Школьная энциклопедия. Великая Монгольская империя: расцвет и падение Монголы в средние века

Монгольская империя — ханское государство, основанное в Монголии, но быстро завоевавшее огромную территорию от Тихого океана до Чёрного и Средиземного морей. Включало территорию современной Монголии (Внешняя Монголия), северных районов Китая (автономный район Внутренняя Монголия, провинции Ганьсу и Шэньси), Центральной и Средней Азии, Закавказья, Ирана, Афганистана, южной и восточной частей Европейской России, большей части Турции и Кореи, некоторые территории в Центральной Европе и др. Просуществовало 150 лет.

1206—1227 Правление основателя Монгольской империи Чингисхана. Организатор завоевательных походов против народов Азии, Центральной и Восточной Европы. Эти походы сопровождались опустошением, гибелью целых народов и привели к установлению монголо-татарского ига в завоёванных странах.

1211—1217 Монголы во главе с Чингисханом захватили значительную часть государства Цзинь (Китай).

1219— 1221 Монгольские войска вторглись в Среднюю Азию и последовательно захватили города-крепости Отрар, Ходжент, Ургенч, Бухара, Самарканд и Хорезм. 1220—1222 Нашествие монголов на Северный Кавказ.

1225—1239 Завоевание монголо-татарами Закавказья.

1229—1241 Правление монгольского великого хана Угедея. При нём завершилось завоевание монголами Северного Китая, Армении, Грузии и Азербайджана, предприняты походы Батыя в Восточную Европу, завоевание Древнерусского государства.

1231—1234 Завершение завоевания монголами государства Цзинь (Китай).

1236 Монгольский хан Батый завоевал Среднее Поволжье и Половецкую степь.

1241 — 1242 Монголо-татары вторглись на территорию ряда государств Центральной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Далмация, Валахия. Трансильвания). Встретив упорное сопротивление, войска Батыя, ослабленные походами на Русь, были вынуждены отступить весной 1242.

1243 Монгольский хан Батый создал Золотую Орду —феодальное государство, простиравшееся от Иртыша до Дуная с первой столицей Сарай-Бату в низовьях Волги.

1258 Монголы частично захватили Корею, завладели столицей Сельджукского эмирата — Багдадом.

1260 Продвижение монголов на запад остановлено войсками государства мамлюков (Сирия и Египет).

1260—1294 Правление монгольского великого хана Хубилая. В 1279 завершил завоевание Китая. Предпринял неудачные завоевательные походы против Японии, Вьетнама, Мьянмы, Явы.

1271—1368 Правление императорской династии Юань в Монголии и (с 1280) в Китае. Основана монгольским ханом Хубилаем. Пала в результате восстания «Красных войск» (1351—1368).

1313—1342 Правление хана Узбека в Золотой Орде. Временно укрепил ханскую власть. Ввёл ислам в качестве государственной религии. Проводил политику натравливания русских князей друг на друга, в 1327 подавил восстание в Твери.

1370— 1405 Правление Тимура (Тамерлана), эмира Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи). Управлял от имени потомков Чингисхана. Создал государство со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Объединение Средней Азии вокруг Самарканда сочетал с грабительскими походами, отличавшимися беспощадной жестокостью по отношению к местному населению. К концу правления Тимура его государство включало Мавераннахр, Хорезм, Хоросан, Закавказье, Иран, Пенджаб и представляло собой совокупность феодальных владений, искусственно объединённых посредством сильной военной власти.

1388 Тимур окончательно завладел Хорезмом, разрушив его столицу Ургенч.

1398 Тимур вторгся в Индию и захватил Дели.

1402 В битве при Анкаре войска Тимура разгромили армию турецкого султана Баязида I Молниеносного и пленили его самого.

1427 Образование Крымского ханства (выделилось из Золотой Орды), с 1475— вассал Турции.

1636 Маньчжурские правители завоевали Внутреннюю Монголию.

Кон. XVII в. Маньчжурская династия Цин захватила территорию Внешней Монголии и включила её в состав Китая.

Доисторический период

Неолит и медный век

Бронзовый век

Во II тыс. до н. э. в течение бронзового века в западной Монголии ощущалось влияние карасукской культуры . К этому периоду относятся многочисленные Оленные камни и мини-курганы, известные под названием «керегсюрен»; согласно другим теориям, «оленные камни» датируется 8-7 вв. до н. э.

Железный век

Крупный погребальный комплекс железного века 5-3 веков, используемый также и позднее, во времена Сюнну , был раскопан археологами близ Улангома в Убсунурском аймаке .

Вплоть до XX века некоторые историки предполагали, что скифы происходили из Монголии, что нашло отражение и в русской литературе (Александр Блок : «Да, скифы мы! Да, азиаты мы!»). В 6-5 вв. до н. э. область проживания скифов доходила до запада Монголии. Мумия 30-40 летнего скифского воина, давностью около 2500 лет, со светлыми волосами, была обнаружена в монгольской части Алтайских гор.

Предки монголов

Можно признать, что политическая жизнь в Монголии развивалась только в северо-западной её части, а равно по восточной и южной её окраинам, тогда как срединная Гоби искони оставалась пустынной, и во-вторых, что более чем за 25 веков до нашей эры по всем вышеуказанным местам Монголии скитались орды кочевников, преимущественным занятием которых было скотоводство. По племенному своему составу эти орды, по крайней мере обитавшие на севере и востоке, были весьма разнообразны, и хотя у китайцев все они были известны под единым названием «бэйди», то есть северных варваров, тем не менее есть основание предполагать, что в числе их были не только монголы, но и татары и маньчжуры .

