Традиции празднования нового года в россии. История празднования нового года в россии

Балы-маскарады, шампанское и фаршированные поросята: как в царской России праздновали Новый год

Сейчас ни один человек не может себе представить зиму без новогодних праздников. А ведь традиция празднования в ночь с 31 декабря на 1 января относительно молодая - ей всего 315 лет. До этого на Руси Новый год встречали 1 сентября, еще раньше - 1 марта. Петр I перенес этот праздник с осени на зиму. С тех пор в царской России было заведено устраивать шумные гуляния и шикарные новогодние балы.




Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенес Новый год на 1 января. При этом он сохранил Юлианский календарь. Рождество приходилось на 25 декабря, а Новый год праздновался уже после него. И тогда застолья не происходили во время рождественского поста, как сейчас.





В ночь на 1 января 1700 г. был шумно отпразднован первый зимний Новый год, с парадом и фейерверками на Красной площади. С 1704 г. празднования перенесли в Петербург. Устраивали массовые гуляния и маскарады, которые проходили на площади возле Петропавловской крепости с участием самого Петра. Новогоднее застолье продолжалось в течение трех дней.





Петр I следил за тем, чтобы все придерживались новой традиции и соблюдали все соответствующие правила и обряды: украшали дом еловыми и сосновыми ветками, наряжали их - не игрушками, как сейчас, а орехами, фруктами, овощами и яйцами, что символизировало плодородие, благополучие и достаток.









Елизавета I продолжила эту традицию. Она устраивала новогодние маскарады, на которые сама часто являлась в мужском костюме. В 1751 г. в маскараде приняло участие больше 15000 человек, бал продолжался с восьми вечера до семи утра, после чего было застолье.





При Екатерине II появилась традиция готовить для новогоднего стола необычные блюда. Так, например, в качестве сюрприза к новогодней трапезе повар-француз приготовил поросенка, фаршированного фазаном, куропаткой, жаворонком и оливками, при этом все ингредиенты поочередно складывались друг в друга, как в матрешку. Жаркое получило название «Императрица» и стало очень популярным у петербургской знати. При Екатерине II появилась традиция дарить на Новый год подарки.









Павел I и Александр I ратовали за воздержание в еде, при них в аристократической среде стало модным готовить на новогодний стол простые блюда - соленые огурцы и грибы, салат из редьки, правда, поросята тоже не выходили из моды.









Шампанское стало популярным новогодним напитком только в начале XIX в. - по легенде, после победы над Наполеоном, когда русские войска опустошили винные погреба «Мадам Клико». Хозяйка не препятствовала этому, предвидя то, что «Россия покроет убытки». И правда, уже через 3 года ей поступало больше заказов из России, чем из Франции.





Первая в Петербурге публичная новогодняя елка появилась при Николае I. Если до этого дом украшали, как правило, ветками, не только хвойными, но и березовыми, и вишневыми, то в середине XIX в. появилась традиция наряжать елки. В это же время в праздничном меню лидировали семга, икра и сыры. При Александре III и Николае II на новогоднем столе с поросенком и уткой с яблоками соперничали индейки и рябчики.









В 1918 г. по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, но церковь этого перехода не приняла. С тех пор Рождество празднуют 7 января (25 декабря по старому стилю), а Новый год приходится на самую строгую неделю поста. Именно тогда возникла традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. В 1919 г. большевики отменили и Рождество, и Новый год - это были рабочие дни, а елка была объявлена «поповским обычаем».





А последним костюмированным балом империи стал маскарад 13 февраля 1903 г., участники которого пришли на праздник в костюмах




К одной из годовщин правления дома Романовых в Зимнем организовали необычный бал. Все приглашённые должны были соблюсти дресс-код - придти на праздник в одеждах допетровской эпохи. В нашем обзоре уникальные фото, на которых запечатлены участники этого яркого события.



13 февраля 1903 года в Зимнем дворце произошло грандиозное событие - костюмированный бал. Поводом послужила очередная годовщина правления дома Романовых.


