Особенности сказок о животных волшебных бытовых. Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия

Ирина Круцких
Особенности сказок о животных.

Народные сказки - это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировозрения нашего народа. За много веков наши предки придумали тысячи сказок . Словно на крыльях они перелетали из века в век и передавали мудрость одного поколения другому. Каждая эпоха создала свои сказки . В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман. Народные сказки прошли долгий путь своего создания. Народ оттачивал форму и содержание каждой из них, пока они не достигли своего идеального состояния. Народная сказка - это уникальное творение многих поколений нашего народа.

Наконец, также стоит упомянуть случаи, когда эти превращения людей в птиц являются результатом. Обращается к высшей божественности или ведьме этими людьми, чтобы либо социализировать, либо избегать нежелательной социально-эротической ситуации. В большинстве фантастических сказок Румынии, окончательные метаморфозы рассматриваются как наказание, пытаясь исправить вред, нанесенный кому-то кто-то добросовестны или неправильным отношением, к высшему божеству.

Как и, в свою очередь, свежецветущий цветущий цветок, растущий и раскрывающий цветущий цветок. Он взял цветок и положил его на грудь. Как только солнечные лучи упали с его лица, его лицо было ярким и ярким, как будто он сделал это со мной. Вы чувствуете, что в его мозгу есть что-то, чего он не может понять. Он увидел, что он начинает судить по-другому, чем он судит до сих пор.

Русские народные сказки о животных - самая древняя группа сказок , в основе которых лежат тотемические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаичискими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает , что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными , символизирующими силу. В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства, когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание. Поэтому заметным композиционным приемом животного эпоса является обман в его разных видах : коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая яма. Умеющий перехитрить, обмануть - побеждает и получает выгоду для себя.

Овчина была острой. Они пошли на войну и весили более красиво, чем Мать Преем. Затем они взяли твист и бросили веретено из трех морщин и сделали длинную тонкую пряжу. Мать-прецессия Мать имеет более толстую твист, чтобы она могла одеть людей и ударить ее веретеном, за то, что она сжимает так тонко, что люди не могут одеться. Она сморщила веревку и повесила, но Мать Предварительно сказала: Вы должны быть и делать ваши волосы и растягивать свои ткани для балок и рогов домов и ткани, чтобы использовать их только для разрезов и поймать мух!

И работайте и не спорите. И вы будете работать в ночное время, чтобы испортить свое утро. И вы не можете жить в доме с большой девочкой и трудолюбивыми мулами! Смертельный враг, чтобы быть вашим потом и есть какое-то дерьмо, чтобы набухать на вас! И тот, кто убьет вас, будет прощен семь грехов! 25 Также в категории окончательных, необратимых метаморфоз создаются другие интересные ситуации, встречающиеся в румынских сказочных сказках. Из них две основные подкатегории, которые обращают на себя внимание: причина черной коровы и превращение героя в оленя.

В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей, степей : лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы : ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова. Встречаются насекомые : муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних животных и птицах . Славян повседневно окружали и сделались персонажами их сказок вол , лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и сам человек как равноправный участник событий. Ум человека и дружба, взаимопомощь домашних животных стали противопостовлять грубой силе и хитрости обитателей дикой природы.

Мотив черной коровы на заднем плане - либо предсказание, либо проклятие: из гордости26 или неспособное выполнить какую-либо задачу 27, мать некоторых детей превращается в черную корову, которая будет поддерживать или облегчать все последующие шаги, обеспечивая ее успех окончательный. Вряд ли в их деревне разразилась чума и забрала жизнь прекрасной матери девственницы.

Но поскольку ее мать любила свою дочь, она молилась, чтобы небесный хозяин не сводил ее душу вместе с мертвыми, но позволил ей воплотиться в лозе, которая родилась до ее смерти. Владыка неба и земли понимает, что требование бедных справедливо и исполняет его желание. Еще одна очень интересная причина - превращение ребенка в оленя после питьевой воды с тропы оленя. Энтропия этого митофоллорического мотива дает нам чрезвычайно интересный «эпический» дискурс, который постепенно выпускает «ингредиенты», причем все эпические компоненты сублимируются, наконец, в форме и значении, придаваемом традиционным менталитетом, этой метаморфозе, которой она подвергается или осужденный, к успеху его сестры, младшего брата.

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных , поэтому им очень нравятся сказки , в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты- думают, говорят, совершают поступки. В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера , которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы- хитрость, волк жаден и глуп. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Животные в сказке соблюдают принцип иерархии : наиболее сильного все признают. Лев и медведь всегда оказываются на верху социальной лестницы. Есть сказки страшные , где медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам ужасным, но по существу он ведь- носитель справедливого возмездия. Повествование представляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации.