Каждый народ получал своё название от имени владетельного дома, которым он управлялся. В Южной Монголии к основному населению постоянно примешивались выходцы из Китая. Известно, напр., что в 1797 г. до н. э. китайский удельный князь Гунлю удалился в Монголию и начал вести здесь кочевую жизнь. Ведя постоянные междоусобные войны, племена Монголии иногда заключали между собой и союзы, при чём обыкновенно делали набеги на Китай, посылавший дары предводителям племён и тем откупавшийся от их вторжений. Когда с 480 г. до н. э. Китай разделился на семь уделов, кочевники Монголии нередко служили одним уделам против других. Такой порядок вещей ещё более научил кочевников набегам на Китай, а китайцы начали совокупными силами оттеснять их на север. Из ранних протомонгольских племён выделяется племенной союз сяньби, заключивший с Китаем в середине I века н. э. союз против Северной Хунну. Первое серьёзное поражение сянбийцы наносят хунну в 87 году н. э. В начале II века сяньбийцы уже настолько сильны, что совершают набеги на Китай, однако терпят постоянные неудачи. В 141 году родился великий сянбийский полководец и император Таньшихуай . Императором (старейшиной) сяньби он становится в 14-летнем возрасте, через 2 года он наносит урон динлинцам и сокрушительное поражение хунну и вытесняет их из забайкальской степи. В 166 году Таньшихуай отражает китайцев, вторгшихся в земли сяньби. Умер первый император монголов в 181 году . Сяньбийская держава Тоба-Вэй просуществовала до середины третьего века.

С древнейших времён до XII века

За три века до н. э. три сильных удела, прогнав «северных варваров», укрепились со стороны их длинными стенами, по объединении же Китая под властью Цинь Шихуанди эти отдельные стены были соединены и составили собой одну Великую стену Китая. У оттиснутых на север кочевников к 214 г. до н. э. образовались три сильных ханства: в Восточной Монголии - Дунху, в Средней Монголии, - самое большое, Хунну , от Ордоса по всей Халхе, и к западу от Ордоса - Юэчжи . Властитель Хунну, Модэ -шаньюй (209-174), покорил Дунху (предков современных монгол), рассеял Юэчжи (ариев) и объединив под своей властью все пространство Турана, основал империю хуннов, простиравшуюся от пределов Маньчжурии на востоке до казахских степей на западе и от Великой стены на юге до нынешних пределов России на севере.

Процесс феодализации начался у ойратов позже, чем у других монгольских племён, но шёл быстро. Ойратские правители (тайши ), избавившись от зависимости от монгольского хана, сами перешли к активным действиям. Тогон-тайши одержал в 1434 году крупную победу над восточными монголами и даже пытался провозгласить себя великим монгольским ханом. Его сын Эсэн-тайши стал фактическим правителем всей Монголии. В 1449 году Эсэн разгромил полумиллионную китайскую армию и взял в плен императора (см. Тумуская катастрофа). Восточномонгольские феодалы во главе с Дайсун-ханом сделали попытку избавиться от ойратского владычества. Однако в 1452 году Эсэн одержал решительную победу над восточными монголами, а в 1454 году провозгласил себя великим монгольским ханом. Это было вопиющим нарушением монгольских законов, ибо Эсэн не был потомком Чингис-хана. В 1455 году Эсэн пал жертвой междоусобиц.

Мандухай-хатун, объединительница Монголии

Приблизительно в 1479 году великим монгольским ханом был провозглашён семилетний Бату-Мункэ, являвшийся потомком Чингис-хана. Он стал называться «Даян-хан», то есть «великий юаньский хан». Вдова его дяди, Мандухай-хатун, ставшая его женой, лично возглавила военный поход против ойратов. Одержанная над ойратами победа покончила с их притязаниями на господство во всей Монголии. В результате последующих военных походов вся Монголия оказалась под властью Даян-хана, его ставка расположилась на реке Керулен.

В 1488 году Даян-хан направил китайскому двору письмо, в котором просил согласия принять от него дань. Такое согласие было им получено («данью» Китай называл фактическую межгосударственную торговлю). Однако уже в 1495 году монголы начали военные действия против Китая, и в 1500 году Даян-хан перенёс свою ставку в завоёванный Ордос. В 1504 году Даян-хан вновь обратился к китайскому двору с просьбой принять от него дань. Несмотря на согласие китайского двора, в том же году монголы совершили опустошительное нападение на Датун и другие пограничные области Китая. Мирная торговля с Китаем полностью прекратилась на 70 лет. Даян-хан с 1514 по 1526 год совершал ежегодные нападения на северные области Китая, неоднократно доходя до окрестностей Пекина.

Объединённая Монголия просуществовала недолго. Вскоре после смерти Даян-хана в 1543 году разгорелся первый междоусобный конфликт. В XVI веке Монголия вновь распалась на ряд княжеств: она была разделена между сыновьями Даян-хана. С этого времени среди восточных монголов начинают различать северных (халхасы) и южных (тумэты, ордосцы , чахары). Несколько позже, на западе Халха-Монголии родственником Даян-хана, Шолой-Убаши-хунтайджи (1567-1630) было образовано государство Алтын-ханов , ставшее оплотом борьбы восточных монголов с ойратами.

Значительное место среди князей Южной Монголии занимал Туметский Алтан-хан (1543-1582), который в 1554 году основал город Гуйхуачэн (современный Хух-Хото). После смерти Даян-хана он занял лидирующие позиции среди восточных монголов. В 1552 году Алтан-хан предпринял поход против ойратов, которые стали угрожать позициям восточных монголов в Ордосе и Кукуноре . Ойраты потерпели от него поражение. Разобщённостью ойратов и их ослаблением в результате похода Алтан-хана воспользовались восточномонгольские князья, организовавшие против ойратов серию военных походов. В результате основная часть ойратов была вытеснена в район монгольского Алтая и полностью отрезана от рынков Китая.

В начале XVII века Монголия представляла собой ряд независимых владений, располагавшихся по три стороны от пустыни Гоби . Номинальным титулом всемонгольского хана и его печатью обладал глава Чахарского ханства Лигдан-хан (правил в 1604-1634 годах), так как он считался старшим среди потомков Чингис-хана. Лигдан-хан безуспешно боролся за объединение страны перед лицом маньчжурской агрессии. Феодальный сепаратизм усилился настолько, что в начале XVII века многие монгольские князья охотнее становились вассалами маньчжурского хана, чем монгольского.

Создатель маньчжурского государства Нурхаци и его сын Абахай понимали, что задача завоевания огромного Китая неосуществима без покорения Южной Монголии. Для её покорения Нархаци и Абахай применяли тактику, направленную на раздробление сил монголов. В 1620-х годах Нурхаци удалось подчинить себе большинство княжеств Южной Монголии.

