Корригирующие упражнения. Корригирующие упражнения для осанки Корригирующие упражнения применяются при

Теперь, когда вы знаете свои слабые места, можно приступить к комплексу упражнений для укрепления пораженных мышц, который обеспечивает так называемый режим для всех видов боли спины. Но даже и он не всегда гарантирует хорошие результаты. Чтобы извлечь наибольшую пользу из комплекса, следует иметь в виду, что упражнения, которые выполняются раз в неделю, только травмируют мышцы, их нужно выполнять ежедневно в заданной последовательности. В комплекс должны быть включены упражнения на разогревание и расслабление мышц, позволяющие их разрабатывать. Никогда не перенапрягайте мышцы. Если вы чувствуете тянущую боль в спине, животе или какой- либо другой части тела во время выполнения упражнений, это вовсе не означает, что мышцы становятся сильнее. Боль - сигнал того, что ваша нагрузка слишком велика.
Первые 6 упражнений, описанные ниже, обеспечивают общее расслабление и повышение эластичности мышц. Вы должны выполнять их независимо от характера вашего нарушения. Упражнения не являются тестами на выносливость. Они обеспечивают растяжение мышц в одном медленном непрекращающемся движении, а не двумя быстрыми рывками.
Перед началом занятий лягте на коврик или подстилку. Подложите для поддержки подушки под колени, руки и спину. Затем начинайте упражнения, повторяя каждое из них 2 или 3 раза в той последовательности, в которой они представлены, и 1 раз - в обратной. В конце комплекса повторяется первое упражнение.

  1. Расслабьтесь, поворачивая голову в стороны, покачивая также плечами, руками, бедрами, ногами и стопами. Медленно поднимите руки, затем уроните их. Повторите эти движения кистями рук, ногами и стопами. Поверните голову налево, затем - направо. Глубоко вдохните. Не напрягаясь, медленно выдохните.
А сейчас старайтесь почувствовать себя так, словно все ваши части тела налиты свинцом - пусть голова, плечи, руки и ноги отдыхают на полу. Не пытайтесь приподняться, даже слегка напрягая мышцы.
Снова глубоко дышите. Закройте глаза, расслабьте мышцы челюсти, попытайтесь выдохнуть как можно медленнее, с шипением или жужжащим звуком.


Напрягите мышцы рук, затем расслабьтесь. Напрягите мышцы бедер и шеи и вновь расслабьтесь. Самое важное в этом упражнении - расслабление, а не напряжение мышц. Последнее нужно только для того, чтобы почувствовать разницу между напряженными и расслабленными мышцами.
Снова глубоко дышите. Медленно поднимите плечи к ушам, затем опустите и передерните ими.

  1. Встаньте и снова пожмите плечами.
  2. Лягте. Медленно поверните голову налево, затем верните ее в исходное положение и расслабьтесь. Медленно поверните голову как можно дальше направо, верните ее в исходное положение и расслабьтесь.
  3. Лягте на спину, уберите подушки. Согните колени и медленно поднимите правое как можно ближе к груди. Медленно выпрямите ногу, пусть она упадет на пол ненапряженная и расслабленная. Верните ее в первоначальное согнутое положение. То же самое проделайте второй ногой. Затем повторите упражнение каждой ногой (рис. 22).
  4. Лягте на левый бок. Голова при этом удобно покоится на подушке, мышцы шеи расслаблены. Обе ноги согнуты в коленных суставах. Скользящим движением поднимите правое колено как можно ближе к голове, затем медленно распрямите ногу. Уроните расслабленную ногу на пол. Выполните упражнение 2 или 3 раза, затем повернитесь на правый бок и повторите его левой ногой (рис. 23).
  5. Повернитесь на живот. Голова должна удобно покоиться на сложенных кистях рук. Затем напрягите ягодичные мышцы. Удерживайте это положение в течение двух секунд, затем расслабьтесь (рис. 24).
  6. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах. Распрямите ногу, постепенно поднимая ее, вытяните носок наружу, как показано на рисунке 25. Упражнение будет более эффективным, если добавить к ноге груз (с разрешения врача). Можно использовать мешочки с песком или утяжеленные ботинки. Начните с двух фунтов и добавляйте только по полфунта каждый второй или третий день. Если вам приходится поднимать ногу рывком или напрягаться, а груз слишком велик, то его следует уменьшить, чтобы выполнять упражнение только с легким усилием. Это и следующее упражнение направлены на укрепление сгибателей бедер.
  7. Лягте на спину, ноги согнуты в коленях. Подтяните колени к груди. Постепенно опускайте ноги, в то же время распрямляя их, пока они не коснутся пола. Расслабьтесь (рис. 26).
  8. Вы лежите на спине, ноги согнуты в коленных суставах. Напрягите мышцы живота. Постарайтесь напрячь одновременно мышцы ягодиц. Если вы сделаете это правильно, ваша поясница будет прижата к полу. Напряженные мышцы сдвинут ваш таз и прижмут спину к полу. Возможно, сразу у вас это упражнение (рис. 27) не получится, и вам придется начинать с напряжения мышц живота и ягодиц поочередно, прежде чем удастся одновременно напрячь их. При удачном выполнении упражнения держите мышцы в напряжении на протяжении двух секунд, затем расслабьтесь.
  9. Лягте на пол, ноги согнуты в коленях, руки свободно вытянуты вдоль бедер. Приподнимите голову и плечи от пола, медленно опустите их на пол и расслабьтесь. Это (рис. 28) и следующие два упражнения направлены на укрепление мышц живота.
  10. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимите голову и правое колено и постарайтесь дотронуться губами до него. Не слишком напрягайтесь! Ваши первые попытки, возможно, будут неудачными, но в конце концов упражнение получится. Возвратитесь в исходное положение и повторите то же самое с левым коленом (рис. 29).


