Настоящие признаки мужской любви. «Ища любовь, мы на самом деле ищем Бога

Почему нам так хочется большой любви? Как найти ее и не потерять? Почему любовь проходит? Что делать, если на твое чувство не отвечают? Как пережить муки неразделенной любви? И бывает ли вообще любовь неразделенная? Как, посвящая жизнь другому, не потерять себя?

«Любовь - фундамент нашего существования»

Дорога к вашему монастырю утоптана ногами сотен молодых людей, идущих к вам исповедаться. Чувствуете ли вы по их откровениям, чтобы в их отношении к любви что-нибудь изменилось?

Я бы сказал, что мы, монахи, гораздо лучше знаем людей, чем они себя знают сами, потому что видим их не снаружи, а изнутри. Потому мое мнение таково: у нынешней молодежи огромный душевный потенциал, но им не хватает компаса. Они чаще всего не знают, что такое на самом деле любовь. Путают ее с влюбленностью. И не умеют ею жить. Они смотрят разные фильмы и живут по шаблонам. Все мечтают о большой любви, как в кино. Уже готовой, с безупречным партнером, который понимал бы их, что бы ни произошло. И не понимают, почему с ними не бывает такого же. Но эти любови из книг и фильмов - утопические, в реальной жизни они не встречаются.

Однако что чувствуется у всех приходящих исповедаться - так это неустанный поиск, желание испытать любовь глубокую, совершенную. Эта жажда любви присутствует у всех.

- Почему у нас такая сильная потребность самореализоваться в большой любви?

Ища любовь, ты на самом деле ищешь Бога. Даже если не отдаешь себе в этом отчета. Даже если ты и не христианин

Ища любовь, ты на самом деле ищешь Бога. Даже если не отдаешь себе в этом отчета. Даже если ты и не примерный христианин, но каждый раз, когда любишь и любим, ты каким-то удивительным образом ощущаешь, что там, в любви, - истина. Ты ищешь любви всю жизнь, она нужна тебе, и даже когда ты притворяешься, будто у тебя ее больше нет, ты ее безусловно чувствуешь, чувствуешь уже как-то искаженно, но все-таки опять начинаешь всё сначала. Тебя тянет к ней, ты всё время стремишься достигнуть ее, потому что чувствуешь, что там - полнота и счастье.

Мы, люди, не можем не любить, не хотеть быть любимыми. Потому что это фундамент нашего существования. Бог есть любовь, и всё, что в этом мире есть, жаждет любви. Бог создал всё по Своему образу и подобию, по Своему образцу, образцу Троичных отношений. Мы были созданы как люди, чтобы участвовать в радости отношений в Боге и с Богом. Чтобы испытывать любовь. Чтобы быть вместе. Поэтому и говорится, что рай - это общение со всеми, а ад - невозможность больше любить.

Хотя у нас и есть Бог, но мы все-таки чувствуем, что без другого мы неполны. Нужен ли другой, чтобы быть счастливым?

Бог создал людей неполными для того именно, чтобы они нуждались друг в друге. Ведь если бы Он создал нас совершенными, то мы были бы самодостаточными. Конечно, есть люди, которые отдают больше, и люди, которые отдают меньше, но не надо останавливаться на отношениях с одним человеком, надо учиться любить всех людей, стяжать плод из отношений с каждым, не только с партнером по жизни. Каждый человек - это потенциальный дар для нас, которым мы можем обогатить себя.

Мы мечтаем - почти все - о большой любви, которая длилась бы всю жизнь. И всё же реальность показывает, что любовь умирает, и притом чаще, чем нам хотелось бы думать. Почему угасает любовь?

Она умирает, потому что в этом уравнении нет Бога. А значит, нам неоткуда подпитываться, возрождать нашу любовь. Без Бога нет начала, генерирующего любовь. Сам человек - это ограниченное существо. А благодать делает его бесконечно глубоким. Благодать - от Бога. Святой Иоанн Златоуст говорил, что всякие непреображенные отношения дегенерируют. Их потребляют.

Без благодати человек пребывает в падшем состоянии. То же самое и с любовью. Она угасает, если на нее нет ответа. Если ты направляешь ее к Богу и людям, она получает ответ из бесконечности Бога. А если направишь к себе, телу, материи, она расходуется, исчерпывается, потому что эти вещи ограничены. Поэтому и необходимо венчание. Венчание - это сочетание двоих с третьим: с Богом, Который бесконечен.

- К сожалению, одно то, что ты венчаешься в церкви, еще не гарантирует стабильного счастья…

Надо учиться видеть в другом Бога. Не надо относиться к человеку как к чему-то законченному. Каждая личность - это бесконечный источник, но только не освобожденный от завалов.

Любовью, с помощью Божией, мы можем разобрать завалы, чтобы другой мог дать ход своей сущности, выложил весь свой потенциал нравственный, духовный и потенциал любви. Потому что каждый человек - это намного больше, чем то, что мы видим. И приходит любовь и активизирует в другом то, о чем у него и понятия не было, что это в нем есть.

Ты нуждаешься в другом, который придал бы тебе меру. В отношениях двух людей человек постоянно развивается. И уже никак не может насытиться другим, наскучить, дойти до рутины. Потому что каждый побуждает другого развиваться. Каждый распускается, как почка, затем как цветок, и это цветение его бесконечно.

Многие люди кажутся неспособными на глубокие чувства. Это потому, что они, в свою очередь, не были любимы, чтобы расцвести. Однако всё это невозможно без Бога. И без усилия каждого активировать в другом Его потенциал, Божественную благодать. Нужно любить - с Богом в себе - Бога в другом.

- Как нам следовало бы любить, батюшка? Где мы ошибаемся, что нам всё время приходится начинать сначала?