Изменение внешнеполитической ситуации в регионе способствовало консолидации ойратских племён, что привело к образованию сильного централизованного государства - Джунгарского занства ; время его образования относят к 1635 году, когда глава племени чорос Батур -хунтайджи объединил ойратские племена.

Халха-Монголия стала ареной борьбы между Джунгарским ханством и империей Цин. Цинам удалось склонить некоторых правителей Халхи к принятию подданства маньчжурского императора. Такое положение дел беспокоило джунгарского хана Галдана , который вмешался в усобицы в Халха-Монголии. Это привело в 1690 году к ойратско-цинской войне. В 1697 году Галдан потерпел полное поражение и покончил жизнь самоубийством; Халха-Монголия была включена в состав империи Цин. В 1715 году ойраты попытались вернуть Халху. Империя Цин в это время находилась в сложном положении, и попыталась заключить военный союз против Джунгарского ханства с волжскими калмыками и Россией. В 1739 году обе стороны, изнурённые длительными войнами, заключили мирный договор, по которому ханству была возвращена значительная часть ранее утраченных территорий.

После смерти Галдан-Цэрэна в Джунгарском ханстве вспыхнула ожесточённая борьба за власть. Империя Цин, воспользовавшись благоприятным для себя моментом раскола вражеского государства, ввела туда огромные войска, которые к 1758 году уничтожили не только само государство, но и практически всё его население.

Монголия под властью империи Цин

Основная статья: Монголия при империи Цин

В составе Цинской империи территория Монголии представляло собой отдельное имперское наместничество, поделённое на четыре ханства (аймака ) и пограничный Кобдоский округ, расположенный на крайнем западе по сосоедству с Синьцзяном . Аймаки распадались на хошуны - традиционные для Монголии феодальные уделы, имевшие относительно чёткие границы. Однако при маньчжурских императорах хошуны из наследственных владений превратились во временные пожалования, ибо для вступления в наследственное владение и управление требовалось получение монгольскими князьями инвеституры от императора, считавшегося верховным собственником всех монгольских земель. С целью ослабления влияния князей цинские власти дробили аймаки на всё новые хошуны , доведя их число с восьми в 1691 году до 111 к XIX веку.

Все мужчины-миряне в возрасте от 18 до 60 лет считались солдатами-ополченцами (цириками ), и по первому требованию маньчжурских властей каждая административная единица должна была выставлять и содержать, из расчёта один воин от десяти семей, вооружённых всадников в полной экипировке. Основными функциями монгольского ополчения были несение караульной службы на границах с Россией и участие в операциях маньчжурской армии в Китае, часто в качестве полицейской силы. Отвлечение на военную службу значительной части производительного населения в условиях его малочисленности тяжёлым бременем ложилось на экономику страны.

В 1644 году на базе Монгольского управления (Мэнгу ямэнь) была создана Палата внешних сношений (Лифаньюань), в ведении которой находились «внешние» народы: монголы, тибетцы, русские, тюрки. Она была следующим после императора звеном управления Монголией. В Палате могли служить только маньчжуры и монголы; китайцы туда не допускались.

В подчинении Палате находились императорские наместники - помощник цзяньцзюня (генерал-губернатор), который командовал всеми монгольскими войсками, имевший резиденцию в городе-крепости Улясутае и ведавший делами (с 1786 года) двух западных аймаков - Дзасактуханского и Сайнноёнханского , а также два его помощника (амбани), которые управляли двумя восточными аймаками - Тушетуханским и Цэцэнханским , с резиденцией в Урге (с 1761 года). Там был расположен монастырь Их-хурэ - резиденция первосвященника Монголии богдо-гэгэна . Урга постепенно превращалась в фактическую столицу. Хэбэй-амбани (с 1762 года) управляли пограничным округом из города Кобдо . Маньчжуры принесли с собой в Монголию детальную регламентацию всей общественной жизни и осуществляли жёсткий контроль за её соблюдением.

В первой половине XVIII века на положение скотоводов Монголии начал оказывать негативное воздействие внедрявшийся в экономику страны китайский торгово-ростовщический капитал. При осёдлых пунктах (главным образом монастырях) росло число торговых слобод с лавками, магазинами, складскими и жилыми помещениями. Они становились центрами оптовой и розничной торговли. Значительная разница между низкими закупочными ценами на монгольские товары и высокими продажными ценами на китайские товары создавала для китайских торговцев возможность быстрого обогащения. К середине XIX века в Монголии при прямой поддержке маньчжурских властей открыто действовали отделения нескольких десятков китайских торговых и ростовщических фирм, главным образом пекинских и шаньсийских. Русская торговля ограничивалась проведением раз в три года ярмарки в Кяхте и деятельностью русских купцов вдоль тракта Кяхта-Урга-Калган (с уплатой крупных пошлин).

Борьба за независимость

Произошла в 1911 году , руководимая высшей халхавской знатью при поддержке Российской империи , свергла двухвековую зависимость Халхи от империи Цин . В результате революции было основано независимое государство (ханство) во главе с теократическим монархом Богдо-гэгэном , фактически - протекторат Российской империи.

Монгольская Народная Республика

Примечания

Литература

  • Крадин Н. Н. , Скрынникова Т. Д. Империя Чингис-хана . М.: Восточная литература, 2006. ISBN 5-02-018521-3
  • Крадин Н. Н. Предварительные результаты изучения урбанизационной динамики на территории Монголии в древности и средневековье // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л. Е., Коротаев А. В. М.: КомКнига/УРСС , 2007. С. 40-48.

См. также

Дополнительная литература

  • Лев Гумилёв «Тайная» и «явная» история монголов XII-XIII вв.
  • Лев Гумилёв Древняя Русь и Великая степь. Иноверие и инославие.
  • Лев Гумилёв Древняя Русь и Великая степь. Яса и борьба с ней.
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 15.02.2016 19:13 Просмотров: 3004

Культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни. На неё также определённое влияние оказали тибетский буддизм, китайская и русская культуры.