  1. Лягте на спину, руки переплетены за головой, колени согнуты. Зацепитесь носками ног за тяжелый предмет (шкаф, кровать или тяжелое кресло), который не опрокинется. Сядьте, затем медленно вернитесь в лежачее положение. Садиться нужно постепенно, отрывая последовательно голову, плечи, грудь и только затем поясницу. При выполнении упражнения тело не напрягать, не садиться рывками. Если не можете выполнять упражнение с руками, переплетенными за шеей, постарайтесь выполнить его с руками, опущенными вдоль бедер. Затем переплетите руки на животе, а еще позже, несколько окрепнув, положите перекрещенные руки на грудь и, наконец, за шею. Если упражнение (рис. 30) совсем не получается, выполняйте предыдущие до тех пор, пока не наберете достаточно сил для данного.
  1. Лягте на живот, подложите под живот подушку. Поднимите правую руку и плечо, опустите их, расслабьтесь (рис. 31). Проделайте то же другой рукой. Это и следующие упражнения направлены на укрепление мышц верхней части спины.
  2. Лягте на живот, положив под него большую подушку (рис. 32). Зацепитесь ногами за тяжелый предмет, который не опрокинется. Держа руки вытянутыми вдоль бедер, поднимайте спину до горизонтального положения, но не прогибайтесь назад (упражнение на прогибание назад, или на сверхразгибание, может вызвать боль у некоторых больных. Поэтому оно не является нормальным движением для позвоночника, если вы не акробат. Не делайте этого!).
  3. Лягте на живот, под талией большая подушка. Поднимите одну ногу, опустите ее, отдохните. Поднимите вторую ногу, опустите, отдохните. Это (рис. 33) и следующие упражнения направлены на укрепление мышц поясницы и ягодиц.
  4. Лягте на живот с подушкой под бедрами. Ухватитесь руками за тяжелый предмет мебели, который не опрокинется. Поднимите одновременно обе ноги, затем опустите, отдохните (рис. 34).
  5. Растяжение в положении лежа. Лежа на животе, вытяните левую руку и правую ногу как можно дальше, расслабьтесь. Повторите упражнение правой рукой и левой ногой. Затем потянитесь указанными членами одновременно и расслабьтесь. Это и остальные упражнения направлены на растяжение всех мышц - от надплечий до сухожилий сгибателей голеней.
  6. Сядьте на стул. Ноги расставьте. Уроните голову, затем плечи и руки и наклонитесь как можно ниже. Возвратитесь в исходное положение, выпрямитесь и расслабьтесь (рис. 35).
  7. Встаньте на колени, опираясь на руки и колени. Вытяните спину по-кошачьи и одновременно уроните голову. Затем прогнитесь в обратную сторону, подняв голову и образовав спиной латинскую букву „V” (рис. 36).
  8. Вращательные наклоны в положении сидя. Сядьте на стул, наклонитесь, уронив голову и плечи. Затем - наклон в левую сторону и медленное выпрямление. Отдохните. Повторите упражнение с наклоном вправо.
  9. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль бедер. Постарайтесь коленом дотронуться до лица, затем выпрямите ногу в воздухе и медленно опустите на пол (рис. 37),
При выполнении упражнения вы должны почувствовать натяжение сухожилий, разгибателя голени. Вернитесь в исходное положение. Расслабьтесь на секунду, прежде чем повторить упражнение второй ногой.
  1. Встаньте, переплетите руки за спиной, спину и шею при этом держите прямо. Постепенно сгибайте туловище в тазобедренных суставах, пока не почувствуете растяжения мышц, сгибающих голени (рис. 38).
  2. Сядьте на стул, руки за шеей, пальцы переплетены. Отведите локти назад как можно дальше, вернитесь в исходное положение, уроните руки и расслабьтесь. Повторите упражнение (рис. 39).
  3. Стоя на коленях, обопритесь ладонями и локтями о пол. Посте-



пенно выпрямите спину, скользя вперед на руках и держа ее и голову прямо. Это растянет ваши грудные мышцы. Возвратитесь в исходное положение, отдохните, затем повторите упражнение (рис. 40).