У нас нет навыка самоотдачи. И любовь становится каким-то аксессуаром, способствующим собственному счастью

Мы не умеем отдавать себя. У нас нет навыка самоотдачи. Современное общество учит людей ориентироваться на свои желания, учит любить прежде всего самих себя, стремиться к собственной самореализации. И любовь, таким образом, становится каким-то аксессуаром, способствующим их собственному счастью. «У меня есть карьера, дом, есть и возлюбленная!» Однако мы не любим по-настоящему, если не совершаем этого опыта выхождения из себя и не начинаем упражняться в отдаче, тренировать свою силу любить.

Любить - значит гравитировать, как планета, вокруг самореализации другого. Думать, как помочь другому, как пойти ему навстречу, как упокоить его, как защитить от трудностей, как доставить радость, как приготовить ему вкусную еду, когда он устал. Надо учиться жить другим и для другого.

Любовь означает очень много поступков. Намерения, мысли сами по себе ничего не стоят при отсутствии поступков. Мир полон намерений. Совершая поступки, ты самого себя проверяешь, можешь ли по-настоящему любить. Я недавно читал в одной книге, как один политзаключенный - крестьянин, посаженный в тюрьму на старости лет, - получал от своей бабки письма, в которые она вкладывала по засушенному цветочку. Вот что значит любовь. И даже больше: дарить, когда ты весь исчерпан, когда у тебя больше нет никаких сил. И никаких оправданий нет тому, чтобы не дарить.

Если ты даешь от избытка, когда тебе хорошо и легко давать, это не стоит ничего. А когда ты уже не можешь, но всё-таки хочешь сделать что-нибудь для другого, в тебе вспыхивают ресурсы энергии, о которых ты и представления не имел. Ты получаешь силу от Бога и делаешь больше, чем думал, что ты способен сделать.

Отдавать себя, когда уже не можешь, - это действительно связывает тебя с другим и побуждает и его раскрыться, в свою очередь отдавать. В любви надо дарить то, чего у нас нет, если у нас больше нет. И тогда, как в Евангелии, это ничто преображается, и хлеба и рыбы хватает всем.

До каких пор можно отдавать себя, чтобы это совсем не превратило тебя в ноль? Иногда лучше остановиться, если другой не отвечает тебе тем же…

Самоотдача - это добровольный поступок, это не зависимость от другого, не рабство. От тебя не требуется совершать ее. Самоотдачей я не упраздняю себя, а обретаю себя заново и обогащаюсь способом бытия другого. А обладая, упраздняю себя. Некоторым людям удобнее позволить другим обладать ими. Таков случай многих нынешних женщин, которые доходят до того, что дают поработить себя. Мужья бьют их, они страдают, но боятся выбрать другой путь, предпочитая надежность. Они испытывают страдание абсурдное, которое даже не спасительно. Это какая-то разновидность лени. Они отказываются от ответственности за свои решения и предпочитают только исполнять. Но так они не будут эволюционировать никогда.

«Когда Бог посылает тебе влюбленность,
это еще не значит, что Он посылает тебе и любовь»


Не у всех бывает необыкновенная любовь. В этом наша вина? Зависит ли от нас испытать большую любовь, или она - дар от Бога?

Встретить конкретного человека - это зависит от воли Божией. Но то, как мы реагируем на эту встречу, зависит от нас

У Бога имеется четкий путь для каждого. Совпадений не бывает. Встретить конкретного человека - это зависит от воли Божией. Но то, как мы реагируем на эту встречу, зависит от нас. Каждый человек, встречающийся нам на пути, - это дар Божий, и мы каждый раз должны спрашивать себя: «Для чего судил мне Бог встретить этого человека? Что я могу сделать из этих отношений? Что должен понять? Какую пользу извлечь?»

Потом, не будем путать влюбленность с любовью. Когда Бог посылает тебе влюбленность, это еще не значит, что Он уже посылает тебе и большую любовь в готовом виде. Влюбленность - это лишь задаток от Бога. Если ты израсходуешь его по неведению, то уже никогда не достигнешь настоящей любви.

Может, сначала она и не кажется большой, но любовь, если над ней работают, всё больше возрастает. Любовь - это не чувство, а сила. Бог не плоть, и всё же называет Себя любовью. Итак, любовь - это не плоть!

Конечно, и эта составляющая, плотская, входит в любовь, но она целиком не сводится к ней. Любовь - это огромная сила человека, получаемая свыше, сила, которую каждый в отдельности должен высвобождать и возделывать. Я говорю «высвобождать», потому что чаще всего мы любим самих себя, и тогда любовь бывает заперта в нас, она вращается по кругу. Это любовь эгоистична, она обращена на себя, вместо того чтобы быть свободной и не просить ничего взамен.

- Настоящая любовь всегда свободна?

Да, настоящая любовь утверждает свободу другого. Не пытается овладеть им. Здесь больше всего ошибаются, когда один пытается изменить другого, подогнать его под свой вкус. Когда любишь, надо выйти из себя в смысле постараться почувствовать другого, понять другого, увидеть мир его глазами. Если ты попрешь его свободу, у него сработает инстинкт самосохранения. И он замкнется в себе. Будет остерегаться тебя, будет чувствовать, что на него давят.

В отношениях должно быть равновесие между сближением и дистанцированностью. Надо хранить тайну другого, не развеивать ее по ветру. Не пытаться рыться во всех уголках его души, не давить цветы экскаватором. Грубость, наглость разоряют тайну другого.

Этот опыт выхода из себя иногда болезнен: это значит покинуть безопасную позицию, выйти из комфорта собственного способа существования, принять способ существования другого. Но только так ты можешь расшириться, обогатиться и преобразовать любовь в путь познания. Если ты остаешься в себе самом, то остаешься очень бедным. Более того, в какой-то момент оказывается, что все от тебя отвернулись. Ты становишься одиноким.

- Надо ли тогда умножать толерантность в любви?