С древнейших времён Монголия является территорией обитания человека и центром своеобразной цивилизации Азиатского континента. По этой причине здесь много памятников, относящихся ко времени от нижнего палеолита до средневековья.
Первые гоминиды, чьи останки обнаружены на территории Монголии, имеют возраст около 850 тыс. лет.
Но археологические исследования в Монголии начались только в 1889 г.: российский учёный Н. М. Ядринцев обнаружил в долине реки Орхон древнетюркскую стелу с неизвестными письменами. Он начал раскопки Каракорума, столицы Монгольской империи в 1220-1260 гг.

Ступы в Каракоруме
Каракорум был главным лагерем, где хан Угэдэй оставлял семью на время своих походов, и центром производства вооружений и оснащения войск. Город состоял из нескольких изолированных друг от друга кварталов, в которых жили ремесленники, торговцы и посланники со всего света. Там жили люди разных рас и религий. Рядом с христианскими церквями путешественники видели многочисленные мусульманские мечети и буддийские храмы.
В конце XIX в. финский учёный А. Гейкель изучал рунические надписи на стелах, возведённых в честь Бильге-кагана (великий хан) и Кюль-тегина, расположенных в местности Хушоо Цайдам.

Голова статуи Кюль-тегина, выполненная в 731 г. (с сайта Artyx.ru)
Археологами найдены скрёбла, скребки, ножевидные пластины, большое количество каменных изделий. Обнаружены поселения каменного века.

Типичный инструмент каменного века
На территории Монголии обнаружены многие следы первобытной культуры: скальные рельефы, росписи.

Древнее монгольское изобразительное искусство

Самыми ранними петроглифами на территории Монголии считают рисунки из пещеры Хойт-Ценкер Агуй (пещера Северной прозрачной речки). Рисунки в пещере – явление для Монголии довольно редкое. Здесь они выполнены по шероховатой поверхности скалы светло-серого или беловатого цвета темно-красной или розовой краской и делятся на четырнадцать не связанных друг с другом композиций-групп. Различаются они и по сюжетам. Среди них есть животные, никогда не встречавшиеся или очень редко изображавшиеся в рисунках на территории Монголии. Например, архары, антилопы, птицы, похожие на страусов, слоны.

Колесница. Наскальный рисунок. Увэр-Хангайский аймак (с сайта Artyx.ru)
Это древнейший художественный памятник Центральной Азии из числа известных в настоящее время, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Наскальные рисунки Монголии разделяют на две большие группы. К первой группе относятся петроглифы, выполненные охрой. Они датированы бронзовым веком (конец II - начало I тыс. до н. э.). Ко второй группе относятся рисунки, выбитые на скалах точечной техникой. Контуром обозначены фигуры коз, лошадей, слона, носорога – более 80 рисунков. Тема одного из рисунков – приручение человеком дикого коня – по сей день остается излюбленной темой у монгольских художников.

Наскальные рисунки с изображением повозок. Кобдоский аймак (с сайта Artyx.ru)

В период энеолита племена, жившие на территории Монголии, познакомились с медью, а затем – с бронзой. Ранние бронзовые ножи по форме и орнаменту сходны с аналогичными находками южносибирской кара-сукской культуры. Рукояти ножей украшались прорезями, геометрическими орнаментами. Иногда они заканчивались навершиями в виде скульптурной фигурки, головы какого-либо животного или птицы. Например, навершие кинжала длиной в 52 см из музея Южно-Гобийского аймака украшено изображением головы горного козла, рога которого загнуты и образуют кольцо.
I тыс. до н.э. - конец эпохи бронзы и начало эпохи железа. Монгольские племена переходят от земледелия к кочевому скотоводству. Скотоводческие племена были хорошо знакомы с обработкой металла и имели свои своеобразные металлургические центры, где изготовлялись оружие, инвентарь и украшения. Период VIII-III вв. до н. э. принято называть скифским. Среди памятников этого времени наиболее известны бронзовые котлы (V-III вв. до н. э.) с вертикальными ручками у горла или ручками-кольцами на тулове. А украшения того времени чаще всего оформлялись в скифском «зверином стиле». Одним из шедевров пластического искусства скифского времени является бронзовое навершие в виде фигуры оленя, хранящееся в Улан-Баторе, в собрании Музея изобразительных искусств.

Бронзовое навершие в виде оленя. Скифское время (с сайта Artyx.ru)

Искусство Монголии с V в. до н. э. по XII в. н. э.

В V в. до н.э. сложился союз скотоводческого племени хунну. Основным их занятием было скотоводство: лошади, крупный рогатый скот (быки, яки, сарлыки), овцы, козы. Занимались также охотой, знали и плужное земледелие. У хунну были даже города, о чём свидетельствуют раскопки.
Это племя владело различными ремеслами: резьбой по камню, рогу и дереву, художественной вышивкой. Они умели изготовлять ткани и войлок, плавили чугун, ковали железные орудия и оружие, из бронзы отливали украшения. В изобразительном искусстве хунну был распространен сюжет борьбы двух зверей (или зверя и птицы).

Хуннские ковры свидетельствуют о высокой технике вышивки, аппликации и художественного ткачества. Эти традиции переняли казахи, тувинцы, киргизы, буряты, калмыки.

Изготавливались ювелирные изделия из золота и серебра с инкрустациями из драгоценных и полудрагоценных камней, делали чеканку. Археологами найдены многочисленные изделия из керамики: емкости для хранения зерна, жидкостей, приготовления пищи и др.

Искусство в период образования монгольской нации

В начале XII в. окончился период ранних государств на территории Центральной Азии и начался этап образования монгольской нации. Главную роль в этом процессе сыграли монгольские племена кереитов, татар, найманов. А во второй половине XII в. начало образовываться феодальное государство. В этот период монголы Трехречья образовали союз Хамаг монгол, которым управлял Хабул-хан, а его внук Тэмуджин был в 1206 г. провозглашен великим ханом – Чингисханом. Так возникло объединённое централизованное государство монгольских племен.
Чингисхан, создав монгольское государство, интенсивно проводит завоевательную политику, в результате которой образовалась огромная империя: кроме Монголии, в неё входили Северный Китай, Восточный Туркестан, Средняя Азия, степи от Иртыша до Волги, бо́льшая часть Ирана и Кавказа. Монгольские завоеватели варварски опустошали цветущие очаги цивилизации тогдашнего мира. Захватнические войны монгольских феодалов были пагубны и для самой Монголии. Они способствовали разобщению монгольской народности, истощали людские ресурсы, обусловили длительный политический, экономический и культурный ее упадок в последующие века.
Империя Чингисхана не имела общей экономической базы и еще при его жизни была разделена между четырьмя сыновьями и внуками.
Конечно, были и прогрессивные явления: создались предпосылки для взаимодействия с культурным наследием многих государств и народов Азии и Европы.
В XIII-XIV вв. интенсивно развиваются многие сферы культурной деятельности монголов, в частности, строительство. Монголы знали различные типы жилья, приспособленные к условиям кочевой жизни: войлочные юрты, шатры разных размеров, палатки. Юрты огромных размеров они возили на повозках: расстояние между колесами такой повозки составляло более 6 м, и везти ее могли 22 быка.