И хотя дата не была круглой, подготовка к нему шла несколько месяцев и к организации этого мероприятия были привлечены лучшие специалисты - костюмеры, художники, ювелиры, сценографы, певцы, танцовщики, хореографы.



Всего гостей было около четырех сотен и это была вся знать Российской империи. Приглашенные должны были прибыть на маскарад в костюмах допетровской Руси. Это вполне соответствует модным тенденциям того времени, ведь художники зарождающейся эпохи модерна черпали вдохновение в том числе и в истории, и в фольклоре.

… итак, давайте попробуем разобраться с нашими традициями любимого праздника и узнать, как же предки встречали Новый, провожали Старый год. И осталось ли сейчас хоть что-то от старинных обычаев.

Петровская эпоха. Новый год по новому календарю

Начнем с того, что Россия стала отмечать приход Нового года зимой значительно позже, чем европейские государства. Ввел этот праздник Петр Первый своим Указом, перенеся дату прихода Нового года с 1 сентября на 1 января.

Поскольку царь Петр сохранил юлианский календарь, Рождество в России приходилось в ту пору на 25 декабря, строгий пост соблюдался, а новогодние торжества после поста стали проходить с небывалым размахом. Первая встреча Нового года состоялась в России в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 г. в Москве, на Красной площади. С 1704 новогодние торжественные встречи были перенесены в новую столицу, Петербург. Празднования первоначально отличались от нынешних, поскольку главным действом было не застолье, а маскарады, массовые гулянья, фейерверки.

Царь Петр лично принимал участия во всех мероприятиях и обязал всех вельмож быть там же. Некоторые бояре пытались отказаться под предлогом мнимой болезни. Тогда царь присылал болящим своего медика. Если вельможа симулировал, на него налагали штраф: он на глазах почтеннейшей публики должен был выпить огромных размеров чару с водкой. Видимо, с той поры и появилась горькая традиция провожать старый год водкой, а не прикидываться больным, чтобы не пропустить самый веселый и долгожданный праздник.

Новогоднее пиршенство

Петр Первый был неутомимым затейником. После гуляний он приглашал во дворец сотню особо приближенных, двери запирались, никто не смел покинуть помещение раньше, чем через трое суток неудержимого застолья. Такое новогоднее пиршество могли выдержать лишь самые крепкие и закаленные бойцы.

Шумные гулянья, маскарады, пальба, фейерверки, шутихи, медведи-скоморохи, катания на санях прижились в России быстро. А вот елки народ не воспринял сразу. До петровского Указа празднование Нового года проводилось весной и осенью, поэтому традиционными деревьями для украшения были березки и вишни. Сначала наряженные елки устанавливались возле домов богачей в Петербурге и Москве, да возле царского дворца.

Зимний Новый год

Зимняя встреча Нового года тоже долго не приживалась в России. Но Петр безжалостно наказывал тех, кто противился Указу и продолжал отмечать Новый год 1 сентября. Царь повелел строго следить за тем, чтобы все дома к 1 января украшались еловыми, сосновыми либо можжевеловыми ветвями, наряженными орехами, яблоками, фруктами, яйцами, овощами.

Со временем к празднику привыкли, даже полюбили его. С тех же пор появилось поверье, что обильный новогодний стол может обеспечить благополучие в предстоящем году, стать залогом богатства всего семейства. На столы выставлялись мясные, мучные, крупяные блюда, кисели, взвары, пиво и брага.

По центру стола ставили мясо молодого поросенка, жареного на вертеле. На новогодний стол категорически запрещалось подавать мясо зайца, птицы и дичи: по существующему поверью счастье могло ускакать или улететь из дома.

Новый год в девятнадцатом веке

Только к середине 19 века с приобщением народа к елкам решили проблему немцы, коих немало проживало в Петербурге. Самые знаменитые кондитерские заведения столицы начали массово продавать елки, украшенные сладостями и свечами. Народ стал их раскупать и постепенно привык к новогоднему дереву, воспринимая его как обязательный и естественный атрибут рождественских и новогодних праздников. В 1852 году появилась первая в России публичная ель, установленная в Екатерингофском вокзале.