Нам следовало бы упражняться в инаковости, а не в толерантности. Толерантность - это какая-то снисходительность к тому, что тебе не подходит: ты предполагаешь, что у другого имеются какие-то изъяны, которые ты по своему великодушию обходишь вниманием. То есть толерантность предполагает гордость. Между тем в любви тебе не дано права считать свой способ существования лучше, чем способ существования другого, тебе нельзя требовать от другого, чтобы он изменился, а надо требовать от себя терпеть другого.

В любви тебя не должно занимать собственное благо - тебе надо отдавать себя на служение другому, твоей заботой должно быть его становление. Его цель - не украсить тебя, не сделать так, чтобы ты чувствовал себя красивее и лучше. Любовь, правильно переживаемая, в любом случае меняет всё к лучшему. То, что я полностью отдаю себя, что оказываюсь жертвующим, побуждает и другого исправить себя, осознать себя, меняет его к лучшему.

Отец Феофил (Пэрэян) говорил, что любовь никогда не подсчитывает и любовь подсчитывает всегда. Как это понять?

Отец Феофил (Пэрэян) говорил, что любовь никогда не подсчитывает и любовь подсчитывает всегда. Как это понять? Ведь она никогда не подсчитывает, что отдает, чтобы привлечь внимание другого: «Вот посмотри, сколько я сделал для тебя, а теперь и ты отдай мне столько же». И в то же время постоянно подсчитывает, сколько получает, чтобы смочь дать больше. Такова любовь истинная.

Иногда, сколько бы ты ни делал для другого, он остается безразличным и не воздает тебе за это ни крошки любви. Как узнать, кто заслуживает того, чтобы ты отдал ему всё?

В естественном порядке вещей - не вступать в отношения, пока ты не уверен в них. Потенциал чувств, любви нужно хранить, пока не найдешь человека, с которым вы действительно сходитесь, с которым будете подходить друг другу прежде всего душевно, а не плотски.

Когда нормальный человек встретил другого нормального человека и жертвует собой до конца, ему удается победить другого любовью, даже если другой любит меньше. Любовь одного, со своей стойкостью, может спасти любовь другого. Я знаю много случаев чудесного восстановления отношений, находившихся на грани распада, а потом ставших крепче и глубже, чем раньше. Людям надо научиться ценить кризисы.

Однако тут кроется и ловушка. Если ты остановишься на человеке, то рискуешь потерять всё. А если будешь всегда иметь в уме Бога, то найдешь вокруг достаточно людей, заслуживающих того, чтобы ты отдал им всё, не боясь, что можешь прогадать. Ни один человек сам по себе не заслуживает того, чтобы ты отдавал ему всё. Потому что этот человек - не конечная реальность, но Бог, Который в нем, - да. В конечном итоге через человека мы на самом деле даруем себя Богу.

«Если дело не доходит до венчания, это значит,
что Бог был исключен из уравнения»


- А в чем же тогда смысл семейной жизни?

Отношения, семейная жизнь - это всего лишь рамки, в которых мы себя проявляем, совершенствуемся. Мы упражняемся в любви, этой способности выйти из себя, чтобы стать прозрачными, чтобы Бог мог проявить Себя в нас в полной мере, а мы достигли бы взаимопроникновения друг в друга, могли бы любить всё больше. Только если мы упражняемся в открытости, мы становимся широкими сосудами, могущими принять гораздо больше, чем другого. И тогда я при его посредстве могу любить всех людей, всю природу и всех зверей, могу вместить в свое сердце всё творение Божие. Упражняясь в общении с другим, мы готовимся к общению со всеми, которое будет иметь место в Царстве Небесном.

- Существуют ли души - вторые половинки? Люди, рядом с которыми всё становится намного легче?

Существуют, но их несколько. Не существует одного-единственного человека, с которым тебе суждено быть вместе. Но есть несколько человек в мире сем, с которыми вы очень хорошо подходите друг другу. То, что ты встретил одного из них и, по неведению, любовь исчерпала себя, не означает, что ты всю жизнь будешь оставаться один. Так же как и то, что ты встретил душу - твою вторую половинку, еще не гарантирует того, что любовь эта будет продолжаться, если ты не будешь совершать ее добродетелей. Без того, чтобы люди подходили друг другу, любовь невозможна. Но совпадение половинок - это только искра. Оно не гарантирует вечности чувства. Ты не заслуживаешь того, ради чего не потрудился! (Смеется.)

Наоборот, часто бывает, что именно такая любовь исчерпывает себя быстрее, потому что там всё хорошо и никто не прикладывает никаких усилий. Достигается какая-то удовлетворенность, поскольку другой отлично отвечает моим потребностям, а я - его, и тогда каждый любит себя, при посредстве другого.

- Так рождаются ревность и собственнические чувства?

Ревность - это любовь к себе при посредстве другого. Если ты ревнив, то ты не любишь другого по-настоящему, а считаешь, будто имеешь права на другого, но кто-то на них посягает. Боишься, как бы кто-нибудь не пришел и не отнял его у тебя. Но никто не имеет права конфисковать у тебя другого! Эта искаженная любовь с ревностью и страданиями, делающая человека слепым и лишающая ума, - любовь демоническая. Она по-своему заколдовывает, очень эмоциональна, обладает чрезмерным эротизмом, но причиняет неимоверно много страданий, упраздняет тебя как личность. Ты думаешь, будто пожертвовал собой, страдая, а на самом деле был одержимым. Любовь настоящая, Божественная утверждает, а не разрушает. Она как ясное небо. В ней нет смятения и мглы.

Сегодня всё больше людей выбирают свободную форму любви. Уже не женятся, а иногда и не живут вместе, но при всем том любят друг друга и живут в гармонии. Грешно ли так поступать?

