С какими проблемами обращаются к детскому невропатологу. Детский невропатолог

На какие особенности развития нужно обратить внимание в поведении и развитии ребенка до 1 года и позже? Какие симптомы могут послужить сигналами к обращению к специалистам? А какие, напротив, не являются признаком патологии? На эти и другие вопросы отвечают специалисты нейрореабилитационного центра «Импульс»: невролог, нейрофизиолог Игорь Жданов и клинический психолог Наталья Морозова.

На что следует обращать пристальное внимание в жизни ребенка на первом году жизни?

Самое главное - это сон и аппетит ребенка. От того, как ребенок ест и спит, зависит его развитие. Во-вторых, следует обращать внимание на определенные вехи в развитии. В отношении двигательного развития: в 2 месяца вы должны наблюдать удержание головы в положении лежа, в 3 месяца – переворот на живот, к 5 месяцам – переворот с живота, в интервал с 6 до 8 месяцев – посадка, постановка на четвереньки, ползание на четвереньках, 8-10 месяцев – ребенок встает около опоры, в интервал от года до года и четырех месяцев – самостоятельная ходьба. Если вы наблюдаете те или иные задержки в опорно-двигательном развитии, ребенка стоит показать неврологу.

Симптомы, указывающие на повышенное внутричерепное давление, могут быть следующими: плохой сон, постоянное беспокойство и крик, плаксивость, частые срыгивания, дрожание ручек, ножек и подбородка, выпячивание родничка, а также быстрое увеличение окружности головы в размерах.

После рождения физиологический тонус держится обычно до 3−3,5 месяцев, затем постепенно приходит в норму. Дети с повышенным тонусом (гипертонусом) очень беспокойные, часто плачут, капризничают, их ручки и ножки как бы приведены к телу и не распрямляются.

Малыши с гипотонусом, напротив, редко плачут, много спят, часто пропускают кормления, мало двигают необычно гибкими конечностями.

Что касается психического развития, нужно обращать внимание на предречевой компонент: реакцию ребенка на игрушки, на близких, а также на звук в принципе. Нечасто встречающаяся патология, но влияющая на развитие – это нарушение слуха. Поэтому если у родителей создается впечатление, что ребенок не реагирует на звук, это сигнал к тому, что нужно проверить слух.

В более старшем возрасте (после 1-2 лет) какие симптомы могут стать поводом для обращения к неврологу или психологу?

Самые главные патологические симптомы – сниженное понимание речи, сниженные игровые и обиходные навыки, искажение пищевого поведения (ребенок ест только ограниченный круг продуктов или отказывается от еды), не пробует повторять действия взрослых, не берет ложку и не ест, не пытается раздеваться и одеваться. Еще один момент: нет потребности к коммуникации. То есть ребенок не пытается привлечь внимание к себе, к своим действиям.

В полтора года ребенок уже должен говорить несколько простых слов и даже небольших фраз. В 2-2,5 года вы должны наблюдать увеличение количества слов в фразе до 3-4.

Если ребенок часто плачет, кричит, не появляется сюжетная игра, речь – первый звонок посещения к психологу, неврологу. Если ребенок не контактирует, не откликается на имя, нет речи – повод обратиться к клиническому психологу. Чем раньше начнем работать, тем быстрее будет результат.

Что делать мамам, которые выявили у своих детей нежелательные симптомы самостоятельно, но при обращении к врачу им сказали подождать до 3-ех лет? Такие истории на форумах встречаются достаточно часто. В 3 года ребенку ставят диагноз задержки развития или другой, а ведь можно было начать лечение гораздо раньше.

Если обращаться к разным специалистам, к одному, второму, третьему, то рано или поздно вы столкнетесь с тем, что мнения специалистов разойдутся: кто-то скажет вам, что у вас нет никаких проблем, кто-то – что у вас огромная проблема, и вам нужно срочно усиленно и много лечиться. Самый подходящий вариант: нужно обратиться к высококвалифицированному специалисту. Если такой возможности нет, то попробуйте что-то сделать самим, в домашних условиях. Например, если проблемы с речью, посмотрите несколько видеоуроков в интернете, попробуйте позаниматься с ребенком. Если нет динамики, то вы можете обратиться к специалисту с конкретной проблемой: у ребенка не формируются те или иные навыки. То есть я с ним занимаюсь, а результата нет. Для квалифицированного специалиста это очень важный симптом.