Выходите в лес отцом, двое детей, брат и сестра, пересекаете лес. Маленький брат, не в силах нести свою жажду. Но король сказал всем, что он скажет, что он пойдет домой, он найдет свою корову-мать. Так девственники начали с девушек и провели больше времени. Однажды девушка сказала другую: Иди домой, сейчас самое время, и это то, что упрекают наши родители. Он позвонил женщинам, что у него три девушки, и он сделал дерьмо. Женщина засмеялась, что тот, кто не повернул королеву, нашел черную корову дома.

Когда она пошла домой: - Мама, ебать дверь! Это я: -Можно! -Мать, ебать дверь! Балан, Крюк с крючками к двери. Если в упомянутых выше случаях метаморфоза матери происходит из-за невыполнения задачи, заданной в коллективном контексте, у нас также есть ситуация, которая в высшей степени игрива: он сказал, что было больше мальчиков. Однажды мальчики стали играть. Играя так долго, вот большая яма, а не только то, как вы могли прыгать, когда вы ее наматываете. И он говорит мальчику: «Пойдем, мужик, и прыгните через эту яму, возьмите, кто не может прыгать, сделайте меня коровьем глотком».

Особенности жанра сказки :

Не важно кто герой, важно какой он.

Зачастую у героев прямолинейный характер.

Контрастность характеров положительных и отрицательных легко отличить.

Язык сказки лаконичный , выразительный, ритмичный.

Все крупно, все запоминается сразу и надолго.

В сказке создается особый мир , в котором все необыкновенно, присутствуют волшебные предметы, превращения, говорящие животные .

И мальчики прыгают через яму; но есть еще маленький мальчик, и он не мог прыгать. Когда они пили и радовались, говорили зеленые и сухие, и издевались над писаниями императора ответ королевы, как только стена была расколота, и тень поднялась, поставив две каменные свечи, книгу и ключ на стол. Грабителям оставалось писать свои взгляды и визжать. Там может быть шумный звук, столько тишины и тишины. Капитан взял книгу, разорвал его печать, открыл ее и сказал: Нить твоих беззаконий закончилась. Голос несчастных людей, которых вы безжалостно пожертвовали, был услышан на небесах.

Борьба темных и светлых сил.

Этические матировки : несправедливость- источник страдания и злоключений.

Нет непоправимых ситуаций.

Сказка учит оценивать поступки и дела людей.

Наличия путешествия.

Наличие запрета.

В трудную минуту приходят помощники, но изначально проверяют героя.

Среди персонажей могут быть дети.

Невинная кровь, которую вы потратили столько времени, требует вознаграждения. Ты проклят. В шкуре, которая находится в углу справа, и которую вы не знали, это легкий, который вы обнаружите, ища одну из этих свечей. Возьмите ключ, который ставит вас на стол и открывает его. В этом укрытии вы найдете одежду и королевы, которые вы дадите несчастной императрице, маме Джорджа, одеваться с ними. С помощью уже начатого адъютанта героиня, замаскированная под мальчика, преодолеет все трудные доказательства, с которыми столкнется старший император.

Более того, речь идет почти о святом объекте, от святого или святого места! 45 С точки зрения пуриста традиционного сказочного менталитета, где каждый акт имеет вознаграждение пропорционально, такое неуместное отношение героини, замаскированной в героя, не могли остаться безнаказанными. Но, не будучи реальной реальной реальностью, гораздо менее достоверной, следует найти средства, с помощью которых эта ненадежность должна стать правдоподобной. Когда Святое Солнце все еще было повреждено, Кто-то украл стеклоочиститель. Взрыв его, Господи, злой создатель! говорит Святое Солнце, а именно, что быть девочкой, чтобы стать девственницей и быть девственницей, нужно сделать! амин!

Ребенок должен верить в чудо- фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях,рассказывают о животных и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей,соответствует детской психологии.

О какой мере может быть сообщено эта метаморфоза, эта повторная сексализация фантастической румынской героини сказки к несколько более широкой теме андрогинного, еще предстоит увидеть50. Метаморфозы временной обратимая румынская истории, очевидно, более многочисленны, являются «следствие наказания или мести и прикосновения ее избежать, только если спаситель встречает проклятие вызывает». 51 Сгруппированных по причине временного метаморфоза, румынских фантастические мы сказка.