Любовь, которая не предполагает ответственности и жертвы, - не настоящая. Это любовь конъюнктурная, не достигающая зрелости. На самом деле в таких случаях не доходят до настоящей любви, а остаются в фазе влюбленности. Если дело не доходит до венчания, это значит, что Бог был исключен из уравнения. Без Божественной благодати человек конечен, и его любовь длится лишь какое-то время. Выбирающие этот путь хотят такой любви, в которой ничего нельзя было бы потерять, но только выигрывать. Они хотят взять что-то, что приобретается легко, и оставаться всегда свободными на тот случай, если появится что-нибудь более привлекательное.

Когда у тебя несчастная любовь, ты часто думаешь, что мог бы найтись кто-нибудь, кто любил бы тебя больше, понимал бы лучше…

Этот взгляд на вещи - следствие техницистского образа мыслей. «Продукт нравственно устаревает в тот момент, когда выходит его улучшенная версия». (Смеется.) То есть он выходит из употребления. Но люди не выходят из употребления, они пребывают в постоянном становлении. Нужно углублять, копать соответствующие отношения, чтобы достигнуть новых и новых глубин. И даже если появляются возможности для более хороших отношений, даже если мы узнаем людей, которые кажутся нам более подходящими, нам нельзя менять человека. Нам нельзя начинать тысячу путей, потому что так мы никогда не дойдем до конца.

Ты не можешь до бесконечности переделывать себя по образцам других женщин или мужчин, потому что изнашиваешься как деталь, доходишь до того, что теряешь всякую форму. Думаешь, будто приобрел опыт, обогатил свой способ существования, имея очень много любовных отношений, а на самом деле потерял себя и уже не знаешь, что ты такое на самом деле.

В любви, как и в профессии, очень важно быть постоянным. Ты не можешь три года быть врачом, затем еще три - актером, а еще через три года начать готовиться к тому, чтобы стать футболистом. Надо идти дальше. Потому что тупик, к которому ты пришел в отношениях с другим, он в первую очередь твой, а не другого. Бог предназначил его тебе, чтобы ты преодолел себя, эволюционировал. Изменяя человеку, ты бежишь от себя, бежишь от становления. А препятствие появится снова, в другом виде, кто бы рядом с тобой ни был.

«Ничто не бывает без жертвы, без принципа Креста»


Почему верность так важна? Я знаю людей, которые говорят, что любят своих партнеров, хотя время от времени обманывают их, но что это не имеет никакого значения, покуда в центре внимания находятся не чувства.

Они сами себя обманывают. Это очень плохо - использовать других для своих эротических потребностей. На самом же деле ты используешь самого себя. Ты стагнируешь. Без верности ты не можешь дойти до более глубоких уровней. Только так ты можешь развиваться. Между тем, если ты позволяешь себе какие-то альтернативы, это значит, что ты не расположен преодолевать заграждение, что хочешь обойти его.

Если ты отказываешься от альтернативы, тогда ты уже не колеблешься, преодолеваешь кризис и видишь, какой потенциал имеется в тебе и другом. И ты больше приобрел и стал богаче, чем раньше. Достигаешь другого уровня любви - это любовь очищенная и очень глубокая, не сводящаяся к одной плотской влюбленности.

Малое усилие значит малое становление, это значит бежать от самореализации. Видите, ничто не бывает без жертвы, без принципа Креста. Жертва на Кресте - это окно к Воскресению.

Святой Максим Исповедник говорил, что в творении от всего требуется быть соответственно кресту. Так проявляется любовь Божия к нам. Потому что таково наше падшее состояние, таково следствие грехопадения. Нам не дается ничего, если мы ничем не жертвуем. И любовь - тоже жертва. Ты жертвуешь своим «я», чтобы приблизить к себе «я» другого. Это отказ от себя. Жертва придает глубину любым отношениям. Она скрепляет любовь.

Влюбиться легко, но любить очень трудно. Ты бежишь от креста - бежишь от воскресения, бежишь от радости, бежишь от истинной любви! Без креста нельзя. Без креста путь легок, удобен. Но, не умея страдать с радостью, наполнять страдание смыслом, мы на самом деле бежим от жизни. И всё, что получаем, - это секонд хэнд. Все радости любви разбавлены. Всё, что мы чувствуем, бледно.

- Почему любовные страдания - одни из самых болезненных?

Потому что человек, любя, раскрывается и становится глубоким. И тогда он получает удары прямо в глубь своего существа.

Если любовь была с Богом, но другой всё же уходит, Бог не останется в долгу. Он придет и заполнит пустоты, потому что ты не любил только того, кто ушел, но и Бога в нем. Ты можешь быть действительно разбитым после расставания, только если у тебя нет Бога. Если ты любил не так, если был одержим любимым.

Иногда после большой любви у нас уже не хватает духу идти дальше, раскрывать свою душу снова. Как залечить раны, нанесенные страданиями любви?

Отец Феофил (Пэрэян) говорил, что страдание - это великая тайна. Ты его тщетно объясняешь себе теоретически - сердце у тебя продолжает болеть. И любой внешний совет остается всё так же внешним. Только Бог может залечить такие раны, если сочтет нужным.

Однако некоторые из них вовсе и не надо залечивать. Иногда бывает, что твое сердце может вынести бесконечно много открытых ран. Способность человека страдать очень велика. Да нам и не нужно быть одержимыми тем, чтобы рана затянулась, чтобы мы забыли всё. Неудачу в любви не надо упразднять эмоционально. Ты можешь вести другие отношения и с раной в сердце. И с несколькими ранами в сердце. Бог как-то дает тебе силу любить заново. Надо идти вперед, иметь храбрость раскрыться вновь, принимать (раны) снова. Тебе нельзя останавливаться.