Ждать трех лет, действительно, нет необходимости. Специалист высокой квалифиакции, скорее всего, такого совета вам не даст.

Какие симптомы в развитии/поведении ребенка не являются отклонением, но мамы часто считают их таковыми?

Подергивание (тремор) ручек или подбородка при крике, плаче до 3 месяцев патологией не считается. Если подобные «приступы» остаются дольше, это может свидетельствовать о повреждении нервной системы ребенка - во время беременности или в родах.

Если ребенок ярко негативно реагирует на запреты, пытается все сделать сам – это не признаки отклонений, это нормальные этапы развития ребенка. Это усложнение психологической картины личности ребенка. Отклонение в данной ситуации можно выявить так: например, если ребенок негативно отреагировал на запрет мультфильмов, то в норме ребенка можно довольно переключить на другую деятельность. Если этого не происходит, то это патологическая реакция.

К каким последствиям может привести игнорирование тех или иных симптомов (можно привести самые распространенные примеры)?

Игнорирование особенностей может привести к широкому спектру последствий. Например, к грубым нарушениям коммуникации, когда ребенок становится буквально выключенным из социума. Или формирования тревожного нарушения личности. Наиболее распространенным является вариант, когда у ребенка формируется одна из форм дислексии, которые препятствуют нормальному обучению ребенка. Или приводят к проблемам удержания внимания, концентрации ребенка.

На данный момент много детей страдают синдромом гиперактивности. Многие исследования говорят, что процент таких детей растет с каждым годом. С чем это связано? Какие первые признаки синдрома?

У нас в головном мозге всего 2 типа импульсов – это возбуждающий и тормозящий. И так повелось генетически, что любое повреждающее или дефицитное действие на мозг оказывает активизирующий импульс. То есть чаще всего мозг перевозбужден чаще, чем находится в тормозящем состоянии. Гиперактивность может быть следствием этих процессов.

Наука неврология появилась более 150 лет назад. Ее основной предмет изучения – нервная система, как в патологическом, так и в нормальном состояниях. Специалисты данного направления в медицине называются неврологами, занимаются вопросами, которые связаны с заболеваниями периферической и центральной частей нервной системы , исследуют механизмы их возникновения, способы профилактики и лечения.

Вконтакте

Специализация врача

У взрослых пациентов основными органами обследования являются головной и спинной мозг. Важными элементам изучения становятся нервы и нервные сплетения.

При поражении или патологии мозга могут страдать другие важные органы и части тела человека, поэтому считается, что неврология тесно связана с эндокринной системой, деятельностью желудочно-кишечного тракта и органами чувств.

Врача стоит посетить, когда ощущаются боли в спине, шее и голове, в грудном отделе и животе. Помимо этого, к неврологу следует обратиться, если началась депрессия и появились неврозы, навязчивые состояния и тревога.

Неврологические заболевания могут проявляться в виде конечностей и тиков , что также становится важным поводом для быстрого обращения к специалисту.

Обращаются к специалисту требуется при проявлении синдрома дефицита внимания, постоянном ощущении страха. Такие состояния способствуют сужению сосудов головного мозга и нарушению его нормальной деятельности.

Неврологический осмотр

Прием у невролога начинается с визуального осмотра и выявления жалоб пациента. Чтобы помочь специалисту правильно диагностировать заболевание и выяснить его причины, пациенту следует подробно рассказать о состоянии здоровья и симптомах, степени их выраженности, частоте проявления.

Как проходит прием. Он проводится в индивидуальном порядке с каждым пациентом отдельно, все зависит от вида заболевания.