… c возникновением шампанского на новогодних столах связана интересная история.

Прибытие шампанского в Россию

Русский народ в облике офицеров гусарских да казачьих полков познакомился с шампанским после разгрома Наполеона. Существует легенда, что офицеры устроили грандиозную попойку в винных погребах мадам Клико, опустошая их полностью.

Когда мадам доложили об этом, она сказала: «Пусть пьют. Русские всегда крайне щедро расплачиваются за выпивку. Даже если это произойдет не сейчас, Россия за них заплатит». Так вскоре и случилось. Слава о качестве вина молниеносно разнеслась по стране. Российская империя заказывала у «Дома Клико» шампанское, количество которого кратно превышало все заказы мадам. Так Россия стала пить шампанское дальновидной мадам Клико. Но особенно ценился напиток на новогодних столах.

Полностью привычным всему населению России новогодний праздник стал только к концу ХIХ века. Новогоднее застолье стало дополняться блюдами из семги, икры, корюшки, сыров. Жареного поросенка начала вытеснять дичь, гусь в яблоках.

На столах стали выставлять вина, коньяк, мороженое. Нашлась и замена французскому шампанскому. Вместо него начали пить донские игристые вина. В начале ХХ века новогодние столы стали заполняться анчоусами, омарами, сардинами. К мясным блюдам добавили индейку и рябчиков.

Новый год после революции

В 1918 Россия переходит на григорианский календарь, которому удалось обогнать юлианский на целых 13 дней. Однако православная церковь отказалась принимать подобный переход. С этого момента и произошла та путаница, о которой я рассказывал в начале. Новый год стал приходить до Рождества. Жители России так и не разобрались, по какому стилю - новому или старому, следует отмечать встречу Нового года. Одни стали праздновать 1 января, по новому стилю, другие - по старому, 13 января. Так появился Старый Новый год.

Первая новогодняя елка после революции была установлена в 1918 году, а уже в следующем новая власть отменила празднование Рождества и Нового года. И хотя их объявили поповскими праздниками, люди продолжали тайно устанавливать елки. Именно в ту пору произошел отказ от массовых гуляний, Новый год встречали тайно, в кругу семьи.

В 1935 году советскому народу объявили о том, что новогодний праздник - один из самых прекрасных дней, поэтому страна вернулась к пышным и торжественным празднествам, с Дедом Морозом, Снегурочкой, массовыми гуляниями и обильными застольями.


… интересно, что моду чокаться хрустальными фужерами с шампанским ввел Александр II. А в 1945 году вернул эту традицию И. Сталин, решив отмечать День Победы и Новый год под бой курантов звоном бокалов с шампанским.

Традиции проводов Старого года

В российских традициях издавна закрепились проводы Старого года, которые отмечают накануне прихода Нового, за пару часов до боя курантов. Принято было не только весело и радостно встречать Новый год, но и достойно попрощаться со Старым. Старинная истина гласила: нельзя начать новую страницу жизни, не дописав предыдущую. Ведь залогом успеха в наступающем году становится умение сделать правильные выводы о жизни в году прошлом.

В настоящее время традиции прощания со Старым годом порядком позабыты. В старину было принято попросить прощения у тех, кого обидели в прошлом году. Мы уже не помним старинный обычай, гласящий, что в Новый год нельзя входить со старыми долгами - что поделать, нас захлестнуло время долгосрочных кредитов. Считали старики, что в Новый год нельзя входить и с пустым карманом. Запрещалось в прежнюю пору выносить мусор непосредственно перед наступлением Нового года, предки говорили, что вместе с ненужным хламом выносится из дому благополучие. И главное, что требовалось сделать - несколько минут подумать о негативе, присутствовавшем в прошлом году и мысленно зачеркнуть его, не перенося в год наступающий.

Счастливого Нового года!

Одной из реформ, введенных российским императором Петром I в 1699 году, стал отсчет нового года с 1 января.