  1. Сядьте на стул, руки - на плечах. Старайтесь перекрестить локти, заводя правую руку как можно дальше влево, а левую - как можно дальше вправо, пока не почувствуете растяжение мышц верхней части спины. Вернитесь в исходное положение, уроните руки и расслабьтесь (рис. 41).
  2. Лягте на живот, подложив под бедра подушку. Сведите лопатки вместе, затем расслабьтесь. Это упражнение будет особенно эффективным в сочетании с пожиманием плечами (рис. 42).
  3. Это кульминационное упражнение, входящее во все комплексы. Чтобы выполнить его, сначала расслабьтесь, глубоко вдыхая и выдыхая. Медленно уроните голову, пусть туловище „свешивается” свободно от бедер. Медленно опустите плечи. Повторите упражнение 2 или 3 раза. При полном расслаблении, наклонясь от линии бедер, достаньте до пола

можно дальше. Возвратите в исходное положение, отдохните и перевернитесь на другой бок, чтобы повторить упражнение (рис. 45). Его лучше всего выполнять на жестком топчане так, чтобы нога могла вытянуться вниз по отношению к поверхности, на которой вы лежите.
На следующих одиннадцати рисунках приводится комплекс упраж-. нений, рекомендуемых после"выполнения тестов Крауса-Вебера. Каждое упражнение повторяется 2 или 3 раза, медленно и ритмично, вначале в заданном порядке, а затем - в обратном.
Когда вы почувствуете, что достаточно подготовлены для какого- либо вида спорта, не забывайте начинать и заканчивать занятия упражнениями, разогревающими мышцы и расслабляющими их. Напряженные мышцы не могут перенести повышенных нагрузок. Разогревающие упражнения растягивают ткани и делают их более гибкими и податливыми.
Если вы страдаете болями спины, будьте осмотрительны при выборе вида спорта. Очевидно, футбол исключается. Можете сначала попробовать плавание, а затем посоветуйтесь с лечащим врачом, можно ли вам заниматься теннисом или бегом. Какой бы вид вы ни выбрали, занимайтесь им регулярно, по крайней мере 3 или 4 раза в неделю, чтобы постоянно поддерживать тонус мышц.

Теперь, когда вы знаете свои слабые места, можно приступить к комплексу упражнений для укрепления пораженных мышц, который обеспечивает так называемый режим для всех видов боли спины. Но даже и он не всегда гарантирует хорошие результаты. Чтобы извлечь наибольшую пользу из комплекса следует иметь в виду, что упражнения, которые выполняются раз в неделю, только травмируют мышцы, их нужно выполнять ежедневно в заданной последовательности. В комплекс должны быть включены упражнения на разогревание и расслабление мышц, которые позволяют разрабатывать мышцы, не перенапрягая их. Никогда не перенапрягайте мышцы. Если вы чувствуете тянущую боль в спине, животе или какой-либо. другой части тела во время выполнения упражнений, это вовсе не означает, что мышцы становятся сильнее. Боль - сигнал того, что ваша нагрузка слишком велика.

Первые 6 упражнений, описанные ниже, обеспечивают общее расслабление и повышение эластичности мышц. Вы должны выполнять их независимо от характера вашего нарушения. Упражнения не являются тестами на выносливость. Они обеспечивают растяжение мышц в одном медленном непрекращающемся движении, а не двумя быстрыми рывками.

Перед началом занятий лягте на коврик или подстилку. Подложите для поддержки подушки под колени, руки и спину. Затем начинайте упражнения, повторяя каждое из них 2 или 3 раза в той последовательности, в которой они представлены, и 1 раз - в обратной. В конце комплекса повторяется первое упражнение.

1. Расслабьтесь, поворачивая голову в стороны, покачивая также плечами, руками, бедрами, ногами и стопами. Медленно поднимите руки, затем уроните их. Повторите эти движения кистями рук, ногами и стопами. Поверните голову налево, затем - направо. Глубоко вдохните. Не напрягаясь, медленно выдохните.

А сейчас старайтесь почувствовать себя так, словно все ваши части тела налиты свинцом - пусть голова, плечи, руки и ноги отдыхают на полу. Не пытайтесь приподняться, даже слегка напрягая мышцы.

Снова глубоко дышите. Закройте глаза, расслабьте мышцы челюсти, попытайтесь выдохнуть как можно медленнее, с шипением или жужжащим звуком.

Напрягите мышцы рук, затем расслабьтесь. Напрягите мышцы бедер и шеи и вновь расслабьтесь. Самое важное в этом упражнении - расслабление, а не напряжение мышц. Последнее нужно только для того, чтобы почувствовать разницу между напряженными и расслабленными мышцами.

Снова глубоко дышите. Медленно поднимите плечи к ушам, затем опустите и передерните ими.

2. Встаньте и снова пожмите плечами.

3. Лягте. Медленно поверните голову налево, затем верните ее в исходное положение и расслабьтесь. Медленно поверните голову как можно дальше направо, верните ее в исходное положение и расслабьтесь.

4. Лягте на спину, уберите подушки. Согните колени и медленно поднимите правое как можно ближе к груди. Медленно выпрямите ногу, пусть она упадет на пол ненапряженная и расслабленная. Верните ее в первоначальное согнутое положение. То же самое проделайте второй ногой. Затем повторите упражнение каждой ногой.