Перевозка юрт в XIII в. Рисунок XIX в. (с сайта Artyx.ru)
Юрты украшали завесами, на которых вышивкой и аппликацией из шелка, войлока, шерсти изображали растения и животных.

Портрет Угэдэй-хана. Живопись на шелке (XIII в.), с сайта Artyx.ru
Сын Чингисхана Угэдэй основал город Каракорум, который просуществовал около 300 лет, из которых 32 года был столицей империи. После падения империи Юань в 1368 г. город был разгромлен китайскими войсками. Впоследствии делались попытки его возродить, но никогда более Каракорум не достигал прежнего величия.
В Монголии XIII-XIV вв. было выстроено много дорог, мостов, оборонительных валов и др. Но памятников архитектуры и градостроительства XIII-XIV вв. сохранилось очень мало, большая часть была разрушена после падения юаньской династии в 1368 г.
Предметов изобразительного искусства монголов того времени также сохранилось очень мало. Немногие сохранившиеся произведения живописи, скульптуры и архитектуры дают лишь общее представление об эстетических и стилистических особенностях времени монгольского государства XIII- XIV вв.
В то время в Монголии работали и китайские художники. На западе монгольских владений (в завоеванных городах Передней и Средней Азии) были популярны миниатюры, в которых проявился персидско-монгольский стиль. Сюжеты – из повседневной окружающей жизни человека и природы: люди, седлающие или объезжающие лошадей. Они изображены очень реально, а фон миниатюр – довольно условный.
К XIII-XIV вв. относятся фрагменты скульптур, найденные при раскопках. Особенно интересны фрагменты скульптур из Каракорума, довольно искусно выполненных.

Дзанабадзар. Амитаба. Позолоченная бронза (XVII в.), с сайта Artyx.ru

Искусство средневековой Монголии XV-XVII веков

Монгольское средневековое искусство сложилось на базе сменявших друг друга на территории Монголии на протяжении тысячелетий различных племён и народов. На формирование художественного сознания монголов оказало влияние искусство многих народов: арабов, персов, скифов, племен Алтая и Сибири. Многие образцы искусства и архитектуры, особенности религии были восприняты монголами из Индии и Китая. В период феодальной разобщенности (XV-XVI вв.) из Тибета в Монголию проник ламаизм, его культура также отражена в искусстве.
С середины XVI в. в Монголии усиливается влияние буддизма, развивается искусства на основе этой религии.
Развивалось народное декоративное искусство, создавались украшения быта, роспись, резьба, изделия из папье-маше, кузнечные изделия, художественные вышивки, аппликации, чеканка, произведения из кожи, войлока и др. Они удивляют богатством форм, красок; украшенные полными символического смысла узорами, орнаментами, они на века прославляют одаренность народа.

Маска для религиозной церемонии цам. Папье-маше, кораллы, медь
Возобновилось строительство ханских дворцов и резиденций.

Живопись

Самые древние картины Монголии – пентаграммы, изображающие оленей, лосей, диких аргалов (козы), и других животных, птиц, домашних зверей, населявших леса и степи Центральной Азии. Пентаграммы изображали работу, охоту, веру древних охотников и животноводов.

Скальная живопись: бизон
В изобразительном искусстве Монголии применялись преимущественно красные, желтые, зеленые, синие и белые краски – любимые цвета народа. Синий цвет – символ постоянства, неба; зелёный – символ вечной жизни; белый – символ благородства мыслей и чувств, чистоты; красный – радость, жёлтый – любовь.
Часто световая символика диктуется и буддистскими канонами. Постоянное взаимодействие различных элементов культуры отражаются во всех видах искусства Монголии. В изобразительном искусстве, например, теснейшим образом могут переплетаться национальный орнамент с буддистской символикой.


Монгольский орнамент очень разнообразен. Он вобрал в себя многие традиции орнаментов народов, даже сибирские скифы оставили след в монгольских орнаментальных узорах. Орнамент стилизуется в камне и дереве. Будучи основной частью декоративно-прикладного искусства в архитектуре, орнамент призван украшать, облагораживать, создавать индивидуальный облик и одновременно придавать символическое значение архитектурным объектам.
Главной темой живописи монголов с древних времён было изображение богатырей-титанов из героических эпосов, сцены боёв и сражений, воспевание подвигов и побед ханов и нойонов.
Основателем монгольской портретной живописи и изобретателем письма соёмбо является Дзанабадзар (1635-1723). Он был правителем Халхи под сюзеренной властью империи Цин.

Дзанабадзар «Автопортрет»
Памятником средневековой живописи Монголии являются росписи храма в Эрдэни-Дзу.

Скульптура

Скульптурные изображения существовали, вероятно, ещё при первобытнообщинном строе. Об этом свидетельствует найденное в горах Булган-сомона Восточного аймака рельефное изображение головы человека с условно переданными чертами лица. Этот небольшой рельеф вырезан из мягкой каменной породы зеленовато-серого цвета. В верхней части имеется круглое отверстие, вероятно, предназначавшееся для подвешивания фигурки, которая могла служить талисманом-оберегом. Эта уникальная находка датируется временем неолита.