До этого времени старый год заканчивался с приходом осени: 1 сентября. С тех пор новогодние традиции претерпели множество изменений: от обязательного празднования по указу императора, до тихих домашних посиделок за закрытыми дверями. Дни праздника не всегда считались выходными, долгое время 31 декабря, 1 января и все последующие до Рождества дни были рабочими. Однако самый первый праздник по царскому приказу отмечали целых семь дней.


Новогодние праздники ассоциируются, прежде всего, с нарядной елкой. Традиции украшать дерево, чаще хвойное, пришли из Германии, где на них вешали фрукты, сахарные изделия и бумажные открытки. В Российской Империи в обязательном порядке должны были украшаться дворы, ворота и ели перед домами. В честь торжества на центральных площадях стреляли из пушек и зажигали всевозможные свечи, пускали фейверки. Поскольку первые светящиеся электрические гирлянды появились только в 1895 году в США, в нашей стране подсветку елок заменяли свечи. Также традиционно обилие свечных огоньков украшало дворы, дома и питейные заведения. Электрическая гирлянда в Советской России появилось лишь в 1938 году.

Одним из наиболее ярких и радостных событий в новогодние дни в Царской России был канун Рождества - Сочельник. К этому дню завершался четырехнедельный Рождественский пост и «до первой звезды» православные воздерживались от приема пищи. Рождество отмечали 25 декабря по старому стилю и 7 января по-новому. Как правило, Рождество отмечали в кругу семьи, а Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января носил более светский характер, принято было приглашать компании к себе домой или самим ходить в гости.


Праздничный стол обязательно должен был быть обильным, не менее 12 блюд. Не обходилось без мяса (чаще поросенка на вертеле), сладостей и водки (это был наиболее популярный напиток различной крепости, менее крепкую водку на Руси называли вином). Известный литературный труд XVI века под названием «Домострой» содержала в себе следующие рекомендации праздничного стола: «В Великий пост мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареный гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур». Современный салат «оливье», селедка под шубой, мандарины и заливное на фоне барских яств тех времен смотрятся простой закуской.


Среди напитков доступным и популярным считался сбитень, его делали как алкогольным, так и безалкогольным для детей. Сбитень всем нравился своим ярким вкусом и согревающим эффектом.

Стоит отметить, что в светской России во времена правления Петра I, празднование не зацикливалось на кулинарных изысках. Более важным мероприятием у знати были танцы и костюмированные балы. На них гостям, как правило, подавали лишь напитки для утоления жажды. Как такового праздничного стола не было. Наиболее праздничным всегда оставался Рождественский стол и, как правило, он был в семейном кругу. Бальные залы декорировали объемными елями, красиво украшенными и, как правило, в золотисто-красных тонах. Вообще золото и красный бархат в оформлении очень характерны для Царской России, как символ победы, красоты и богатства.

К традициям, схожим с современными, можно отнести стремление людей одеться во все новое, раздать долги (только не в сам праздник, а немного заранее), простить обиды, помириться с теми, с кем в ссоре, выбросить старую и битую посуду и все перемыть всё в доме. Так встречающие праздник могли обеспечить себе достаток и счастье в Новом году.


Что касается шампанского, то оно появилось на наших столах только в начале XIX века. После победы над Наполеоном, русские солдаты высоко оценили великолепие этого напитка, который не пользовался особой популярностью во Франции. Спустя короткое время, шампанское попало в Россию и пришлось по вкусу знати. Чуть позже игристый напиток стал традиционным новогодним. Стоит отметить, что благодаря Императору, которому вкус сухого брюта показался тогда кислым, в нашей стране традиционно используют сладкие и полусладкие сорта шампанского. Самой популярной маркой была Вдова Клико. После полного поражения Наполеона, сама провинция Шампань была занята российской армией. В результате массового потребления игристого напитка, все подвалы Вдовы Клико были быстро опустошены, на что она пророчески заметила: «Сегодня они пьют, завтра они заплатят». И оказалась абсолютно права, последующие 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Российская Империя по объему заказов стала вторым в мире потребителем шампанского.