5. Лягте на левый бок. Голова при этом удобно покоится на подушке, мышцы шеи расслаблены. Обе ноги согнуты в коленных суставах. Скользящим движением поднимите правое колено как можно ближе к голове, затем медленно распрямите ногу. Уроните расслабленную ногу на пол. Выполните упражнение 2 или 3 раза, затем повернитесь на правый бок и повторите его левой ногой.

6. Повернитесь на живот. Голова должна удобно покоиться на сложенных кистях рук. Затем напрягите ягодичные мышцы. Удерживайте это положение в течение двух секунд, затем расслабьтесь.

7. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах. Распрямите ногу, постепенно поднимая ее, вытяните носок наружу, как показано на рисунке. Упражнение будет более эффективным, если добавить к ноге груз (с разрешения врача). Можно использовать мешочки с песком или утяжеленные ботинки. Начните с двух фунтов и добавляйте только по полфунта каждый второй или третий день. Если вам приходится поднимать ногу рывком или напрягаться, а груз слишком велик, то его следует уменьшить, чтобы выполнять упражнение только с легким усилием. Это и следующее упражнение направлены на укрепление сгибателей бедер.

8. Лягте на спину, ноги согнуты в коленях. Подтяните колени к груди. Постепенно опускайте ноги, в то же время распрямляя их, пока не коснутся пола. Расслабьтесь.

9. Вы лежите на спине, ноги согнуты в коленных суставах. Напрягите мышцы живота. Постарайтесь напрячь одновременно мышцы ягодиц. Если вы сделаете это правильно, ваша поясница будет прижата к полу. Напряженные мышцы сдвинут ваш таз и прижмут спину к полу. Возможно, сразу у вас это упражнение не получится, и вам придется начинать с напряжения мышц живота и ягодиц поочередно, прежде чем удастся одновременно напрячь их. При удачном выполнении упражнения держите мышцы в напряжении на протяжении двух секунд, затем расслабьтесь.

10. Лягте на пол, ноги согнуты в коленях, руки свободно вытянуты вдоль бедер. Приподнимите голову и плечи от пола, медленно опустите их на пол и расслабьтесь. Это и следующие два упражнения направлены на укрепление мышц живота.

11. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах. Поднимите голову и правое колено и постарайтесь дотронуться губами до него. Не слишком напрягайтесь! Ваши первые попытки, возможно, будут неудачными, но в конце концов упражнение получится. Возвратитесь в исходное положение и повторите то же самое с левым коленом.

12. Лягте на спину, руки переплетены за головой, колени согнуты. Зацепитесь носками ног за тяжелый предмет (шкаф, кровать или тяжелое кресло), который не опрокинется. Сядьте, затем медленно вернитесь в лежачее положение. Садиться нужно постепенно, отрывая последовательно голову, плечи, грудь и только затем поясницу. При выполнении упражнения тело не напрягать, не садиться рывками. Если не можете выполнять упражнение с руками, переплетенными за шеей, постарайтесь выполнить его с руками, опущенными вдоль бедер. Затем переплетите руки на животе, а еще позже, несколько окрепнув, положите перекрещенные руки на грудь и, наконец, за шею. Если упражнение совсем не получается, выполняйте предыдущие до тех пор, пока не наберетесь достаточно сил для данного.

13. Лягте животом на пол, подложите под живот подушку. Поднимите правую руку и плечо опустите их, расслабьтесь. Проделайте то же другой рукой. Это и следующее упражнения направлены на укрепление мышц верхней части спины.

14. Лягте на живот, положив под него большую подушку. Зацепитесь ногами за тяжелый предмет, который не опрокинется. Держа руки вытянутыми вдоль бедер, поднимайте спину до горизонтального положения, но не прогибайтесь назад (упражнение на прогибание назад, или на сверхразгибание, может вызвать боль у некоторых больных. Поэтому оно не является нормальным движением для позвоночника, если вы не акробат. Не делайте этого!).

15. Лягте на живот, под талией большая подушка. Поднимите одну ногу, опустите ее, отдохните. Поднимите вторую ногу опустите отдохните. Это и следующие упражнения наивны направлены на укрепление мышц поясницы и ягодиц.

16. Лягте на живот с подушкой под бедрами. Ухватитесь руками за тяжелый предмет мебели, который не опрокинется. Поднимите одновременно обе ноги, затем опустите, отдохните.

17. Растяжение в положении лежа. Лежа на животе, вытяните левую руку и правую ногу как можно дальше, расслабьтесь. Повторите упражнение правой рукой и левой ногой. Затем потянитесь указанными членами одновременно и расслабьтесь. Это и остальные упражнения направлены на растяжение всех мышц - от надплечий до сухожилий сгибателей голеней.

18. Сядьте на стул. Ноги расставьте. Уроните голову, затем плечи и руки и наклонитесь как можно ниже. Возвратитесь в исходное положение, выпрямьтесь и расслабьтесь.

19. Встаньте на колени, опираясь на руки и колени. Вытяните спину по-кошачьи и одновременно уроните голову. Затем прогнитесь в обратную сторону, подняв голову и образовав спиной латинскую букву «V».