«Счастье зарабатывается каждый день»


- Некоторым как будто даются одни лишь страдания, всю жизнь…

Надо понять, что это как игра между тобой и Богом. В страдании на самом деле скрывается любовь Бога к тебе. И тогда ты начинаешь находить смысл в каждом страдании. Без Бога всё заканчивается великим абсурдом. И самое малое страдание сбивает тебя с ног. Ты уже не понимаешь ничего и доходишь до того, что полагаешь конец своим дням. А с Богом и самое великое страдание исполнено смысла и всегда сопровождено радостью. Никогда не надо забывать, что Бог любит тебя и испытывает. Испытывает, потому что хочет тебе что-то дать. Но дать за какую-то цену! Надо заслужить дар, надо подняться духовно на уровень, на котором ты можешь его принять. На следующий уровень игры. В любом случае дар намного больше страдания, через которое проходишь, чтобы достигнуть его.

Бог не может давать нам беспрепятственно, ибо тогда Он задушил бы нас Своей любовью, раздавил бы наше существо, не дал бы нам свободно расцвести. Бог, когда любит, искушает нас, как серебро в горниле. Потому что хочет извлечь из нас чистейшую суть.

- Что делать, чтобы быть счастливым?

Надо отправиться на поиски истины любви, искать всеми силами. Не будем искать безрезультатно, на поверхности, а будем отдавать себя полностью, всем людям и, через них, Богу. И отдаваться на всю оставшуюся жизнь.

Счастье - это не нечто данное. Счастье - это становление

Настоящее счастье есть. И есть здесь, на земле. Оно не что иное, как путь, по которому мы идем вперед. Только в той мере, в какой мы умеем давать, мы и получим. Потому что Бог иногда мучает нас, но и воздает сверх меры. Играет с нами, побуждает хотеть большего, желать для себя большего, становиться чем-то бо льшим.

Счастье - это не нечто данное, не легкая нажива, не окаменелость, которая вдруг сваливается на тебя. Статичное счастье раздавило бы нас своей страшной скукой. Счастье зарабатывается, оно приобретается каждый день. Оно - постоянное восхождение, динамика, всё время адаптирующаяся к нашим потребностям. Счастье - это становление.

Настоящая любовь, неважно, к мужчине, женщине, детям, к родителям или другу - лишена эгоизма. И это вовсе не говорит о том, что вы должны жертвовать чем-то ради кого-то, забыв про себя и ставить интересы объекта вашей любви превыше всего. Не любя себя, вы и не сможете никогда по-настоящему кого-то полюбить. Настоящая любовь, лишенная эгоизма, говорит не о самопожертвовании, а об ОТСУТСТВИИ ПРЕТЕНЗИИ НА ПРАВООБЛАДАНИЕ.

Что это значит? Это значит, что любя цветы, вы не будите их рвать, чтобы поставить их у себя дома и наблюдать за тем, как медленно, но верно уходит из них жизнь; любя животных, вы не станете покупать в магазине мясо и ставить его в духовку в ожидании вкусного обеда; любя природу, вы не станете разжигать на ней костры, ломая ветки деревьев, в которых годами прибывала жизнь.

Многие люди часто говорят слово «люблю» даже не осознавая, какой смысл вкладывается в эти слова.

Люди часто путают любовь с желанием обладания. А это отличается от любви как черное от белого, как небо от земли, как луна от солнца.

Истинная любовь, это не то, что просто приходит само по себе, внезапно обрушиваясь на нашу голову, словно тающий лед с ледников. Любовь это то, чему нужно учиться. Недостаточно испытывать какие-то определённые чувства. Недостаточно ощущать, как просто быстро бьется ваше сердце и за спиной растут крылья.

Научитесь любить. Научитесь любить без желания на право обладания. Представьте заснеженные горные вершины во всей своей величественной красоте. Вам нравится наблюдать за ними. Вам нравится вдыхать свежий горный воздух. Вы получаете наслаждение от того природного девственного великолепия, что дарят они вам. Вы любите горы и созерцаете их без желания на право обладать ими. Вы же не хотите стать царем этих гор? Вы же не одержимы идеей, чтобы эти горы были только ваши и чтобы не одно живое существо кроме вас, не смогло так же любоваться ими? Вы даже не задумываетесь о том, любят ли вас сами горы. Если это так, то это и есть ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ. Перенесите это в свою жизнь! Перенесите это мироощущение на своего мужа, жену или детей. Попробуйте любить по-настоящему. Уберите эгоизм из своей жизни! Попробуйте любить без желания на преобладание. Тогда вам нечего будет терять, тогда вам нечего будет бояться, тогда вы обретете спокойствие, вы станете свободны.

Эгоизм и любовь несовместимы, так же как свет не может сочетаться с тьмой. Эгоизм вытесняет любовь. Он делает ее невозможной. «Я буду любить тебя, если ты любишь меня», «я люблю тебя, потому что ты хороший», «я люблю тебя, потому что мне хорошо с тобой» - в любви нет таких противопоставлений. Любовь тотальна, настоящая любовь не имеет ограничений.

Замечали ли вы, как пытаемся изменить людей? Мужа, жену, детей, друзей. Мы навязываем своё мнение, считаем себя правыми, считаем себя умнее, мудрее, опытнее, навязываем своё мировоззрение. Это неправильно, пусть и из лучших побуждений. Насильно изменить не получается. Без желания человека это невозможно.

Человек умеющий любить, никогда не останется один. Человека умеющего любить, будет поддерживать жизнь. Наполняя мир истинной, настоящей любовью, вы будете получать ее в ответ.

Я бы мог с тобою быть,

Я бы мог про все забыть,

Я бы мог тебя любить…

— Но это лишь игра!

(песня группы «Ария»)

Ах, любовь — любовь..! Нет на свете ни одного человека, которого бы она не волновала — причем не теоретически, а очень лично! Но, что парадоксально, слово «любовь» используют все, а спроси «Что же такое любовь?» — и внятно объяснить почти никто не может… Это несмотря на то, что о любви так много написано и еще больше создано произведений искусства — творцов эта тема вдохновляет, пожалуй, больше всех других.