Подарки в дореволюционной России было принято дарить только детям. Праздник в самом ярком и волшебном понимании этого слова был ориентирован в первую очередь юное поколение. Им разрешалось не спать в праздничную ночь (за исключением малышей до 7 лет), всем дарили безделушки и угощали сладостями и чаем, водили вокруг елки хороводы и пели песни. Дети всегда с нетерпением ждали этот зимний праздник. Традиционно красиво украшались улицы и дома (конечно в основном зажиточных крестьян и знати), но и простые провинциальные крестьяне по-своему оформляли дом, в основном подручными средствами и тем, что могли смастерить сами. Елка не всегда присутствовала в доме, часто использовали еловые ветки, а стол был более скромным. Однако подарки детям старались сделать все.

В целом Царская Россия времен Петра I только закладывала традиции празднования Нового года и Рождества, однако праздник настолько вписался в календарь, что спустя 3 столетия, стал одним из самых значимых и ожидаемых в году.

И, напоследок, строки и воспоминания о празднике из дневника цензора Александра Никитенко, историка литературы, профессора Петербургского университета и действительного члена Академии наук:


Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня -- своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни».

Отмечать Новый год 1 января в России начали по указу Петра I ещё в 1700 году. Вплоть до революции праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная ёлка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьёвых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. АиФ.ru вспомнил, чем на Новый год занимались москвичи сто лет назад и кто им в этом помогал.

В центре столицы

Первыми места кончались в ресторане при гостинице «Метрополь» в Театральном проезде, куда торопились крупные мануфактурщики и так называемая «спортивная Москва», обеспеченные владельцы лошадей и завсегдатаи ипподромов. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивали тематические вечеринки. Например, 1911 год встречали авиационным карнавалом. «В углах почти в натуральную величину парят эффектные аэропланы. В центре плавно покачивается спускающийся со стеклянной крыши колоссальный нескольких сажен «Цеппелин», в его гондоле - транспоранты „С Новым годом 1911-м“», - описывали событие в издании «Русское слово».

Ресторан в пятизвёздочном отеле «Метрополь», расположенном в Москве. 1991 г. Фото: РИА Новости

В более простом ресторане «Прага», второй дом на Арбате, в ту же ночь накрыли столы на 500 человек. Здесь собирается спокойная семейная публика, в основном - военные. Все дамы при входе получали подарки - цветок и веер, надушенный французскими духами парфюмера Коти.


Ресторан «Прага» сегодня. Фото: www.russianlook.com

Торговцы и промышленники выбирали Большую московскую гостиницу, располагавшуюся на месте современного отеля «Москва». Московские немцы стремились в ресторан при отеле «Alpenrose» («Альпийская роза»), находившийся в доме 4 по Пушечной улице, тогда ещё прозванной Софийкой. Обстановка резко контрастировала с шумным кутежом в «Метрополе». «Небольшой зал «Альпийской Розы» переполнен. Весело искрятся бокалы. 12 часов. Наступает Новый год. Никто не кричит «ура». Для публики, собравшейся в ресторане, наступил «Neu Iahr». Со спокойным счастьем, добродетельной радостью. Позднее в весёлом разгуле публика кричит могучее „Hoch!“», - писали в газетах. Отличалось и оформление: очевидцы вспоминали огромную залитую огнями ель и столы, оформленные живыми цветами.

Остальные заезжие иностранцы стремились попасть в ресторан «Эрмитаж» в доме 29/14 на Неглинной улице, здание теперь занимает театр «Школа современной пьесы». В конце XIX века кабак открыл основоположник одной из главных отечественных новогодних традиций, француз Люсьен Оливье, создатель одноимённого салата. Артисты собирались в ресторане «Бар», который располагался напротив Малого театра на Неглинной улице, до сегодняшнего дня здание не сохранилось.


Театр «Школа современной пьесы», ранее в этом здании располагался ресторан «Эрмитаж». Фото: Commons.wikimedia.org

Попасть «без записи» удавалось в ресторан «Славянский базар», располагавшийся в 17 доме на Никольской улице. Никакой новогодней программы здесь не было, публика собиралась случайная: заезжие коммерсанты, командировочные и путешественники. Половина столиков оставались пустыми, за остальными публика откровенно скучала.