20. Вращательные наклоны в положении сидя. Сядьте на стул, наклонитесь, уронив голову и плечи. Затем - наклон в левую сторону и медленное выпрямление. Отдохните. Повторите упражнение с наклоном вправо.

21. Лягте на спину, ноги согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль бедер. Постарайтесь коленом дотронуться до лица, затем выпрямите ногу в воздухе и медленно опустите на пол.

При выполнении упражнения вы должны почувствовать натяжение сухожилий, разгибателя голени. Вернитесь в исходное положение. Расслабьтесь на секунду, прежде чем повторить упражнение второй ногой.

22. Встаньте, переплетите руки за спиной, спину и шею при этом держите прямо. Постепенно сгибайте туловище в тазобедренных суставах, пока не почувствуете растяжения мышц, сгибающих голени.

23. Сядьте на стул, руки за шеей, пальцы переплетены. Отведите локти назад как можно дальше, вернитесь в исходное положение, уроните руки и расслабьтесь. Повторите упражнение.

24. Стоя на коленях, обопритесь ладонями и локтями о пол. Постепенно выпрямите спину, скользя вперед на руках и держа ее и голову прямо. Это растянет ваши грудные мышцы. Возвратитесь в исходное положение, отдохните, затем повторите упражнение.

25. Сядьте на стул, руки - на плечах. Старайтесь перекрестить локти, заводя правую руку как можно дальше влево, а левую - как можно дальше вправо, пока не почувствуете Растяжение мышц верхней части спины. Вернитесь в исходное положение, уроните руки и расслабьтесь.

26. Лягте на живот, подложив под бедра подушку. Сведите лопатки вместе, затем расслабьтесь. Это упражнение будет особенно эффективным в сочетании с пожиманием плечами.

27. Это кульминационное упражнение, входящее во все комплексы. Чтобы выполнить его, сначала расслабьтесь, глубоко вдыхая и выдыхая. Медленно уроните голову, пусть туловище «свешивается» свободно от бедер. Медленно опустите плечи. Повторите упражнение 2 или 3 раза. При полном расслаблении, наклонясь от линии бедер, достаньте до пола как можно дальше, не напрягаясь. Расслабьтесь снова, выпрямьтесь и повторите упражнение.

28. Лягте на спину, ноги вытянуты. Поднимите левую стопу к правому колену и поставьте стопу левой ноги на правое колено. Затем медленно наклоняйте согнутое колено вправо, пока не почувствуете натяжения. Повторите упражнение, меняя стороны поворота колена. Упражнение будет более эффективным, если выпрямить ногу в колене.

29. Лягте на бок, голову положите на подушку ноги полусогнуты в коленных суставах. Вытяните верхнюю ногу и отведите ее назад как можно дальше. Возвратите в исходное положение, отдохните и перевернитесь на другой бок, чтобы повторить упражнение. Его лучше всего выполнять на жестком топчане так, чтобы нога могла вытяниться вниз по отношению к поверхности, на которой вы лежите.

На следующих одиннадцати рисунках приводится комплекс упражнений, рекомендуемых после выполнения тестов Крауса-Вебера. Каждое упражнение повторяется 2 или 3 раза, а затем - в обратном.

Когда вы почувствуете, что достаточно подготовлены для какого-либо вида спорта, не забывайте начинать и заканчивать занятия упражнениями, разогревающими мышцы и расслабляющими их. Напряженные мышцы не могут перенести повышенных нагрузок. Разогревающие упражнения растягивают ткани и делают их более гибкими и податливыми.

Если вы страдаете болями спины, будьте осмотрительны при выборе вида спорта. Очевидно, футбол исключается. Можете сначала попробовать плавание, а затем посоветуйтесь с лечащим врачом, можно ли вам заниматься теннисом или бегом. Какой бы вид вы ни выбрали, занимайтесь им регулярно, по крайней мере 3 или 4 раза в неделю, чтобы постоянно поддерживать тонус мышц.

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые направлены на коррекцию патологической деформации позвоночника. Они могут быть симметричными, асимметричными, деторсионными.

В основе симметрических упражнений лежит принцип минимального биомеханического воздействия специальных упражнений на кривизну позвоночника. Эти упражнения не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной опорнодвигательной системы, что снижает до минимума риска их ошибочного применения. Симметричные упражнения оказывают неодинаковое воздействие на симметрично расположенные мышцы туловища, которые в результате деформации позвоночника находятся физиологически несбалансированном состоянии.

Преимущество симметричных упражнений состоит, вопервых, в том, что их проще правильно подобрать и выполнить, и, вовторых, в том, что они вовлекают внутренние резервы организма в процесс компенсации нарушений.