Чтобы от чего-то оттолкнуться, заглянем в Википедию, которая отражает, пожалуй, самое общее представление о любви:

Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Да уж, скуповато… «Чувство привязанности и симпатии, избирательно направленное» , а чем же оно характеризуется? — Что привязанность, что симпатия могут иметь разные причины и мотивы. Мне почему-то всегда казалось, что одно из главных отличий настоящей любви — это ее бесконечность во времени, чему я потом нашла подтверждение в очень авторитетном источнике.
А еще мне кажется, что любовь должна преображать человека в лучшую сторону и вести его к , — ведь ее так часто считают и даже «основной созидающей силой во вселенной»? Вот такой я «романтик»! :) Но, обо всем — по-порядку.

Любовь, как чувство

Однажды, перечитывая классику, я с удивлением обнаружила, что в нашей классической литературе не встречаются такие случаи, чтобы сильная любовь была со счастливым концом. Сказки «Тысячи и одной ночи» и наши сказки часто заканчиваются оптимистическими словами: «И жили они долго и счастливо, и умерли в один день» .

Но то сказки, а вот наши литературные гении, признанные знатоками человеческой души и претендующие на реалистичность своих творений, говорят о сильной любви совсем иное. Вспомните, от Шекспира и до Пушкина — хоть одна история великой и страстной любви добром закончилась? Либо влюбленные никогда не соединяются в силу каких-то причин, либо соединяются, преодолев многие преграды, но счастливо им не живется — обязательно умрет кто-нибудь, например. Может, я что-то пропустила? Вы можете привести такой пример из классики, чтобы «жили долго и счастливо» ?

Сдается мне, что не спроста наши гении так единодушны в этом вопросе. И что-то они хотели нам этим сказать, предостеречь о чего-то… Вопрос — что ? Для начала посмотрим, что же они описывают, как любовь , и что, с их легкого пера, многие и считают любовью?

А описывают они некое всепоглощающее чувство , напоминающее болезненную одержимость, характеризующееся тем, что желание быть с любимым человеком становится для влюбленного важнее всего на свете, даже самой жизни… Он ужасно страдает в разлуке с любимым и безумно счастлив вместе, и эти эмоции могут толкнуть его даже преступления «во имя любви».

Это страстное влечение обычно сочетается с романтической идеализацией возлюбленного, приобретающей прямо-таки религиозные черты — ему (ей) приписываются черты совершенства и воздается поклонение, как богу.

Именно это характерное чувство знакомо практически всем и считается любовью . Как мы сегодня знаем, оно может возникать не только между мужчиной и женщиной, но всегда имеет гормональную окраску. И те, кто после него выжил, знают, что оно проходит через некоторое время — человек от него «выздоравливает», как от болезни. Время для этого требуется всем разное и шрамы остаются, но факт в том, что это чувство проходит . Что не удивительно: любое чувство не может длиться долго — такова уж природа чувств. А как же тогда бесконечность, «вечность» настоящей любви ?

Есть мнение, что гормонально-романтическое влечение — это просто «влюбленность» , характеризующаяся эгоистичным желанием «обладания» объектом в противоположность «любви» , которая жертвенна и забывает себя ради любимого. Но черты жертвенности явно проглядываются в наркоманической любовной зависимости , которая основана не только на гормонах, но и на глубоко запрятанных и нездоровых психологических факторах. А уж какая жертвенность !

Подробно о зависимости и о том, что с ней делать, мы уже говорили в статье — можете заглянуть. Похоже, что именно такую любовь испытывали герои нашей литературы. Да, эта зависимость намного сильнее и длится может гораздо дольше, но она-то вообще больная ! — Это серьезные психические проблемы, порождающие болезненную зацикленность на одном человеке. Если те врачи, которые занесли «любовь» в справочник болезней, имели в виду ее, то они совершенно правы!

Итак, любовь-чувство , как в легком варианте «влюбленности» , так и в тяжелом — «зависимости» всегда сопровождается тем, что человек «не в себе» , тем, что это чувство проходит, и, обязательно, страданием. Недаром в русском языке слово «страсть» первоначально имело именно это значение — «страдание» . Потому часто люди, пережившие такую «любовь», в ней разочаровываются и либо объявляют, что они «в любовь не верят», либо закрывают двери и окна своей души, чтобы эта напасть больше не вздумала их посетить. И правильно делают!

Что хорошего в болезни, которая лишает человека себя и заставляет страдать? Плюс тут один — сильные страдания, сопутствующие такой «любви» могут побудить человека думать и расти, но именно страдания, а не само это чувство. Сдается мне, что это совсем не любовь, а ее подделка, — на что, возможно, классики нам и намекают. А вы как думаете?

Любовь, как энергия и состояние

Сейчас стали модными книги и тренинги, в основном для женщин, которые учат своих последователей «наполняться любовью» . Сами глаголы, которые в таких учениях применяются к любви, указывают на то, что они считают «любовь» некоей «энергией» , которая, как и любая энергия, измерима количественно, может накапливаться и тратиться и абсолютно безлична — не только объект, на который она изливается, но и субъект, который ей наполняется, для нее просто сосуд или носитель.

Накопление такой «любви» происходит с помощью вполне определенных технических приемов — сплошная психо-механика! Те, кто успешно проходит такие тренинги, начинают ощущать в себе переполняющую блаженство и благожелательность ко всему и ко всем, которая изливается или излучается вокруг них. И сам себе он нравится, и всех готов расцеловать!

Ничего плохого в этом нет, но он совершенно не готов сострадать, например. Его «хорошо» настолько для него ценно, что он старается эмоционально избегать всего, что может нарушить его блаженство. Ему приходиться все время поддерживать себя в состоянии «любви» посредством специальных практик, потому что временами реальность, в виде жизненных проблем, его все-таки настигает, — по крайней мере, на первых порах. Опять же, ни о каком личностном или нравственном росте и речи нет — все забота о поддержании себя «в состоянии» .