В обязательном порядке изучается медицинская карта, справки и результаты анализов . Если данных недостаточно, то врач назначает дополнительные анализы и обследования для постановки точного диагноза.

Основная цель осмотра - определить состояние нервной системы, получить точную информацию о ее функционировании.

Неврологический осмотр базируется на обследовании отделов нервной системы, начиная от мышц и заканчивая головным мозгом. Врач анализирует походку пострадавшего, координацию движений и рефлексы, черепные нервы. Прием у невролога может также сопровождаться пальпацией, то есть ощупыванием тела пациента на обнаружение патологических изменений.

Диагностические исследования

После того, как проведен неврологический осмотр, для точного постановления диагноза пациент может быть направлен на обследование.

Виды проводимых исследований:

  • электронейромиография;
  • рентгенография;
  • ультразвуковое исследование;
  • (КТ) головного и спинного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • магниторезонансная томография (МРТ) отделов спины, мозга;
  • дуплексное сканирование магистральных артерий головы (ДС МАГ).

Также могут назначаться различные лабораторные методы исследования организма (общий и развернутый анализ крови, анализ мочи и др.). Когда и какие анализы назначаются, зависит только от состояния здоровья пациента.

Симптомы патологий

Врач-невролог помогает справиться с неврологическими заболеваниями, которые характеризуются специфическими симптомами.

К компетенции врача относятся многие неврологические симптомы, на которые чаще всего не обращают должного внимания в повседневной жизни.

С какими жалобами обращаются пациенты к специалисту:

  • головные боли и мышечная слабость;
  • расстройства речи;
  • , частые просыпания, плохой сон;
  • болевые ощущения в области спины и головы;
  • головокружения, шумы в ушах;
  • внезапная потеря сознания;
  • потеря чувствительности, онемение пальцев рук и ног, мягких тканей;
  • покалывание в конечностях;
  • общая слабость организма, быстрая утомляемость;
  • нарушение координации, походки;
  • рассеянность, ухудшение памяти, восприятия.

При неврологических заболеваниях могут проявляться или несколько симптомов одновременно, или только один из вышеперечисленных признаков. Несвоевременное обращение к неврологу может привести к быстрому ухудшению состояния организма и нарушению привычного ритма жизни.

Виды заболеваний

Подобные болезни считаются наиболее распространенными в мире, могут развиваться буквально в любом возрасте и при несвоевременном лечении перерастают в патологии.

Совет! Неврологические заболевания не могут диагностироваться и лечиться самостоятельно пациентом, это может привести только к ухудшению самочувствия и быстрому прогрессированию болезни.

Только квалифицированные специалисты определяют тип заболевания и его стадию развития.

На сегодня выделяют такие неврологические заболевания, как:

  • болезнь Паркинсона;
  • головные боли разного характера, продолжительности (мигрени, дрожь, нервный тик и др.);
  • и его последствия;
  • травмы спины и головы, а также их последствия;
  • нарушение сна;
  • судороги в разных частях тела;
  • вегетативная дисфункция;
  • болезнь Альцгеймера;
  • радикулит;
  • межпозвоночные протрузии, грыжи;
  • рассеянный склероз;
  • ишиас;
  • истерия;
  • инсульт и его последствия;
  • невралгии разного характера;
  • эпилепсия и др.

Лечение сосудов

Ангионевролог – врач, который специализируется на обнаружении сосудистых заболеваний головного мозга , а также на их лечении.

В компетенцию специалиста входит совершенствование профилактических мер людей трудоспособного возраста.

Кроме этого, ангионевролог активно работает с другими специальностями.

Специалист пропагандирует правильное питание, отказ от злоупотребления спиртных напитков и ведение активного образа жизни.

Что лечит ангионевролог :

  • неврологический синдром Паркинсонизм;
  • патологические изменения в позвоночнике;
  • хроническая сосудисто-мозговая недостаточность;
  • определение повторного, первичного риска проявления инсульта;
  • нарушение мозговой деятельности при артериальной гипертензии;
  • инсульт, его последствия;
  • нарушение кровообращения в головном мозге;
  • мозговая венозная дисфункция;
  • нарушения сосудистой сети головного мозга, спинального кровообращения;
  • сосудистые патологии;
  • и др.