Голова женщины. Фрагмент скульптуры из Каракорума. Глина. XIII в. Увэр-Хангайский аймак (с сайта Artyx.ru)
Огромная роль в развитии монгольского искусства принадлежит крупнейшему политическому и религиозному деятелю средневековой Монголии Дзанабадзару, прозванному Ундур-гэ-гэном («высокий наставник»). Он был богато одарен талантами, а жизнь его была полна событий. Память об этом человеке живёт в Монголии до наших дней.
Дзанабадзар был в том числе и известным скульптором. Он прославился литыми скульптурными изображениями будд, бодхисаттв и деятелей буддизма. Считается, что впервые Дзанабадзар познакомился с техникой литья скульптур во время своего пребывания в Лхасе в 1650 г., наблюдая за работой непальских скульпторов на строительстве дворца Поталы.

Дзанабадзар. Белая Тара
Тара – одна из главных бодхисаттв (просветленных существ) буддизма. Она родилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары в тот момент, когда тот оплакивал страдания мира. Из упавшей слезы вырос лотос, и из него родилась Тара, ставшая его женой.
Наиболее известны его Белая и Зелёная Тары, будда Ваджрадара. Дзанабадзара даже называли «монгольским Микеланджело». Специфический стиль Дзанабадзара получил развитие в рамках «школы Дзанабадзара». Значение творчества Дзанабадзара заключается в том, что он сумел вдохнуть жизнь в свои произведения, преодолеть условность канона, которая была очень сильна.
Одна из лучших работ художника – Очирдара (Ваджрадара, держатель ваджры – молнии).

Скульптура представляет собой собирательный образ всех тантрических божеств и выражает идею о неразрывном единстве женского и мужского начал, существующих в мире: молния (ваджра) олицетворяет активное мужское начало, колокольчик (хонх) – пассивное, женское. Очирдара изображен сидящим прямо, со скрещенными руками и ногами, с чуть склоненной головой. Он является олицетворением идеала прекрасного человека и соответствует всем требованиям буддийского канона.

Дзанабадзар – великий творец, поднявший средневековое монгольское национальное искусство до уровня общечеловеческих ценностей. Но его ученики и последователи только лишь формально подражали ему, но не превзошли своего учителя.

Архитектура Монголии

Традиционным монгольским жилищем является юрта. Юрты были основой для развития традиционной монгольской архитектуры. Юрты повлияли на другие архитектурные формы, в частности, на архитектуру храмов.

Храм в монастыре Дашичолин-хийд (современное фото)
Монгольская юрта обычно ориентирована по оси север – юг. Вход с южной стороны. Сторона юрты, где хранится алтарь с изображением богов, находится на севере. В центре юрты расположен очаг.
Изнутри юрта делится на две половины. У монголов восток - женская, а запад - мужская. На мужской половине (ближе к двери, то есть ближе к земле) находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. На женской (девичьей) – постель невесты, дочери хозяина. Ниже к двери – посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса (символ достатка). Эта половина гостевая.
Юрта до настоящего времени является для монголов любимым жильём. Конечно, она более модернизирована.

Внутри современной юрты
Первоначально скат крыши был круче, а наверху был специальный обод вокруг открытого центра для выхода дыма. Так было до XVIII в.
Определённую роль роль в формировании и развитии уникальной монгольской архитектуры сыграли и палатки. Хотя они и были временными, но довольно часто использовались пастухами. Палатками и сейчас пользуются во время фестиваля Надом, праздников и других видов мероприятий.
Абатай-хан основал монастырь Эрдэни-Дзу в 1585 г. рядом с местом древнего города Каракорум. Первые храмы были похожи по признакам на китайские, а дальнейшее развитие с тибетским и индийским стилями создавало уникальный монгольский стиль.
Монгольский стиль начался с мобильных храмов. Как только они стали постоянными, они превратились в угловую и квадратичную структуру. Крыша непосредственно поддерживается колоннами и стенами, и выступает в качестве потолка.

XII в. степи Центральной Азии заселяли монгольские племена: собственно монголы, кэрэиты, мэркиты, найманы и др. Лесные племена занимались охотой и рыболовством, степные вели кочевое скотоводческое хозяйство. Монголы поклонялись Вечному Небу (Тэнгри) и его супруге Земле (Этуген). Татары практиковали шаманизм. Кераиты в 1109 г. приняли христианство. Социальная дифференциация монголов в этот период зашла уже довольно далеко, о чем свидетельствуют почетные звания знатных людей: нойон (господин), тайши (царевич), нукер (дружинник), богадур (воин), а также понятие харачу (родовичи низкого происхождения). Были у монголов рабы - военнопленные (богол), слабые роды, примкнувшие к сильным в качестве клиентов, именовались унаган-богол. Традиция дарения проявилась в монгольском социуме в том, что нойоны передавали харачу скот для выпаса. Клиент мог пользоваться продуктами животноводства и оставлять себе часть приплода. Основное стадо оставалось за его владельцем. Отношения, которые складывались вокруг скота – основного богатства монголов, могут считаться отработочной рентой. Социально-политический строй монгольских племен характеризует понятие «улус», т.е. народ и та территория, на которой он кочует. Глава улуса в XI в. каган, позднее - хан. В середине XI в. была предпринята попытка создания общемонгольского государства Хамаг монгол улуса, но вскоре государство распалось. Очевидно, как у всех кочевников, родовые связи оказались сильнее политических. Между тем, вражда монгольских племен из-за кровной мести, социальное напряжение в обществе, связанное с его дифференциацией, недружественное окружение (чжурчжэни, тангуты, кидани) диктовало необходимость государства, создание которого связано с именем Тэмучина (Чингисхана).