Наверное, и для человека, и для окружающих, лучше, чтобы он находился в таком блаженном состоянии, чем если бы он ныл и раздражался. Но причем тут любовь , если мы знаем, что любовь — это все-таки «субъектное, избирательное отношение»? Возможно, это состояние так назвали потому, что в нашем языке нет для него подходящего слова, или потому, что оно имеет некоторые черты сходства с тем, что бывает в счастливыми моменты любви-чувства — желание любить весь мир.

В основе таких книг и тренингов лежат или восточные мистические учения, а у них там настолько другой взгляд на жизнь и на человека, что найти в нашей культуре аналоги для их понятий практически невозможно. Но все-таки, называть эту загадочную энергию и состояние «любовью» , по моему, нельзя — хотя бы по причине их безличности.

Впрочем, и без восточных практик часто бывает, что человек ищет не другого человека, а самого состояния влюбленности. Такое состояние тоже безлично — не суть важно, по поводу кого или рядом с кем оно испытывается. Романическое удовольствие и эмоциональный подъем — все эти «вздохи на скамейке и прогулки под луной» становятся самоценны. О них и мечтает человек, мечтая «о любви» , а совсем не о другом человеке и не об отношениях с ним.

Когда же реальные отношения ставят перед ним какие-то вопросы и задачи, когда реальный другой человек пытается обратить его внимание на свое существование, то он тут же «разочаровывается» . Наш «влюбленный», еще вчера клявшийся в «вечной любви», объявляет что «встреча была ошибкой», отказывается от этих отношений и идет искать беспроблемные «вздохи» с другой (с другим). Знакомо вам такое? Эта «романтика» не менее, чем зависимость, воспета во многих наших стихах и песнях, и ее тоже любовью назвать нельзя.

Что же получается? Все представления о любви, которые у нас распространены, оказываются ошибочными и на настоящую любовь не указывают? — По крайней мере, меня они не удовлетворяют. А Вас? Но пока мы разобрали вопрос только «от противного», то есть то, что любовью не является .

Но тогда что же такое «любовь» и существует ли она вообще? Могу вас обнадежить — существует! Но в одну статью все не укладывается, читайте в следующей. А пока мне очень интересно ваше мнение: согласны ли вы, что то, что здесь описано — не любовь? А если не согласны, то почему?

Если интересно, можно познакомиться с размышлениями о любви участников конкурса «Что такое любовь?» , который проходил на этом сайте с 8 мая по 23 июня 2013 года. И конечно, не забудьте подписаться на обновления , чтобы ничего не пропустить.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

На протяжении нашей жизни мы влюбляемся и расстаемся, иногда - чтобы сойтись вновь. Люди приходят в нашу жизнь и уходят, а мы переживаем такие взлеты и падения, о которых даже не могли подумать.

Но психологи говорят, что по-настоящему мы можем влюбиться только три раза. И каждый по-своему важен и даже необходим.

Сказочная любовь

Часто первая любовь приходит, когда мы еще совсем молоды. Она кажется той самой, о которой мы читали в сказках. Мы идеализируем ее и верим, что это на всю жизнь.

Это время, когда мы делаем то, чего от нас ждет общество или семья. Мы не обращаем внимания на мелкие неурядицы и можем поступиться собственными принципами ради отношений, потому что в глубине души считаем, что так и должно быть.

То, как выглядят наши отношения со стороны, для нас важнее того, что мы чувствуем на самом деле.

Такая любовь учит: важно смотреть не только вокруг, но и друг на друга.

Сложная любовь

Вторая любовь нашей жизни - самая сложная. Мы думаем, что сделали выводы из предыдущего опыта, и выбираем в качестве спутника совершенно другого человека, но не тут-то было.

Нами могут манипулировать, лгать или даже ранить. Мы цепляемся за любую возможность наладить отношения, но каждая попытка оборачивается еще большим провалом. Это настоящая драма с редкими моментами просветления.

И снова что-то становится важнее наших чувств, только теперь это уже бесконечные попытки наладить больные отношения.

Такая любовь учит: важно, чтобы нас любили в ответ.

Зрелая любовь

Третья любовь - это та, которую мы уже не ждем. Она появляется в нашей жизни сама по себе и не соответствует нашим представлениям, вовсе не кажется идеальной. Но это подлинная связь, которая отличается необыкновенной легкостью и которую нельзя объяснить словами.

Теперь мы уже лишены всяческих ожиданий, не строим иллюзий о том, каким должен быть человек, которого мы полюбили, а принимаем его таким, какой он есть. И что важно, ровно так же он относится к нам.

Такая любовь учит: чтобы быть настоящей, она не обязательно должна быть идеальной.

Мужчина любит не саму женщину, а своё состояние рядом с ней/Неплохие советы женщинам!

Женщина привлекает мужчин своим внутренним состоянием – в первую очередь. Внешность, ум, возраст, социальное положение, качества характера – все это, по сути своей глубоко вторично. Какое же это состояние, привлекающее мужчин (да и вообще, всех окружающих тебя людей)? Это ваше наслаждение собой и своей жизнью.

Если вы научились быть в наслаждении от самой себя, работаете вы или отдыхаете, пьете кофе или едете за рулем – вы будете привлекать внимание и интерес тех, кто оказывается рядом. Наслаждаться собой – это непростое искусство, но, освоив его, вы становитесь сильнейшим магнитом.

Любовь к мужчине начинается с любви к Себе. Обычно же, нам хочется наоборот. Когда кто-то меня любит, я люблю и сама себя. Но до тех пор, пока у Женщины не случился роман с самой собой, каждый мужчина будет для нее лишь психотерапевтом, пытающимся излечить ее от неприятия самой себя и страха остаться одной. Истинная, глубокая любовь возникает из состояния наполненности собой. Тогда любовь к мужчине родится в своем высшем проявлении - как дарение себя ему, а не как отчаянная попытка быть кому-то нужной, чтобы ощутить собственную полноценность.