При выполнении таких упражнений необходимо сохранять серединное положение позвоночника. Это само по себе -- нелегкая задача для ребенка с дефектом осанки во фронтальной плоскости, так как мышцы правой и левой сторон туловища при таких нарушениях развиты неодинаково и симметричные по характеру выполнения упражнения являются асимметричными с точки зрения работы мышц. Чтобы удержать спину прямой, ослабленные мышцы с выпуклой стороны искривления вынуждены преодолевать сопротивление более сильных мышц с вогнутой стороны. При асимметричной осанке любые симметричные упражнения для укрепления и растягивания мышц спины и брюшного пресса являются корригирующими, если при их выполнении особенно тщательно следить за тем, чтобы позвоночник находился точно по средней линии. Мышечный тонус при такой тренировке постепенно выравнивается: мышцы на выпуклой стороне становятся сильнее и выносливее, а перенапряженные мышцы на вогнутой стороне немного растягиваются.

Примеры симметричных корригирующих упражнений.

Исходное положение: лежа на животе.

Кисти положены одна на другую под подбородком. Принять правильное положение тела (остистые отростки на прямой линии, руки и ноги расположены симметрично относительно позвоночника). Одновременно приподнять руки, грудь и голову, не отрывая от пола ноги, таз и живот. Удерживать эту позу 37 счетов, сохраняя правильное положение тела. Дыхание свободное.

Выполнить то же упражнение, одновременно подняв прямые ноги.

Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища.

  • 1. Принять правильное положение тела, проверить его, приподняв голову и плечи. Перевести руки на пояс, медленно сесть, сохраняя правильную осанку, вернуться в ИП (выдох). Расслабить мышцы (вдох), проверить положение тела.
  • 2. «Велосипед»: круговые движения ногами.
  • 3. Приподнять прямые ноги под углом 3045°,развести их в стороны, соединить, опустить (выдох),расслабить мышцы (вдох).

Асимметричные упражнения также базируются на принципе коррекции позвоночника, однако отличаются оптимальным воздействием на его кривизну, умеренным растягиванием мышц и связок на вогнутой дуге искривления и дифференцированным укреплением ослабленных мышц на выпуклой стороне.

Асимметричные корригирующие упражнения используются с целью уменьшения сколиотического искривления. Они подбираются индивидуально и воздействуют на патологическую деформацию локально. Асимметричные упражнения тренируют ослабленные и растянутые мышцы. Например, из исходного положения стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч, выполняется следующее упражнение:

  • а) на стороне грудного сколиоза опускается предплечье, плечо поворачивается наружу, при этом лопатка приводится к средней линии. В момент приведения лопатки происходит коррекция реберного выбухания;
  • б) на противоположной стороне грудного сколиоза поднимается предплечье, и плечо поворачивается вперед и внутрь, лопатка при этом оттягивается кнаружи. В этом движении участвуют предплечье, плечо и лопатка. Поворот туловища не допускается. При выполнении этого асимметричного упражнения происходит растягивание верхней порции трапециевидной мышцы и укрепление лопаточных мышц на стороне сколиоза; укрепление верхней порции трапециевидной мышцы и растягивание лопаточных мышц на противоположной стороне. Упражнения способствуют выравниванию тонуса мышц, положения предплечий, уменьшению асимметрии стояния лопаток. Следует помнить, что неправильное применение асимметричных упражнений может спровоцировать дальнейшее прогрессирование сколиоза.

Хорошая осанка - это не только красота, но и здоровье. Ведь если спина сутулая, а грудная клетка сдавлена, то происходит нарушение дыхания, что может привести к различным заболеваниям. Дефекты осанки можно устранить. Для этого необходимо регулярно, не реже 3 раз в неделю, выполнять корригирующие упражнения для мышц спины, а самое главное - стараться не сутулиться, держать спину прямой, но не прогибаться в пояснице. Если не следить за положением своей спины, то эффективность упражнений будет невысокой. Надо всегда держать грудную клетку приподнятой, плечи - отведенными назад, спину - прямой.

Упражнения, укрепляющие мышцы спины.

1. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища. Сильно прижимайте лопатки к полу в течение 5-7 с (рис. 1).

2. Исходное положение то же. Локти поставьте на пол. Опираясь ими, слегка прогнитесь и держите до 7 с (рис. 1).

3. Исходное положение то же руки. Разведите в стороны, и сильно давите ими на пол в течение 5-7 с.

4. Исходное положение - лежа на спине, подложите кисти под голову. Надавливайте головой на кисти в течение 5-7 с (рис. 2).

5. Исходное положение - лежа на животе, кисти на затылке, локти в стороны. Слегка приподнимите голову, локти отведите назад, лопатки соедините. Держите 5-7 с (рис. 2).

6. Исходное положение. - то же. Руки с гантелями весом 3 кг отведите в стороны. Голову и плечи слегка приподнимите, руки отведите назад, лопатки соедините и держите 3-5 с (рис. 3).

7. Исходное положение - стоя, лицом к двери. Проденьте толстый резиновый жгут через дверную ручку (скобу), держите концы жгута. Медленно разведите руки в стороны, растягивая резину в течение 5-7 с (рис. 4).

вера полкунова
Мастер-класс для родителей «Корригирующая гимнастика для малышей»

Мастер - класс для родителей : «»

(оздоровление детей дошкольного возраста через корригирующие упражнения )

Цель : Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка корригирующий гимнастики . Освоение и последующее применение родителями здоровьесберегающей технологий в домашних условиях.