Во многих сказках метаморфоза героя происходит после высказывания проклятия. Сделано в свинье, 52 медведя, 53 рак54 или довлет, 55 онтологическое изменение статуса на. Волшебная медицина; То же самое, трава зверей. Хорошо, Бухарест: Румынская академия, Национальный фонд науки и искусства, Институт истории и литературной теории Г. Фольклорное исследование; То же, вера и суеверия румынского народа; Антуанетта Ольтеану, Зло зла в магической медицине; То же, Школа Соломона. В одночасье лицо Императора почувствовало, что рядом с ней есть человек, а не свинья.

Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Основная черта сказки - вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымышленный, вычленяет ту мысль, которую несет сказка .

Он был удивлен. Но он вспомнил слова своего тестя и начал жениться, надеясь на помощь Бога. Лучше, девочка, не против! -Я возьму тебя. Он связался с тем, что не потерял его. Чтобы вернуться домой к старику, к старику он устроил великолепный дом, как он взял своего тестя. Приходите на неделю, пройдите два, пройдите нас. Ночью он заставил мальчика, который не колебался, позволил ему сделать дерьмо. Ему было семь-восемь, и он заставил любовника увидеть, что он голоден, чтобы быть святым, что он не хотел брать суку.

Да, она говорит, что она замужем за утятами. Затем он сказал ему, что он голубь, и что он был проклят ведьмой и должен был нести свою ношу. Доверяя невесте, он принес ласточкин хвост, и так случилось каждую ночь. Тогда у нас достаточно случаев метаморфоза в результате мести главному герою или другим актерам. Однако с феноменологической точки зрения следует подчеркнуть, что по сравнению с рассмотренной выше первой категорией случаи временных метаморфоз, возникающих после мести на героя, восстанавливают реальность, позволяя чудесным и фантастическим сформироваться, становятся фривольными.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда группы детского сада призвана способствовать всестороннему развитию каждого воспитанника. Один из самых эффективных.

Авторская дидактическая игра по развитию речи для старших дошкольников. «Лукошко сказок» по мотивам сказок Г. Х Андерсена. Настольно –.

Что, если мы посмотрим, где, когда оно выйдет и, особенно, насколько фантастично в традиционной культуре и менталитете, имеет большое значение. Таким образом, с этой точки зрения, он должен настаивать на функции и проявлениях этой мести, которые вступят в силу через временную метаморфозу в чем-то отличном от первичной природы героя.

Пойдите к Императору, так что не смотрите на змея, пока Император не даст вам платье, и вы будете одеты со всем. И когда она говорит ей: Не носите его, съедите, вы скажете ей: «Возьми, и ты, лужа, кожа». Пока ты не остался в одежде, а он был в коже, а потом ты видишь, кто ты. Девушка отправилась к императору и попросила свои платья с ноо, одетые с ними, а затем подошла к змее. Ивн Евсеев, Словарь культурных символов и архетипов, стр. 63 Следует помнить, что, превратившись в гадина, бывшая принцесса становится Казариной, тот, кто инициирует, будет знать, как предотвратить и устранить основные препятствия, встретившиеся во время эротического брачного поиска героя.

Непосредственно-образовательная деятельность «Экология Андерсена» по мотивам сказок Г. Х. Андерсена о растениях и животных Непосредственно-образовательная деятельность «Экология Андерсена» (по мотивам сказок Г. Х. Андерсена о растениях и животных) Цели: - продолжать.

Пастбище, он обещал тебе. Баба, которая дала тебе нить, чтобы связать ее ногу, была она. Он ест то, что он ест, но он начал чувствовать, что он меняется все больше и больше. Где в человеке вдруг появилась задница. Помимо всех остальных, он также должен подвергнуться гонениям. Ходя по краю леса, он боялся войти в лес, чтобы не схватить дикого зверя; он боялся выйти на свет, чтобы он не поймал его, отпустил на работу, чего он не мог сделать. Он рыдал и рыдал, жалуясь на жалость. Весь день он блуждает своим сердцем как блоха страха.

Ища что-нибудь поесть, бросишься за саранчой. Он начал есть, потому что голодал. Сколько вы умерли от Брюса, когда он увидел это медленно, медленно, он менялся, и человек снова поднялся. Он стоял на месте, и вы также пересекаете это чудо. Затем он вдруг сказал: Теперь ты мой! Как положить его к столу, сделать две драгоценные старушки: До свидания, мой отец! До свидания, леди!

НОД по рисованию «Следы животных» Цель: Продолжать упражнять в рисовании ватными палочками; развивать мелкую моторику, сенсорное воспитание, воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Конспект занятия «О животных» 1. Нарисуйте 6 разных диких животных из разных континентов, расскажите про них. Помогите ребеноку раскрасит их. 2. Нарисуйте 6 разных домашних.