Обратите внимание! Ангионевролог или сосудистый невролог может назначить прохождение дополнительных обследований: коагулограмма (выявление степени свертываемости крови), липидограмма (показатель холестерина в крови), рентген сосудов.

Отличие от невропатолога

Понятие «невропатолог» активно употреблялось в 80-х годах по отношению к специалисту, прошедшему обучение в медицинском ВУЗе по профильной специализации - неврология. В современной медицине такого врача принято называть «невролог», и разница в выполнении функциональных обязанностей, в сравнении с невропатологом, не выявлена. Можно считать, что невролог и невропатолог – это слова-синонимы.

В зависимости от того, с какими жалобами обращается пациент к специалисту, зависит прохождение первичного осмотра. Только невролог может поставить точный диагноз и назначить результативное лечение. Специалисты помогут справиться со многими заболеваниями, которые сковывают движения и причиняют немалый дискомфорт.

Видео: какие заболевания лечит невролог

Вконтакте

Сфер ребёнка на разных возрастных этапах и выявить неврологические проблемы. И врачу, и родителям важно вовремя обнаружить состояния, которые требуют своевременного назначения лечения. Поэтому визит к неврологу с новорождённым малышом откладывать не стоит.

2. Когда ребёнок и невролог встречаются впервые? Как родителям подготовится к визиту?

– Первый профилактический осмотр невролога проводится в один месяц. Перед консультацией необходимо подготовить интересующие вас вопросы. Мне как неврологу нужна будет следующая информация: особенности протекания беременности и родов, продолжительность сна и бодрствования ребёнка, набор массы на первом месяце жизни. На приём возьмите с собой медицинскую документацию, которую выдавали при выписке из роддома. Желательно, чтобы малыш во время осмотра был сыт и выспался – тогда его поведение позволит провести всесторонний осмотр.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

3. В связи с новыми нормами, осмотр неврологом детей до года проводится дважды – в 1 месяц и в 12 месяцев. Раньше осмотров было четыре. С чем это связано?

– Я считаю, это связано с высокой нагрузкой врачей узких специализаций, просто нет возможности в условиях поликлиники осуществлять профилактические осмотры настолько часто. Но вы можете не беспокоиться: любой ребёнок, нуждающийся в осмотре невролога, будет направлен педиатром на консультацию по показаниям. Сроки осмотра педиатром не изменились и осуществляются ежемесячно. Если врач общей практики заподозрил возможность нарушений на самых ранних стадиях, то он обязательно вам это скажет и направит ко мне.

4. Каких неврологических заболеваний нужно опасаться у ребёнка на первом году жизни, а каких – не стоит?

– Есть определённые нормы психического и моторного развития малыша на первом году жизни, и от них никуда не деться. Сейчас часто пишут, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому на обращать внимания не стоит. Однако врачи с этим могут поспорить. Если ребёнок отстаёт в приобретении нового моторного навыка на месяц и более (не держит голову, не переворачивается, не сидит и т.д.), то это серьёзный повод прийти на консультацию.

Также должны настораживать родителей любые нарушения: отсутствие движения в одной из конечностей, различная двигательная активность правых и левых ручек – у ребёнка не существует до определённого момента понятия «правша» и «левша», поэтому, например, захватывать игрушку малыш должен одинаково и той, и другой рукой. Если захвата какой-то рукой нет, то это является поводом для консультации специалиста. Если с началом ходьбы малыш «подволакивает» одну ногу или не опирается на неё – это тоже повод к обращению.

Повышенная активность, срыгивания, беспокойный сон – это, чаще всего, физиологические, нормальные для ребёнка состояния, но, если у мамы это вызывает тревогу, то лучше обратиться к педиатру, а не к неврологу.

5. Если малыш упал с кровати или коляски, обязательно ли бежать к неврологу? Что должно насторожить родителей?

