священники имеют профессиональное образование психологов.

Когда ввели основы православной культуры, нам дали возможность через священников, через специально обученных преподавателей помочь изучить «чистую», исконную религию, без псевдопонятий. Наша цель - не посвятить всех в веру, цель - донести исторически достоверную информацию. Это не проповеди, не навязывание своего мнения. Ни в коем случае! Насильно мил не будешь. Чрезмерное насаждение религии может, наоборот, оттолкнуть человека.

Доброе око

Раньше люди с удовольствием собирали деньги на строительство новых храмов. Но всё чаще звучат жалобы: церквей стало слишком много, колокольный звон слышно в квартирах, а на некоторых церквях даже вывесили динамики…

Люди разные, «доброе око всё видит добрым, а злое - злым». Я знаю историю с жалобой на колокольный звон и проповедь из динамиков. Речь идёт о храме на территории 4-й горбольницы. Он находится довольно далеко от жилых домов, но человек все равно жаловался.

Хотя Андреевский храм в центре города стоит совсем рядом с жилыми домами, но жильцы не жалуются. И такие случаи тоже бывают, но редко. Вывешивать динамики на улицу в густонаселенных районах нельзя. А вот, например, на храме Сергия Радонежского на пр-те Кулакова - можно. Каждые 10 лет прихожан становится больше, кстати, они ещё и помолодели. Поэтому до 2020 года в Ставрополе построят 20 новых храмов. И пусть будут лучше храмы или школы, чем питейные заведения.