Ознакомление с природой в д/с старшая группа Тема: «Берегите животных?» (4 октября – Всемирный день животных) Цель: - расширять представления.

Проект «В мире животных» МБДОУ детский сад комбинированного вида№3 г. Данков Проект «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» 2016 год. Автор-разработчик: Нечеухина Светлана.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

Библиотека изображений:

Сказки о животных - своеобразная разно­видность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества - охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превра­тились в сказки. Жанр формировался длительное время, обога­щался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности.

В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения. В. Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок А. Н. Афанасьева (1957), выделяет шесть групп сказок этого вида: 1) сказки о диких животных, 2) сказки о диких и домашних животных; 3) сказки о человеке и диких животных; 4) сказки о домашних животных; J0J 5) сказки о птицах, рыбах и др.; 6) сказки о прочих животных, растениях и др

Не уступает льву в популярностии изображение птиц. ДО -lilBSItb: Ц^ЙНКр

Герои волшебных сказок йяШ#; В® ШШПгииа С прим и /клрптнца: - % JiB"■

Петух на вышивкесвоим необычным нарядом * Ш / .jjbjgfitois- "затмит и павлина. ’ 1ЩЩ (Гармония цветовых сочетаний шшсвидетельствует дДИг^А^."^уу.-ч ■ jf , <*:>о высоком мастерстве народных художников..

Каждая группа сказок имеет свои характерные сюжеты. Так, первая группа включает в себя сказки о лисе, которая крадет ры­бу из саней, и о волке у проруби; о лисе, попавшей в горшок со сметаной; известные сказки: битый небитого везет (лиса и волк), лиса-повитуха, звери в яме, лиса и журавль (приглашение друг друга в гости), лиса-исповедница, мир у зверей.

Ко второй группе относятся сказки: волк в гостях у собаки, старая собака и волк, кот и дикие животные (звери пугаются кота), волк и козлята.

К третьей группе следует причислить сказки: о мужике, медведе и лисе (мужик обманывает медведя при дележе урожая); о том, что старая хлеб-соль забывается (волк, спасенный мужиком, хочет его загрызть); о медведе - липовой ноге; о лисе, которая меняла скалочку на гусочку, гусочку На индюшечку, индюшечку на овечку.

В четвертую группу входят сказки о козе лупленой, о лоШади и собаке; в пятую - о журавле и цапле (несостоявшемся сватанье), о разбитом золотом яичке, о смерти петушка, подавившегося зернышком; в шестую-о лисе и раке, пустившимся вперегонки, о тереме мухи, о колобке и животных, о войне грибов, наконец, о морозе, солнце и ветре.

В сказках о животных отразились древние представления чело­века о природе: анимизм, антропоморфизм и тотемизм. Примером анимизма может быть сказка «Жадная старуха» - вариант сказки о »золотой рыбке, где одушевляется дерево. Анимизм проявляется и в мотиве чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. В сказке «Крошечка-хаврошечка» из костей коровы выра­стает чудесная яблоня: она помогает девушке выйти замуж.

Антропоморфизм в сказках выражае"тся в том, что животные говорят и действуют, как люди. Возможно, что основой этого было наблюдаемое людьми сходство человека и животных: в действиях,- в поведении, в ссорах, в страхе слабых перед сильными. На живот­ных в сказках переносятся качества людей: ум, доброта, хитрость.

Тотемизм, состоящий в представлении о том, что человек ведет свой род от животных, проявляется во многих сказочных сюжетах: рождении человека от животного, превращении человека в животное, а животного в человека. Наиболее показательна сказка «Медведь -липовая нога».

С развитием представлений человека о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над живот­ными и о домашних животных, что было результатом их при­ручения.

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь -крик, поведение - повадки) послужило основой для совме­щения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жад­ности, медведь-доверчивости, заяц-трусости. Так сказки при­обрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определенных характеров.

Образы животных стагти средством морального поучения, а затем и социальной сатиры. В сказках о животных не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтли­вость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы. В сказке «Кот на воеводстве», которая также называется jgg «Бурмистр сибирских лесов», лесные звери обязаны приносить воеводе все, что ему нужно. В сказке «Кот и лиса» лиса выхода замуж за кота, выдает его всем за страшного зверя; лесные звери вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

В сказке «Лиса-исповедница» лиса, прежде чем съесть петуха, убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно вы­смеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху:

«О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее.