– При любой травме нужно немедленно обратиться к травматологу, который проведёт осмотр и назначит необходимые обследования или отправит в стационар. Если после травмы отмечалась потеря сознания, была рвота, то необходимо в срочном порядке вызвать бригаду скорой помощи. Если мама увидела удар именно головой либо есть следы ушиба – покраснение, «шишка», то это уже повод прийти ко мне. При наличии факта травмы головы необходима консультация невролога.

6. В каких случаях ребёнку действительно необходима срочная консультация невролога?

– При острых состояниях: потеря сознания, судороги, отсутствие или сильное нарушение сна, сильные головные боли, приступы длительного крика, острой гипоксии – медлить нельзя, и консультация невролога необходима в самое ближайшее время.

7. Какие игрушки вы как невролог советуете для самых маленьких детишек?

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

– должны соответствовать возрасту малыша, и их не должно быть много. Ребёнок не должен спать в кроватке с плюшевыми друзьями – есть риск удушения. На первом году жизни лучше не использовать мягкие игрушки, потом малышу нужны развивающие игрушки. Маленьким деткам будут интересны многофункциональные подвесные игрушки, различные дуги, музыкальные комплексы и яркие погремушки. Нужны такие игрушки, в которых ребёнку : построить, рассортировать, слепить, собрать в единое целое.

8. Какие процедуры вы считаете обязательными для грудничков – массаж, зарядка?

– Я считаю важными в формировании моторного развития ребёнка курсы общего массажа – по 10 раз в 3 и в 6 месяцев. В остальные сроки – по показаниям специалистов. Плавание полезно с рождения под наблюдением специально обученных людей. Самостоятельная гимнастика должна проводится ежедневно с месячного возраста.

9. Стоит ли опасаться приёма препаратов, если их назначает невролог? Можно ли обойтись без них?

– Любое назначение специалиста должно обсуждаться с ним по конкретному ребёнку и конкретному заболеванию. Родителям необходимо ознакомиться с противопоказаниями, побочными эффектами назначенных препаратов. При появлении каких-либо вопросов лучше проконсультируйтесь с лечащим врачом, а не отменяйте лекарство самостоятельно. Препараты, которые на данный момент назначаются детишкам с раннего возраста, прошли необходимые клинические исследования и считаются безопасными. При применении любого лекарственного средства со стороны ребёнка возможны аллергические реакции и другие побочные действия, при индивидуальной непереносимости лекарственное средство отменяется.

10. В заключение ваш главный совет всем родителям – читателям нашего блога.

– Для роста и развития здорового ребёнка необходимы адекватное питание, много общения, спокойная и любящая обстановка в семье, и зачастую этого достаточно. Не ищите проблем и болезней в своём ребёнке, спокойно и адекватно наблюдайте за его развитием. Многие мамы боятся заметить проблему в своей крохе, но при этом не торопятся обращаться к врачам. Если у вас появились вопросы или жалобы, смело идите к специалистам, ведь многие состояния у детей являются частью определённого этапа развития. Большинство заболеваний лучше поддаются лечению при раннем выявлении проблем.

У детей становление нервной системы происходит непрерывно, поэтому важно не пропустить этапы ее формирования. Детский невропатолог (невролог) - это доктор, который наблюдает ребенка от рождения до 18 лет и проверяет уровень его развития.

Детский невролог - профилактическое посещение

  • после выписки малыша из роддома или по достижению им месячного возраста. Так как в 1 месяц ребенок начинает видеть и слышать.
  • в промежутке с 3 месяцев до 1 года посетить врача следует несколько раз. Происходят важные изменения: активности, повышается контакт с внешней средой, появляется умение брать в руки предметы, обретаются навыки ползанья и сиденья.
  • с 1,5 до 3 лет - детский врач невролог будет ждать вас 2 раза в год. В этот период малыш учиться говорить, появляется первый жизненный опыт и впечатления, формируется память, строится линия поведения с родителями и друзьями.
  • с 3 до 6 лет - важный этап в жизни дошкольника: развитие легкой моторики, зарождаются черты характера.
  • с 7 до 11 лет - ребенок занимает место в обществе, учится абстрактно мыслить, осваивает программные учения.
  • с 11 до 13 лет - детский невропатолог необходим в данный промежуток времени. В этот период происходит половое созревание, меняется внешность, эмоциональный фон и поведение подростка.
  • с 13 до 18 лет посещают доктора один раз в год.