Задачи : Познакомить родителей с упражнениями корригирующий гимнастики адаптированные для дошкольников, которые помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей.

Оборудование : спортивные атрибуты.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители !

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Корригирующая гимнастика для малышей »

Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса .

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы детского сада, является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий адаптированных к возрастным особенностям детей.

Острота проблемы состоит в том, что :

"Гимнастика , физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь" Гиппократ

Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми, игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он тянется ко всему новому и очень подвижен. Не торопитесь останавливать его, лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков. Одним из важных средств воспитания являются гимнастические упражнения , различные формы ручного труда, подвижные игры.

Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите Вы или нет, но Вам не остановить стремительный темп жизни.

Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

Корригирующие упражнения - это специальные упражнения, которые применяются с целью коррекции уже имеющейся деформации, т. е. восстановительной функции и с целью профилактики дефектов осанки и плоскостопия.

Цель корригирующей гимнастики :

Главная задача корригирующих упражнений :

Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.

Во-вторых, корригирующие упражнения восстанавливают гибкость и вытяжение позвоночника, укрепляют мышцы спины.

Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.

Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять, способствовать их укорочению, а укороченные мышцы – растягивать.

Фундамент физического и психического здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от Вас, родители , от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. С самого момента своего рождения ребнок стремится к движениям. Конечно, вначале эти движения беспорядочны, хаотичны. Но с течением времени движения ребенка начинают приобретать осмысленный скоординированный характер. Движения приводят мышцы человека в тонус, оказывая важное влияние на общее самочувствие. В дальнейшем движениями ребенка нужно грамотно управлять.

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Цель корригирующей гимнастики :

Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости.

Мы будем с ребенком «выгибать по-кошачьи спину» , «колоть дрова» , «качать воду» , «звонить в колокола» - проводить все эти подражательные упражнения, которые следует сопровождать стишками или сказкой, специально для этой цели нами выбранными.

Следует разрешить детям кататься по полу, пролезать через низкие и узкие отверстия (под стулом, креслом, под натянутой веревкой) . Ребенок может изображать «канатоходца» (ходить по щели или нарисованной на полу ровной линии) - переносить на голове какую-нибудь вещь, например, мешочек с песком. Полезно упражнение «птичка» - ребенок ляжет на животик, а мы его легонько придержим за щиколотки; ребенок раскинет в стороны, как крылья, руки и приподнимет от земли на короткий срок голову и туловище. Это надо повторять от 3 до 6 раз. Или, положив ребенка на спину, прикажем ему так прижаться к земле, чтобы мы и руку не могли просунуть под его бедрами (чтобы и мышь не могла проскользнуть) . Целью этого упражнения является ликвидация чрезмерного поясничного изгиба позвоночника, результатом чего бывает выпяченный животик.

Одновременно с другими упражнениями и играми, о которых мы будем говорить дальше, этому упражнению ежедневно следует уделять не менее 10-15 минут. Понятно, что надо подчеркивать развлекательный характер этого упражнения, чтобы у ребенка создавалось впечатление игры, в которой он с удовольствием принимает участие. Наибольших успехов мы достигнем в том случае, если отец или мать будут упражняться вместе с ребенком. Понятно, что эти упражнения должны происходить всегда на чистой подстилке (одеяле, линолеуме, ковре, вымытом полу) .

Летом надо брать ребенка на купанье, а когда ребенок привыкнет к воде, его можно будет держать на поверхности в горизонтальном положении так, чтобы, лежа на животе, он мог двигать руками и ногами. При этом мы ходим с ребенком вперед и назад, что создает у ребенка впечатление собственного движения вперед. Обыкновенно это упражнение доставляет детям радость. Придерживая голову над водой, дети напрягают мышцы спины и с раннего возраста привыкают к холодной воде. Ребенок, с которым родители регулярно упражняются, относится к ним с доверием и в воде и не противится этим упражнениям, которые подготовляют почву для обучения плаванию. Лучше с ребенком входить в воду часто, но держать его в воде не долго. В положении на спине ребенок должен упражняться минуту.

Наш ребенок нуждается в полезных для него движениях. Передвигаясь вперевалку, бегая и играя по-своему, ребенок совершенно инстинктивно и естественно упражняется. Некоторые обстоятельства, однако, его в этом ограничивают (жизнь в городе, лютая зима, поэтому надо стараться ему помочь и создать все условия для его здорового развития.

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей . Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны. Какой родитель хочет , чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ

1. Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом.

Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель

Что влияет на формирование правильной осанки?

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе.

Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки :

Правильное питание;

Свежий воздух;

Хорошая освещенность в комнате;

Правильно подобранная мебель по росту ребенка;

Перенос тяжестей;

Правильная поза при сидении;

Двигательная активность.

Все ли в порядке? Чтобы понять, нормальная ли у ребенка осанка, разденьте его, попросите встать ровно и внимательно осмотрите его тело. Осмотр сзади

Лопатки прилегают к спине (у дошкольников – слегка выступают назад, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево. Ягодичные складки – симметричны, ямки под коленками находятся на одной горизонтальной линии. Осмотр сбоку Голова слегка приподнята. Грудная клетка не впалая и не выпуклая. Живот лишь слегка выступает вперед. Ноги прямые, а не согнуты в коленях. Осмотр спереди.