Личность и деятельность Чингисхана.
Государственная консолидация монгольских племен

Основатель монгольского государства родился в 1155 г. в семье Есугэй-багатура. Генеалогическая легенда гласит, что он был потомком Алан-Гоа, родившей своих сыновей от лунного света. Один из них отличался нестандартными поступками. Л.Н. Гумилев полагает, что эта легенда фиксирует рождение нового монгольского этноса с непривычным для остальных людей поведенческим стереотипом. Рано осиротевший мальчик вытерпел много унижений и нужды, но закалил свой характер и волю. Таких как он, называли «людьми длинной воли», т.е. людьми, потерявшими или разорвавшими связи с родовыми структурами. Когда с помощью кераитского хана (Ван-хан) он восстановил свой улус, к нему пришли 29 багатуров с семьями. Эти люди, как и он сам, были «людьми длинной воли». Улус Тэмучина был им реорганизован в 1182 г. Все багатуры получили в нем должности соответственно своим дарованиям: лучников, меченосцев, командиров дружины, старших над стадами, табунами и юртами и т.п. Родовой принцип управления был заменен функциональным, протогосударственным. В империи Чингисхана он будет воспроизведен и уточнен. В последнее двадцатилетие XII и начало XIII в. в степях Центральной Азии развернется война за власть над монгольскими племенами, за ту или иную модель государственного строительства. Подчинение монголов кераитам или найманам, самым культурным из монгольских племен, оказалось невозможным из-за равновесия их сил. Конфедерация племен была бы гибельной для «людей длинной воли». Они во главе с Тэмучином воевали за свое право не только выжить, но и сохранить или приобрести высокий статус, которого лишились в своих родовых объединениях. Их победа была признана курултаем 1206 г. (собрание воинов), который провозгласил Тэмучина ханом под именем Чингисхан. Монгольские племена в ходе войны лишились своих вождей и объединились под его властью.



Монгольские завоевания
в Азии и их последствия

Причины монгольских завоеваний трактуются в научной литературе по-разному: А.Тойнби полагает, что монголы покинули степи под влиянием резкого изменения климата, а в войны их втянул вакуум вокруг монгольской территории; Е. Кычанов указывает на амбиции вождя, желавшего покорить мир; А.Н.Логинов отмечает жажду добычи и славы. Наиболее убедительное объяснение завоевательной политики монголов, как думается, дает Л.Н. Гумилев. Он подчеркивает, что в ходе объединительных войн экономика монголов вступила в полосу кризиса. Резко сократилось поголовье скота – главного богатства монголов. Военный характер монгольского государства (95 военно-административных районов, обязанных выставлять тысячу конных воинов во главе с администраторами-командирами, «Яса» - свод законов, напоминающих воинский устав, обязанность мужчин нести военную службу с 17 до 70 лет) не мог быть изменен в короткое время. Недружественное окружение монголов такого изменения и не допускало. Результатом стали более 80 лет непрерывных войн монголов на трех направлениях. На южном направлении их врагами были тангуты, чжурчжэни и китайцы, на юго-западе – мусульмане, в частности хорезмшах Мухаммед, на северо-западе – половцы и их союзники, русские князья. После смерти Чингисхана войны вели его сыновья и внуки. Повсюду молодому и сплоченному народу противостояли полиэтнические государства, создававшиеся военным путем. Успехи монголов, создавших огромную евразийскую империю, связаны и с силой, боевой выучкой и железной дисциплиной их воинов.

Угэдей-хан столкнулся с проблемой управления огромной империей. Его советник из киданей Елюй Чуцай попытался превратить военную монархию в бюрократическую по китайскому образцу. Судебная реформа ограничила произвол дарханов (наместников). Прекратилась практика поголовного истребления побежденных городов, вместо этого вводится подушная или подымная подать. Вместо уделов воинов стали награждать подарками. Монголов обложили подоходным налогом в 1%. Утверждается экзаменационная система замещения чиновничьих постов. Попытка смены элиты вызвала гражданскую войну в империи. Она разразилась в правление Хубилая (1259-1294) и продолжалась до 1301 г. Победу одержали реформаторы, опиравшиеся на культурные и управленческие традиции покоренных народов. Это означало распад империи на 5 частей: собственно Монголию (улус Толуя четвертого сына Чингисхана); Китай, где Хубилай стал основателем династии Юань; Иран и Ирак под властью Хулагуидов (Хулагу внук Чингисхана) и улус Джучи - южная Сибирь и Урало-Каспийские степи. Власть ильханов в Персии существовала около 80 лет, династия Юань правила Китаем до 1368 г. Дольше всего монголы сохраняли власть в улусе Джучи, но и он в XV в. распался на Золотую, Белую и Синюю орду, а затем на племенные союзы. Завоевательные походы Чингисидов были бедствием для миллионов людей, они разрушали материальные и культурные ценности. Вместе с тем великие караванные пути из Азии в Европу стали безопасными под охраной монгольского оружия. Евразийская концепция российской истории включает в себя положение о том, что своим объединением и дальнейшим расширением на восток наша страна обязана монголам.

История Великой монгольской империи (Ехе монгол улус) показывает, что для создания прочного государства кочевникам недостаточно одержать военную победу. Без победы культурной (арабы) или политической (тюрки) удел кочевников либо ассимиляция, либо изгнание и возвращение к родоплеменным структурам.

Глава «Искусство Монголии». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: Н.В. Дьяконова; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)

Монгольское феодальное государство сформировалось сравнительно с другими средневековыми странами Востока довольно поздно, в 12 - начале 13 в. Это государство образовалось из различных племен, занимавших в 11 в. почти всю территорию современной Монголии и ассимилировавших населявшие ее ранее народности. Основное объединение страны произошло при Темучине, или Чингис-хане (1155-1227), который подчинил себе все скотоводческие племена и сломил сопротивление их вождей. При Чингис-хане получило и официальное утверждение название «монголы».

В 12-13 вв. Монголия занимала уже весьма обширное пространство - от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, а также от Великой китайской стены на юге до границ южной Сибири на севере. Образование единого государства способствовало дальнейшему развитию феодальных отношений. Чингис-хан фактически закрепостил скотоводов, прикрепив их к кочевьям. Столицей при Чингис-хане стал Каракорум, где был сооружен ряд дворцов и храмов.

Основной религией монголов в 13 в. оставался шаманизм с верой в духов и культом предков, однако уже в это время начинают проникать христианство и буддизм, ставший впоследствии ведущим религиозным учением в Монголии. Высокоразвитые культуры Тибета и Китая, захваченного в 13 в. монголами, оказали значительное влияние на сложение и формирование архитектуры и искусства самой Монголии.

Наиболее изучена благодаря археологическим исследованиям последних лет архитектура Монголии. На территории страны сохранились остатки многочисленных сооружений дофеодального и феодального периодов. Многие скотоводческие племена средневековой Монголии вели кочевой образ жизни. Однако обнаруженные памятники архитектуры подтвердили, что Монголию нельзя рассматривать только как страну, населенную кочевниками. На рубеже 12-13 вв. в Монголии существовало несколько крупных городов, важнейшим из которых был столичный город Каракорум. Побывавший в нем в 1254 г. французский посол называет двенадцать храмов, две мечети и одну христианскую церковь.