Данный осмотр проводится с целью проверки правильности развития дитя в определенном возрасте.

Симптомы, по которым обращаются к детскому невропатологу

При наблюдении следующих признаков у ребенка, необходимо нанести визит к неврологу:

  • судороги во время сна или увеличения температуры.
  • жалобы на частую головную боль.
  • или мочи.
  • неспокойный сон.
  • потеря сознания.
  • частое срыгивание у младенцев.
  • дергаются руки, ноги и подбородок у грудничка.
  • рассеянность и отсутствие контакта со сверстниками.
  • нарушение двигательного, речевого, умственного развития.

Хороший детский неврологсумеет подобрать индивидуальный курс лечения для ребенка с учетом его особенностей.

По каким заболеваниям обращаются к неврологу

Детский невропатолог может не только проверить развитие ребенка, но и провести лечение следующих болезней:

  • перинатальных повреждениях нервной системы.
  • родовых травм.
  • гидроцефалии.
  • церебрального паралича.
  • черепно-мозговой травмы.
  • эпилепсии.
  • головного мозга.
  • нервной системы, полученных по наследству.
  • неврозов.
  • нервно-мышечной системы.
  • нейрокожных.
  • системных расстройств (например, заикание, энурез).

Детский невропатолог - лечение

Специалист при осмотре малыша может назначить дополнительные исследования:

  • УЗДГ.
  • осмотр глазного дна.

После сбора необходимых сведений детский невропатолог назначает лечение, которое включает в себя как лекарственные медикаменты, так и физические действия (лечебный массаж, плавание, физкультура, физиотерапия).

Не стоит затягивать визит к врачу, так как своевременно выявленная патология подается лечению, и процесс выздоровления протекает быстрее.

Мария Николаева
Зачем ребенку к неврологу?

В каких случаях следует обращаться к неврологу?

Невролог (невропатолог) – медицинский специалист по физиологическим особенностям нервной системы, диагностирует и лечит заболевания, связанные с врождёнными и приобретёнными патологиями центральной и периферической нервной системы.

Случается, что защитные механизмы, отвечающие за рефлексы новорожденного, по каким-либо причинам нарушаются. Такой ребенок сразу после рождения нуждается в помощи неонатолога, а впоследствии – детского невролога. К «поломке» защитных механизмов ребенка могут привести пагубные пристрастия беременной, такие как курение и алкоголь, перенесенные ею заболевания и прием некоторых лекарственных препаратов. Кроме того к нарушению защитных механизмов могут приводить преждевременные или тяжелые роды, появление на свет при помощи кесарево сечения или генетическая предрасположенность.

Родители должны знать, что на первом году жизни малыша должен регулярно осматривать детский невролог. Первый осмотр проводится на четвертой неделе жизни ребенка, второй – через полгода и третий – в 12 месяцев. Таким образом, у врача будет возможность не только оценить темпы развития малыша, но и выявить возможные патологии как можно раньше.

Основные причины поражений Центральной Нервной Системы:

Различные неблагоприятные воздействия на мозг в период внутриутробного развития, во время родов или в первые месяцы и годы жизни.

Интоксикации матери во время беременности;

Токсикоз;

Родовая травма;

Асфиксия;

Несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору (резус-конфликт) или по групповой принадлежности крови;

Травмы мозга в первые годы жизни ребенка;

Алкоголизм и наркотическая зависимость родителей;

Речевая депривация в период интенсивного ее развития;

Генетические патологии речевого развития.

Когда обязательно необходима консультация детского невролога?