Гостиница «Славянский базар», XIX век. Фото: Commons.wikimedia.org

Совсем неподалёку, в подвалах здания ГУМа в трактире «У Мартьяныча», собирались скуповатые купцы и разгулявшиеся студенты. Зал скудно украшали ёлками, но о местном веселье ходили легенды. Судя по всему, столы здесь не бронировались, просто по мере наполнения в ресторан переставали пускать публику.

В версте от города

Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин . Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.


Ресторан Крынкина. Открытка рубежа XIX–XX веков. Фото: Из личного архива

На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане «Яръ», дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля «Советский». Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции - Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие.


Здание гостиницы «Советская» и ресторана «Яръ». 1909–1913 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Утром 1 января

Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием «Сорочинская ярмарка» для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года.


Манеж сегодня. Фото: Commons.wikimedia.org

Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание - новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна - до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов.

Введенный в 1700 году Петром Первым европейский обычай встречи Нового года, поначалу отмечался под страхом наказания и только среди высших слоев общества. Постепенно праздник прижился, но продолжал оставаться второстепенным по отношению к Рождеству. Причем, Рождество в царской России отмечалось ранее Нового года.

Елочка считалась атрибутом Рождества, а не Нового года. Появилась она в русских домах лишь в начале 1800-х, до того времени дом украшали еловыми, сосновыми или можжевеловыми ветвями. До царствования Николая I, в качестве новогоднего украшения могли применяться не только хвойные ветви, но и любое деревце, например, яблоня, береза, вишня. Считается, что традиция украшение елки, как непременного атрибута новогодних праздников, пришла из Германии, поэтому Рождественскую ель в царской России украшали на немецкий манер: верх венчала Вифлеемская звезда, на ветви подвешивали яблоки – символ грехопадения Адама и Евы. Со временем к этим украшениям добавились золоченые орехи, сладости, фигурки Ангелов и свечи.

Новогодний стол в домах знати помимо заморских фруктов (груш, винограда, апельсинов и абрикосов) мог содержать и простые соленые грибы да огурцы, каши да салат из редьки. С середины 19 века все чаще на новогодний стол подается икра, семга, поросенок, сыры, отварная в красном вине фасоль. Появились десерты в виде мороженого и слоеных пирожков. Шампанское, хоть и появилось на столах, еще не стало конкурентом таким напиткам, как коньяк, красные и белые вина, водка и наливки.

Красота оформления праздничного стола ценилась не меньше выставленных угощений, украшался и сам стол, и подаваемые блюда. Особым шиком считалось поданное меню, оформление которого картинками, виньетками и вензелями превращали его в шедевр прикладного искусства. Такие празднично оформленные меню гости часто сохраняли в семейных альбомах, как воспоминание о чудесном ужине.

Рождественские открытки появились лишь в середине 19 века и поначалу привозились в Россию из Англии. Подписывать их считалось делом нелегким, и поэтому часто нанимали профессионального каллиграфа.

Рождественский Дед еще не приобрел черты доброго волшебника Дедушки Мороза. Для крестьян он был суровым Снежным Дедом (Трескуном, Морозко, Корочуном), способным заморозить до смерти. Для детей из богатых семей Рождественский Дед ассоциировался с образом Св. Николая Чудотворца. А его внучки - Снегурочки тогда еще не было. вызов деда мороза и снегурочки - тут! и только тут профессиональные Артисты!

На европейский манер Новый год отмечали лишь аристократия, интеллигенция, буржуазия, мещане и разночинцы, т.е. меньшая часть населения России. Для крестьян, составлявших более 80% от общего числа российских граждан, Новый год продолжал отмечаться в сентябре. 1 января крестьяне отмечали День Василия Великого, ставя на стол незамысловатые угощения. Если для верхушки российского общества Новый год был тихим праздником, то среди народа были популярны гулянья ряженых, исполнение колядок, гадания, катание на тройках с бубенцами и кулачные бои «стенка на стенку».