Раскопками 1948-1949 гг., произведенными под руководством С. В. Киселева, удалось установить, что в 13 в. интенсивность строительства города была необычайной. Если в 11 в. на месте Каракорума существовало лишь незначительное поселение, то в 13-14 вв. (до момента разрушения города китайскими войсками в 1380 г.) он превратился в большой и благоустроенный город с дворцами и многочисленными зданиями, сложенными из сырцового кирпича и перекрытыми цветной глазурованной китайского типа черепицей. Город был обнесен массивными стенами; в его юго-западной части обнаружены остатки обширного здания, по всей видимости дворца, с огромным залом. Найдены шестьдесят четыре каменные базы, на которые в свое время опирались деревянные колонны. К зданию с юга примыкала лестница из хорошо обработанных гранитных плит. Крыша была покрыта глазурованной зеленой и красной черепицей и украшена скульптурными изображениями драконов.

Общее расположение дворцовых зданий по планировке и ансамблевому принципу композиции близко китайской средневековой архитектуре. О благоустройстве дворцов монгольской знати свидетельствует обнаруженная в одном из них отопительная система, подобная китайской: нагретый в наружных печах воздух проходил под полом по специально выложенным для этого каналам.

15-16 вв. характеризуются в Монголии как период феодальной раздробленности, препятствовавшей строительству крупных сооружений. Зодчество возрождается со второй половины 16 в. в связи с широким распространением ламаизма. В 1585 г. возводится первый ламайскнй монастырь Эрдени-Цзу, для которого были использованы черепица и другие строительные материалы из руин Каракорума. Эрдени-Цзу был выстроен в традициях китайского зодчества.

Одновременно с монументальными культовыми сооружениями, строившимися из сырцового кирпича и камня, в средневековой Монголии продолжала развиваться совершенно самостоятельная область зодчества, связанная с традициями кочевого быта. Войлочные юрты, богато украшенные вышивками и цветными аппликациями, не являясь сами зданиями в общепринятом смысле слова, постепенно породили сложные и разнообразные строения, приспособленные к условиям жизни возрастающего оседлого населения. Большую часть оседлых поселений представляли собой монастыри, количество которых особенно возросло в 17 в. Первоначально монастыри располагались в юртах, перемешавшихся с места на место. Однако возросшее значение и крупные средства, которыми располагало духовенство, позволили богатым монастырям строить монументальные здания из камня, кирпича и дерева, которые как снаружи, так и внутри покрывались богатым и ярким расписным орнаментом.

Первые здания храмов ставились на дощатой площадке, на которой укреплялись характерные для строительства юрт деревянные решетки, а крыша составлялась из жердей, крытых войлоком. Для увеличения размеров храма несколько подобных юрт составлялись вместе, и к ним пристраивалось вытянутое вперед крытое крыльцо с дверью. Но разборная юрта вскоре стала оседлым жилищем; жерди и войлок сменились досками, решетки - стенами, появился фундамент, а увеличение внутреннего пространства вызвало сооружение многочисленных опорных колонн. Круглая юрта постепенно превращается в квадратное многоугольное здание, а конусообразная крыша приобретает характер купола или шатра. Часто мотивы собственно монгольские сплетаются, особенно в формах крыш, с тибетскими и китайскими, образуя новый стиль. Окраска здания обычно единообразна. Стены и крыши белятся, двери окрашиваются ярко-красной краской, а рамы окон в темно-красный цвет. Большая простота, ясность членений и тяготение к круглому плану характеризуют этот оригинальный вид монгольской архитектуры. Таковы, например, храмы 17 в. монастыря Да-Хуре в Улан-Баторе. Развиваясь от народного жилища, храмы подобного типа украшались орнаментом, имитирующим узоры по войлоку. Белые крыши расписывались черными и красными полосами. В период завоевания Монголии маньчжурами в конце 17 в. количество храмов значительно возросло; усилилось также влияние китайской и тибетской архитектуры. Особенно большое количество поселений возникло в 18-19 вв. Сохранившиеся от этого времени сооружения - дворец Лабран монастыря Эрдени-Цзу (18 в.) и храм Майдари в Да-Хуре (19 в.) - отличаются простотой и монументальностью форм. Храм Майдари сочетает в себе весьма оригинально тибетские и собственно монгольские черты: открытую террасу в верхней части, скульптуры, стоящие по краям кровли, вытянутость фасада вширь (черты тибетского стиля) и купол, венчающий квадратное здание, взятый от типично монгольских юрт.

Помимо храмовых сооружений в 17-19 вв. появляются на территории Монголии также и субурганы, близкие тибетским, но весьма разнообразные по декору. В целом монгольская архитектура в средние века выработала свой монументальный стиль, отличающийся большей мягкостью, чем тибетский, большей массивностью и меньшей изощренностью форм, а также отсутствием той широты и живописности планировки, которые характеризуют китайское зодчество.

Помимо архитектуры в средневековой Монголии были развиты и другие виды изобразительного искусства. В одном из зданий Каракорума обнаружены росписи, по стилю близкие памятникам Синьцзяна 9-12 вв. Сохранившиеся в разных храмах образцы культовой живописи на холсте близки тибетским иконам. Большим изяществом отличаются небольшие бронзовые скульптуры буддийских святых. Они очень пластичны, выделяются мягкой округлостью жестов.

Однако значительно более оригинальными по стилю являются изделия прикладного искусства Монголии. Яркие, необычайно интенсивные по красочным сочетаниям орнаменты геометрического характера покрывали одежду монголов. Войлочные юрты украшались как яркими тканями, так и узором из аппликаций и вышивок, о которых восторженно отзывались посещавшие Монголию иностранцы. Красные, синие, лиловые и зеленые цвета оттеняют и оживляют белый войлок юрты, делая эти жилища необычайно нарядными. С давних времен мастера Монголии достигли большого искусства в инкрустации драгоценными камнями по металлу, резьбе по кости, филиграни, гравировке по металлу и чеканке.