Наличие нескольхих нижеперечисленных симптомов у ребенка составляет повод для консультации у специалиста – детского невролога. Который, не только продиагностирует и назначит лечение, но также даст рекомендации для полноценного развития и укрепления нервной системы ребенка.

В грудном возрасте:

o Ребёнок особо возбудим, трудно засыпает, беспокойно спит

o Плач неравномерный, заметно дрожание подбородка

o Часто срыгивает

o Имеет набухший родничок

o При косоглазии

o При ходьбе встает и ходит на носочках

o Появление судорог на высокую температуру или после вакцинации

В дошкольном возрасте:

o Повышенная раздражительность, агрессивность

o Расторможенность, нарушение координации движений, крупной и мелкой моторки

o Плаксивость, замкнутость, проблемы с общением

o Низкий уровень памяти, внимания, неусидчивость

o Энурез, энкопрез

o Полное отсутствие или грубое недоразвитие речи

o Повышенная утомляемость

o Жалобы на головную боль

o Потливость

o Бессонница или напротив, чрезмерная сонливость

o Отсутствие аппетита

o Беспричинная тревога

Чувство нехватки воздуха

Какие диагностические методы использует детский невролог?

Все необходимые диагностические данные собираются безболезненно, и главное безопасно для здоровья ребёнка. При необходимости доктор может назначить использование УЗИ головного мозга, УЗИ сосудов шеи и головы, Магнитно – Резонансная и Компьютерная Томография головного мозга, энцефалограмма.

Речь является наиболее молодой функцией, развивающейся интенсивно в первые годы жизни ребенка. Известно, что молодая функция, наиболее бурно развивающаяся, обычно оказывается и более ранимой. В связи с этим при раннем поражении головного мозга различные синдромы нарушенного речевого развития встречаются наиболее часто. В осуществлении речевой деятельности принимают участие самые различные уровни и отделы центральной нервной системы. Однако известно, что повреждение некоторых отделов мозга приводит к наиболее выраженным речевым нарушениям.

Возможности компенсации и развития речевой деятельности во многом зависят от времени начала лечения и развития. Лечение начатое в период наиболее интенсивного развития головного мозга, являются эффективными – первые 3 года жизни. К трем годам мозг человека достигает половины своего окончательного веса.

По мнению врачей, ребенок должен начать разговаривать предложениями в два-три года. Если этого не произошло – пришла пора обратиться к специалистам, чтобы помочь малышу рассказывать миру о себе.

Часто слышу от родителей, чьи дети не говорят в 2-3 года:

– У нас папа первое слово в четыре сказал. И ребенок заговорит, это у него наследственное.

– Старшая дочь в 2,5 года стишки рассказывала, а сын молчит. Как захочет что-то – рукой показывает или плакать начинает. Но это же нормально, мальчики начинают говорить позже девочек.

– Она все знает, понимает, не говорит только. Придет время и заговорит, не «созрела» еще.

Между тем время не идет – бежит, а ребенок молчит.

В последние десятилетия наблюдается рост заболеваний, связанных с деятельностью нервной системы. Взрослые люди часто не придают серьезного значения таким симптомам неврологического характера, как головные боли, невозможности сконцентрироваться, снижению работоспособности и быстрой утомляемости. Следует знать, что большинство неврологических проблем у взрослого человека – родом из детства, поэтому не следует пренебрегать профилактическими осмотрами собственного ребенка детским невропатологом.

Публикации по теме:

Эссе «Зачем человеку музыка» У каждого народа на заре его становления появлялась своя музыка. Эти сплетения звуков (ритмы тамтамов, гудение охотничьих рогов) оказывались.

Конспект занятия «Зачем человеку дом» Конспект к презентации «Зачем человеку дом?» Цель: Систематизировать знания детей о доме, его частях, материалах из которых делают дома.

Конспект занятия «Зачем нам нужен нос?» Беседа на тему"Носы нужны не только для красы".Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья,способствовать закреплению.

Задачи: 1. Узнать основные функции носа. 2. Выяснить, что дыхание - основа жизни. Цель: - Познакомить детей с особенностями работы органа.