Мужчина любит не саму Женщину, а свое состояние рядом с ней. Поэтому Настоящая Женщина это: вовсе не самая красивая, вовсе не самая умная и уж вовсе не обязательно - самая успешная. Женщина дарит мужчине не ум, не красоту, не тело, не успехи, а СОСТОЯНИЕ. Женщина, которая создает у мужчин особое состояние – МУЖСКОЕ, всегда будет иметь успех и поклонников. Это состояние она создает, наслаждаясь собой в обществе мужчины и восхищаясь мужчиной. И к этому особому состоянию мужчина будет тянуться, как к магниту. Настоящая Женщина культивирует в себе женственность, чтобы одаривать ею мужчин (любимого, поклонников, друзей, знакомых, просто прохожих).

Желание любить рождается внутри. Оно, как правило, не имеет никакого отношения к тому, есть ли достойные для этого объекты в окружении Женщины. Когда Женщина думает, что «не из кого выбирать», и что вокруг нее нет мужчин, достойных ее любви, это может говорить о том, что она пока еще не готова любить. Она хочет чего-то другого (замуж, быть «как все нормальные», не быть одна, устроить свою жизнь). Она, возможно, боится любить (сердце закрыто прошлыми ранами). И те «недостойные» мужчины, которые есть вокруг, только отражают ее внутреннее состояние. Как только женщина созревает до истинной глубокой любви, вопрос «достоин – не достоин» перестает иметь первостепенный характер. Объект же (и часто, очень «достойный») материализуется как бы сам по себе.

Щедрость Женщины на любовь привлекает к ней любовь. Если Женщина хочет быть любимой, она должна уметь насыщать любовью все, с чем она соприкасается. Дарить ее, проявлять ее, говорить о ней, думать о ней, наслаждаться ей. То, что мы отдаем в эту Вселенную, возвращается к нам из Вселенной. Так и любовь приходит к Женщине как ответ на ее способность дарить это чувство. Если Женщина создала вокруг себя поле любви – она никогда не будет лишена любви других людей, в том числе и мужчин. Женщина, вечно ожидающая любви, похожа на воронку без дна, которую наполнить невозможно. Любовь должна быть вдохом и выдохом, а не только вдохом. Если ты выдыхаешь любовь, она найдет тебя естественным образом.

Мужчины – это Боги. Любой мужчина – Бог. Именно так. Вы не ослышались. Если он не производит на вас впечатление Бога, вы смотрите глазами критического разума. Бог может быть проявлен в нем на 1%. В его жизни еще не встретилась такая Женщина, которая вдохнула бы в него веру в себя. Настоящая Женщина видит в мужчинах Богов. Конечно, и у Богов есть недостатки, но разве у Богинь их нет? Настоящая Женщина не конкурирует с мужчинами и не доказывает им своего совершенства. Она их не переделывает и не воспитывает (разве можно переделывать Бога?). Она видит все лучшее, что есть в каждом из них. Настоящая Женщина любит, ценит и уважает мужчин ВООБЩЕ, как класс. Такая позиция создает в ее жизни пространство для интересных и достойных мужчин.

Чтобы очаровывать мужчин, Женщина сама должна быть очарованной. Если женщина хочет вдохновлять мужчин – она должна сама быть в состоянии вдохновения. Если женщина хочет воспламенять их, она сама должна быть маленьким пламенем. «Очарованность» женщины – это ее влюбленность в жизнь, в свои маленькие тайны, романтичность и загадочность. Не важно, чем женщина очарована – своими мечтами, новым платьем, прической, книгой, фильмом или своим собственным воспоминанием. Очарованность создает внутренний свет, который невозможно не почувствовать.

Рядом с Настоящей Женщиной всегда есть место подвигу. Она его создает. Женщина возбуждает в мужчине желание проявить себя сильным, не навязывая ему обязанности «ты должен», но мягко приглашая его в сказку «Герой и Принцесса». Она создает иллюзию трогательной беззащитности и уязвимости, создавая в мужчине желание для совершения поступков, результатом которых будут ее восторженные глаза и восхищение. Внутренние импульсы совершать поступки женщина готовит у мужчины постепенно и незаметно, ничего для этого не делая, просто пребывая в образе хрупкой барышни.

Настоящая Женщина не участвует в феминистических женских клубах. Есть много таких клубов: «Мужики - Козлы», «Настоящие мужчины перевелись», «Все достойные заняты», «Нам и без них неплохо» и тому подобные. Также она не участвует в женских клубах «Тяжела женская доля», «Меня никто не любит», «Жду Принца». Настоящая Женщина не будет делать обобщений типа «Все они…». Она знает, что все мужчины – разные. Каждая женщина создает свою Вселенную и там ее окружают те мужчины, которых она сама привлекает в свою жизнь. Нас всегда окружают наши отражения. Она не будет раздувать костер межполовой вражды и упиваться несовершенством мироздания. Обсуждая своего мужчину с подругами, но она не будет делать акцент на его недостатках, слишком сильно критиковать и обесценивать его, выставляя его недостойным.

Даже нелицеприятные вещи Настоящая Женщина умеет говорить. Она говорит их мужчинам так, что это не опускает их, а провоцирует на изменения к лучшему. Это большое женское искусство – быть доброжелательной даже тогда, когда надо сказать о недостатках и ошибках. Важно не то, что говорит Женщина, а то, как она это говорит. Она говорит, сохраняя чувство собственного достоинства. Она знает, что даже критику можно подать так, что это вдохновит на подвиг. Однако она всегда оставляет мужчине возможность выбора: меняться или нет.
**забрала