Ребра симметричны. Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии.

7 «тайных» симптомов

Родители должны знать о том , что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.

1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.

2. Не любит подвижные игры.

3. Жалуется, что у него болит голова или шея.

4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.

5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.

6. Не может длительно находиться в одном положении.

7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу .

Корригирующие упражнения (2-ая младшая группа)

«Ножницы»

Цель : укреплять связочно-мышечный аппарат ног, мышцы нижних конечностей, участвующих в формировании сводов стопы.

Давайте представим, что наши ножки- ножницы.

Первый вариант : и. п.: лежа на животе, поднимать поочередно прямые ноги вверх-вниз. Чтобы «ножницы» хорошо «резали» , ноги должны быть прямые. Лечь на спину, отдохнуть. Повторить 3 раза. (Второй вариант : и. п.: лежа на спине.)

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели : развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику.

Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И. п.: стоя на коленях, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться. Сесть на пятки, отдохнуть. Повторить 3 раза.

«Колобок»

Цели : улучшать функцию вестибулярного аппарата; укреплять мышцы позвоночника, верхних и нижних конечностей.

Что за странный колобок на окошке появился?

Полежал чуток, взял и развалился.

И. п.: лежа на спине, затем сесть, обнимая руками колени. Убрать голову в колени. Прижать колени к плечам и посмотреть на свои стопы.

Вот вы все и колобки!

Раз, два, три, четыре, пять -

Развалились все опять.

Вытянуть ноги и лечь на спину.

«Лягушки» («Лягушата» )

Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышцы нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании сводов стопы.

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Ква-ква-ква!

Скачут, вытянувши ножки!

Первый вариант : и. п.: стоя на четвереньках, присесть, пальцами рук касаясь пола. Колени развести в стороны, руки между ногами. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и. п.

«Мышка и мишка»

Цели : укреплять мышцы верхних и нижних конечностей; формировать правильную осанку; улучшить координацию движений.

У мишки дом огромный.

И. п.: о. с. Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки вдох.

У мышки - очень маленький.

Присесть, обхватить руками колени, опустить голову - выдох с произнесением «ш-ш-ш» .

Мышка ходит в гости к мишке,

Он же к ней не попадет.

«Ель - елка - елочка»

Цели : воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей; тренировать внимание.

В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги - прямо, раздвинуть руки-«ветки» слегка в стороны ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели - едки. Они пониже, но такие же стройные. (Принять правильную осанку, но в полу приседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек елей. Вот они - совсем маленькие, но и удаленькие : красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки, ладонями вверх слегка разведены в стороны.)

«Велосипед»

Цели : улучшать кровообращение в ногах; укреплять мышцы брюшного пресса и нижних конечностей; развивать координацию движений.

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

лежа на полу, руки вдоль туловища, круговые движения ногами, руки упираются о пол.

«Часики»

Цели : тренировать умение координировать движения; развивать мышцы голеностопного сустава и мышц, формирующих стопу.

И. п.: о. с., поднять левую (потом правую) ногу. Поворот стопы наружу, затем поворот стопы внутрь. Повторить 4-6 раз.

«Птица»

Цели : развивать координацию и быстроту движений в крупных и мелких мышечных группах; укреплять мышечный корсет позвоночника.

И. п.: лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями.

Лечь на живот, опустить руки, пауза, отдых. Затем продолжить «полет» . Повторить 2-3 раза.

«Черепахи»

Цели : формировать правильную осанку; укреплять мышечный корсет; развивать координацию движений в крупных мышечных группах рук и ног.

И. п.: стоя на четвереньках с опорой на колени и кисти рук, передвигаться вперед, одновременно переставляя правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Спина ровная, голову приподнять.

«Походи боком»

Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; развивать координацию движений; укреплять мышечный корсет позвоночника и мышечный аппарат стоп.

И. п.: о. с., Принять правильную осанку, мешочек с песком на голове. Ходьба боком приставным шагом (вправо, влево) .

«Самолет»

Цели : укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса.

И. п.: сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднять ноги вверх, руки развести в стороны («полетели самолеты» ). Удерживать позу 5- 10 с, затем отдохнут. Повторить 3 раза.

«Ходим в Шляпах»

Цели : воспитывать и формировать навыки правильной осанки; укреплять мышечный корсет позвоночника; развивать координацию движений.

И. п.: положить на голову легкий груз - «шляпу» . Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходьба по залу, сохраняя правильную осанку.

Вот настал момент прощанья, сегодня было очень приятно общаться с вами. Ведь только совместными усилиями мы можем воспитать сильных, бодрых, веселых, а значит, и здоровых детей. Надеюсь, что сегодняшняя встреча не прошла даром. И вы многое почерпнули из неё.

Ведь недаром говорят «Здоров будешь – всё добудешь! Так будьте здоровы!»