Сказки о животных, создавая образы персонажей, в которых соединяются черты животного и человека, естественно, передают немало характерного для психологии людей. Однако едва ли есть основания считать, что во всех образах животных изображаются человеческие черты. Своеобразие образа животного в сказках как раз в том и состоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного. Как ни развито иносказание в сказках этого типа, в них можно найти и образцы, в которых трудно обнаружить иносказание. Известная сказка о лисе и тетере­ве содержит в себе ясное иносказание; оно очевидно из ряда деталей: лиса, например, говорит тетереву об указе, требующем, чтобы тетерева не летали на дерево, а ходили по земле. Но в сказке «Медведь -липовая нога» или в сказке «Волк и козлята», вероятно, нет иносказания. Эти сказки увлекают не иносказанием, а изображением действия. В сказках о животных аналогия «чело­век- животное» не позволяет сказке упускать ни качеств человека, ни качеств животного. В этом состоит своеобразие сказок, в этом особый эстетический эффект. «И именно в переплетении, Пересечении животного и человеческого в неожиданном соприкосновении этих, в сущности, разных планов (условного и реального) кроется эффект комического в животной сказке» .

В сказках о животных основой сюжетоь и основой трактовки образов зверей, птиц и рыб служит условное совмещение двух указанных планов. Это условность, а не фантастика. Некоторые исследователи полагают, что в сказках о животных большую роль выполняет фантастика. Однако с этим нельзя согласиться. Фанта­стика-не только отступление от действительности, но и резкое нарушение ее законов и особенностей. В сказках же о животных, в отличие от сказок волшебных (где роль фантастики очень велика), нет чудес, нет волшебства, хотя есть действия персонажей, не соответствующие действиям их прототипов в жизни. В сказках о животных нет мифологических мотивов и образов, а есть реали­стические (в некоторой степени) фигуры животных; Они резко отличаются от фантастической жар-птицы волшебных сказок: такой птицы нет в действительности, но лиса, волк, медведь, заяц - обитатели наших лесов.

Нет, по сути дела, в сказках о животных и оборотничества в такой степени и в такой форме, как в волшебных сказках. В волшеб­ной сказке «Девушка-рысь» мачеха обращает падчерицу в рысь, муж сдирает с нее кожу, сжигает и тем снимает заклятье. Это не сказка о животных. Нельзя к сказкам о животных отнести и сказку «Иван Медведко», где герой -«по пояс человек, а от пояса медведь».

Сюжеты и образы сказок о животных имеют нередко социаль­ный сатирический аспект. Однако следует подчеркнуть, что основ­ной смысловой аспект сказок о животных - моральный. Это объясняется тем, что скаает о животаых _ тпраздб^л: ар11ге классового общества, в котором они действительно стали приобре­тать ясную социальную трактовку.

В моральном плане можно выделить две основных идеи сказок о животных: прославление_!оварищесгва, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных, и прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение. Мирные животные, даже если они глупы, достигают победы: баран одура­чивает волка, овца и лиса побеждают волка. Волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден - вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается "в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят. Лиса хочет съесть петуха, тетерева. Если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает по­ложительную оценку, если сама наносит вред другим - отрица­тельную.

Поэтика сказок о животных. Структура сказок о животных довольно проста. Основой композиции служит строение сюжета. В зависимости от хода действия распределяется и весь повествова­тельный материал.

Самая примечательная особенность строения этого типа ска­зок - нанизывание эпизодов. Весьма характерна для развития действия встреча животных друг с другом. «Бежала лисица по.лесу, увидела на дереве тетерева...», «Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран...». Но встреча обычно -лишь начало целого ряда других встреч. Весьма типична для сказок о животных так назы­ваемая комулятивная, или цепочная, структура. Петух подавился бобовым зернышком, курица бегает от одного к другому, просит помощи, пока не спасает петуха («Бобовое зернышко»); муха по­строила теремок, к ней по очереди приходят разные звери: один, другой, третий... («Теремок»), Такая же структура в сказках «Коло­бок» и «Коза с орехами». Нередка в сказках трехкратность ситуа­ций: три раза лиса обращается к петуху и три раза к тетереву; три раза волк приходит к избушке козы. Началу сказок свойственна конструкция «жили-были старик и старуха» (разные варианты). Соответственно этому в сказках о животных находим: «жили-были кум с кумой - волк с лисой», «жили-были волк да лисичка», «жили-были лиса да заяц».

В сказках о животных Диалогизм развит значительно более, нежели в сказках другого типа: он движет действие, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей. Широко вводятся в сказки песенки: лиса песенкой выманивает петуха, волк песенкой обманывает козлят, колобок бежит и напевает песенку: «Я по коробу скребен, по сусеку метен...»

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором. В сказке «Напуганные Ю5 медведь и волки» баран по совету кота пугает волков найденной на дороге волчьей головой и те разбегаются, боясь, что и у них отгрызут головы.